Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Результаты работы по проведению тренингов в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителейСтр 1 из 4Следующая ⇒
Результаты работы Общее количество человек, получивших консультации - 665 (АППГ- 695), из них: 316 - несовершеннолетний (АППГ - 343); 334 - законный представитель (АППГ - 342); 15 - специалисты (АППГ- 10);
из них первичных обращений – 440 (АППГ- 434 человека): 217- несовершеннолетний (АППГ- 216); 210 - законный представитель (АППГ- 208); 13- специалисты (АППГ- 10).
Количество семей, обратившихся за психолого-педагогической помощью – 358 (АППГ- 363), из них: 206 - полная семья (АППГ -225); 137 - неполная (АППГ -107); 15 – опекунская (АППГ- 31).
Характеристика проблем: • Употребление ПАВ – 29 обращений (АППГ- 108), из них: 17 - алкоголь (АППГ -51); 5 - курение (АППГ-31); 6 - наркотические средства (АППГ- 18); 1 - летучие растворители (АППГ- 8) • Суицидальные риски (поведение) – 15 (учет с июля 2017 года) • Другое* – 345 обращений (АППГ- 279)
Статистика обращений из муниципального образования «Город Архангельск» Всего обращений – 362 человека (АППГ- 393), из них: 176 – несовершеннолетний (АППГ- 194); 185– законный представитель (АППГ -197) 1 – специалист (АППГ -2);
из них первичных обращений – 184 человека (АППГ -186): 92- несовершеннолетний (АППГ- 93); 91 - законный представитель (АППГ- 91); 1 – специалист (АППГ -2);
Количество семей – 209 (АППГ- 215), из них: 113 - полная семья (АППГ- 139); 90 – неполная (АППГ- 58); 6 - опекунская (АППГ- 18).
Характеристика проблем: • Употребление ПАВ – 24 обращения (АППГ- 43), из них: 15 - алкоголь (АППГ- 19); 3 - курение (АППГ- 13); 5 - наркотические средства (АППГ- 9); 1- летучие растворители (АППГ -2); • Суицидальные риски (поведение) – 7 (учет с июля 2017 года) • Другое* – 193 обращений. (АППГ- 168)
Статистика обращений из муниципальных образований Архангельской области
Всего обращений– 303 человека (АППГ- 302), из них: 141- несовершеннолетний (АППГ -149); 149- законный представитель (АППГ- 145); 14 - специалисты (АППГ – 8);
из них первичных обращений - 256 человек (АППГ -248): 125- несовершеннолетний (АППГ- 123); 119 – законный представитель (АППГ- 117); 12 - специалисты (АППГ -8).
Количество семей - 149 (АППГ- 148).
Характеристика проблем • Употребление ПАВ – 5 обращений (АППГ- 65), из них: 2- алкоголь (АППГ- 32); 2- курение (АППГ- 18) 1- наркотические средства (АППГ- 9); 0 - летучие растворители (АППГ- 6) • Суицидальные риски (поведение) – 8 (учет с июля 2017 года) • Другое* – 152 обращений (АППГ -111).
Поводы обращений за помощью (другое*): трудности в обучении (отсутствие мотивации, гиперактивность, невнимательность, непоседливость, трудности адаптации, снижение успеваемости, отсутствие интереса к любым видам социальной активности); нарушения родительско-детских отношений (конфликты, отсутствие взаимопонимания, семьи с приемными детьми, отсутствие контакта с детьми, ревность в отношении младших братьев и сестер, и т.д.); эмоциональные проблемы (страхи, тревога, злость, эмоциональная нестабильность, подавленность, одиночество и т.д.); психотравма (сексуальное насилие, смерть близкого человека, нападения, развод родителей, болезнь и другие стрессовые ситуации); школьные трудности (нарушения правил поведения, конфликты с педагогами, одноклассниками, травля со стороны сверстников); межличностные проблемы (трудности общения с окружающими, застенчивый, неуверенный); подростковый кризис (отсутствие мотивации к обучению, конфликты с родителями и учителями, агрессия, первый сексуальный опыт, пробы ПАВ и т.д.); нарушения поведения (уходы из дома, школы, асоциальное поведение, кражи, драки, агрессивное поведение); невротические нарушения (ночной энурез, тики, патологические привычки); компьютерная зависимость; нарушения пищевого поведения.
В течение года за помощью обращались семьи из двадцати МО Архангельской области:
За отчетный период всего проведено 1942 консультации (АППГ- 1533) объемом 2003 часов (АППГ - 1643,5 часа). Продолжительность работы с мотивированной семьей составляет в среднем 5-8 консультаций. Причина прекращения работы – удовлетворение запроса. При отсутствии мотивации семьи на работу с психологом средняя продолжительность встреч составляет – 1-3. Обращение несовершеннолетних по полу и возрасту:
На одну семью по средним статистическим данным приходится 5,45 консультации и 5,6 часов работы. На одного человека по средним статистическим данным приходится 2,92 консультации и 3 часа работы.
Используемые техники и технологии работы при работе с семьей: Плассотерапия, рационально-эмоционально-поведенческая терапия, системная семейная психотерапия, арт-терапия, песочная терапия, Мозартика, телесно-ориентированная терапия, расстановки с использованием фигурок и предметов, интегральная психология и психотерапия, психологический театр, бодинамика, метафорические карты, спектрокарты, символдрама.
Выводы по итогам консультативной работы: 1. Общее количество человек, получивших консультации, незначительно снизилось по сравнению с прошлым годом - на 30. Количество проведенных консультаций и часов консультирования увеличилось на 409 и 359,5 соответственно. Это связано с тем, что психологическое сопровождение несовершеннолетних с депрессией, депрессивным состоянием, суицидальным поведением, психотравмой, эмоциональными нарушениями более длительно, в среднем составляет от 12 до 15 консультаций. По времени консультация длится от 1,5 до 2 часов, т.к. психические процессы заторможены, дети в контакт вступают неохотно, медленно реагируют, некоторые получают лекарственную терапию, что так же влияет на состояние ребенка. Увеличение консультаций и часов связано с тем, что специалисты начали практику совместной работы(2 специалиста) не только с семьями из области, но и с семьями из Архангельска.
2. Количество обращений по употреблению ПАВ уменьшилось в 3,7 раза по сравнению с прошлым годом. За помощью к психиатру – наркологу обратилось всего 10 человек, что в 6,7 раз меньше, чем в 2016 году.
3. Количество обращений семей с опекунами уменьшилось в 2 раза, что связано с открытием и успешной работой педагогов-психологов ГБУ АО «АЦПД «ЛУЧИК», которые сопровождают замещающие семьи.
4. Количество обращений неполных семей в 2017 году увеличилось на 30. В целом обращений полных семей в 1,5 раза больше чем неполных.
5. В 2017 возросло количество обращений семей, нуждающихся в неотложной психологической помощи в связи с суицидальными рисками несовершеннолетних. Такие семьи требуют длительного сопровождения. (отдельный статистический учет ведется с июля 2017 года).
Заведующий отделением Лютикова Н.А и педагог-психолог Гончар И.Л. проводили занятия для родителей по программе: «Счастливые родители - счастливые дети».В первом полугодии 2017 года были проведены 10 занятий (59 участников занятий).С октября 2017 года специалисты работали с новой группой (85 участников занятий). По отзывам обратной связи, родители отмечают важность и новизну полученных знаний как практических, так и теоретических. Участники по итогам работы отметили улучшение семейных взаимоотношений, которые стали более доверительными, эмоционально теплыми.По анкетам обратной связи удовлетворенность услугой составила 100 процентов. Заведующий отделением Лютикова Н.А. и педагоги-психологи Маргелите А.Г. и Шелякина Л.В. разработали 2017 году программу для детей «Путешествие в страну эмоций», направленную на развитие эмоциональной сферы детей, формирование навыков конструктивного выражения чувств и эмоций. Общее количество занятий -8, в ходе которых использовались разные методы (имитационные и ролевые игры, психогимнастика, рисуночные методы, элементы групповой дискуссии, техники и приемы саморегуляции, беседа, работа в малых группах (2 - 3 человека), обсуждение в большой группе, мини – лекции, игровые и терапевтические упражнения, элементы фильмотерапии). Аппаратные процедуры Всего проведено 305 процедур 31 несовершеннолетнему, из них: 21 - КГМ (картирование головного мозга), 234- ТКМП (транскраниальнаямикрополяризация), 50- БОС –тренинг.
Статистические показатели по работе психиатра-нарколога: Общие показатели: Количество консультаций – 13 (АППГ 66) Общее количество человек – 10 (АППГ 67) Несовершеннолетний – 5 человек (АППГ 37) Родителей (законных представителей) – 5 человек (АППГ 28) Специалисты – 0 (АППГ2) Количество семей – 6 (АППГ 33), из них: 3 - полная семья (АППГ 16), 3 - неполная (АППГ14), 0 - опекун (АППГ 3).
Характеристика проблем: • Употребление ПАВ: 5 – алкоголь (АППГ 23), 1 – курение (АППГ 10), 2– наркотические средства (АППГ 16), 1 - летучие растворители (АППГ 7).
Статистические показатели по работеврача-психотерапевта (специалист приступил к работе с 13 октября): Общие показатели: Количество консультаций – 83 Общее количество человек – 44 Несовершеннолетние - 20 человек Родителей (законных представителей) – 24 человека Специалисты – 0 Количество семей – 22, из них: 17 - полная семья, 5 - неполная, 0 - опекунская.
Характеристика проблем: - употребление ПАВ - 4 чел - другое – 16 чел.
Обработка результатов социально-психологического тестированияна раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ
Характерные недостатки, встречающиеся при предоставлении документов из муниципальных образовательных учреждений Архангельской области: отсутствие акта, отсутствие в акте печати, заверяющей подпись руководителя образовательной организации; предоставление данных на 13 летних и 18 летних обучающихся, не подлежащих СПТ; не полностью заполненные или испорченные анкеты; указанные в акте, но не предоставленные анкеты; одинаковые коды среди разных возрастных групп; заполнение малыми группами методики СПТ, а не СОП и заполнение большими группами методики СОП, а не СПТ. 3. Деятельность отделения медиации осуществлялась в соответствии с Концепцией развития до 2017 года сети служб медиации (примирения) в Архангельской области, утвержденной постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Архангельской области (далее – областная КДНиЗП) № 3 от 29 июня 2015 года, Положением об отделении, региональными документами по взаимодействию субъектов программ примирения. Основные направления работы: - проведение программ примирения по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, по материалам об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, административным правонарушениям подростков; - координация и информационно-методическое сопровождение территориальных и школьных служб примирения в Архангельской области; - повышение квалификации (формирование навыков медиации и восстановительной практики) работников органов и организаций, работающих с детьми. Результаты работы В отделение медиации в 2017 году поступило 90 заявок на медиацию (2016 г.- 79), в т.ч.: - 62 заявки на процедуру примирения по уголовным делам (2016 г. – 46), - 13 заявок по отказным материалам (2016 г. – 27), - 15 заявок по административным правонарушениям подростков (2016 г. - 6). Проведена 41 предварительная встреча со сторонами, 25 программ примирения, по которым заключено 7 примирительных договоров, 17 челночных медиаций. В результате указанные уголовные дела были прекращены за примирением сторон. По одной программе примирение не достигнуто в связи с невозможностью обвиняемой Т. возместить потерпевшей материальный ущерб, подписан протокол о результатах встречи. Не удалось завершить челночную медиацию еще в 8 случаях в связи с невозможностью передать письмо с извинениями потерпевшей стороне (сроки по делу истекали, а сторона не выходила на связь). Кроме того, специалистами отделения медиации по обращениям образовательных организаций проведено 4 Круга сообщества по конфликтам в классе, отработано 9 заявок, переданных из других отделений центра, по нарушенным детско-родительским отношениям: подписано 7 примирительных договоров и 2 челночных медиации. Специалистами проведена 1 медиация по порядку общения с ребенком бабушки, подписано медиативное соглашение, которое представлено стороной в суд. Анализ работы по заявкам показал следующее. 1. Медиация требует определённых временных затрат для сторон конфликта, что для работающего человека не всегда возможно, в связи с чем, увеличилось количество отказов законных представителей от участия в программе и возросло число челночных медиаций. 2. Часть заявок поступила в центр необоснованно (обвиняемый взят под стражу либо лицо не достигло 10-летнего возраста, случай может быть рассмотрен школьной службой примирения и др.); 3. Нередко законные представители детей, потерпевшие -представители торговых сетей не выходят на связь. 4. После отказов от участия в программе имеются случаи совершения подростками повторных преступлений. 5. Нарабатывается эффективная практика проведения медиаций по нарушенным детско-родительским отношениям. В отзывах после медиации участники программы указывают, что медиация оказывает реальную помощь, помогает высказаться, принести извинения и загладить вред. Удовлетворённость проведением программы примирения составляет 100%. Проведен количественный и качественный мониторинг деятельности территориальных служб примирения в Архангельской области за 2016 год. По результатам мониторинга Архангельская область находится в числе лидеров по медиации в уголовном судопроизводстве среди регионов РФ. Отделение на основании ежеквартальных статистических данных о проведении медиаций территориальными службами примирения анализирует эффективность работы медиаторов по заявкам, выявляет проблемы межведомственного взаимодействия, вносит предложения по их устранению. В целях координации деятельности территориальных служб примирения заведующий отделением принимала участие в совещаниях по внедрению восстановительных технологий в Архангельской области: - 28 февраля 2017 года круглый стол в областном суде по дружественному к детям правосудию с выступлением «Развитие медиации в Архангельской области в 2016 году»; - 22 марта участие в заседании круглого стола с органами предварительного следствия и системы профилактики по дружественному к детям правосудию с выступлением «Медиация по уголовным делам в отношении несовершеннолетних», г. Котлас; - 19 апреля участие в заседании круглого стола в УФСИН России по Архангельской области на тему «Развитие сотрудничества между исправительными учреждениями УФСИН России по Архангельской области и Норвегии в рамках проекта «тюрьмы-побратимы» с выступлением об итогах 5-летнего сотрудничества по медиации; - 13 июня, 24 августа, 28 ноября участие в заседании рабочей группы по дружественному к детям правосудию в Архангельском областном суде; - 19 октября участие в ВКС областной комиссии, прокуратуры области с выступлением по теме «Об исполнении Концепции развития до 2017 года сети служб медиации (примирения) в Архангельской области»; - 13 декабря на учебно-методических сборах для сотрудников ПДН области (в режиме видеоконференцсвязи) выступление по теме «Основные формы взаимодействия субъектов программ примирения, участие органов внутренних дел в их реализации». На заседании областной КДН и ЗП 01 декабря рассмотрен вопрос «Внедрение на территории Архангельской области технологий Программы «Дети и молодежь групп риска в Баренцевом регионе», в т.ч. восстановительной медиации и семейных конференций (информация подготовлена отделением медиации). В соответствии с предложениями отделения комиссия постановила: - наделить ГБУ АО «Центр «Надежда» полномочиями по координации и организационно-методическому сопровождению внедрения в Архангельской области технологий восстановительной медиации и семейных конференций; - ГБУ АО «Центр «Надежда» осуществлять ежегодное проведение мониторинга деятельности территориальных и школьных служб примирения. Работа в тесном взаимодействии со всеми органами и организациями, работающими с детьми и участвующими в воспитании и образовании детей, защите их прав и интересов, обеспечивает решение такой основной задачи как создание благоприятных и безопасных условий для полноценного развития и социализации детей, в том числе детей, вступивших в конфликт с законом. В связи с декриминализацией побоев, ряда краж чужого имущества и ростом административных правонарушений подростков в августе 2017 года подписан Порядок взаимодействия субъектов программ примирения по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних в Архангельской области, разработанный отделением медиации. Данный Порядок позволяет привлекать к разрешению конфликтов между детьми, прежде всего, школьные службы примирения и только в случае их отсутствия – территориальные службы примирения. В целях реализации указанного Порядка отделением медиации разработаны методические рекомендации по взаимодействию школьных служб примирения с подразделениями по делам несовершеннолетних ОВД, территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, утверждены постановлением областной комиссии от 29 сентября 2017 года № 9, направлены всем заинтересованным органам и учреждениям. Указанным постановлением областной комиссии утверждена также новая ежеквартальная форма отчета территориальных служб примирения, подготовленная отделением медиации. В октябре 2017 года принят Порядок взаимодействия субъектов программы примирения по делам об административных правонарушениях и уголовным делам о применении насилия взрослыми в отношении детей в семьях, в разработке которого активно участвовала заведующий отделением. Активно работает Ассоциация медиаторов Архангельской области: проведено 3 заседания правления Ассоциации, на которых определены основные направления деятельности на 2017 год, обсуждалась подготовка к областным семинарам, разработаны методические рекомендации по внедрению Порядка взаимодействия субъектов программы примирения по делам об административных правонарушениях и уголовным делам о применении насилия взрослыми в отношении детей в семьях. 19 – 20 апреля проведен областной российско-норвежский семинар «5 лет медиации в Архангельской области». ГБУ АО «Центр «Надежда» являлось участником программы «Сообщества восстановительных практик: от ремесла к методической оснащённости» Центра «Судебно-правовая реформа» г. Москва. В рамках указанной программы, в целях повышения профессиональной компетентности и обмена опытом, специалисты отделения 21-23 июня приняли участие во Всероссийской конференции по восстановительному правосудию «20 лет восстановительному правосудию в России», г. Москва, заведующий отделением Е.А. Дунаева выступила на пленарном заседании с темой: «Опыт работы службы примирения с ситуациями насилия в семье в Архангельской области». С октября 2017 – ноябрь 2018 года Архангельская область участвует в проекте «Сохраним детей в семьях: от административных решений к восстановительным методам укрепления семейных родственных отношений», на который Центром «Судебно-правовая реформа» получены средства Фонда президентских грантов. Региональным координатором по проекту является заведующий отделением медиации, которая в октябре приняла участие в установочном семинаре в Москве, разработан план работы на период действия проекта, ежемесячно предоставляется отчетность. В 2017 году проведен анализ деятельности 15 региональных инновационных площадок по организации школьных служб примирения (далее – ШСП) в Архангельской области за 2016 год. Однако результаты работы данных ШСП не отражали в полной мере ситуацию в области. Поэтому в рамках Всероссийской ассоциации восстановительной медиации проведен ежегодный мониторинг деятельности ШСП Архангельской области за 2016 год, в котором приняли участие 50 образовательных организаций Архангельской области (в 2015 году – 31), из них нормально работающих 15 ШСП против 8. В 2017 году отделением медиации продолжено информирование на семинарах администраций образовательных организаций и специалистов муниципальных образований с целью заинтересовать в создании ШСП: - 07 февраля в Мезенском районе; - 11 апреля в Няндомском районе; - 21 апреля в г. Архангельске; - 12 октября в г. Северодвинске;. -18 октября в Вельском районе. - 21 декабря в Исакогорском и Цигломенском округе г. Архангельска. 99 процентов участников семинаров удовлетворены полученной информацией, наиболее актуальной посчитали общие сведения о ШСП, о возможностях решать конфликты другим, не дисциплинарным, способом, о существовании восстановительного подхода. Кроме выступления на семинарах, специалисты отделения медиации приняли участие в ВКС: - 16 февраля на базе АО ИОО с участием ТКДН и ЗП, прокуратуры области и специалистов ШСП обсуждены результаты мониторинга деятельности ШСП за 2016 г. Отмечены ШСП, активно занимающиеся разрешением конфликтов через восстановительный подход. Также внимание обращено на недостатки в проведении мониторинга, даны рекомендации для работы. - 18 мая на тему: «О реализации распоряжения министерства образования и науки Архангельской области от 15 апреля 2016 г. № 751 «Об утверждении перечня региональных инновационных площадок в Архангельской области в 2016 г. по организации ШСП», где подвели итоги работы и определили дальнейшие действия по развитию сети ШСП в Архангельской области. По состоянию на 01 января 2018 года восстановительной медиации обучено более 190 специалистов в 105 образовательных организациях 20 муниципальных образований Архангельской области. В соответствии с Концепцией развития до 2017 года служб медиации (примирения) в Архангельской области к концу 2017 года должна быть создана трехуровневая система урегулирования конфликтных и криминальных ситуации с участием несовершеннолетних, в том числе не менее одной ШСП в каждом муниципальном образовании. Однако на данный момент эта цель достигнута не в полной мере, в ряде муниципальных образований эффективно работают несколько школьных служб примирения, в 6 их нет совсем (Верхнетоемский, Вилегодский, Виноградовский, Каргопольский, Онежский, Устьянский районы). В связи с этим отделением подготовлен проект распоряжения министерства образования и науки Архангельской области «Об организации деятельности школьных служб примирения в образовательных организациях на территории Архангельской области»; подписано 07 июня 2017 года № 999. В соответствии с указанным распоряжением на ГБУ АО «Центр «Надежда» возложено информационно-методическое сопровождение ШСП, а также сбор отчетов о их деятельности один раз за год. Информационно-методическое сопровождение ШСП осуществлялось в следующих направлениях: 1. Выезды в образовательные организации: МБОУ «СШ № 12» г. Архангельска; МБОУ «Мезенская средняя школа имени А.Г. Торцева», МБОУ «Каменская школа» Мезенского района; МБОУ «Средняя школа № 6» г. Няндома; МБОУ «Усть-Вельская СОШ № 23» Вельского района; МБОУ «Пежемская СОШ» Вельского района. Без выезда в муниципальное образование изучена деятельность МБОУ «Яренская СОШ» Ленского района. Результаты выездов оформлены справками, в которых даны рекомендации образовательным организациям по деятельности ШСП. 2. Участие в вебинарах АО ИОО и Центра «СПР» г. Москва с целью как активизации деятельности по обучению детей-волонтеров на базе образовательных организаций, так и информирования педагогов о возможностях решения конфликтов в детской среде в восстановительном подходе: - 28 февраля и 13 марта участие в вебинарах центра «Судебно-правовая реформа» по привлечению детей-волонтеров на опыте работы Волгоградской области; - 24 ноября выступление на вебинаре в АО ИОО «Современные формы, методы и технологии по профилактике правонарушений несовершеннолетних» для специалистов образовательных организаций Архангельской области. Специалистами отделения проведены мастер-классы «Круг сообщества»: - 14 апреля в рамках Фестиваля практической психологии 2017 г.; - 15 июня на консультативно-методическом семинаре для специалистов ТКДН и ЗП; - 21 сентября для специалистов ГБУ АО «Центр «Надежда»; - 17 октября для педагогов МБОУ «Усть-Вельская СОШ № 23» Вельского района; - 28 ноября для педагогов МБОУ «Васьковская СШ» Приморского района. Внедрение Кругов сообщества в образовательную среду позволяет решить конфликты среди группы детей, предупредить нарастание напряженной ситуации в детской среде, способствует более ответственному поведению несовершеннолетних. На постоянной основе специалисты отделения медиации откликались на запросы всех заинтересованных образовательных организаций с целью стимулирования развития ШСП, в том числе оказывалась консультативная помощь членам ШСП-99 консультаций за текущий период (2016 год – 37). По состоянию на 15 июня 2017 года отчет о деятельности ШСП предоставили 54 образовательные организации Архангельской области 15 муниципальных образований, из них заявили о создании ШСП 44 школы. Однако не все образованные ШСП занимаются разрешением конфликтных ситуаций в детской среде. Анализ деятельности ШСП показывает, что кураторы ШСП испытывают трудности в проведении программ примирения, связанные, прежде всего, с отсутствием практического опыта, командного подхода, недостаточной поддержкой со стороны, как администрации образовательных организаций, так и участников образовательного процесса. По запросу Федерального института медиации в апреле 2017 г. проведен анализ анкет образовательных организаций о деятельности ШСП (63 образовательные школы из 357). Удовлетворены деятельностью ШСП 90 процентов образовательных организаций, где ШСП функционируют. 14 – 15 декабря 2017 года проведен ставший традиционным областной семинар «Школьная служба примирения: вчера, сегодня, завтра», на котором присутствовало 65 специалистов ШСП. Невозможность оказания практической помощи членам ШСП на месте ввиду отсутствия денежных средств на выезды и неукомплектованность кадрами отделения медиации привела к необходимости объединения ШСП по «кустовому признаку». В группах, разделенных по муниципальным образованиям, на областном семинаре слушатели обсудили способы сотрудничества, поддержки и обмена опытом ШСП, созданных в образовательных организациях. Создание сети ШСП позволит укрепить ШСП на месте (организационно и технологически), обеспечит их устойчивую работу. По результатам семинара сформирован сборник выступлений в электронном виде, который размещен на сайте Центра «Надежда». Курирование школьных служб примирения в области позволило активизировать работу малоактивных ШСП, оказывать точечную помощь образовательным организациям, стимулировать создание новых служб в районах, увеличить количество заинтересованных специалистов в продвижении идей восстановительного подхода. Вовлечение в совместную деятельность специалистов комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов полиции и членов ШСП будет способствовать в дальнейшем формированию у детей ответственного отношения к своей жизни, наиболее эффективному осуществлению профилактической работы в образовательных организациях. Развитие сети служб примирения в Архангельской области требует обучения специалистов основам медиации. При этом Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2011 года № 187, которым была утверждена Программа подготовки медиаторов, признан утратившим силу приказом министра от 22 мая 2017 года № 445. В соответствие с лицензией на образовательную деятельность ГБУ АО «Центр «Надежда» в 2017 году утверждено государственное задание на обучение по программам дополнительного профессионального образования 50 чел. Обучение осуществлялось по следующим программам повышения квалификации специалистов: - «Медиация в восстановительном правосудии» (40 час.), восстановительной медиации обучено 9 специалистов территориальных служб примирения; - «Восстановительные технологии для педагогов школьных служб примирения» (40 час.), восстановительной медиации и кругам сообщества в рамках госзадания обучено 38 специалистов школ; 10 за счет средств ведомственной целевой Программы муниципального образования «Город Архангельск» «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2016-2021 годы»; - «Восстановительные технологии как метод урегулирования семейных конфликтов с участием детей» (40 час.), которая разработана отделением в 2017 году и включает восстановительную медиацию для случаев насилия взрослыми над детьми в семьях и семейную конференцию, по госзаданию обучено 3 и платно 10 специалистов г. Архангельска. Таким образом, госзадание в части обучения специалистов выполнено в полном объеме и дополнительно, в счет платных услуг, обучено 20 человек. Согласно анкетам обратной связи, слушатели высоко оценивают обучение по программам повышения квалификации учреждения.
В 2017 году отделением разработана четвертая программа дополнительного профессионального образования «Семейные конференции - эффективный метод работы с семьей» (72 часа), обучение по которой планируется в следующем году. Кроме того, специалисты отделения медиации приняли участие в курсе АО ИОО «Деятельность школьной службы примирения» (04-06 апреля обучен 21 педагог), «Внедрение института посредничества (медиации) при разрешении семейно-правовых споров, в т.ч. связанных с расторжением брака» (17-18 октября обучено 20 специалистов органов опеки и попечительства). На 2018 год наиболее востребованной остается программа «Восстановительные технологии для педагогов школьных служб примирения».
4. Работа отделения мобильной социально-психологической работыОсновные направления в 2017 году: 1. Разработка и проведение социально-психологических тренингов с персоналом учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью оказания психолого-педагогической поддержки, повышения профессиональной компетенции в вопросах воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2. Разработка и проведение социально-психологических тренингов с воспитанниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью содействия их социальной адаптации; 3. Участие в расследовании случаев, требующих комплексной социально-психологической диагностики (самовольные уходы воспитанников учреждений, суицидальные попытки, конфликты и пр.); 4. Оказание психолого-педагогической помощи воспитанникам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации; 5. Оказание консультативной помощи специалистам учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в решении проблем воспитанников, направленной на создание условий для развития личности детей и подростков и их успешной социализации; 6. Исследование и мониторинг социально-психологического климата, уровня профессионального выгорания специалистов в учреждениях Архангельской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовка заключений по результатам исследований. Также специалисты отделения проводили диагностику детско-родительских отношений по запросу судов Архангельской области и органов опеки и попечительства, вели консультативную работу с клиентами учреждения. Результаты работы За 2017 год специалистами отделения в различных мероприятиях (диагностика, тренинги, консультации) охвачено 826 человек (АППГ – 1267), в т.ч. родители, специалисты, законные представители – 471 (АППГ – 663), несовершеннолетние – 355 (АППГ – 604). Снижение количества мероприятий произошло в связи с тем, что в 2016 году основная деятельность специалистов была связана с проведением исследований СПК в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому был практически 100% охват специалистов и воспитанников. В 2017 году основная работа специалистов отделения была нацелена на проведение тренингов с воспитанниками и специалистами учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2017 году специалистами отделения проведены исследования социально-психологического климата, уровня профессионального выгорания персонала, адаптации воспитанников в 3 (АППГ -19) учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: ГБУ АО «Детский дом «Беломорец»», ГБУ АО «Онежский детский дом», ГБУ АО «Красноборский детский дом». В исследовании приняло участие 50 работников (АППГ-436) и 107 воспитанников (АППГ – 474), в т.ч.:7-11 лет – 26 (АППГ-130); 12-15 лет – 56 (АППГ-244); 16-18 лет – 25 (АППГ -100). По результатам исследования подготовлено 6 (АППГ-36) заключений, которые направлены в министерство образования и науки Архангельской области и руководству учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что в учреждениях существуют трудности, негативно сказывающиеся на социально-психологическом климате: - ощущение дискомфорта от пребывания в коллективе; - конфликтные отношения в коллективе - нежелание совместно проводить время с коллегами, - предвзятость со стороны руководства - слабое материально-техническое обеспечение; - неудовлетворенность заработной платой. Среди параметров деятельности более всего работники удовлетворены: - организацией труда; - режимом работы; - санитарно-гигиеническими условиями труда; -личными результатами труда; - возможностью повышения квалификации. Менее удовлетворены: - материально-технической оснащенностью; - системой морального стимулирования; - размером заработной платы. Среди трудностей значительное количество специалистов отмечает: - большое количество обязанностей; - сильное эмоциональное напряжение в течение рабочего дня; - высокую ответственность. Также работники отмечают, что ощущают недостаток знаний о психологических особенностях детей-сирот, технологиях работы с детьми. Среди мотивов деятельности значение имеют как внешние факторы (социальные гарантии, стабильность, приемлемый удобный график, хороший коллектив), так и внутренние (нравится работать с детьми, работа по специальности). Уровень профессионального выгорания специалистов оценивался по трем показателям: эмоциональное истощение, деперсонализация (деформация отношений с другими людьми), редукция (обесценивание) профессиональный достижений. По результатам исследования у специалистов наиболее выражен показатель деперсонализации (дегуманизации отношений с другими людьми). Для воспитанников в возрасте до 12 лет, по сравнению с подростками, характерно более положительное, благоприятное отношение к детскому дому, его работникам. Источником негативных переживаний для значительной части ребят являются трудности межличностного взаимодействия со старшими воспитанниками. Для воспитанников подросткового возраста результаты исследований достаточно индивидуальны и представлены в справках по конкретным детским домам. Изучение самооценки показало, что примерно для 75 процентов опрошенных характерны различные проблемы в восприятии себя (очень высокая самооценка, низкая самооценка, переоценка личностных ценностей, процесс изменения отношения к себе). В качестве источников стресса подростками чаще воспринимаются конфликты, алкоголь, наркотики, сигареты, самовольные уходы из детского дома. Эти понятия связаны со страхами, угрозами, неприятностями. Для ребят это не ассоциируется с прошлым, настоящим или будущим, хотя многие сообщали, что имеют опыт курения, употребления алкоголя, несколько человек имеют опыт употребления наркотиков. Это может свидетельствовать либо о действительно отрицательном отношении воспитанников к «вредным привычкам», либо о наличии зависимости (например никотиновой), т.е. ребята знают, о своих пагубных привычках, осознают их вред, но ничего поделать с этим на данный момент не могут, ограничиваются лишь формальной критикой. Со слов детей, допускающих самовольные уходы, употребление алкоголя и курение, в учреждении отсутствует занятость, которая была бы им интересной. Не проведено исследование СПК в ГБУ АО «Низовский детский дом», т.к. не удалось согласовать даты проведения исследования с директором детского дома. Результаты работы по проведению тренингов в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (без данных АППГ т.к. в 2016 году работа не проводилась)
При проведении занятий специалисты отделения столкнулись со следующими трудностями: - слабая мотивация воспитанников, а иногда и персонала к участию в тренинге; - пропуски занятий участниками тренинга (занятость воспитанников на других мероприятиях, кружках, секциях, привлечение специалистов к работе); - сложно согласовать время проведения занятий, т.к. занятость воспитанников и персонала; - помещения, выделяемы для работы, не всегда подходят для проведения тренинга. Указанные трудности в целом снижают эффективность занятий, влияют на атомосферу в группе, затрудняют формирование терапевтической среды. По отзывам участников,все темы были интересны и полезны, особенно значимым для работников и воспитанников было научиться познавать себя, свои чувства и эмоции, выявлять и прорабатывать личностные проблемы, понимать других людей, гармонизировать межличностные отношения, взаимодействовать друг с другом в атмосфере доверия. Для подростков также важно было научиться навыкам ассертивного отказа, что позволит им в дальнейшим эффективно взаимодействовать с окружающими в ситуациях социального давления. Также для подростков были важны занятия о семейных отношениях, о том как научиться понимать друг друга, разрешать семейные конфликты. По результатам анкетирования участников тренингов средний балл составил: 1. ГБУ АО «Северодвинский детский дом» (персонал) – 5; 2. ГБУ АО «Северодвинский детский дом» (воспитанники) – 4,8; 3. ГБУ АО «Рембуевский детский дом» (персонал) – 5; 4. ГБУ АО «Рембуевский детский дом» (воспитанники) – 4,8; 5. ГБУ АО АЦПД «Лучик» (персонал) – 4,8; 6. ГБУ АО АЦПД «Лучик» (воспитанники) – 4,4; 7. ГБУ АО «Детский дом «Беломорец» (персонал) – 4,9; 8. ГБУ АО «Красноборский детский дом» (персонал) – 4,7; 9. ГБУ АО «Цигломенский детский дом» (персонал) – 5; 10. ГБУ АО «Архангельский детский дом №1» (персонал ТУП) – 5; 11. ГБУ АО «Архангельский детский дом №1» (воспитанники - ТУП) – 4,8; 12. ГБУ АО «Архангельский детский дом №1» (воспитанники - ФГСЖ) – 4,7; 13. ГБУ АО «Ракуло-Кокшеньгский детский дом» (персонал) – 4,9; 14. ГБУ АО «Ровдинский детский дом» - 4,9; 15. ГБУ АО «Октябрьский детский дом» (персонал) – 4,7; 16. ГБУ АО «Архангельский детский дом № 1» (персонал выгорание) - 5
По результатам анкетирования участников тренингов удовлетворенность занятиями составила: 1.ГБУ АО «Северодвинский детский дом» (персонал) – 100%; 1. ГБУ АО «Северодвинский детский дом» (воспитанники) – 96%; 2. ГБУ АО «Рембуевский детский дом» (персонал) – 100%; 3. ГБУ АО «Рембуевский детский дом» (воспитанники) – 96% 4. ГБУ АО АЦПД «Лучик» (персонал) – 96%; 5. ГБУ АО АЦПД «Лучик» (воспитанники) – 88%; 6. ГБУ АО «Детский дом «Беломорец» (персонал) – 98%; 7. ГБУ АО «Красноборский детский дом» (персонал) – 94%; 8. ГБУ АО «Цигломенский детский дом» (персонал) – 100%; 9. ГБУ АО «Архангельский детский дом №1» (персонал ТУП) – 100%; 10. ГБУ АО «Архангельский детский дом №1» (воспитанники ТУП) – 96%. 11. ГБУ АО «Ракуло-Кокшеньгский детский дом» (персонал) – 98% 12. ГБУ АО «Ровдинский детский дом» (персонал) -98% 13. ГБУ АО «Архангельский детский дом №1» (персонал выгор.) – 100%; 14. ГБУ АО «Архангельский детский дом №1» (воспитанники - ФГСЖ) – 94%; 15. ГБУ АО «Октябрьский детский дом» (персонал) – 94%; Общая удовлетворенность клиентов составляет 95%. По результатам анкет обратной связи персоналу учреждений также были бы интересны следующие темы: - целеполагание, мотивация к успеху; - работа с негативными эмоциями; - ассертивный отказ; - как вести диалог с агрессивными людьми; - тайм - менеджмент; - конфликты; - профилактика стресса, техники релаксации; - особенности детей-сирот; - работа с трудными подростками, гиперактивными и агрессивными детьми. По результатам анкет обратной связи воспитанникам учреждений интересна была бы тема эмоций, семейных отношений.
Результаты иной групповой работы(без данных АППГ)
Общее количествогрупповых мероприятий за год (тренингов, занятий, мастер-классов) - 98 (АППГ – 6), в которых приняли участие 394 человека, в т.ч. 174 – несовершеннолетние, 220 – специалисты. За отчетный период проведено 56 консультаций (АППГ – 138), в т.ч. 30 (АППГ -32) с несовершеннолетними и 26 (АППГ - 106) с родителями, педагогами, специалистами. В отчет по государственному заданию вошло 37 человек, т.к. по остальным клиентам нет анкет обратной связи, учет произведен в журнале учета консультаций отделения. Причины обращений несовершеннолетних: отсутствие мотивации к обучению, употребление алкоголя, агрессия, конфликтные отношения со сверстниками и взрослыми, буллинг, страх отвержения, сексуальное насилие, профориентация, трудности выражения чувств. Родители, педагоги, специалисты обращались в основном по вопросам коррекции и профилактики профессионального выгорания (усталость, раздражительность), взаимоотношений с коллегами и воспитанниками, детско-родительских отношений. Также специалистов интересовали результаты диагностики профессионального выгорания.
За отчетный период поступило 59 запросов (АППГ - 37) на проведение диагностики детско-родительских отношений, 49 запросов (АППГ-35) поступило из районных судов (Октябрьский, Ломоносовский, Приморский, Соломбальский, Пинежский) в связи с определением места жительства ребенка, порядка общения с ребенком, лишением родительских прав, восстановлением в родительских правах, 10 (АППГ-2) – из Управления по вопросам семьи, опеки и попечительства г.Архангельска. Всего проведено диагностик: родители, законные представители – 92 (АППГ - 62); несовершеннолетние – 62 (АППГ- 32), в т.ч: до 11 лет – 52 (АППГ-25); 12-15 лет – 8 (АППГ-6); 16-17 лет – 2 (АППГ – 1). Подготовлено и направлено в суд и органы опеки 55 заключений (АППГ-33), 2 запроса на данный момент находятся в работе, по 2 запросам диагностика не проводилась в связи с неявкой сторон. Экспертиза детско-родительских отношений является одним из самых сложных видов экспертиз и требует от эксперта тщательной подготовки (изучение литературы, материалов, подбор методик, анализ результатов исследования). Методическая работа 1. Разработано: 2 тренингадля персонала учреждений («Профилактика профессионального выгорания»«Тренинг уверенного поведения»), 6 тренингов для воспитанников («Тренинг уверенного поведения», «Формирование готовности к семейной жизни», «Азбука общения», «Друг другу на встречу», «Чувства бывают разные», «Развитие коммуникативной компетенции школьников»). 2. Изучение и подбор диагностических методик, литературы по экспертизе детско-родительских отношений, особенностям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 3. Проведено 2 методических семинара для психологов учреждений («Плассотерапия в работе с детьми и подростками»,«Использование кинетического песка в работе с детьми и подростками»). 4. Проведен круглый стол с директорами учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по вопросам профилактики профессионального выгорания персонала учреждений, в рамках которого проводила тренинг «Профилактика профессионального выгорания». 5. Участие в секции для руководителей государственных бюджетных образовательных учреждений Архангельской области для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей с ограниченными возможностями здоровья в качестве выступающего по теме «Рухнувший мир: как помочь ребенку».
5. Деятельность отделения формирования здорового жизненного стиля направлена на организацию профилактической работы с несовершеннолетними образовательных организаций, родителями и педагогическими работниками с целью предупреждения незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ несовершеннолетними, формирования здорового образа жизни в целом и повышение педагогической компетентности родителей и специалистов помогающих профессий. К основной деятельности отделения относится: 1. Разработка и проведение профилактических мероприятий (занятий, тренингов, семинаров, круглых столов) с несовершеннолетними, родителями (законными представителями) и специалистами образовательных организаций, направленных на: - предупреждение незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в образовательной среде; - предупреждение правонарушений, антиобщественных действий, семейного неблагополучия; - пропаганду здорового образа жизни; - повышение педагогической компетентности родителей и специалистов органов системы профилактики. 2. оказание психолого-педагогической, консультативной помощи несовершеннолетним, родителям (законным представителям), специалистам учреждений системы профилактики в решении проблем воспитания, обучения и успешной социализации несовершеннолетних.
В течение года работа с образовательными организациями проводилась на основании договоров с территориальными КДН и ЗП: - МО «Город Архангельск», базовые площадки:МБОУ СШ 2, 4, 9, 22, 23 им. А.С. Пушкина, 26, 27 33, 34, 35, 36, 51, 55, 59, 60, 70, 77, 82, 95, ОСШ, ГАОУ СПО АО Техникум строительства и городского хозяйства», ГБПОУ АО «Северный техникум транспорта и технологий», ГАПОУ АО «Архангельский техникум водных магистралей им. С.Н. Орешкова», ГБПОУ АО «Архангельский аграрный техникум»; - МО «Северодвинск», базовые площадки МБОУ СОШ №3, МБОУ СОШ № 11, МБОУ СОШ №24, МБОУ СОШ №25, ГАПОУ СПО АО «Техникум строительства, дизайна и технологий», ГАПОУ АО «Северодвинский техникум социальной инфраструктуры», ГАПОУ АО Северодвинский техникум судостроения и судоремонта», ГБПОУ АО «СТЭлС», Технический колледж филиала ФГАОУ ВО «С(А)ФУ»; - МО «Город Новодвинск», базовые площадки МОУ СОШ №1, МОУ СОШ №7, ГАПОУ АО «Новодвинский индустриальный техникум»; - МО «Приморский муниципальный район», базовые площадки: МБОУ «Катунинская СШ», МБОУ «Талажская СШ», МБОУ «Уемская СШ», МБОУ «Патракеевская ОШ», МБОУ «Ластольская СШ»; - с государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением Архангельской области «Архангельский колледж культуры и искусства»; - с государственным автономным учреждением Архангельской области «Молодёжный центр»; - других муниципальных образований.
На конец отчётного периода остались не охваченными профилактическими мероприятиями 5 школ города Архангельска (2, 4, 22, 23 им. А.С. Пушкина, 60) и 2 школы города Северодвинска (11, 25) по причине отсутствия мотивации у администрации образовательных организаций. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 290. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |