Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анализ использования производственной мощности предприятия




 

Значение и задачи анализа. Факторы изменения производственной мощности. Показатели ее использования и факторы, определяющие их уровень.

От уровня материально-технической базы предприятия, степени использования его производственного потенциала зависят все конечные результаты хозяйствования, в частности, объем

выпуска продукции, уровень ее себестоимости, прибыль, рентабельность, финансовое состояние и др.

Если производственная мощность предприятия используется недостаточно полно, то это приводит к увеличению доли постоянных издержек в общей их сумме, росту себестоимости продукции и как следствие уменьшению прибыли. Поэтому в процессе анализа необходимо установить, какие изменения произошли в производственной мощности предприятия, насколько полно она используется и как это влияет на себестоимость, прибыль, рентабельность, безубыточный объем продаж, зону безопасности предприятия и другие показатели.

 Источниками информации для анализа являются "Баланс производственной мощности", "Отчет по продукции", "Отчет о затратах", "Отчет о прибылях и убытках" и др.

Под производственной мощностью предприятия подразумевается максимально возможный выпуск продукции при реально существующем объеме производственных ресурсов и достигнутом уровне техники, технологии и организации производства. Она может выражаться в человеко-часах, машинно-часах или объеме выпуска продукции в натуральном или стоимостном выражении. Производственная мощность предприятия не может быть постоянной. Она изменяется вместе с совершенствованием техники, технологии и организации производства и стратегией предприятия.

Степень использования производственных, мощностей характеризуется следующими коэффициентами:

Изучаются динамика этих показателей, выполнение плана по их уровню и причины их изменения, такие, как ввод в действие новых и реконструкция предприятий, техническое переоснащение производства, сокращение производственных мощностей.

Факторы изменения ее величины можно установить на основании отчетного баланса производственной мощности, который составляется в натуральном и стоимостном выражении в сопоставимых ценах по видам выпускаемой продукции и в целом по предприятию:

 

где Мк, Мн соответственно производственная мощность на конец и начало периода; Мс - увеличение мощности за счет строительства новых и расширения действующих предприятий; Мр - увеличение мощности за счет реконструкции действующих предприяти Мопт - увеличение мощности за счет внедрения оргтехмероприяти Мас - изменение мощности в связи с изменение ассортимента продукции с различным уровнем трудоемкости; Мв уменьшение мощности в связи с выбытием машин, оборудования и других pecypсов.

 Данные табл. 14.8 показывают, что за отчетный год производственная мощность предприятия за счет ввода в действие нового цеха, реконструкции и внедрение намеченных оргтехмеропритий увеличилась на 20 % (120 000/100 000х100). Однако уровень использования ее значительно снизился. Резерв производственной мощности фактически в отчетном году составляет 16% (100-84). С целью нормального функционирования предприятия устранения кратковременных сбоев в работе планом предусматривался резерв мощности 5 %. Следовательно, созданный производственный потенциал используется недостаточно полно. Причины - сверхплановые затраты времени на ремонт оборудования, сверхплановые целодневные и внутрисменные простой оборудования из-за отсутствия сырья, электроэнергии, недостаточно высокого уровня организации производства.

 

Для характеристики степени использования пассивной части фондов рассчитывают показатель выхода продукции на 1 м2 производственной площади, который в некоторой степени дополняет характеристику использования производственных мощностей предприятия. Повышение уровня данного показателя способствует увеличению производства продукции и снижению ее себестоимости.

Из табл. 14.9 следует, что объем производства на анализируемом предприятии в отчетном году вырос на 6700 млн руб., в том числе за счет увеличения:

производственной площади предприятия

ВП =-(5400 - 5000) х 0,9 х 20,91 = 7528 млн руб.;

удельного веса площади цехов в общей производственной площади

ВП = 5400 х (0,91 - 0,90) х 20,91 = 1129 млн руб.;

выпуска продукции на 1 м2 цехов ВП = 5400 х 0,91 х (20,5128 - 20,911) = -1957 млн руб.

Таким образом, можно сделать вывод, что предприятие недостаточно полно использует не только машины и оборудование, но и производственные площади (пассивную чась фондов). Неполное использование производственной мощности приводит к снижению объема выпуска продукции, росту ее себестоимости, так как больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

Недоиспользование производственной мощности на 9 % вызвало относительный перерасход затрат на содержание машин и оборудования на сумму 565 млн руб. (6277х9/100), а соответственно уменьшение суммы прибыли.

Чтобы определить, как изменился безубыточный объем продаж за счет увеличения суммы постоянных расходов, необходимо прирост ее разделить на долю маржинального дохода в выручке (см. табл. 24.9);

Зона безопасности предприятия за счет этого фактора уменьшилась

Следовательно, данному предприятию необходимо разработать конкретные мероприятия по более полному использованию созданного производственного потенциала. Одним из таких мероприятий является формирование портфеля заказов на профильную продукцию предприятия, который во многом зависит от маркетинговой деятельности предприятия.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 289.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...