Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание и методика организация труда в природе в старшем дошкольном возрасте.




 

Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу.

Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети знакомятся:

1. со свойствами и качествами, состояниями объектов природы;

2. усваивают способы установки этих свойств.

3. В процессе труда в природе у детей формируются знания:

4. 1) о растениях (свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания, сезонные изменения),

5. 2) о животных (внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения). Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ним в уголке природы.

.Труд в природе способствует развитию у детей:

· наблюдательности;

· любознательности;

· пытливости;

· вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека;

· уважение к людям труда.

· Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.

· В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, а это – основа для воспитания в дальнейшем трудиться, устойчивого интереса к труду.

Труд детей в природе организуют в форме:

1. индивидуальных поручений;

2. коллективного труда;

3. дежурства.

Содержание труда и методика руководства им ввоспитании старшей и подготовительной к школе групп. Под руководством педагога ухаживают за комнатными растениями: поливают, рыхлят землю, обрезают сухие листья, подкармливают растения, знакомятся со способами размножения, помогают пересаживать растения. В уголке природы, в огороде и цветнике они выращивают растения: участвуют в перекопке земли и разделке грядок и клумб, сеют семена, высаживают рассаду, часть которой они могут вырастить в уголке природы, а затем поливают, пропалывают, рыхлят землю, собирают урожай. У детей необходимо сформировать соответствующие трудовые навыки и умения, научить их определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода, устанавливать связь между состоянием растений и трудом человека, направленным на удовлетворение потребностей растений.

Дети продолжают ухаживать за животными - обитателями уголка природы, за мелкими домашними животными, живущими на участке детского сада; подготавливают корм и кормят рыбок, птиц, зверьков, моют поилки и кормушки, чистят клетки для птиц.   

Воспитанники подготовительной к школе группы осуществляют уход самостоятельно. Педагог лишь контролирует их действия, оказывает помощь при затруднении. При этом следует формировать понимание необходимости того или иного способа ухода, умение устанавливать связь между теми условиями, которые нужно создать в уголке природы для животных, и условиями их существования в природе.

Старшие дошкольники должны приобрести некоторые навыки охраны природы: собирать семена деревьев, кустарников, дикорастущих трав и подкармливать ими птиц, в жаркое время ставить для птиц воду.

Овладение трудовой деятельностью в старшей и подготовительной к школе группах происходит в более сложных формах организации труда. В этом возрасте необходимо:

· сформировать умения принимать и ставить трудовую задачу;

· представлять результат ее выполнения;

· определять последовательность трудовых операций;

· отбирать необходимый материал;

· самостоятельно выполнять трудовой процесс при небольшой помощи взрослых.

В старшей группе вводятся дежурства детей. Одновременно дежурят 2-4 человека в уголке природы. По сравнению с предыдущим возрастом значительно усложняется организация коллективного труда.

 

 

44.Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста.

Положение К.Д. Ушинского о том, что «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», признается истинным всеми теоретиками и практиками.  

Вместе с тем обычно считается, что изучение воспитанников – функция психологии, а не педагогики. Каждый педагог проверяет результативность обучения, выясняет недостатки воспитания, однако эти аналитические действия не соотносит с диагностикой.

Очевидно, диагностика присутствует в любом педагогическом процессе, начиная с взаимодействия педагога и ребенка на занятии и кончая управлением системой образования в целом.

Педагогическую диагностику мы рассматриваем не только как практику выявления качества образовательно-воспитательной деятельности, причин ее успехов и неудач, но и как направление исследований, обслуживающих эту практику.

Основная задача педагогической диагностики как научного направления может быть сформулирована следующим образом: выявить оптимальные совокупности непосредственно фиксируемых показателей состояния педагогических явлений и процессов, где каждый отдельно взятый показатель только с некоторой вероятностью свидетельствует об этом состоянии.

Рассмотрим основные функции педагогической диагностики как научной дисциплины и как педагогической действительности.

Ведущей остается функция обратной связи в образовательном процессе.

Другая функция диагностики состоит в том, чтобы выявлять результативность воспитания. Диагностика воспитания осуществляется на двух уровнях: конечного результата (отношений, позиций личности дошкольника) и воспитательной деятельности, ее потенциальной эффективности.

Управленческую функцию педагогической диагностики мы рассматриваем как компонент контрольной и прогностической функции органов образования. Значение данной функции диагностики существенно возрастает с развитием альтернативного, особенно негосударственного, образования.

У педагогической диагностики есть еще одна функция – обслуживание научных исследований. Ученый, исследующий проблемы обучения, воспитания или управления, обычно осознает, что доказать истинность тех или иных положений невозможно без использования диагностического инструментария.

В дошкольном возрасте может быть сформирована готовность ребенка к правильному взаимоотношению с окружающей природой. Эта готовность включает: эмоциональную готовность – восприимчивость к миру природы, чувство удивления, восторженности, эмоционально-положительное отношение к объектам, «знаемые» (А.Н. Леонтьев) мотивы поведения; деловую готовность реализовать свои знания в разнообразных ситуациях, желание участвовать в альтруистической деятельности, зачатки «внутренних» мотивов как предпосылки бескорыстия и эмпатии; интеллектуальную готовность – определенный уровень информированности детей о природе, возрастающий уровень эрудиции и познавательных интересов.

Если принять за аксиому наличие в педагогическом процессе трех главных компонентов «знания – отношение – поведение», то каковы приоритеты их формирования на этом этапе возрастного развития? Отвечая на этот вопрос, Н.Ф. Виноградова обращает внимание на два принципиальных положения:

1) уровень экологической воспитанности человека определяется не тем, что он знает правила поведения в природе, а тем, как он соблюдает эти правила;

2) с учетом психологических особенностей дошкольников, более актуальными для них являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а не сведения о нем, полученные от взрослых.

Исходя из этого, следует подчеркнуть особую важность организации условий для установления эмоциональных связей ребенка с природой и его разнообразной деятельности в ней (т.е. двух компонентов педагогического процесса – «отношение – поведение»). Наличие экологических представлений не определяет положительный результат воспитательных влияний. Знания являются лишь средством формирования экологической воспитанности дошкольников.

Диагностические задания проводятся с каждым ребенком индивидуально, все полученные результаты фиксируются в протоколах.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 580.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...