Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эмоциональные и волевые процессы




Лекция 5

Общее представление о психике человека

Понятие психики. Мир психических явлений

Психика– свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира. Психика человека – это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. все, что составляет субъективный внутренний мир, который проявляется в действиях и поступках, во взаимоотношениях с другими людьми.

В рамках данного курса чрезвычайно важно обозначить континуум форм существования психического, объединив его многообразие в четыре группы (рис. 2):

 

 

Рисунок 2. Мир психических явлений

 

Познавательные психические процессы

Ощущение – отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Органы чувств – механизмы, с помощью который информация об окружающей нас среде поступает в кору головного мозга. С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, величина, особенности поверхности предметов, звук, вкус и др) и состояние внутренних органов (мышечные ощущения, боль).

    Физиологической основой ощущений является деятельность анализаторов, которые состоят из: рецепторов, воспринимающих раздражение, проводящих центростремительных нервных путей и центральных корковых отделов анализаторов.

Виды ощущений:

1. Экстерорецепторы (зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые,

температурные, тактильные).

2. Интерорецепторы (ощущения состояния внутренних органов).

3. Проприорецепторы (ощущения, отражающие движение нашего тела).

Восприятие – отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

Свойства восприятия: избирательность (способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес), предметность (направленность на определенные объекты), апперцепция (зависимость восприятия от пережитого опыта человека), осмысленность (воспринимаемые объекты имеют для человека определенный жизненный смысл), константность (постоянство), целостность (образы выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик).

Виды восприятий зависят от формы отражения (пространства, движения и времени), цели отражения (преднамеренные и непреднамеренные), от степени организации (организованное (наблюдение( и неорганизованное).

Представления – процесс воссоздания конкретных образов предметов и явлений внешнего мира, которые ранее воздействовали на наши органы чувств.

Функции: сигнальная, регулирующая и настроечная.

Виды представлений: по видам анализаторов (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные), по степени обобщенности (единичные и общие), по степени проявления волевых усилий (непроизвольные и произвольные), по продолжительности (оперативные, кратковременные и долговременные).

Внимание – это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и образы.

Свойства: концентрация, избирательность, распределение, объем, интенсивность, устойчивость и отвлекаемость.

Виды: преднамеренное (функционирует в условиях целенаправленности, организованности и устойчивости), сосредоточенное (бывает динамическое и статическое), непреднамеренное (функционирует в условиях интенсивности раздражения, новизна и необычность, динамичность объекта).

Память – процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал.

Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание.

Виды: наглядно-образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная.

В зависимости от приемов заучивания различают механическую и смысловую память.

Память характеризуется продуктивностью: объемом, быстротой, точностью, длительностью, готовностью воспроизведения.

В связи с этим различают кратковременную, долговременную, оперативную память.

Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.

Виды воображения: непроизвольное (пассивное), произвольное (активное), мечта, творческое, воссоздающее.

Мышление – психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира.

Особенности протекания: опосредованный характер, опора на знания, отражение связей и отношений в словесной форме, связь с практической деятельностью.

Мышление имеет следующее содержание: мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация), формы (понятие, суждение, умозаключение), виды (наглядно-действенное, образное, отвлеченное), способы (индукция и дедукция).

Виды мышления: теоретическое (на основе теоретических рассуждений), практическое (на основе решения практических задач), интуитивное (на основе чувственных восприятий), дискурсивное (опосредованное логикой рассуждения).

Речь – процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми.

Свойства речи: выразительность, воздейственность, понятность, содержательность.

Виды речи: устная, письменная и внутренняя.

Мозговые центры речи. Способность человека к анализу и синтезу речи связана с левым полушарием ГМ: со слухоречевой зоной больших полушарий – задней частью височной извилины – центром Вернике,  с зоной Брока, расположенной в нижних отделах третьей лобной извилины.

 

Эмоциональные и волевые процессы

Мир психических явлений включает не только познавательные, но и эмоциональные и волевые процессы, которые делают его более насыщенным и многообразным.

Чувства – переживание человеком своего отношения ко всему тому, что он познает и делает, что его окружает.

Эмоции – процесс психического отражения действительности в форме пристрастного переживания явлений, событий и ситуаций, обусловленного их отношением к потребностям субъекта.

Эмоции и чувства отличаются: субъективным характером, вызывают удовольствие или неудовольствие, отражают взаимодействие со средой, отличаются разнообразным характером и вызывают успокоение или возбуждение.

Физиологические основы эмоций и чувств.Как и все психические процессы, ЭиЧ имеют рефлекторную природу и возникают под воздействием каких-либо раздражителей. Возникновение ЭиЧ зависит от функционирования лимбической системы, ретикулярной формации, поступления адреналина в кровь, работы лобных долей коры головного мозга, функционирования 2 сигнальной системы.

Эмоции бывают сильные и слабые и делятся на: настроения, аффекты и страсти.

Настроения – слабо выраженные эмоциональные переживания, отличающиеся значительной длительностью и слабым осознанием причин и факторов, их вызывающих.

Аффекты – переживания большей силы с коротким периодом протекания; характеризуются значительными изменениями в сознании, нарушениями волевого контроля.

Страсти – сильные, глубокие, длительные и устойчивые переживания с ярко выраженной направленностью на достижение цели.

Чувства бывают стенические (активизирующие деятельность человека) и астенические (вызывающие пассивность)и делятся на:

Интеллектуальные – связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной работы, творческой деятельности.

Нравственные – отражающие отношение человека к требованиям общественной морали. Они связаны с мировоззрением, мыслями, идеями, традициями.

Эстетические – возникающие в связи с удовлетворением или неудовлетворением эстетических потребностей чувство прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного).

Основные виды чувств: интерес-волнение, радость, удивление, горе-страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

 

Воля– способность человека сознательно управлять своим поведением, мобилизовывать свои силы на достижение поставленных целей.

Воля проявляется в действиях (поступках), выполняемых с заранее поставленной целью.

Особенности воли: сознательная целеустремленность (человек должен мобилизовать себя на достижение цели); связь с мышлением (достичь чего-либо и мобилизовать себя человек может если он все хорошо обдумал и спланировал); связь с движениями (для реализации целей человек всегда изменяет формы активности).

Структура волевого акта: побуждение к совершению волевого действия, представление и осмысление цели действия, представление средств, необходимых для достижения намеченной цели, намерение осуществить данное действие (необходимо принять решение осуществить действие – привычное, решение без основания и осознанное решение, осуществить волевое усилие по преодолению трудностей – объективных и субъективных.) и выполнение принятого решения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 635.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...