Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Художественные произведения




Для студентов 4 курса РО

 

Пояснительная записка

Цель курса - проследить основные тенденции в развитии русской литературы указанного периода, проанализировать литературный процесс переломного времени в его целостности, с точки зрения наиболее характерных эстетических и мировоззренческих направлений. Предложенные временные рамки не являются жесткими: многие явления, с которыми знакомит студентов данный курс, берут свое начало значительно раньше, творчество отдельных авторов оказывается «задержанным» по тем или иным причинам, другие - выходят по значению созданного или далеко за пределы каких-либо периодов.

В связи с этим в данном курсе принципиально акцентируются следующие положения:

- взаимообогащение разных литературных направлений, множество «пограничных» явлений культуры - важнейшая характеристика данного периода: в творчестве символиста А. Белого - следы восприятия художественных принципов Толстого и Чехова, а поэтика чеховской «Чайки» испытывает влияние русского символизма;

- литература русского зарубежья является важнейшей составляющей единой русской литературы: границы между художественными мирами прозрачны, не доходят «до неба»;

- культурная традиция не знает дискретности: история русской литературы «рубежа веков» объединяет «задержанных» художников, авторов русского зарубежья и писателей, давно и хорошо знакомых читателям отечественной словесности.

 

Построение курса

Вводные лекции, раскрывающие основные тенденции и сложность литературного процесса рубежа XIX - начала XX веков, определяющие границы периода и хронологические рубежи внутри него, чередуются с теми, которые посвящены    наиболее значимым литературным направлениям и течениям, и монографическими лекциями, где в центре - особо выдающиеся  творческие индивидуальности.



Тематический план

 

Тема занятия Трудоемкость Всего Лекции Практические занятия Самостоятельная работа
1. Общая характеристика курса. Писатели – «знаньевцы». Творчество В.В. Вересаева. 4 2 2   2
2. Творческий путь А.И.Куприна. 4 2 2   2
3. Творчество И.А.Бунина. 4 2 2   2
4. Проза и драматургия Л.Андреева. 4 2 2   2
5. Творчество М.Горького. 4 2 2   2
6. Старшие символисты и В.Брюсов. 4 2 2   2
7. Младосимволизм и А.Блок. 4 2 2   2
8. Модернистские течения 1910-х годов. 4 2 2   2
9. Литература русского зарубежья. Творчество М.Цветаевой. 4 2 2   2
10. Повесть А.И. Куприна «Поединок»: смысл названия. 4 2   2 2
11. «Деревня» – «самое социальное» произведение И.А.Бунина. 4 2   2 2
12. «Рассказ о семи повешенных» Л.Андреева: характеры и конфликты. 4 2   2 2
13. Интеллигенция и революция в русской драматургии конца XIX – начала ХХ в. («Дети солнца» М.Горького и «К звездам» Л.Андреева). 4 2   2 2
14. Творчество М.Горького 1890-ых годов. 4 2   2 2
15. «Двенадцать» А.Блока как «эпиграф столетия». 4 2   2 2
16. Модернистские течения 1890 – 1900-х годов. 4 2   2 2
17. Модернистские течения 1910-х годов. 4 2   2 2
18. Литература русского зарубежья первой «волны». 4 2   2 2
  В I семестре 72 36 18 18 36


Содержание курса

 

Лекция №1 знакомит с периодизацией курса, представляет диалог мнений по вопросам, касающимся хронологических границ указанного периода развития русской литературы. Лекция включает в себя материал, связанный с творчеством писателей – «знаньевцев», среди них – В.В.Вересаев.

 

План лекции №1

1). Вопросы периодизации курса. Различные взгляды на хронологические рамки курса.

2). Книгоиздательское товарищество «Знание» .

3). Творческий путь В.В.Вересаева, его «Спутники Пушкина» и «Сестры».

 

Литература

 

Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX - начала XX века. М.,2007.

Келдыш В.А., Дьякова Е.А., Катаев В.Б. История русской литературы конца XIX - начала XX века: В 2 т.: Учебное пособие для вузов. М., 2007.

Баран Х., Богомолов Н.А., Бойчук А.Г. История русской литературы конца XIX - начала XX века: В 2 томах. Учебное пособие. М.,2007.

Исупов К.Г. Русская эстетика истории. Спб., 1992.

 

Лекция №2 знакомит с творчеством А.И. Куприна, с особенностями его новеллистики и своеобразием крупных эпических форм.

 

План лекции №2

1). Куприн – рассказчик.

2). Автор и герои в повести «Поединок».

3). Роман «Юнкера» и другие произведения, созданные писателем в эмиграции.

Литература

Никулин Л. Чехов. Бунин. Куприн. М., 1960.

Гречнев В.Я. Русский рассказ конца XIX – начала ХХ в., 1979.

Недошивин В. Пароль поручика Куприна// Литературная газета. 7-13 апреля.2004.С.12.

 

Лекция №3 посвящена рассмотрению творчества И.А. Бунина, начиная с его «Антоновских яблок» и «Листопада» до «Окаянных дней» и «Жизни Арсеньева».

 

План лекции №3

 

1). Бунин – поэт и переводчик.

2). Характеры и конфликты в «Деревне» И.А. Бунина.

3). Бунин в эмиграции.

 

Литература

 

Смирнова Л.А. Бунин. Жизнь и творчество. М., 1991.

Злочевская А.В. Роль историко-религиозного подтекста в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»// Русская словесность.2005.№5.

Сарычев В.А. Иван Бунин и Константин Леонтьев// Филологические науки.2005.№2.

 

Лекция №4 посвящена рассмотрению особенностей художественного метода Л.Андреева, анализу модернистских и реалистических тенденций в его творчестве, отразившихся в прозаических и драматургических произведениях.

План лекции №4

1). Мотивы сострадательного гуманизма в рассказах «раннего» Л. Андреева.

2). Первая русская революция в прозе и драматургии Л.Андреева.

3). Андреев и Горький.

 

Литература

 

Шубин Э.А. Художественная проза в годы реакции // Судьба русского реализма начала XX века. Л., 1972.

Шевцова Л.К. Творческие принципы и взгляды, близкие к экспрессионизму // Литературно-эстетические концепции в России конца XlX-начала XX века. М.,1975.

Шуган О.В. «Мы снова и глубоко почувствовали, как много и глубоко было пережито нами». Очерк Горького «Леонид Андреев»// Литература в школе.2001.№7.

Шкловский Е. На сломе эпох: А.Куприн и Л.Андреев// Литература. Приложение к газете «1 Сентября». 16-22 марта 2001г.

 

Лекция №5 знакомит с творчеством Горького, его ранними рассказами и поэмой «Человек», рассматривает особенности поэтики, связанные с поисками нового творческого метода.

 

План лекции №5

 

1). Горький-романтик.

2). Первая русская революция и судьбы писателей-«знаньевцев».

3). Проза и драматургия Горького 1910-х годов.

 

Литература

 

Спиридонова Л. Максим Горький без мифов и домыслов// Литературная газета. 26 марта-1 апреля.2008.С.6.

Колобаева Л.А. Концепция личности в творчестве М.Горького. М.,1986.

Максим Горький: pro et contra. М., 1997.

 

 

Лекция №6 знакомит с модернистскими течениями 1890-1900-х годов и «вождем» русских символистов В.Я. Брюсовым, с его «Шедеврами», «Третьей стражей» и другими сборниками.

План лекции №6

 

1). Истоки русского символизма.

2). Эволюция лирики Брюсова.

3). Брюсов и Бальмонт.

 

Литература

 

Ашукин Н., Щербаков Р. Брюсов.М., 2006.

Белый А. На рубеже двух столетий. М., 1989.

 Ханзен-Леве. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. Спб.1999.

 

 

Лекция №7 знакомит с историей русского младосимволизма, с творчеством «аргонавтов» и «трилогией вочеловеченья» А.Блока.

 

План лекции №7

 

1). Летние «зори» 1901 года и младшие символисты.

2). Блок-лирик.

3). Поэма «Двенадцать» как «эпиграф столетия».

 

 

Литература

Хализев В.Е. Завершение лирической трилогии Блока// Вестник МГУ: Серия №9: филология.2004.№6.

Лавров А.В. Мифотворчество «аргонавтов»// Миф. Фольклор. Литература. Л.,1978.

Скатов Н. Далекое и близкое. М., 1981.

Бердяев Н. Русская идея// Вопросы философии.1990.№1.

 

Лекция №8 посвящена рассмотрению модернистских течений в русской литературе 1910-х годов, их связи с живописью и музыкой.

 

План лекции №8

 

1).Кризис символизма и его причины.

2).«Преодолевшие символизм» и поэзия А. Ахматовой

3).Своеобразие русского футуризма и творчество В. Маяковского.

 

Литература

 

Русский имажинизм: история, теория, практика/ Под ред. Дроздкова В.А., Захарова А.Н., Савченко Т.К. М., 2003.

Колобаева Л.А. Место человека во Вселенной// Вестник МГУ. Серия 9: филология.1991.№2.

Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского . М., 1990.

Старкина С. Велимир Хлебников. М., 2007.

Архипов Ю. На грани музыки и сна: творчество Г. Иванова // Литературная газета. 27 авг.-2 сент.2008.С.7.

Шубникова-Гусева Н. Творчество С.А. Есенина в школе// Литература в школе.2009.№2.

К 100-летию со дня рождения А.Ахматовой.- Литературное обозрение.1989.№5.

К 100-летию со дня рождения О.Мандельштама. - Литературное обозрение. 1991.№1.

 

Лекция №9 знакомит с понятием «русское зарубежье», характеризует его основные «волны» и сосредоточивает внимание студентов на первой «волне» писательской эмиграции.

 

 

План лекции №9

1). Первая «волна» русской эмиграции: пространство и время.

2). Мотивы и образы литературы русского зарубежья.

3). М. Цветаева – «руссейшая из русских» в «Лебедином стане» и  в «Стихах о Чехии».

 

Литература

Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы / В.Н. Альфонсов и др. М.-СПб., 2002.

Руднев В.Б. Словарь культуры ХХ века. М., 1999.

Скороспелова Е.Б. Русская проза ХХ века: От А.Белого ("Петербург") до Б.Пастернака ("Доктор Живаго"). М., 2003.

Басинский П.Д. Современное русское зарубежье. М., 2003.

Современное русское зарубежье / Сост. Пасинский П.Д., Федякина С.В. М., 2007.

Современное русское зарубежье: В 7 томах. М., 2007.

Агеносов В.В. Литература русского зарубежья (1918-1996).М., 1998.

История русской литературы: ХХ в.: В 2 ч.: Ч.1. Учебник для вузов (под ред. Агеносова В.В.).М., 2007.

 

Практическое занятие №1

 

Повесть А.И. Куприна «Поединок»: смысл названия.

 

1).Социальная проблематика и «вечные» темы в повести.

2).Способы раскрытия внутренней жизни «доброго Ромочки».

3).Духовная эволюция главного героя произведения.

 

Литература

 

Михайлов О. Куприн. М., 1981.

Афанасьев В. Александр Иванович Куприн. М., 1972.

Никулин Л. Чехов. Бунин. Куприн. М., 1960.

Недошивин В. Пароль поручика Куприна// Литературная газета. 7-13 апреля.2004.С.13.

Практическое занятие №2

 

«Деревня» – «самое социальное» произведение И.А.Бунина.

 

1). Смысл названия повести.

2). Судьбы братьев Красовых.

3). Особенности композиции произведения.

 

Литература

 

Смирнова Л.А. Бунин. Жизнь и творчество. М., 1991.

Нинов А. М.Горький и И.Бунин. История отношений Л., 1973.

Волков А. Проза Бунина. М.,1969.

Колобаева Л.А. Поэзия прозы Бунина// Русская словесность.2005.№5.

Мескин А. Любовь в прозе И.Бунина: диалог с предшественниками// Русская словесность. 2005.№.5.

 

Практическое занятие №3

 

«Рассказ о семи повешенных» Л.Андреева: характеры и конфликты.

 

1). Своеобразие художественного метода Л.Андреева.

2). Система персонажей рассказа.

3). Философская проблематика произведения.

 

Литература

 

Кулешов Ф.И. Лекции по истории русской литературы конца XIX- начала XX века. Часть 2, Минск, 1980.

Шубин Э.А. Художественная проза в годы реакции // Судьба русского реализма начала XX века. Л., 1972.

Шевцова Л.К. Творческие принципы и взгляды, близкие к экспрессионизму // Литературно-эстетические концепции в России конца XlX-начала XX века. М.,1975.

Туниманов В.А. Полемика Л.Андреева со статьями Горького // Русская литература. 1997.№3.

 

Практическое занятие №4

 

Интеллигенция и революция в русской драматургии конца XIX – начала ХХ в. («Дети солнца» М.Горького и «К звездам» Л.Андреева).

 

1). Особенности развития русской драматургии 1900-х годов.

2). История создания изучаемых произведений.

3). Революция и творчество: различное решение проблемы Л.Андреевым и М.Горьким.

 

Литература

 

Быстрова О. Дорогой Алексей Максимович!.. // Литературная газета. 22-28 апреля 2009.С.5.

Михайловский Б.В. Творчества Горького и мировая литература. М., 1965.

Муратова К.Д. М.Горький и Л.Андреев// Литературное наследство, т. 72. М., 1965.

Бугров Б. С. Русская драматургия конца Х1Х-начала XX века. М.,1979.

Туниманов В.А. Полемика Л.Андреева со статьями Горького // Русская литература. 1997.№3.

Латынина А. «Патент» на благородство: выдаст ли его литература капитала// Новый мир.1993.№.11.

Катаев В.Б. Литература «Знания»: теория и практика дестабилизации// Вестник МГУ: Серия «Филология» №9.2000.№6.

Горький сегодня/ Сост. А.П. Грачев // Русская словесность.1999.№3.

Шуган О.В. «Мы снова и глубоко почувствовали, как много и глубоко было пережито нами». Очерк Горького «Леонид Андреев»// Литература в школе.2001.№7.

Шкловский Е. На сломе эпох: А.Куприн и Л.Андреев// Литература. Приложение к газете «1 Сентября». 16-22 марта 2001г.

Практическое занятие №5

Творчество М.Горького 1890-ых годов.

 

1). Героическая романтика молодого Горького: «Старуха Изергиль».

2). Реалистические рассказы: « На соли».

3). Идейные и художественные искания Горького 90-х годов.

 

Литература

Михайловский Б.В. Творчество Горького и мировая литература. М.,1965.

Келдыш В.А., Дьякова Е.А., Катаев В.Б. История русской литературы конца XIX - начала XX века: В 2 т.: Учебное пособие для вузов. М., 2007.

Колобаева Л.А. Концепция личности в творчестве М.Горького. М.,1986.

Митин Г. Трагический пророк // Литература в школе.1991.№1.

 

Практическое занятие №6

«Двенадцать» А.Блока как «эпиграф столетия».

 

1). Особенности блоковского восприятия революции.

2). Современники о «Двенадцати».

3). Временное и вечное в поэме.

 

Литература

Долгополов Л. Поэма Александра Блока «Двенадцать». Л., 1979.

Вильчек Вс., Вильчек Л. Эпиграф столетия //Знамя. 1991. №11.

Андреев Д. Роза мира // Новый мир.1989.№2.

Непомнящий В. Пушкин через двести лет // Новый мир.1993.№6.

Пьяных М.Ф. Россия и революция в поэзии А. Блока и А.Белого //Александр Блок, Андрей Белый: Диалог поэтов о России и революции. М., 1990.

Спиридонова Л. Максим Горький без мифов и домыслов// Литературная газета.26 марта-1 апреля 2008.С.6.

Громов П. А. Блок. Его предшественники и современники. Л., 1986.

Практическое занятие №7

Модернистские течения 1890 – 1900-х годов.

 

Тематика докладов и сообщений:

1). Лирика И.Анненского: «вещный мир».

2). Импрессионистическая образность К.Бальмонта.

3). «Урбанизм» В.Брюсова.

4). Творчество А.Белого.

5). Лирика З. Гиппиус.

6). Мотивы и образы поэзии Ф.Сологуба.

Литература

Гинзбург Л. О лирике Л., 1974.

Русская поэзия серебряного века. 1890-1917. М.,1993.

Серебряный век. Мемуары.М., 1990.

Грум-Гржимайло Т. Неизвестный Бальмонт// Литературная газета. 18-24 дек.2002.С.9.

Ростовцева И. Не оставивший тени: К 150-летию со дня рождения И.Ф.Анненского // Литературная газета.  28 сент-4 окт.2005.С.5.

Ашукин Н., Щербаков Р. Брюсов. М., 2006.

Белый А. На рубеже двух столетий. М., 1989.

Пьяных М.Ф. Петербургская поэзия конца XlX-начала XX веков // «Серебряный век» русской поэзии Л., 1991.

 

Практическое занятие №8

Модернистские течения 1910-х годов.

Тематика докладов и сообщений:

1). «Преодолевшие символизм»: Н. Гумилев.

2). Акмеизм и творчество А.Ахматовой.

3). Философия личности и видение мира в поэзии О.Мандельштама: сборник «Камень».

4). Футуризм и В.Маяковский.

5). Творчество В.Хлебникова.

6).  «Я, гений Игорь- Северянин...»: судьба поэта.

7).  «Крестьянский уклон» в поэзии С.Есенина.

8).  Художественный мир Н. Клюева.

 

Литература:

Колобаева Л.А. Место человека во Вселенной// Вестник МГУ. Серия 9: филология.1991.№2.

Михайлов А. «Я хочу быть понят моей страной...» (О жизни и творчестве В.В. Маяковского) // Литература в школе. 1991. №2.

Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского . М., 1990.

К 100-летию со дня рождения А.Ахматовой.- Литературное обозрение.1989.№5.

К 100-летию со дня рождения О.Мандельштама. - Литературное обозрение. 1991.№1.

Парнис А.Е. «Ищу я верников себе...»: новое о Хлебникове // Литературное обозрение. 1996.№ 1.

Старкина С. Велимир Хлебников. М., 2007.

Архипов Ю. На грани музыки и сна: творчество Г. Иванова // Литературная газета. 27 авг.-2 сент.2008.С.7.

Шубникова-Гусева Н. Творчество С.А. Есенина в школе// Литература в школе.2009.№2.

Цыганова М.Н. Футуризм: поэзия и живопись// Литература в школе.2008.№.11.

Зайцев В.А. Об изучении творчества Маяковского на современном этапе // Филологические науки.2004.№.3.

Практическое занятие №9

Поэзия русского зарубежья первой «волны».

 

1). «Волны» русского зарубежья.

2). Первая «волна»: имена, идеи, образы.

3). Творчество Марины Цветаевой.

 

 

Литература

Саакянц А. Марина Цветаева. М., 1986.

Лосская В. Марина Цветаева в эмиграции. М., 1992.

Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы / В.Н. Альфонсов и др. М.-СПб., 2002.

Современное русское зарубежье / Сост. Пасинский П.Д., Федякина С.В. М., 2007.

Формы самостоятельной работы для студентов:

 

Формы работы Кол-во Часов
1 Подготовка к практическим занятиям: чтение художественных произведений, конспектирование научно-методической литературы. 10 часов
2 Ведение читательских дневников 4 часов
3 Подготовка к сдаче экзамена 4 часа
  Всего в I семестре 18 часов

Литература

Обязательная литература

 

Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX - начала XX века. М.,2007.

Келдыш В.А., Дьякова Е.А., Катаев В.Б. История русской литературы конца XIX - начала XX века: В 2 т.: Учебное пособие для вузов. М., 2007.

Баран Х., Богомолов Н.А., Бойчук А.Г. История русской литературы конца XIX - начала XX века. В 2 томах. Учебное пособие. М., 2007.

 

Дополнительная литература

 

Агеносов В.В. Литература русского зарубежья (1918-1996).М., 1998.

История русской литературы: ХХ в.: В 2 ч.: Ч.1. Учебник для вузов / Под ред. Агеносова В.В. М., 2007.

Колобаева Л.А. Концепция личности в творчестве М.Горького. М.,1986.

Смирнова Л.А. Бунин. Жизнь и творчество. М., 1991.

Руднев В.Б. Словарь культуры ХХ века. – М., 1999.



Художественные произведения

1. М.Горький«Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш» «Мальва» «Коновалов», «Супруги Орловы». ПЬЕСЫ: «На дне», «Мещане», «Дачники». РОМАН «Фома Гордеев».

2. А. Серафимович«Бомбы», «Пески».

1). И.Бунин «Cyxoдoл», «Aнтoнoвcкиe яблоки», «Деревня», «Господин из Сан-Франциско», «Заря всю ночь», «Легкое дыхание», «Окаянные дни», «Братья», «Сны Чанга». Из сборника «Темные аллеи»: «Темные аллеи», «В Париже», «Холодная осень» и др. рассказы.

2). Ф.СологубРоман «Мелкий бес». Стихотворения: «О смерь! Я твой Повсюду вижу...», «Я - бог таинственного мира...», «В поле не видно ни зги...», «Недотыкомка серая...», «Мы -плененные звери» и др. стихотворения.

3). К.БальмонтСтихотворения: «Челн томления», «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Ветер», «Безглагольность», «Я -изысканность русской медлительной речи...», «Я не знаю мудрости», «Будем как солнце! Забудем о том...» и другие стихотворения.

4). В. Брюсов Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Ассаргадон», «Работа», «Каменщик», «Кинжал», «Конь блед», «Грядущие гунны» и другие стихотворения.

5). А.Белый Роман «Петербург». Стихотворения: «Солнце», «Отчаянье», «Русь», «Родина» («Те же росы, откосы туманы...»), «Родине» («Рыдай, буревая стихия...») и другие стихотворения.

6). А.Блок Стихотворения: «Предчувствую тебя. Года проходят мимо...», «Мы встречались с тобой на закате...». «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «Сытые», «Незнакомка», «О, весна без конца и без краю ...», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Земное сердце стынет вновь...», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...», «Россия», «Рожденные в годы глухие...» и др. стихотворения. Поэмы: «Скифы», «Двенадцать».

7). И.Анненский Стихотворения: «Старая шарманка», «Петербург», «Старые эстонки», «Третий, мучительный сонет» и др. стихотворения.

8). Н.Гумилев Стихотворения: «Озеро Чад», «Старина», «Капитаны», Рабочий», «Заблудившийся трамвай», «Память», «Шестое чувство», «Пьяный дервиш», «Слово» и др. стихотворения.

9). А.Ахматова Стихотворения: «Сероглазый король», «Сжала руки под темной вуалью...», «Смуглый отрок бродил по аллеям...», «Царскосельская статуя», «Вечером», «Сколько просьб у любимой всегда...», «Есть в близости людей заветная черта...», «Песня последней встречи», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Петроград, 1919», «Все расхищено, предано, продано...», и др. стихотворения из сборников «Вечер», «Четки», «Белая стая», «Подорожник», «Anno Domini».

10). О.Мандельштам Стихотворения: «Только детские книги читать», «На бедно-голубой эмали...», «Невыразимая печаль...», «Петербургские строфы», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «Я не слыхал рассказов Оссиана...», «Декабрист», «Кассандре», «Сумерки свободы», «Tristia» и др. стихотворения 1920-х годов.

11). В. Хлебников Стихотворения: «Кузнечик», ^Заклятие смехом», «Мы желаем звездам тыкать ...», «Конь Пржевальского», «Когда умирают кони - дышат...», «Курган», «Народ поднял верховный жезл...» м др. стихотворения.

12). В.Маяковский Стихотворения: «Утро», «Ночь», «А вы могли бы?», «Адище города», «Нате!», «Послушайте?», «Война объявлена», «Мама и убитый немцами вечер», «Вам! », «Гимн обеду», «Гимн судье» и др. стихотворения 1910-начала 1920-х годов. Поэмы: «Облако в штанах» .»Флейта-позвоночник».

13). И.Северянин Стихотворения: «Это было у моря...», «Весенний день» «Я, гений Игорь-Северянин...», «Нелли», «В парке плакала девочка», «Мороженое из сирени!. Мороженое из сирени!..», «Шампанское полонез», «Увертюра» и др. стихотворения.

14). Н.Клюев Стихотворения: «Я надену рубаху...», «В златотканные дни сентября...», «Галка-староверка ходит в черной ряске...», «Мы - ржаные, толоконные...» и др. стихотворения

15). М.Цветаева Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано....», «Уж сколько их упало в эту бездну... »^Бессонница», «Стихи к Блоку», « Из строгого, стройного храма...» и др. стихотворения.

16). М.Волошин «Старые письма», «Полынь», «Одиссей в Киммерии», «На дне преисподней» и др. стихотворения.

17). В. Вересаев«Без дороги». «Товарищи». «Загадка».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 568.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...