Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Конституция РФ — основной источник аграрного права
Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 г.) — Основной Закон Российской Федерации, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и другие основные устои жизни общества. Конституция является определяющим источником аграрного права, как и любой другой отрасли российского права. Именно в Конституции содержатся главные нормы и принципы, являющиеся основой для правового регулирования аграрных отношений. Нормы Конституции имеют определяющее значение для организации и деятельности сельскохозяйственных организаций, а также для иных субъектов аграрного права, в том числе для аграрного правотворчества. Эти нормы можно классифицировать по четырем основным группам. К первой группе норм Конституции РФ относятся нормы, провозглашающие права и свободы граждан в сфере предпринимательской деятельности. Так, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 2). В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (п. 2 ст. 8). Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории соответствующей территории (п. 1 ст. 9). Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (п. 4 ст. 15). Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34). Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34). Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (п. 1 ст. 46). Ко второй группе норм Конституции РФ относятся нормы, устанавливающие формы собственности на землю и другие природные ресурсы, и порядок их использования. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8). Право частной собственности охраняется законом (п. 1 ст. 35). Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (п. 3 ст. 35). Право наследования гарантируется (п. 4 ст. 35). Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (п. 1 ст. 36). Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (п. 2 ст. 36). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (п. 3 ст. 36). Нормы права, закрепленные в пп. 2 и 3 ст. 36 Конституции имеют особо важное значение для совершенствования правового регулирования аграрных отношений, так как в них нашли отражение принципы социальной функции собственности на земли сельскохозяйственного назначения и верховенства федерального земельного законодательства, которые, к сожалению, в процессе осуществления земельной и аграрной реформ (особенно в первом периоде) не соблюдались. В третью группу норм Конституции РФ входят нормы, регулирующие трудовые отношения и имеющие общий характер. Не меньшее, если не наибольшее, значение они имеют для сельского хозяйства с его многоплановой спецификой и нуждаемостью в конституционных гарантиях и защите прав граждан, занятых в этой жизненно важной отрасли национальной экономики. Это относится, по существу, ко всем правам, провозглашенным в ст. 37, а именно к правам: а) свободно распоряжаться своими способностями к труду; б) выбирать род деятельности и профессию (принудительный труд запрещен); в) на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; г) на защиту от безработицы; д) на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку; е) на отдых; ж) на гарантированные установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый отпуск. Право, названное в п. «ж», относится лишь к работающим по трудовому договору, однако активно влияет и на установление локальными актами прав членов сельскохозяйственных кооперативов. К четвертой группе норм Конституции РФ относятся нормы, устанавливающие систему государственных органов, их компетенцию, в том числе в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Конституцией РФ определены предмет ведения и компетенция федеральных органов и субъектов Федерации по вопросам, имеющим первостепенное значение для регулирования аграрных отношений. Как отмечалось ранее, условия и порядок пользования главным средством производства в сельском хозяйстве — землей — определяются на основе федерального закона. К ведению Российской Федерации отнесены также управление федеральной собственностью, установление основ федеральной политики в экономической, экологической и других сферах, определение правовых основ единого рынка, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство и др. (ст. 71). К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесены природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, имеющие первостепенное значение в агропромышленном комплексе. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ст. 76). Для аграрного права важное значение имеют положения Конституции РФ о прямом ее действии и применении на всей территории Российской Федерации (п. 1 ст. 15). Согласно давно сформировавшейся правовой доктрине принципы и нормы права Конституции действуют непосредственно, если: а) они не конкретизируются в иных отраслях права и б) в действующем законодательстве еще не отменены (не изменены) нормы, противоречащие конституционным установлениям. Положение о прямом действии Конституции РФ подтверждено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»1. За судами общей юрисдикции согласно ст. 120 Конституции РФ данным постановлением закреплена функция оценки законов и иных нормативных правовых актов с точки зрения их соответствия Конституции РФ. Если такого соответствия при рассмотрении дел не установлено, то во всех необходимых случаях суд применяет Конституцию РФ в качестве прямого действия. Последовательное применение указанного правила может сыграть огромную роль в случаях ликвидации сельскохозяйственных кооперативов на основании их нечленства в ревизионных союзах, при реализации соответствующих норм Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» (1995 г.), противоречащих Конституции РФ и гражданскому законодательству. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 252. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |