Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Реформирование колхозов и совхозов. Продолжение аграрной реформы
Реформирование колхозов и совхозов — главное звено аграрной и земельной реформ. Необходимость его проведения социально-экономически не была обоснована. Вся нормативная правовая база, определившая судьбу колхозов и совхозов, а в конечном счете и жизнь не только всего сельского (особенно), но и городского населения, была построена на ошибочном идеологическом постулате — «вернуть крестьянам землю», заменить крупное производство мелким, крестьянским; параллельно развивать новые, капитали стические формы ведения сельского хозяйства, потому что колхозы и совхозы, якобы, потенциально не способны обеспечить страну продовольствием и иной сельскохозяйственной продукцией, к тому же они не могут по своей социально-экономической природе вписаться в рыночные условия. Эта идеология развивалась с участием иностранных специалистов. Полная замена колхозов и совхозов иными частнопредпринимательскими структурами, обязательная ликвидация нежизнеспособных хозяйств к концу 1993 г. (с использованием аукционов), полная свобода рынка земли, сокращение субсидирования сельского хозяйства — вот те предписания, которые содержались в капитальном труде «Стратегия реформ в продовольственном и аграрном секторах экономики бывшего СССР. Программа мероприятий на переходный период», подготовленном сотрудниками и консультантами Всемирного банка с участием российских ученых-экономистов и опубликованном в 1992 г. в США (на англ. яз.) и в 1993 г. — в России (на рус. яз.). Объективные статистические данные опровергают приведенные зарубежные предписания. По сравнению с 1913 г., который был самым урожайным в дореволюционной России за 40 лет, в 1988 г. потребление продуктов питания в расчете на душу населения составило в кг (соответственно 1913 и 1988 гг.): мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) — 29 и 66; молоко и молочные продукты (в пересчете на молоко) — 154 и 356; яйца (шт.) — 48 и 275; рыба и рыбопродукты — 6,7 и 17,6; сахар — 8,1 и 46,8; картофель — 14 и 99; овощи и бахчевые — 40 и 101; хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, крупа, бобовые) — 200 и 131. В 1917 г. население составляло 164 млн. человек, а в 1989 г. — 286,9 млн. человек, или в 1,75 раза больше. И при таком значительном увеличении населения потребление многих видов продуктов возросло (кроме хлеба) в 4-5 раз. СССР по уровню потребления продуктов питания занимал 6-7-е место в мире. И это при почвенно-климатических условиях, в 2,8 и 2,2 раза худших, нежели (соответственно) в США и Европейском союзе. Правовыми условными предпосылками необходимости реформирования колхозов и совхозов послужили два юридических события. 1. Принятие 25 декабря 1990 г. Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»1, введение которого в действие требовало в короткий срок привести учредительные документы всех предприятий страны (независимо от организационно-правовой формы) в соответствие с данным Законом и пройти перерегистрацию. Колхозы, как любые другие виды кооперативов, в Законе не были признаны в качестве самостоятельной организационно-правовой формы и поэтому были не вправе перерегистрироваться. 2. Совхозы перестали быть (государственными сельскохозяйственными предприятиями, осуществлявшими полное хозяйственное ведение закрепленным за ним имуществом, находящемся в государственной собственности согласно ошибочному дополнению ст. 12 Конституции РСФСР 1978 г., внесенному Законом РСФСР от 15 декабря 1990 г. Конституционной нормой было закреплено, что собственностью совхозов является произведенная ими продукция, средства производства и другое имущество, необходимое для осуществления их производственной и иной не запрещенной законом деятельности (ранее эта норма относилась только к колхозам). С таким новым правовым статусом совхозы, как и колхозы, не нашли себе места в перечне организационно-правовых форм юридических лиц, закрепленном в Законе «О предприятиях и предпринимательской деятельности», и не имели возможности перерегистрироваться, поэтому совхозы не были включены в отличие от других государственных предприятий в перечень предприятий, подлежащих обязательной приватизации согласно Государственной программе приватизации на 1992 г. Правовая необходимость реформирования колхозов и совхозов вытекала из нелегитимного по существу Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности», поскольку последний противоречил другим законам, занимающим приоритетное положение в иерархии законов: Конституция РСФСР, Закон «О собственности в РСФСР». В аграрной реформе(в ее узком понимании) можно выделить три этапа: 1990-1994 гг., 1995-2000 гг., с 2001 г. по настоящее время. Преобразование колхозов, совхозов, иных сельскохозяйственных организаций в другие организационно-правовые формы проводилось в комплексе мероприятий по земельной реформе, ибо они были неотделимы по своей сути, по целевым установкам — перевод производителей сельскохозяйственной продукции с социалистической на частную (капиталистическую) основу. Поэтому правовое регулирование аграрной и земельной реформ осуществлялось одними и теми же законами и иными нормативными правовыми актами, прямо или косвенно воздействовавшими на судьбу сельскохозяйственных организаций. Для первого этапа (1990-1994 гг.) характерна непоследовательность, противоречивость нормативно-правовой базы реформирования колхозов и совхозов. Первые законы РСФСР 1990 г. «О земельной реформе», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О собственности в РСФСР», Земельный кодекс (1991 г.) провозглашали многообразие форм сельскохозяйственного производства, многообразие и равенство форм собственности, и потому нормы о реорганизации колхозов и совхозов, как и о приватизации их земельных участков (создание коллективно-долевой или общей совместной собственности на землю), носили диспозитивный характер (если не считать ст. 7 Закона «О земельной реформе», противоречащую ст. 1 того же Закона), хотя стремление законодателя и исполнительной власти создать условия и ускорить процесс фермеризации (формирования крестьянских хозяйств на базе реорганизованных колхозов и совхозов) явно просматривалось (о чем свидетельствует и решение Правительства РСФСР от 13 апреля 1991 г., т. е. еще до принятия Земельного кодекса РСФСР об изъятии у колхозов и совхозов 10% пашни для формирования фонда перераспределения земель как первоисточника обеспечения земельными участками зарождающихся крестьянских хозяйств). Однако ход аграрной реформы был резко изменен и по форме, и по темпам Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», п. 3 которого обязывал колхозы и совхозы в 1992 г. провести реорганизацию, привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» и перерегистрироваться в соответствующих органах. Этим же пунктом Указа поручалось местным органам исполнительной власти обеспечить контроль за реализацией права членов колхозов и работников государственных предприятий на беспрепятственный выход из них для создания крестьянских (фермерских) хозяйств. Для упрощения процедуры наделения участками членов колхозов и работников совхозов, создающих крестьянские хозяйства, всем сельскохозяйственным предприятиям (кроме учебно-опытных хозяйств) поручалось определить земельные массивы, подлежащие предоставлению крестьянским хозяйствам в первую очередь (п. 7), и в течение одного месяца со дня поступления заявления о создании крестьянского (фермерского) хозяйства выделить земельные доли работника и членов его семьи в натуре, а также и имущественные паи. Во исполнение Указа Президента РФ и «в целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства и создания условий для предпринимательства на селе» Правительство РФ приняло постановление от 29 ноября 1991 г. № 36 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов»1, которым также предписывалось совхозам и колхозам до 1 января 1993 г. провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с указанным законом, а также с «другими законодательными актами», и перерегистрироваться в установленном порядке. Этим актом Правительство РФ распорядилосьне только судьбойколхозов и совхозов как юридических лиц, но и их собственностью: 1) стоимость основных и оборотных средств колхоза и совхоза (за вычетом имущества, переданного в муниципальную собственность) была признана общей долевой собственностью членов колхоза или работников совхоза (п. 8); 2) колхозам и совхозам предложено передавать в собственность сельских (поселковых) Советов народных депутатов объекты социальной сферы, жилой фонд, внутрихозяйственные дороги, системы энергообеспечения, водоснабжения, газоснабжения, телефонизации и другие объекты (п. 5); 3) в административном, а не судебном порядке колхозы и совхозы объявлялись несостоятельными (банкротами) до 1 февраля 1992 г. (по инициативе кредиторов или трудового коллектива и по соответствующему решению на основе их заявлений администрации областной, краевой, автономной области или автономного округа) и подлежали ликвидации и реорганизации в течение I квартала 1992 г. В юридической литературе отмечалось, что действия Президента и Правительства РФ в области проведения ими аграрной и земельной реформ являлись нелегитимными и антиконституционными в различные исторические периоды, так как согласно Конституции РСФСР 1978 г. Правительство РФ не имело полномочий регулировать отношения в сфере приватизации земли и имущества, а Министерство сельского хозяйства РФ тем более. Президенту постановлением Съезда народных депутатов от 1 ноября 1991 г. «О правовом обеспечении экономической реформы» была предоставлена такая возможность на период 13 месяцев, т. е. до 1 декабря 1992 г., без права делегирования каких-либо полномочий в данной области Правительству РФ. Президенту разрешалось представлять в Верховный Совет проекты указов почти по всем судьбоносным вопросам России и ее народа; указы, противоречащие действующему законодательству, исключались. Если в течение семи дней Верховный Совет РСФСР, а в периоды между сессиями Президиум Верховного Совета РСФСР, не отклоняет проект указа Президента РСФСР, то он вступает в силу. В случае отклонения проекта указа Верховный Совет должен был в десятидневный срок рассмотреть его в качестве законопроекта, представленного Президентом. Такие неограниченные полномочия Президента РСФСР противоречили Закону РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР» и тем не менее использовались им до и даже после принятия Конституции РФ 1993 г. Рассмотренные и последующие нормативные правовые акты, включая и Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», объективно заслуживают признания их нелегитимными и в определенной степени неконституционными. В первом периоде был принят ряд других нормативных правовых актов, в которых уточнялись и развивались отдельные положения Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. и постановления Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 86. В их числе особое значение имеют постановления Правительства РФ от 6 марта 1992 г. «О ходе и развитии аграрной реформы» и от 4 сентября 1992 г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», в которых в порядке дополнения к постановлению Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 86 было установлено (пп. 6 и 5 соответственно) новое важное правило: в случае принятия собраниями трудовых коллективов сельскохозяйственных предприятий решений о сохранении прежней формы хозяйствования осуществляется перерегистрация колхозов и совхозов с закреплением за ними земли в соответствии с действующим законодательством. Такое решение было продиктовано постановлением Съезда колхозников Российской Федерации от 13 февраля 1992 г. «О мерах по реализации Указа Президента и постановлений Правительства России по реорганизации колхозов», в котором была выражена просьба к Президенту и Правительству России не допускать насильственных и кампанейских методов реорганизации хозяйств, имеющих место в ряде областей, устранить противоречия в правовых актах по аграрным вопросам, обеспечить возможность равноправного развития на селе всех форм собственности и хозяйствования, предоставить право только местным Советам народных депутатов распоряжаться землей с учетом мнения трудовых коллективов, принять законы «О коопераций» и «О банкротстве». Таким образом, данными нормативными правовыми актами, по существу, была скорректирована установка на полную ликвидацию колхозов и совхозов как самостоятельных организационно-правовых форм хозяйствования на земле путем их реорганизации, закрепленная в Указе Президента РФ от 27 декабря 1991 г. и постановлении Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. Однако, сохранив свою прежнюю организационно-правовую форму хозяйствования, колхозы и совхозы вынуждены были реорганизоваться внутренне и перерегистрироваться по новым уставам с измененным правовым статусом. К этому обязывало жесткое требование, закрепленное в тех же постановлениях Правительства (пп. 6 и 5), о том, что должно быть обеспечено безоговорочное право выхода работающих без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия с выделением земельной доли и имущественного пая для организации крестьянского (фермерского) хозяйства. Указанное требование означало необходимость проведения процедур приватизации земельных участков, определения имущественных паев в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. № 708, не только в реорганизуемых колхозах и совхозах, но и в сохранивших свою организационно-правовую форму. Порядок приватизации предусматривал следующее: 1) создание в каждом районе, колхозе и совхозе районных и внутрихозяйственных комиссий по приватизации земли и реорганизации хозяйств (в состав последних включались представители местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов); 2) принятие трудовым коллективом хозяйства решений о выборе формы собственности на землю, о порядке подачи заявки на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или в аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме (с приложением списка лиц, имеющих право на получение земли в собственность бесплатно в соответствии с Указом Президента РФ от 2 марта 1992 г. № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан»). В соответствии с Указом право на бесплатное получение земли в собственность имеют: а) работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территории; б) лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий). Постановлением Правительства от 4 сентября 1992 г. № 708 этот список лиц расширен за счет временно отсутствующих работников (военнослужащих, стипендиатов), а также лиц, имеющих право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения), и лиц, уволенных по сокращению после 1 января 1992 г. Согласно Указу среднерайонная норма бесплатной передачи земли в собственность определялась путем деления всей площади сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района (за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов) делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе). При этом главам местной администрации сельских районов предоставлялось право устанавливать дифференцированную норму бесплатной передачи земли в собственность по выделяемым на территории района зонам с различной плотностью сельского населения. 3. Для определения в каждом хозяйстве индивидуальных имущественных паев путем деления стоимости его имущества (за исключением объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, передаваемых в муниципальную собственность, жилищного фонда совхозов, объектов образования, здравоохранения и других объектов, для которых установлен особый режим приватизации, а также стоимости неделимого фонда), т. е. так называемого общественного фонда, на количество лиц, имеющих право на имущественные паи. Таковыми являются перечисленные категории граждан, имеющие право на земельные доли, кроме лиц, занятых в социальной сфере, право на имущественные паи которых может возникнуть по решению трудового коллектива. Индивидуальные имущественные паи определялись с учетом вклада каждого его владельца в создание этого фонда (оплаты труда, его сложности и пр.) с использованием методов оценки, избираемых трудовым коллективом. Владелец имущественного пая и земельной доли мог использовать их следующими способами: - получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства; - внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив; - продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев). В итоге проведенной таким образом организационно-правовой системы мер создавались экономические элементы, необходимые для юридического оформления колхоза или совхоза в их новом правовом статусе, и для образования новых хозяйственных формирований — хозяйственных обществ и товариществ. Следует обратить внимание на необъяснимое и неправомерное появление кооператива — самостоятельной организационно-правовой формы сельскохозяйственной организации. Как известно, колхозы во все времена признавались в теории и законодательстве кооперативами, а кооперативы не вошли в перечень организационно-правовых форм предприятий, установленных Законом «О предприятиях и предпринимательской деятельности». В результате проведения первого этапа реформы по состоянию на 1 января 1995 г. по данным статистики насчитывалось: открытых акционерных обществ — 320, акционерных обществ закрытого типа (АОЗТ) — 7862, обществ с ограниченной ответственностью — 5000, смешанных (коммандитных) товариществ — 140, сельскохозяйственных производственных кооперативов (СХПК) — 2227, коллективных предприятий — 2183, колхозов — 6025, совхозов — 3592 (в том числе сохранивших прежний правовой статус государственного предприятия — 2000), других государственных предприятий — 1893, ассоциаций крестьянских хозяйств — 751, индивидуальных семейных частных предприятий - 528. Кроме того, было уже зарегистрировано 270 тыс. крестьянских хозяйств, в том числе 82 тыс. выделились при реорганизации колхозов и совхозов (по состоянию на 1 июля 2006 г. осталось 253 тыс. крестьянских хозяйств, из них лишь 126 тыс. осуществляют сельскохозяйственную деятельность). Из 28 тыс. колхозов и совхозов 9,6 тыс. (или 35%) сохранили свою прежнюю организационно-правовую форму юридического лица, и в процессе реформирования (изменения формы собственности на имущество и земельные участки) они руководствовались утвержденными Министерством сельского хозяйства и продоволь ствия РСФСР рекомендациями по приведению уставов колхозов, сохраняющих прежнюю форму хозяйствования, в соответствие с действующим законодательством от 4 января 1993 г. и рекомендациями по разработке уставов совхозов, сохраняющих прежнюю форму хозяйствования, от 14 января 1993 г. В приведенном видовом перечне сельскохозяйственных предприятий обозначены коллективные предприятия, которые образовались на базе совхозов, реорганизованных на основании приказов Минсельхозпрода РСФСР еще в 1990-1991 гг. В Законе «О предприятиях и предпринимательской деятельности» эта организационно-правовая форма отсутствовала, но она упоминалась в Законе РСФСР «О собственности в РСФСР». Эти предприятия, как и совхозы — собственники имущества по сложившемуся их правовому статусу, не соответствовали нормам Гражданского кодекса РФ и поэтому в перспективе должны были реорганизоваться, что и происходило на последующих этапах: совхозы, сохраняя свое название, возвращались на статус унитарных предприятий, коллективные предприятия становились кооперативами. В планово-организационном порядке реорганизация колхозов и совхозов на первом этапе реформ практически была завершена. Ее действительная цель — создание и развитие индивидуально-частного крестьянского сектора в сельском хозяйстве и замена совхозов и колхозов новыми предпринимательскими структурами была достигнута, но без ожидаемых положительных результатов в производстве сельскохозяйственной продукции. Произошло частичное разукрупнение и заметное разрушение сельскохозяйственных организаций. На втором этапе аграрной реформыпроявились два противоположных направления: 1) попытки властей продолжить реформу в целях разукрупнения еще оставшихся колхозов и совхозов, а также сложившихся новых сельскохозяйственных организаций (т. е. не только первичная, но и вторичная реорганизация); 2) развитие кооперативного сектора (вторичное реформирование). Первое из них вызревало еще в 1994 г. В средствах массовой информации широко обсуждалось предложение о необходимом срочном (насильственном) разукрупнении сельскохозяйственных предприятий на товарищества (коллективные крестьянские хозяйства) и принятии соответствующего Указа Президента РФ. Модель разукрупнения сельскохозяйственных организаций в порядке первого эксперимента была апробирована в Нижегородской области. На основе обобщения этого опыта было издано постановление Правительства РФ от 27 июля 1994 г. «О реформировании сельскохозяйственных предприятий с учетом практики Нижегородской области», которым утверждено Положение о реформировании сельскохозяйственных предприятий и одобрен пакет необходимых документов (уставы товарищества с ограниченной ответственностью, смешанного товарищества, ассоциации сельскохозяйственных предприятий, сельскохозяйственного производственного кооператива, а также их учредительные договоры), которые поручалось утвердить Минсельхозпроду РФ, а также правила проведения внутрихозяйственных аукционов по распределению земли и имущества при реорганизации сельскохозяйственных предприятий. Наиболее целесообразными организационно-правовыми формами признавались товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью и крестьянские (фермерские) хозяйства. Всероссийская академия сельскохозяйственных наук отрицательно оценила методику проведения эксперимента и его результаты. Почти одновременно по той же модели проводились эксперименты в Рязанской, Ростовской, Тульской, Волгоградской областях и также безуспешно. В качестве обоснования в документах Тульского эксперимента приводился явно несостоятельный (вернее, мнимый) аргумент: крупные сельскохозяйственные предприятия неуправляемы, отсутствуют специалисты должной квалификации для руководства предприятием. На самом деле преследовались иные цели — концентрация капитала (имущества и земельных участков) у руководителей вновь образованных предприятий в ущерб интересам населения и экономики всего сельского хозяйства. Идеология перевода крупного сельскохозяйственного производства, каким оно сложилось в советский период, на раздробленное мелкокрестьянское, которая, в принципе, имела разрушительный характер, насаждалась в России не без активного зарубежного участия и с социально-экономической позиции не выдерживала критики, особенно с учетом того, что XXI век — эпоха высоких технологий. Поэтому «разукрупнительная» Нижегородская модель реформирования сельскохозяйственных предприятий не получила распространения. Особенность первых лет данного этапа аграрной реформы — приведение учредительных документов сельскохозяйственных производственных кооперативов, акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью в соответствие с нормами Гражданского кодекса РФ согласно соответствующим рекомендациям (с тем же названием), утвержденным Минсельхозпродом России в 1996 г. Это обусловлено тем, что в указанных учредительных документах были воспроизведены ошибки Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности»: 1) товарищество с ограниченной ответственностью (ТОО) идентифицировалось с акционерным обществом закрытого типа (АОЗТ); 2) имущество этих формирований принадлежит их участникам на праве общей долевой собственности, что вступило в противоречие с Гражданским кодексом РФ (1994 г.). Второе направление аграрной реформы — развитие кооперативного сектора — связано с принятием Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», что потребовало внесения существенных изменений в учредительные документы соответствующих сельскохозяйственных производственных кооперативов (в том числе колхозов) и послужило побудительным мотивом для преобразования в кооперативы хозяйственных обществ, которые не оправдали себя на практике. Третий этап аграрной и земельной реформобусловлен прежде всего реализацией Земельного кодекса РФ 2001 г. (с изм. и доп.) и принятых в его исполнение федеральных законов: от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (с изм. и доп.) и от 24 июля 2002 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также законов субъектов Федерации об обороте земель сельскохозяйственного назначения, принятых в 2003-2004 гг. во исполнение последнего. Для земель сельскохозяйственного назначения судьбоносной оказалась ст. 20 ЗК РФ, согласно которой в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки из всех организаций — субъектов предпринимательской деятельности предоставляются только казенным предприятиям, которые в сельском хозяйстве как отрасли национальной экономики отсутствовали. В связи с этим законодатель предписал юридическим лицам, использующим земельные участки на данном праве, переоформить его на право аренды или собственности в установленный срок — первоначально до 1 января 2004 г., затем срок был продлен до 2010 г. (для отдельных субъектов — до 2013 г.). Право установления момента приватизации земель сельскохозяйственного назначения было делегировано субъектам Федерации и закреплено в их законах. В соответствии с ними в части субъектов момент приватизации наступил с 1 января 2004 г. и в более поздние сроки. Таким образом, приватизация земель и сопряженное с ней неизбежное реформирование сельскохозяйственных организаций затрагивало две категории сельскохозяйственных организаций: а) государственные и муниципальные предприятия, особенности приватизации земель и реформирования которых раскрываются в следующем параграфе; б) колхозы и совхозы республик, входящих в состав России (14 бывших автономных республик), которые не осуществляли на первом этапе приватизацию земель и реорганизацию на основании собственного земельного законодательства, право принятия которого следовало из ст. 3 ЗК РСФСР (1991 г.), предоставлявшей им самостоятельно устанавливать формы собственности на землю, а также из Федеративного договора 1992 г., наделившего их широкими нормотворческими полномочиями в регулировании земельных отношений. В этих регионах значительное количество сельскохозяйственных организаций по-прежнему использует земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, находящиеся в государственной и муниципальной собственности (в Республике Дагестан — все организации), и, по-видимому, реформирование их может продолжаться долго. Необходимость реформирования сельскохозяйственных организаций продиктована также их массовым банкротством. По состоянию на 1 июля 2006 г. более 7 тыс. (или более четверти) крупных и средних организаций, осуществлявших сельскохозяйственную деятельность, фактически обанкротились за 3-4 последних года. Тот же процесс происходил и с крестьянскими хозяйствами: фактическими банкротами за тот же короткий период стали более 30 тыс. хозяйств. Согласно Государственному (национальному) докладу «О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2006 году» массовый характер обрел отказ граждан от прав на земельную долю и крестьянских хозяйств на их земельные участки и перевод их в установленном порядке в государственную и муниципальную собственность — в фонд перераспределения земель или в земли запаса. Субъекты Федерации по-разному решают возникшие в связи с этим проблемы. Так, Белгородская область в лице специализированного учреждения «Фонд государственного имущества Белгородской области» приобрела у граждан земельных долей общей площадью 260 тыс. га и передала их в управление ОАО «Белгородский земельный фонд», акции которого находятся в государственной собственности, для дальнейшего использования в сельскохозяйственном товарном производстве. В Ростовской области широко использовалось по собственному закону об обороте земель сельскохозяйственного назначения право прекращения долевой собственности граждан на земельные участки и признания права муниципальной собственности на них в судебном порядке. Такое решение может иметь значительные масштабы, так как только невостребованных земельных долей насчитывается 27 млн га, что составляет более четверти всей площади земельных участков, используемых сельскохозяйственными организациями>(92,3 млн га). Следует отметить также, что пока не получила заметного распространения передача гражданами своего права на земельную долю в уставные (паевые) фонды сельскохозяйственных организаций в целях стабилизации и создания нормальных условий для их деятельности, хотя и очевидно широкомасштабное проявление на практике разрушительного влияния коллективно-долевой собственности на земельные участки. Доля собственности хозяйственных обществ и товариществ за 2004-2006 гг. возросла с 2 до 3,4% и в сельскохозяйственных производственных кооперативах — с 0,9 до 1% всей площади земельных участков, используемых каждой категорией этих юридических лиц. О результативности земельной и аграрной реформ можно судить по следующим данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи. По состоянию на 1 июля 2006 г. в стране насчитывалось сельскохозяйственных организаций — 59 208, в том числе крупных и средних организаций — 27 787; малых предприятий — 20 392 и подсобных хозяйств несельскохозяйственных организаций — 11 029. Из них сельскохозяйственную деятельность осуществляют организации в целом — 68,6%, в том числе крупные и средние организации — 70,6%, малые предприятия — 63%, подсобные хозяйства несельскохозяйственных организаций — 74% их общего числа по видам. Более трети организаций прекратили вести сельское хозяйство, из них: 8160 — крупных и средних, 7543 — малых и 2868 — подсобных хозяйств. Причем более 7 тыс. крупных и средних сельскохозяйственных предприятий прекратили свою деятельность в 2001-2005 гг. Неважно обстоят дела в крестьянском хозяйстве. Из созданных вначале 280 тыс. хозяйств осталось не более 253 тыс. Осуществляют сельскохозяйственную деятельность всего 51,7%. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 266. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |