Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Фонематический и слоговой синтез слов
1. Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА.., КА... 2. Разгадать ребусы: КОФ. ЛАС. КОС. 3. Из кубиков «построить» слово, соединив кубики стрелками: 4. Из двух слов образовать одно: лед, колоть (ледокол). 5. Логопед медленно произносит слово по слогам: со-ба-ка, а ребенок произносит это слово целиком. 6. «Разрезные картинки». Ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов в слове. Ребенку объясняют, что если сложить картинку неправильно, то слоги поменяются местами и слово потеряет смысл. 7. Образовать слово по аналогии (упражнение на словообразование): дом — домик, кот — ... Уточнить, какое звукосочетание появляется во всех этих словах. 8. Изменить по аналогии: дом — дома, лес — ... (упражнение в словоизменении). Уточнить, изменилось ли количество слогов. 9. Дополнить слово подходящим слогом: земляни..., смороди... 10. Выбрать слоги из таблицы и составить слова: МАША, ЛАПА, УРА, УШИ, РАМА, НАШИ, НАША, ЛАРА, РАНА, ШИНА, МАГА, ПАША, МАЛА, .МАШИ, ЛAMA.
11. Из карточек, на которых написаны слоги, составить слова, лишенные смысла, прочитать их. 12. Дописать слог в названиях изображенных на картинках предметов: маши..., куби... Смешанные упражнения на анализ и синтез слов 1. Поменять слоги местами, составить слово: рады — дыра, сосна — насос. 2. Образовать новое слово из первых слогов двух слов: чайник + капуста = чайка малина + машина — мама 3. Один ребенок произносит слово медленно по слогам: пу-го-ви-ца, а другой произносит это слово целиком. 4. Определить, какой слог пропущен: ко-...-ва; са-...-лет. Фонематические представления 1. Разложить картинки под схемы слов: (дуб) (сосна) (береза) (кот) (коза) (корова) 2. Построить «дома», «поселить» туда любые слова (на каждый «этаж» вписывать один слог):
3. Придумать родственные слова к слову снег (снеговик, снежок, снежинка, снежный) — задание аналогичное предыдущему. 4. Назвать любое слово, придумать слово на один слог длиннее (короче); аналогичное задание с картинками (выбор картинок). 5. Придумать слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов. 6. Цепочка слов (дети придумывают слово, начинающееся с последнего звука услышанного слова): тигр — рыба. 7. Закончить слово: ла.., ла.., ла.., ма.., ку... 8. Придумать слова к схемам: КА-... (каша) КА-...-... (калина) ...-КА-....... (рукавицы, макароны) ...-КА (ложка, ручка) 9. Придумать слова, оканчивающиеся на -ЧОК (каблучок, сверчок). 10. Придумать куклам имена, состоящие из 2 и 3 слогов; подарить им подарки, названия которых состоят соответственно из 2 и 3 слогов (используются картинки); объяснить, почему никому не подарили ПЛАЩ и БОСОНОЖКИ. 11. Придумать слова, соответствующие ритмическому рисунку: а) !; !!; !!!; !!!!; б) !; !!; !!!; !!!; !!!. 12. Придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо — хорошо; ши-ши-ши — ... 13. Подобрать рифму к словам: мак — гамак; зайка — ... 14. Разложить картинки на две кучки: кто это? и что это? Объяснить значение слов: строитель, строительство; парик, парикмахерская, парикмахер; водопровод, водопроводчик; часы, часовщик; милиция, милиционер. 15. Ребенку предлагается звукосочетание со стечением согласных; придумать с этим звукосочетанием слова (хвалить, хватать, хватит). В ходе отработки слов различной слоговой структуры необходимо обращать внимание на смыслообразующую роль фонем и семантику слов. ОТРАБОТКА СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ НА МАТЕРИАЛЕ ЧИСТОГОВОРОК, ЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, СТИХОВ И ДРУГИХ ТЕКСТОВ Как правило, дети с тяжелой речевой патологией не запоминают стихов, тем более состоящих из 4 и более строк. Поэтому с ними следует начинать разучивать двустишия. Заучивание двустиший должно проводиться с обязательной опорой на предметные и сюжетные картинки, игрушки. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания. Для этого логопед задает вопросы по картинке. Нередко разучивание стихотворений сопровождается упражнениями, направленными на развитие подражательности и координации речи с движениями. Рекомендуется также проводить подвижные игры, сопровождающиеся речью. Для наилучшего «вхождения» ребенка в роль можно предложить ему соответствующую маску или соответствующий атрибут (например, дудочку). На данном этапе целесообразно использовать такие стишки, потешки, прибаутки, в которых присутствует многократное звукоподражание; это подготавливает речевой аппарат ребенка к усвоению слогового ряда. Во время занятий с «неговорящими» детьми рекомендуется сопряженное проговаривание рифмованных строк логопедом и ребенком (в пределах речевых возможностей ребенка), чтение стихотворений логопедом и ребенком по ролям. Например: Логопед: Гуси! Гуси! Ребенок: Га-га-га! Логопед: Есть хотите? Ребенок: Да-да-да! Если ребенок запоминает стихотворную форму из двух строчек, можно расширить объем запоминания до 4—6 строк. Логопед подбирает литературный материал, исходя из задач данного этапа коррекционной работы. Параллельно ведется работа по уточнению звукопроизношения или автоматизации поставленных звуков на материале разучиваемых стихов, потешек, прибауток. Речевой материал, |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 617. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |