Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Государственные преобразования 60-70-х гг. XIXв.




Тема: Россия в эпоху великих реформ Александра II.

Задание: составить конспект

Отмена крепостного права: предпосылки, разработка и основные положения реформы 19 февраля 1861 г.

 

Александр II(1818—1881) вступил на престол уже не­молодым человеком — в 37 лет. Его воспитатель, замеча­тельный русский поэт Василий Андреевич Жуковский, с детства привил ему гуманистические взгляды и понятие о долге государя перед подданными. Но велико было и влияние отца (Николая I), кото­рого он в детстве побаивался и которым всегда восхищал­ся. Чувство ответственности перед Отечеством внушал ему и отец, но от него он воспринял также пристрастие к во­енному делу и склонность к упрощенно-военному, поли­цейскому решению сложных вопросов. По натуре Алек­сандр II был человек не очень решительный, и всю жизнь в его душе боролись два начала — гуманное, и милитаристское.

Вступив на престол, он знал, что в государстве накопилось много проб­лем и что важнейшая из них — крепостное право.

В 1856—1857 гг. в ряде южных губерний произошли крестьянские волнения. Они еще раз напомнили, что по­мещики сидят на вулкане.

Нельзя забывать и третью причину. Крепостное право, слишком похожее на рабство, было безнравственно.

Предпосылки отмены крепостного права:

1. крестьянские волнения;

2. экономическая отсталость России (рез-ты: разорение дворянства, поражение вКрымской войне, крестьянские волнения);

3. аморальность крепостного права (христианин не может владеть другим христианином как вещью).

Сознавая необходимость преобразований, Александр II не знал, как приступить к делу. Не имели плана реформ и министры, по­добранные еще Николаем. Но Александр, уловив общественные настрое­ния, сделал правильный шаг — шаг на пути к гласности. Она вводилась не сразу, постепенно. В печати еще долгое время не разрешалось свобод­ного обсуждения общественных проб­лем. Но все чувствовали, что обста­новка уже другая. По рукам стали ходить записки, посвященные самым животрепещущим вопросам. Особое значение приобрела«Записка об ос­вобождении крестьян», автором ко­торой был воспитатель наследника престола Николая (рано умершего) Константин Дмитриевич Кавелин.

 

Первые шаги на пути к крестьянской реформе. Отме­на крепостного права затрагивала жизненные основы ог­ромной страны. Александр II не решался взять ответствен­ность всецело на себя. В конституционных государствах все крупные мероприятия сначала разрабатываются в со­ответствующих министерствах, потом обсуждаются в Сове­те министров, а затем вносятся в парламент, которому принадлежит решающее слово.

Поэтому потребовалось со­здать систему центральных и местных учреждений специ­ально для разработки крестьянской реформы.

Подготовка реформы началась вскоре после заключе­ния Парижского мира. Александр II выступил в Москве перед предводителями дворянства.

Александр II в марте 1856 года объявил о необходимости отмены крепостного права

В начале 1857 г. был образован Негласный (секретный) комитет для обсуждения министерской программы. Но его деятельность принесла мало пользы.

После одобрения некоторыми помещиками (рескрипт Назимова) реформа стала разрабатываться в обстановке гласности. Александр II со­вершил поступок, достойный потомка Петра I.

Обстановка гласности заставила и других помещиков высказаться за реформу. К лету 1858 г. повсеместно были созданы губернские дворянские комитеты.

Деятельность редакционных комиссий.Манифест 19 февраля 1861 г. В конце 1858 г. от губернских коми­тетов стали поступать отзывы. Для их рассмотрения и со­ставления подробного проекта были образованы редакцион­ные комиссии. По воле царя их возглавил Я. И. Ростовцев.

К августу 1859 г. проект был подготовлен.

В начале 1860 г. в Петербург съехались дворянские представители от черноземных и нечерноземных губерний, возникли разногласия.

Но на последнем заседании комитета и в Государственном со­вете реформу отстаивал сам царь. 19 февраля 1861г., Алек­сандр II подписал все законоположения о реформе и Ма­нифест об освобождении крестьян. Из-за опасений народ­ных волнений публикация документов была отложена на две недели — для принятия предупредительных мер. 5 марта 1861 г. Манифест был прочитан в церквах после обедни. В Михайловском манеже Александр сам прочитал его гвардии. Так пало крепостное право.

Основные положения крестьянской реформы:

¨ крестьяне обрели личную свободу и гражданские права;

¨ крестьяне освобождались с землей, которую должны были выкупить у помещиков;

¨ правительство оказывало содействие выкупу субсидиями и долгосрочным кредитом;

¨ крестьяне платили 20%, а 80% выплачивало государство;

¨ пока крестьяне не выплатили свою долю выкупа, они продолжали нести повинности в пользу помещиков («временнообязанное состояние»);

¨ крестьяне должны были вернуть государству свою долю выкупа в течение 49 лет под 6% годовых.

Крестьянские волнения.Другие ожидания привели к крестьянским волнениям, которые в конце 1861 года пошли на спвд.

Историческое значение реформы. Реформа получилась не такой, о какой мечтали Кавелин, Герцен и Чернышевский. Построенная на тяжелых компромиссах, она учитывала интересы помещиков гораздо более, чем крестьян. Всего лишь на двадцать лет хватало ее положительного заряда. Затем должна была встать необходимость новых реформ в том же направлении.

И все же крестьянская реформа 1861 г. имела огромное историческое значение. Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Страна уверенно вступила на путь капиталистического развития. Началась новая эпоха в ее истории.         

Велико было нравственное значение реформы, покон­чившей с крепостным рабством. Его отмена проложила до­рогу другим важнейшим преобразованиям. Теперь, когда все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Ее введение стало ближайшей целью на пу­ти к правовому государству — такому государству, которым управляют граждане в соответствии с законом и каждый гражданин находит в нем надежную защиту.

Государственные преобразования 60-70-х гг. XIXв.

Реформа 1861 г. (отмена крепостного права) получила название «великой», а Алек­сандр II — почетное звание «царя-освободителя».

Крестьянская реформа была первой в ряду либеральных реформ 60—70-х гг. Вслед за отменой крепостного права началась цепная реакция реформ. Важнейшими из них были земская, су­дебная, военная реформы и реформа образования.

Земская реформа 1864г. - учреждала органы местного самоуправления — земства. Земства создавались в уездах и губерниях, имели распорядительные (земские собрания) и исполнительные органы (земские управы). Земства формировались на основе выборов, которые наделяли преимущественными правами дворян. Земства занимались вопросами местного хозяйства, здравоохранения, образования, статистики.

Городская реформа 1870г. –были созданы городские думы и управы, попечительству которых подлежали вопросы благоустройства, а также заведование школьным, медицинским и благотворительным делом.

Судебная реформа 1864г.предполагала:

¨ равенство всех сословий перед законом;

¨ состязательный процесс с участием адвокатов;

¨ институт присяжных-поверенных;

¨ гласность и публичность судебных заседаний.

Военная реформа 1862-1874гг.:

¨ страна была поделена на военные округа;

¨ качественно улучшен и обновлен офицерский корпус;

¨ создана система военного образования;

¨ создана система военного образования;

¨ 1874 г. - Александр II утвердил закон о переходе к всеобщей воинской повинности.

 

Реформы образования 1863-1864гг.:

¨ частные учебные заведения, гимназии, училища;

¨ средние и высшие учебные заведения для женщин;

¨ автономия университетам.

 

Это были первые в истории России демократические преобразования. Когда один из старых сановников сказал императору: «освобождение крестьян может привести людей к мысли о конституции», Александр II сказал ему: «Что ж, если это точно будет желание России, если она к этому созрела, я готов». Александр ставил своим министрам и советникам жесткие сроки подготовки проектов и сам всегда точно вписывался в график, хотя на его стол ежедневно ложились толстые пакеты документов.

       Историческое значение реформ 60-70-х годов.

Реформы 60—70-х гг. — крупное явление в истории России. Устранив ряд пережитков, создав современные ор­ганы самоуправления и суда, они способствовали росту производительных сил страны, гражданского самосозна­ния народа, распространению просвещения, улучшению жизни. Но это было только начало большого дела. Остава­лись нетронутыми многие дворянские привилегии, особен­но в местном управлении. Реформы 60—70-х гг. не косну­лись и верхних этажей власти. Экономические и политические преобразования 60—70-х гг. XIX в. в целом остались незавершенными.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 159.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...