Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1 Парламент - Национальное Собрание Республики Беларусь.




Согласно ч.1 ст.99 Конституции право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Пра­вительству, а также гражданам, обладающим избирательным правом, в ко­личестве не менее 50 тысяч человек, и реализуется в Палате представите­лей. Парламент - Национальное Собрание РБ является представительным и законодательным органом РБ и состоит из двух палат - Палаты предста­вителей и Совета Республики.

Палата представителей:

Согласно части 1 статьи 91 состоит из 110 депутатов, избрание которых осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депута­том Палаты представителей может быть гражданин РБ, достигший 21 года. Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Пар­ламенте на профессиональной основе. Депутат Палаты представителей мо­жет быть одновременно членом Правительства.

В соответствии со ст.97 Палата представителей рассматривает следующие вопросы: рассматривает проекты законов, назначает выборы Президента, дает согласие Президенту на назначение Премьр-Министра, заслушивает доклад Премьер-Министра о программе деятельности правительства и одобряет или отклоняет программу, рассматривает вопрос по инициативе Премьер-Министра о доверии Правительству, по инициативе не менее од­ной трети от полного состава Палаты выражает вотум недоверия Прави­тельству, принимает отставку Президента, отменяет распоряжения Предсе­дателя Палаты представителей.

В соответствии со ст.91, ч 2 Совет Республики является палатой террито­риального представительства. От каждой области и города Минска тайным голосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов базо­вого уровня каждой области и города Минска по 8 членов Совета Респуб­лики. 8 членов Совета Республики назначаются Президентом. Членов Со­вета Республики может быть гражданин РБ, достигший 30 лет и прожив­ший на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Прави­тельства (ст.92). В соответствии со ст.98 Совет Республики одобряет или отклоняет приня­тые Палатой представителей проекты законов, дает согласие на назначение Президентом Председателя Верховного Суда, Председателя и судей Вер­ховного Суда, Председателя и судей ВХС, Генерального Прокурора, Пред­седателя и членов Правления Национального банка, Председателя Цен­тральной комиссии по выборам и проведению республиканских референ­думов, избирает 6 судей Конституционного суда, 6 членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, от­меняет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законо­дательству, принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случаях, предусмотренных законом и др.

Срок полномочий парламента - ст.93.ч.1 - 4 года, продление на основа­нии закона в случае войны.

Сессии парламента - две очередные в год: первая открывается 2 октября, ее продолжительность не более 80 дней; вторая - 2 апреля. Продолжитель­ность - не более 90 дней; внеочередные сессии созываются указами Прези­дента - ст.95. Согласно ст.103,ч.I заседания палат Парламента являются открытыми. Решения Палаты Представителей принимаются в форме зако­нов и постановлений по вопросам распорядительного и контрольного ха­рактера. Решения Совета Республики принимаются в форме постановле­ний. Решения палат считаются принятыми при условии, если за них прого­лосовало большинство от полного состава палат.

Прекращение полномочий досрочно ПП при отказе в доверии Правитель­ству, выражении вотума недоверия Правительству либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-Министра; обеих палат - на осно­вании заключения Конституционного Суда в случае систематического или грубого нарушения Конституции (ст.94).

 

 

Тема 2 Конституционные основы судебной власти. Судебная система в РБ и ее

Основные принципы.

Судебная власть - одна из разновидностей государственной власти, при­звана осуществлять правосудие.Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права. Правосудие имеет ряд специфических признаков: осуществляется от имени государства, специальными государственными органами - судами, посредством рассмотрения в судеб­ных заседаниях гражданских, уголовных и других дел в установленной законом процессуальной форме. Один из важнейших принципов - осуществление правосудия только су­дом (ч.1ст.109 Конституции). Это означает, что в РБ нет и не может быть никаких, кроме судов, государственных или иных органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела, подлежащие по закону судебному разбирательству.

Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону Судьи не­сменяемы.. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установлен­ным законом. Судьи неприкосновенны. Принципами, связанными с реализацией судебной власти и отправлени­ем правосудия:

- разбирательство дел во всех судах является открытым.

- судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равно­правия сторон (ст.115 Конституции).

— коллегиальность рассмотрения дел в суде. Единолично судьями дела рас­сматриваются в случаях, предусмотренным законом.

.

Судебная власть осуществляется Конституционным судом, общими, хозяйственными и иными су­дами, предусмотренными законами РБ. К общим судам в РБ относятся - Верховный Суд РБ, областные, Минский городской, районные (городские) и военные суды, к хозяйственным судам относятся Высший Хозяйствен­ный Суд РБ, хозяйственные суды областей и приравненные к ним суды, хозяйственные суды городов и районов. В системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий. Образование чрезвычайных судов в РБ запрещается.

Конституционный Суд РБ был создан 28 апреля 1994 года. Правовым основанием его деятельности стали нормы Конституции РБ и Закон «О Конституционном Суде РБ», принятый 30 марта 1994 года. Целью КС является осуществление контроля за конституционностью нормативных актов.

КС РБ формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. 6 судей КС назначаются президентом РБ, 6 судей избираются Советом Республики. Председатель КС назначается президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов КС - 11 лет. Предельный возраст членов КС-70лет. КС дает заключения по следующим вопросам: см. ст.116, ч. 4.

Конституционном Суд не имеет право рассматривать по своей инициативе вопросы о соответствии нормативных актов. КС проверяет конституционность оспариваемого нормативного акта не только с позиций Конституции, законов и междуна­родно-правовых актов, но и с точки зрения соответствия их декретам и ука­зам президента

 Основными принципами деятельности КС РБ являются законность, не­зависимость, коллегиальность, гласность, устность, равноправие и состяза­тельность сторон. КС при исполнении и своих функций независим.

Дела разрешаются КС открыто, за исключением случаев, если это необ­ходимо для сохранения государственной тайны (закрытые заседания). Ре­шение КС во всех случаях оглашается публично. Разбирательство в заседаниях КС происходит устно. При рассмотрении дел КС стороны пользуются равными правами. Конституционное судопро­изводство строится на началах состязательности сторон. Производство в КС ведется на белорусском или русском языках. Компетенция, организация и порядок деятельности КС определяется Конституцией РБ и законом о КС РБ.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 317.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...