Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Определите, какой процесс памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание) проявляется в описанных действиях




Задание № 2.

           Определите, где в приведенном списке речь идет о наглядно-образной, а где о словесно-логическом виде памяти:

1. Сталеварыпомнят множество оттенков красного цвета;

2. Математик легко запоминает информацию;

3. Студент помнит,что нужный ему материал был напечатан на странице слева внизу;

4. Жители северныхрайонов помнят разные «цвета белого снега»

5. Полиглотсвободно владеет 12 языками.

Задание № 3.

Определите, в каких из перечисленных обстоятельств память работает лучше, а в каких хуже.

1Когда мы стареем;

2 Когда мы хотим показать себя с лучшей стороны; .V Когда мы поглощены интересной работой;

4 Когда нас торопят,

5. Когда аннас давят обстоятельства;

6 Когда нас переполняют чувства;

7 Когда мы погружены в размышления;

8.Когда мы находимся в состоянии депрессии;

Задание № 4

Кокой общий психологический механизм памяти лежит в основе описанных фактов?

1.Девочка Маша, персонаж А.П. Чехова «Мальчики», взглядывая на Чечевицина, задумываласьи говорила со вздохом: «Когда пост, няня говорит, надо кушать горох ичечевицу». Иливспоминала при этом: «А у нас чечевицу вчера готовили».

2.Несколько студентов говорили о работах Ньютона в области оптики. Затем после короткой паузы один из них вполголоса стал напевать старую песенку: «Эх, яблочко…».

Задание № 5

Определите, какой процесс памяти (запоминания, сохранение, воспроизведение, узнавание) проявляется  в описанных действиях

А.Ученик воспроизводит 70% материала но истории, выученного неделю назад. Через месяц он воспроизводит лишь 45 % этогоматериала.

Б. На экзаменено математикеученик долго не мог воспроизвести необходимую формулу. Стоило учителю показатьему только часть формулы, как он безошибочно определил: « 'Эта формула Бинома Ньютона»

В. Ученику был задан вопрос: «В каком году был напечатан роман И. С. Тургенева «Накануне»?» Ученик, подумав, стал отвечать: «По поводу романа «Накануне» в своё время разгорелись горячие споры в редакции журнала «Современник». Более того, статья Добролюбова «Когда же придёт настоящий день?» как раз послужила поводом к расколу в редакции «Современника». Когда же это было? Это был год большого политического накала, когда очень остро проходила и литературная борьба, год накануне реформы 1861года. Стало быть, роман «Накануне» был напечатан в 1860 году 

Задание № 6

Найдите один верный ответ.

Кратковременная память - подсистема памяти, обеспечивающая:

А) сохранение информации в пределах 2-х минут,

Б) продолжительное удерживание знаний;

В) возможность долго помнить телефонный номер,

Г) краткосрочное хранение информации;

Д) все ответы верпы;

Е) все ответы неверны.

Эффект Зейгарник- явление, характеризующее влияние на процессы памяти:

 А) нахождение элементов заученного материала в начале и конце ряда;

Б) перерывов в деятельности;

В) незавершенность деятельности;

 Г )припоминаниепоследних элементоврасположенного в ряд материала;

Д)все ответы верны:

 Е) все ответы неверны.

Двигательная намять:

А) позволяет нам вспомнить, куда мы ходили вчера;

 Б) это намятьна сильные переживания;

 В) это память, которая сохраняет большой объем информации;

Г) все ответы верны;

Д)все ответы неверны.

Задание № 7 . Ниже приводятся специфические особенности памяти и её проявлений. Выберите, какие из них соответствуют особенностям человеческой памяти, а какие - особенностям памяти машин.

1.Весь объём материала никогда не запоминается целиком.

 2.Информация запечатлевается лишь при условии, что запоминающем устройстве произошли какие-то изменения под воздействием поступающей информации.

3.Процессы восприятия, хранения и обработки информации осуществляются посредством электрохимических изменений в белковых соединениях.

4.Весь объём материала может быть запомнен целиком.

5.Сигналы информации являются внешними, случайными по отношению к запоминающему устройству.

Задание 8. Укажите, в данной из описанных ситуаций, имеет место смысловое или механическое запоминание?  

Ученик, рассказывая биографию Суворова, пропустил важный эпизод из жизни великого полководца. Тогда учитель сказал мальчику только одно слово: «Альпы», - и он тут же без труда рассказал этот эпизод. 

Задание 9. Какой испытуемый запомнит даты на более длительный срок?

 Заучивая текст, испытуемые должны были запомнить три даты, оканчивающиеся числами 57, 37, 17. один испытуемый несколько раз повторил про себя эти даты, стараясь как можно лучше запомнить их. Другой испытуемый 57 связал с возрастом отца, 37 - годом смерти А. С. Пушкина (1837), а 17- с годом Октябрьской революции (1917).

Задание 10. В каком случае запоминание было более эффективно, в каком - наименее эффективно?

Исследовался процесс запоминания у учеников 11 класса. В одном случае текст просто читался три раза подряд; в другом - испытуемые знакомились с планом, в соответствии с которым был составлен текст, и читали текст один раз; в третьем случае нужно было после однократного чтения текста составить план к нему. Во всех случаях перед учащимися не ставили задачи запомнить текст. Оказалось, что в каждом случае эффективность запоминания была различной.

 

Задание 11. Определите, какойвид памяти был задействован в данном случае. 

Один из исследователей Северной Америки рассказывал, что когда он показал индейцам журнал с иллюстрациями, они стали обводить ножами контуры понравившихся рисунков. На вопрос: «Зачем?» - ответили: «Чтобы запомнить».

Задание 12.  Школьнику необходимо через неделю воспроизвести достаточ­но большой текст на иностранном языке. В день, предшествующий испытанию, он принимается за дело и, хотя учит текст с 15.00 до 23.00, воспроизвести его не в состоянии. Какая помощь родителей будет в данном случае наиболее полезна:

а) Объяснить, что текст надо заучивать не целиком, а по частям.
б) Рассказать о целесообразности распределения повторений во времени.
в) Посоветовать попытаться воспроизвести текст утром, прини­мая во внимание явление реминесценции.
г) Посоветовать попытаться воспроизвести текст утром, так как при этом удастся избежать ретроактивного торможения.

Задание 13. Определите, какие виды памяти проявляются в следующих ситуациях:

а) Услышав по телефону голос, девушка сразу же узнала своего приятеля.
б) Девочки разучивают на уроке хореографии новый танец и повторяют каждое движение по нескольку раз.
в) Дети надолго запомнили интересный рассказ, с которым их познакомили на творческом вечере известного писателя.
г) Молодой человек по памяти подобрал услышанную ранее мелодию.
д) По возвращении из путешествия юноша еще долго мысленно бродил полюбившимися маршрутами.
е) Попробовав однажды рыбий жир, ребенок испытывает отвращение каждый раз, когда видит его.

Задание 14.  Какие процессы и явления памяти проявляются в следующих ситуациях:

1) Ученица, плохо знающая литературу и путающая литературных героев, легко перечисляет имена кинозвезд и может охарактеризовать образы, которые они создали на экране.
         2) Ученик излагает материал по истории, заданный неделю назад и воспроизводит 70% содержания учебника. Спрошенный через месяц по тому же вопросу, он вспоминает только 45%.

Текущий контроль по теме: «Память. Классификация видов памяти».










Вариант-II.

Задание №1

В каких случаях перечисленные образы относятся к памяти, а какие к воображению:

Художественный  образ, образ-представление; синтезированный образ: образы-копии, типичный образ, акцентированный образ; сознательно реконструированный; образы сновидений.

  Задание 2.

Определите, где в приведенном списке речь идет о наглядно – образной, где о словесно-логической памяти:

1 Живописецпомнит сочетание цветов заката в Гималаях:

2.Музыкант по слуху может наиграть любую мелодию:

3.Приехав вторично в малознакомый город, человек представляет себе дорогу к нужному месту:

4 Пожилой учитель помнит в лицо многих своих выпусков:

5Учитель – литератор знает на память огромное количество стихотворений.

Задание №3

Определите, в каких из перечисленных обстоятельств память работает лучше, а в каких хуже:

1.Когда мы устали и хотим спать;

2 Когда мы находимся в привычной обстановке;

3.Когда мы действуем на «автопилоте»:

4 Когда мы не воспринимаем смысла воспринимаемой информации:

5.Когда мы находимся в стрессе:

6.Когда мы действуемв направлении сознательно – поставленной цели;

7.Когда мы находимся в условиях дефицита времени;

8.Когда мы слишком тревожны:

Задание  № 4.

Какой общий психологический механизм памяти лежит в основе описанного факта:

1.В известном рассказе Л II. Чехова «Лошадиная фамилия» говорится о том, что исчезнувшая из памяти фамилияОвсов всплыла снова, как только доктор напомнит о продаже овса.

2 В известном рассказе А. П. Чехова «Лошадиная фамилия» говорится о том, что исчезнувшая из памяти фамилия Овсов всплыла снова, как только доктор напомнил о продаже овса.

Задание № 5

Определите, какой процесс памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание) проявляется в описанных действиях

А.Известный мнемонист  отличался выдающейся памятью. Однажды ему была дана сложная математическая формула,представляющаясобой ряд математическихсимволов без связи между ними. Мнемонист  внимательно смотрит натаблицу с формулой,несколько раз поднимает ее к глазам, опускает и идет с закрытыми глазами,затем возвращает таблицу,делает паузу, внутренне «просматривая» запоминаемое. (По А.Р.Лурия, 1968.)

Б. Иногда на оживленной улице можно наблюдать такую сцену: один прохожий, внимательно взглянув на другого, радостно бросается ему навстречу.

Вы?! Этовы?

 Простите, мне кажется, что я вас не знаю. А где мы с вами встречались?

 А помните, в таком-то, в таком-то городе?

 А! Таквы…

В.Ученик излагает материал по истории, заданный неделю назад, и воспроизводит 70% содержания учебника. Спрошенный через месяц по тому же вопросу, он воспроизводит лишь 45%.

Задание  № 6.

 Найдите один верный ответ:

        Долговременная память - подсистема памяти, обеспечивающая:

 А) огромныйобъем сохраняемый информации;

 Б) продолжительное удержаниезнаний, сохранение умений и навыков (от часов до десятилетий):

В) возможность обобщения образов и представлений:

 Г) связь памяти с - эмоциями:

Д) все ответы верны:

 Е)все ответы неверны.

          Явление самопроизвольного улучшения показателей запоминания по прошествии определенного времени после окончания называется:

А) интериоризацией:

Б) экстериоризацией:

В) реминисценцией:

Г) Эффектом края.

Оперативная намять.

 А) позволяет запомнить информацию само собой без цели и установок;

 Б) позволяет запомнить образы ранее воспринятого:

В) позволяет запомнить информацию натот промежуток времени, которое необходимо для выполнениякакой-либо деятельности;

 Г) позволяет запомнить чувства, эмоции, переживания.

Задание № 7 . Ниже приводятся специфические особенности памяти и её проявлений. Выберите, какие из них соответствуют особенностям человеческой памяти, а какие - особенностям памяти машин.

1.Процессы восприятия, хранения и обработки информации осуществляются посредством процессов в электронных устройствах.

2.Процессы восприятия, хранения и обработки информации носят избирательный характер. 3.Запоминает нестандартизированную информацию.

4.Запоминает строго стандартизированную информацию.

5.Процессы восприятия, хранения и обработки информации осуществляются посредством электрохимических изменений в белковых соединениях.

Задание 8. Укажите, в данной из описанных ситуаций, имеет место смысловое или механическое запоминание?  

С. Ш., обладавшему феноменальной памятью, в многолюдной аудитории прочитали длинный ряд слов и попросили воспроизвести их. С этим он справился, как всегда, безукоризненно. Затем ему предложили назвать из всего списка одно только короткое слово, обозначающее инфекционное заболевание. Все присутствующие, люди с самой обыкновенной памятью, мгновенно вспомнили это слово («тиф»), а С. Ш. потребовалось целых две минуты, чтобы выполнить задание. Оказывается, в течение этого времени он перебирал по порядку все заученные слова. 

Задание 9. Изучалась продуктивность разных приемов запоминания комплекса гимнастических упражнений. Определите, в какой из групп испытуемых запоминание было наиболее эффективным и почему?

Одна группа испытуемых заучивала движения обычным способом (смотрела и воспроизводила). Вторая группа словесно обозначала и записывала каждый комплекс упражнений, прежде чем его воспроизвести. Третья группа перед воспроизведением должна была придумать сходное по структуре движение. 

Задание 10. Определите, какой из учеников лучше запомнит рассказ, если учесть, что способность запоминания у них одинакова? Какое условие успешного запоминания будет соблюдать один из мальчиков?

Двое учеников 7 класса начали заучивать рассказ. - Ой, какой большой! Тут сидеть и сидеть, - сказал один из них. - Совсем уж не такой большой, быстро сделаем,- ответил другой.

Задание 11. Определите, какойвид памяти был задействован в данном случае. 

  Два путешественника были застигнуты приливом на скале в море. Они спаслись и после передали свои впечатления. Один запомнил то, как и куда пошёл, где прыгнул, куда наступил. Другой ничего подобного не помнил. Зато мог вспомнить, что переживал: сначала восторг, потом тревогу, надежду, наконец - панику.

Задание12. Определите причины забывания в каждом из следующих примеров.
а) Вчера вечером мальчик выучил наизусть стихотворение, а теперь не может вспомнить третью строчку.
б) Девушка так обрадовалась, когда узнала, что выиграла в лотерею, что забыла о стоящем на плите кофе. В результате кофе пригорел.
в) Новый сотрудник пришел на прием без галстука, поскольку забыл его надеть, и все над ним смеялись. Однако ему никто не говорил, что вечер будет официальным.
г) Накануне вечером девушка смотрела новости, где передавали прогноз погоды, но в это время мечтала о предстоящем летнем отпуске. Теперь она не может вспомнить, ожидается ли сегодня дождь.

Задание 13. Определите, какие виды памяти проявляются в следующих ситуациях:
а) При встрече девушка называет номер своего телефона знакомому и тот через некоторое время безошибочно его набирает.
б) Учитель предлагает классу посмотреть в окно и рассказать, что ученики только что увидели.
в) Школьник получил задание выучить к торжественному вечеру большое стихотворение.
г) Проходя мимо кондитерской, девочка почувствовала знакомый запах и вспомнила, что покупала здесь ванильное пирожное.
д) Мама посылает сына в магазин, перечисляя ему названия продуктов и просит повторить то, что он услышал.
е) Ребенок рассказывает на уроке параграф, который он выучил накануне.

Задание 14.  Какие процессы и явления памяти проявляются в следующих ситуациях:
а) Мальчик никак не мог выучить большое стихотворение, хотя и много раз повторял его. Решив, что с задачей ему не справиться, он лег спать и утром повторил его без ошибок.
б) Во время экзаменационной сессии студенты за три дня усваивают больше материала, чем за несколько месяцев до этого.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 2011.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...