Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гносеология. Основные понятия теории познания




Онтология

Бытие

Виды бытия

1

Онтология (гр. оntos

 сущее +…logos слово) –

 учение о способах и формах бытия

1.Объективное бытие Материя –объективная реальность, существующая вне и независимо от воли и сознания
2.Субъективное бытие   Сознание – то,  что создано мышлением, чувствами, настроением человека

2

Разделы онтологии

Учение о материи

(об объективном бытии)

Учение о сознании

(о субъективном бытии)

                                                                                                             Таблица 8

Учение о материи 

I. Эволюция понятия материи

1

 

Наивно-материалистические учения

Материя как некое «первоначало» мира (субстанция)

Натурфилософия 

древних

Конкретные природные стихии: вода, земля, воздух и огонь

2

 

Метафизический  

материализм

Некое «первовещество» мира, «первоэлемент», «первокирпичик» (субстрат)

Материализм  

Нового времени

Атом, молекулы и другие  мельчайшие частицы
3

Диалектический

 материализм

 

Объективная реальность, данная в ощущениях человека. Материя и субстанция, и субстрат. В понятии материи содержится и философское, и естественно-научное  

II. Атрибуты материи

1

Движение –

это  изменение вообще и потому проявляет себя в 

конкретных формах

Основные формы

движения

(По

Ф. Энгельсу)

1. Механическое –изменение места положения материальных объектов относительно друг друга

2. Физическое – изменение состояния материальных объектов

3. Химическое – изменение качества материальных объектов

4. Биологическоеизменение энергии материальных объектов (обмен веществ, ассимиляция и диссимиляция)

5. Социальное – изменение человека и общества

Движение – способ бытия материи. Движение и материя

нерасторжимы. Формы движения материи взаимосвязаны. Эту связь понимают двояко:

1) диалектически – от простого к сложному;

2) метафизически – от сложного к простому (посредством редукции)

 

2

Пространство

Протяженность материальных объектов.

Порядок расположения материальных объектов

друг подледруга

Собственные свойства пространства – 

трехмерность, протяженность, обратимость 

 

3

Время

Длительность материальных процессов.

Порядок следования материальных объектов

друг после друга.

Собственные свойства времени: одномерность,

длительность (течет в одну сторону),

необратимость (прошлое не возвращается)

 

III. Общие свойства пространства и времени

1

Объективность

Материальность

2

Противоречивость

Единство конечного и бесконечного,

прерывного и беспрерывного

 

3

Всеобщность

Атрибутивность по отношению к материи

 

 

IV. Подходы к пониманию пространства и времени

1

Субстанциональный

Пространство есть «вместилище» материальных объектов. Вещи пребывают вне времени (И. Ньютон).

Материя. Движение, пространство и время – самостоятельные сущности (субстанции), не связанные друг с другом

2

Релятивистский

Пространство и время находятся в единстве с движущейся материей: пространственно-временные параметры относительны по отношению к скорости движения (А. Эйнштейн). Скорость, масса, объем материального объекта меняет пространство и время, то есть скорость движения меняет расстояние и время. Каждый материальный объект представляет собой своеобразный пространственно-временной континуум со своим ритмом бытия.

 

  Пространство и время – формы существования материи. Движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени. Все материальное имеет пространственно-временные параметры (характеристики)

                 

 

                                                                                                                Таблица 9

Учение о сознании

 

I. Понятие о сознании

 

1

Сознание

1. Субъективное бытие

2. Отражение действительности

3. Функция мозга

II. Расхождения в интерпретации механизма действия мозга

 

1

Д. И. Дубровский

(1929)                  

Сознание – явление индивидуальное, заложенное в самом человеке, благодаря его телесной организации; благо его телесной организации

2

Э. В. Ильенков

(1924-1979)

Сознание – идеальное; функционирует при общении с себе подобными, имеет деятельностную природу

III.Версии происхождения сознания

 

1

Церковная

Сознание дано Богом

Эти две версии объединяются в одну методологию – креационизм

2

Космическая

Сознание есть результат воздействия внеземных цивилизаций

3

Трудовая

 

Сознание – результат эволюции свойства материи отражать

(труд и речевое общение)

Методологическая основа этой версии – признание отражения атрибутом материи. Отражение – свойство материальных объектов сохранять при взаимодействии следы  друг друга

IV.Эволюция форм отражения

1

Неживая природа

Физико-химико-механическое отражение

2

Живая природа (одноклеточныеструктуры)

Раздражимость

3

Живая природа (многоклеточныеструктуры)

Ощущение

4

Живые существа с развитой нервной системой

Психика

5

Человеческий мозг

Сознание

Общее в этих формах – свойство отражения

 

V. Происхождение сознания по Энгельсу

1

Роль труда в процессе превращения обезъяны  в человека

1.Стадный образ жизни на деревьях

Хватательные функции конечностей

2. Использование готовых орудийтруда (камни, палки, лианы)

Дифференциация конечностей, освобождение рук

3. Человек прямоходящий (Homo erektus)

Освобождение гортани – органа членораздельной речи

4. Изготовление

 искусственных орудийтруда (топоры, ножи, копья)

Зарождение абстрактного мышления и языка

5. Систематический труд в условиях общности и общения

Сознание (интеллект)

VI. Идеальное – содержание сознания

 

1

Признаки идеального

1. Не имеет пространственно-временных характеристик

2. Не имеет физико-химических свойств (цвет, запах, вкус)

3. Не имеет собственного материального субстрата –

существует в веществе мозга как его свойство

2

Идеальное

Сущность мышления. Содержание мышления

Материальная оболочка – язык

VII. Сознание как форма бытия

1

Язык

Форма мышления

2

Мышление

Реальность (проявление) сознания

3

Единство

Язык и мышление – две стороны сознания

4

Различия

Язык

Мышление

1.Материален

1.Идеальное

2.Грамматическая   структура

2.Логическая

структура

3.Разнооборазие

3.Одинаковость

4.Исторически преходящ

4.Вечно, пока существует человечество

VIII. Сущностные характеристики сознания

1

Социально-историческая природа

Функционирование и развитие только среди людей

2

Креативность

(творческий

 характер)

Не только отражает действительность, но и творит ее, благодаря чему сознание способно предвидеть, прогнозировать

                 

 

 Таблица 10

Гносеология. Основные понятия теории познания

I. Подходы к пониманию субъекта и объекта познания

Гносеология – теория познания

Тип философии

Субъект

Объект

1

Объективный идеализм

(Платон,

Фома Аквинский,

Г. Гегель)

Мировой разум (Бог), который через человека познает свое собственное содержание

Вся окружающая действительность, сотворенная Богом, или являющаяся инобытием мирового Разума

2

Субъективный идеализм

(Д. Юм, Дж. Беркли,

И. Кант)

Отдельный человек как носитель сознания и самосознания, который познает свои ощущения и переживания

Действительность, которая становится фактом сознания и самосознания человека

3

Диалектический материализм

(К. Маркс,

Ф Энгельс,

Г.В. Плеханов,

В.И. Ленин)

Человек как социальное существо

Та часть действительности, которая вовлечена в сферу практической деятельности

II. Учение о практике

Сущность

Виды

Функции

1

Практика – это предметно-преобразующая деятельность

Свойства практики:

а) предметность (конкретная направленность);

б) преобразующий характер

Производство – материально-преобразующая деятельность

Цель познания

2

 

 Изменение человека и общества – социально-преобразующая деятельность

Основа и движущая сила познания

3

Эксперимент – опытно-преобразующая деятельность

Критерий истинности знаний

Процесс познания:

от живого созерцания через абстрактное мышление к практике

III. Два уровня познания

1. Чувственный

2. Логический

1

Ощущение – отражение предмета в его отдельных свойствах и признаках при непосредственном чувственном контакте

Понятие – отражение предмета в его существенных свойствах и признаках

2

Восприятие – отражение предмета в его целостности при непосредственном чувственном контакте

Суждение – это высказывание о предмете

3

Представление – воспроизведение целостного образа предмета вне непосредственного чувственного контакта

Умозаключение     – форма мысли, при которой из двух или нескольких суждений выводят другое суждение, содержащее новое знание.

Умозаключение наведением – индукция; умозаключение выведением – дедукция

    Чувственное и логическоенаходятся в неразрывном единстве. Любое слово – единство чувственного и логического. В то же время единство чувственного и логического разрывается при двух методологических подходах: сенсуализме (приоритет чувственного) и рационализме(приоритет логического).

   Представители материалистического сенсуализма: Дж. Локк, Ф. Бэкон, Л. Фейербах; идеалистического сенсуализма: Д. Юм, Дж. Беркли;

рационализма: Платон, Б.Спиноза, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Г. Гегель,

К. Маркс

IV. Учение об истине

Сущность

Объективная истина

Относительная

Абсолютная

1

Истина – это совпадение знаний с действительностью

Неполное, неточное, приблизительное совпадение знаний с действительностью

Полное, точное, исчерпывающее совпадение знаний с действительностью

Истина всегда конкретна и требует указания места,

времени и других условий совпадения знаний с действительностью

V. Концепции истины

Когерентная

Конвенциальная

Прагматистская

Диалектическая
1

Истина – совпадение образа с оригиналом

Истина – результат договоренности; общезначимое, общепринятое знание

Истина – знание, приносящее пользу, приводящее к успеху

Истина – совпадение знаний с действительностью, подтвержденное на практике

VI. Научное познание

1

Сущность

Преднамеренно организованная, систематическая, планомерная, познавательная деятельность специально подготовленных людей с использованием особого инструментария

VII. Уровни научного познания

Эмпирический

Теоретический

1. Методы

1

Наблюдение

Формализация

2

Сравнение

Аксиоматизация

3

Аналогия

Восхождение от абстрактного к конкретному

4

Измерение

Единство исторического и логического

5

Эксперимент

 

 

2. Результаты

1

Эмпирические факты

Принципы 

2

Эмпирические закономерности

Концепции

3

Гипотеза

Теория

4

 

Картина мира

                 

 

                                                                                                             Таблица 11

Методология  

I. Значения термина «методология»

1. Совокупность приемов и способов познавательной и практической деятельности

2. Способ мышления

II.Основные философские методы,

характеризующие способы мышления

1

Диалектика

и ее исторические  формы

1.Стихийнаядиалектика древних: «Все течет, все меняется…»; «Нет худа без добра»

2.Идеалистическая диалектика как учение о

саморазвитии абсолютной идеи; разработка принципов, законов, категорий диалектики

3.Материалистическаядиалектика. Учение Маркса: диалектика мышления (субъективная диалектика) есть отражение диалектики природы (объективной диалектики)

Диалектика есть единство и борьба противоположностей.

 Диалектик мыслит по принципу: «… и то, и другое»

2

Метафизика

Учение Парменида: бытие –тождественное самому себе неподвижное, равновесное состояние

Два значения метафизики

1. В традициях Аристотеля: метафизика – учение, которое занимается не вписывающимися в предмет физики проблемами; синоним философии

2. В традициях Ф.Энгельса: метафизика – противоположный диалектике способ мышления»

Метафизика разводит противоположности по принципу: «или – или

3 Эклектика

Способ мышления, при котором осуществляется попытка соединить несовместимые вещи, явления и

процессы

4

Синергетика

Отражение закономерностей самоорганизации, движения от хаоса к порядку и наоборот. 

Синергия – с гр.: «Умножаю усилия».

Понятия

синергетики

1.Фрактал

2.Аттрактор

3.Бифуркация

Овладение методологией означает овладение

 способами познания и организации практической деятельности.

Жизнедеятельность людей осуществляется по триаде:

 теория-метод-практика

         

 

                                                                                                               Таблица 12

Социальная философия

I. Значениятермина «социальная философия»

 

1. Общественная роль и 

значимость философии

2. Учение о предельных основа ниях бытия    общества

II

Трактовкипредмета

социальной философии

1. Материалистическое понимание истории –

исторический материализм (К. Маркс)

2. Учение о смысле и назначении  истории 

(К. Ясперс)

3. Философия истории(Г. Гегель)

4. Учение о духовных основах общества

(С. Л. Франк)

III

 Предметное поле 

Объект

Общество и человек

Предмет

Взаимосвязь человека и общества

Социальная философия изучает человека

 в обществе и общество в человеке (С. Франк)

Человек 

как существо 

природное,

пребывает в двух видах природы

1.Естественного
2.Искусственного (культура), поэтому образ его жизни может быть как приросообразным, так и культуросообразным

Ипостаси

рассмотрения

взаимодействия человека с

окружающей средой

1.Человек и природа, опосредованные обществом: человек-общество-природа
2.Человек и другой человек, опосредованные обществом: человек-общество-человек
3. Человек и история, опосредованные обществом: человек-общество-история

Социальная философия

вне общества ни один объект не рассматривает

IV

 

Разделы

социальной философии

1. Социальная экология – система

«Человек-общество-природа»

2. Социальная антропология– система

«Человек-общество-человек»

3. Философия истории – система

«Человек-общество-история»

           

 

 

 Таблица 13

Социальная экология

Система «Человек-общество-природа»

1

Единство

природы и общества

1.Генетическое: человек – часть природы

2.Структурное: общество – социальная форма 

движения материи

3.Функциональное:

– общество вне природы функционировать и развиваться не может;

– невозможность функционирования природы вне 

общества дискутируется

2

Различия

природы и общества

1. Законы функционирования и развития

Природа Общество
Законы природы вечны и действуют стихийно Законы общества изменчивы, реализуются  через сознательную деятельность людей
2. Антаго -низм Уничтожение цивилизации Уничтожение природы
3.Природ-ные ритмы Лунный, солнечный циклы Пренебрежение природными ритмами может стоить стабильности 

3

Проблемы

Глобальные проблемы современности

1.Эколо-гическая

Природа – самодостаточная закрытая

система. Экологическая проблема – есть результат вмешательства цивилизации в природу

2.Демогра- фическая

Рождаемость, заболеваемость, смертность зависят не столько от природных факторов, сколько от самого человека

Человек есть начало и конец

экологической и демографической проблем, поэтому в них огромное значение имеет нравственный фактор

 

                                                                                                           Таблица 14

Социальная антропология

 Человека в контексте социальной философии

изучают в единстве двух начал – биологического и социального

 Социально-философская характеристика человека

1 Индивид   Понятие, характеризующее человека как организм, выделяя в нем преимущественно биологическое начало. Организм человека запрограммирован генетически
2 Человек  Понятие, характеризующее человека, как представителя вида Homo sapiens. Человек есть единство биологического и социального Человек – существо деятельностное. Деятельность есть единство  «опредмечивания и распредмечивания»
3 Личность   То, что в человеке привнесено обществом: личностью не рождаются, а становятся в результате социализации, которая осуществляется двумя путями: а) аккультурацией – путем навязывания культурных ценностей извне;  б) инкультурацией – посредством вхождения в другую культуру, присвоения культурных ценностей, приобщаясь к ним изнутри. Личность есть совокупность (ансамбль) общественных отношений Личностное начало – результат воспитания
4 Индивидуальность Выражение того, чем один человек отличается от другого человека. Индивидуальность – источник и основа творчества. Индивидуальность – результат самовоспитания

Социальная антропология выявляет

 закономерности  бытия человека в контексте общественных отношений

 

Таблица 15

Философия истории.

Учение о смысле и направленности истории

1

Значения

термина

«история»

1. Реальный процесс жизнедеятельности людей во временной последовательности

2. Наука, отражающая процесс жизнедеятельности людей

2

Варианты понимания предмета

философии истории

1.Статика и динамика общественной жизни. 

Учение об обществе как о целостном организме

2.Характер и направленность общественного развития. Учение о смысле и направленности истории

3

Фундаменталь-ные

работы

1. Блок М. Апология истории. М.: Наука, 1973

2. Гегель Г. В. Ф.Лекции по философии

истории. СПб.: Наука, 2000

3. Коллингвуд Р.Дж. Идея истории.

Автобиография. – М., 1980

4. Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991

4

Двоякость понимания философии истории

1. Изучаются статика  и динамика общества (структурные компоненты, механизмы), как саморазвивающегося организма

2. Изучается смысл и направленность развития общества

5

Философия

истории

Учение об обществе как о материальной системе, способом существования которой является производство. Способ производства – это единство ПС и ПО

6

Производительные силы выражают то, что  люди производят

Люди плюс средства производства

Структура

ПС

1.Люди с их знаниями, умениями и навыками; нравственность
2.Орудия труда (техника…)
3. Предметы труда (композитные технологии, отделочный материал)

7

Производ-ственные отношения

характеризуют то, как люди производят

Взаимодействие людей в процессе производства

Структура

ПО

1.Собственность на средства производства
2.Организация производства
3.Распределение произведенных благ
4.Обмен своей долей благ
5.Потребление материальных и духовных благ

8

Общественные сферы

1.Экономи-

ческая

Функционирование и развитие производства

2.Политическая

Функционирование и развитие власти и властных отношений

3.Социальная

Функционирование и развитие индивидуальной жизни людей

4. Духовная

Функционирование и развитие общественного сознания

9

Философия истории есть учение о смысле истории

Подходы к смыслу истории

1. Регресс-

систские

учения

1. Учение о «Золотом веке» Человечества

2. Эсхатологические учения

2. Прогресс-систские

учения

1.Философия Гегеля:Виды истории: естественная, крити- ческая и мыслящая; три мира человечества: восточный, греко-римский и германский

2. Философия Маркса:История – это смена общественных формаций от первобытного  к  коммунисти -ческому

3.Циклические учения

1. Культурно- исторические типы

Н.Я. Данилевского

2.Учение о цивилизации 

О. Шпенглера

3.Циклическое учение А. Тойнби

4.Социокультурные типы П.Сорокина

10  

История – вооруженные конфликты и революционные преобразования, которые в мировом масштабе утратили свою значимость

Ф. Фукуяма.

 «Конец истории»

11

Футурологические модели развития человечества

1.Экопессимистическая(антисциентская) (Ж. Эллюль, Б. Скиннер, Л. Мэмфорд)

2.Технооптимистическая  (сциентистская) (Н. Луман, А. Турен, Ю. Хабермас, Д. Белл, А. Печчеи)

3.Альтернативистская (антиглобалисты, пацифисты)

           

 

 

Вопросы к экзаменам

1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

2. Предмет философии, ее основные функции.

3. Место философии в системе культуры.

4. Античная философия, ее космоцентристский характер.

5. Философия Сократа.

6. Основные идеи философии Платона, его учение об идеальном государстве.

7. Философия Аристотеля, ее основные идеи.

8. Теоцентризм философии средних веков. Учение А. Августина. Философия Ф. Аквинского.

9. Становление научного метода познания в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта (эмпиризм и рационализм).

10. Знаниецентризм и его слагаемые.

11. Т. Гоббс о проблемах взаимоотношения человека и общества. Этатоцентризм. «Левиафан».

12. Философия Д. Беркли и Д. Юма.

13. Теория познания И. Канта.

14. Этика И. Канта.

15. Основные идеи философии Г. Гегеля. Противоречие между системой и ме­тодом. Логикоцентризм.

 

16. Философия истории  Г. Гегеля.

17. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

18. Социоцентризм и его виды.

19. Марксистское понимание общества и истории.

20. Русский космизм.

21. Гуманизм как картина мира.

22. Экзистенциализм – это гуманизм.

23. Онтология – учение о бытии.

24. Проблема бытия в истории философии.

25. Материальное и духовное бытие: проблема соотношения.

26. Сущность сознания. Сознание и бессознательное.

27. Категория «материя»: подходы к истолкованию.

28. Движение и его сущность. Движение и развитие.

29. Философские концепции пространства и времени.

30. Единство и многообразие мира.

31. Диалектика как теория развития и как метод познания. Формы диалектики.

32. Законы и категории диалектики.

33. Понятие картины мира. Научная и религиозная картины мира.

34. Познание как взаимодействие субъекта и объекта.

35. Объект познания. Реальные и идеализированные объекты.

36. Практика: понятие и основные формы. Роль практики в познании.

37. Чувственное познание и его специфика. Образное и знаковое в познании.

38. Рациональное познание и его формы. Роль рационального познания в ос­воении человеком действительности.

39. Проблема истины в познании. Основные концепции истины. Понятие объ­ективной, абсолютной и относительной истины. Критерий истины.

40. Сознание и язык. Проблема происхождения. Язык как знаковая система. Основные функции языка.

41. Социальная философия и ее структура.

42. Деятельность как специфический способ существования человека.

43. Общество как развивающаяся система.

44. Понятие культуры. Типология культур.

45. Цивилизация и культура.

46. Восток - Запад: диалог культур. Место России в диалоге культур.

47. Социальная экология: понятие и структура.

48. Производственно-экономические отношения и их роль в жизни общест­ва.

49. Природа и его значение в жизни общества.

50. Политические отношения. Государство и общество.

51. Духовная жизнь общества: понятие и основные характеристики. Общест­венное сознание и его структура.

52. Социальная антропология.

53. Человек как личность. Социальная роль личности.

54. Отчуждение личности. Свобода и ответственность личности.

55. Проблема смысла жизни человека.

56. Общество и глобальные проблемы современности.

57. Философия истории: основные учения.

58. Философия истории Гегеля и Маркса.

59. Смысл и назначение истории.

 

Список  литературы

 

1. Алексеев П. В. Философы  России  XIX столетия. Биографии,  идеи,  труды. М., 2001.

2. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия: Учебник. М., 2003.

3. Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969, 1970, 1971.

4. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти._М., 1992.

5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.

6. Бердяев Н.Н. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

7. В поисках теории развития науки (Очерки западно-европейских и американских концепций XX века). М., 1982.

8. Введение в философию: В 2 ч. М., 1989.

9. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

10. Вежбицкая А. Язык. Культура, Познание. М., 1997.

11. Вернадский В.И. Размышления натуралиста. В 2 кн. М., 1975-1977.

12. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. М., 1980.

13. Гобозов И.А. Введение в философию истории. М., 1999.

14. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М., 1995.

15. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М., 1989.

16. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.

17. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.

18. Данилов-Данильян В. И. Возможна ли «коэволюция» природы и общества? // Вопросы философии. 1998. № 8.

19. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 2002.

20. Заблуждающийся разум. Многообразие вненаучного знания М., 1990.

21. Иванов А.В. Сознание и мышление.М., 1994.

22. Ильенков Э.В. Философия и культура.М., 1991.

23. Ильин В.В. Теория познания. Эпистемология. М., 1994.

24. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

25. Исторические типы рациональности: В 2 т. М., 1995, 1996.

26. История русской философии. М., 2001.

27. История философии Запад-Россия-Восток. Книги 1-4. М., 1998.

28. Камю А. Бунтующий человек. M., 1990.

29. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии, 1992, № 12.

30.  Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов н/Д., 1999.

31. Кравец А.С.Методология науки. Воронеж, 1991.

32. Краткая философская энциклопедия, М., 1991.

33. Краткий очерк истории философии. М., 1981.

34. Кузнецов В.Г. Герменевтика и гуманитарное познание. М,, 1991.

35. Кун Т. Структура научных революций. М., 1978.

36. Лакатос И. История науки и ее рациональная реконструкция //Структура и развитие науки. М., 1978.

37. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклас- сическая. М., 2001.

38. Лешкевич Т.Г. Философия науки: традиции и новации. М., 2001.

39. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс. М., 1998.

40. Мамардашвили М. К., Соловьев Э. Ю., Швырев В. С. Классическая и современная буржуазная философия (опыт эпистемологического сопоставления) //Вопросы философии. 1970. №12.

41. Мамардашвили М. К. Философские чтения. М., 2002.

42. Мамчур Г.А., Овчинников Н. Ф., Огурцов А. П. Отечественная философия науки: Предварительные итоги. М., 1997.

43. Микешина Л.А. Философия познания. М., 2002.

44. Мир философии. Ч.1-2. М., 1992.

45. Моисеев Н.Н. Современный рационализм. М., 1995.

46. Наука и квазинаучные формы культуры. М., 1999.

47. Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

48. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1990.

49. Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.

50. Огурцов А. П. Философия науки эпохи Просвещения. М., 1993.

51. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

52. Основания цивилизации: философский анализ. М., 2001

53. Панарин А.С. Философия политики. М., 1996.

54. Пиаже Ж.Избранные психологические труды. М., 1994.

55. Поппер К. логика и рост научного знания. М., 1988.

56. Проблема человека в западной философии. М., 1998.

57. Пуанкаре А. О науке. М., 1990.

58. Радугин А.А. Философия: курс лекций. М., 2001.

59. Рассел Б. История западной философии. В 2 т. Т.1. Новосибирск, 1994.

60. Рациональность на перепутье. В 2 кн. М., 1999.

61. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 кн. СПб., 1997.

62. Русский космизм. М., 1993.

63. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1991.

64. Степин В.С. Теоретическое знание. М., 1991.

65. Сумерки богов. М., 1989.

66. Тобуков П. З., Яковлева Е. П. Западно-европейская философия XVI-XXвеков. Персоналии. Якутск, 2007.

67. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.

68. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.

69. Философия техники в ФРГ. М., 1989.

70. Философия: Учеб. пособие для вузов. Ростов-на-Дону, 2000.

71. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

72. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1986.

73. Фукуяма Ф. Конец истории? //Вопросы философии.1990. №3

74. Хайдеггер М. Что такое философия? //Вопросы философии. 1993. №7.

75. Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1991.

76. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М., 1973.

77. Шаповалов В.Ф. Основы философии. М., 1998.

78. Шарден П.Т. Феномен человека. М., 1987.

79. Швырев В.С. Рациональность в современной культуре //Общественные науки и современность. 1997. №1.

80. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

81. Юнг К.Г. Психологические типы. М., 1994.

82. Ясперс К. Будущий мировой прядок //Век и мир. 1990. №9

83. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

 

 

Оглавление

От автора………………………………………………………….3

Тема 1.Место и роль философии в культуре……………………5

Тема 2.Философия как мировоззрение……………………......10

Тема 3.Предметная специфика философии……………………13

Тема 4.Зарождение философии…………………………………17

Тема 5.Принципы моделирования истории философии……..20

Тема 6.Общая характеристика моделей истории философии...23

Тема 7.Исторические типы философии …………..…………....32

1. Космоцентризм …………………..…………………..32

2. Теоцентризм.……..……………………………………38

3. Антропоцентризм……………………………………..41

4. Знаниецентризм …………………..…………………..43

5. Этатоцентризм...…………..…………………………..48

6. Логикоцентризм………………………………………52

7. Социоцентризм .……………………..………………..60

8. Космизм..……..………………………………………..64

9. Гуманизм.…..………………………………………….70

Тема 8.Онтология ……………………………………………….79

  1.Учение о материи…………………………………........80

2.Учение о сознании……………………………………..83

Тема 9.Гносеология……………………………………………..93

Тема 10.Методология ………………………………………….102

Тема 11.Социальная философия……………………………....109

    1. Социальная экология………………………………..111

         2. Социальная антропология………………………......117

         3. Философия истории…………………………………124

Глоссарий………………………………………………………..136

Персоналии……………………………………………………...141

Таблицы…………………………………………………………147

Вопросы к экзаменам………………………………………….170

Список литературы…………………………………………….172










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 175.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...