Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды контроля по характеру источника контроля.




По характеру расположения и взаимоотношений субъекта и объектаконтроля различают контроль:

- внутренний – субъект и объект контроля входят организационно входят в одну систему;

- внешний – субъект не входит в ту же систему, что и объект.

Внутренний контрольподразделяется на:

- внутрихозяйственный – проводит бухгалтерская служба организации, внутренний аудит, внутренняя ревизия;

- внутриведомственный контроль – осуществляется за деятельностью подчиненных объединений, предприятий в рамках отдельного министерства или ведомства.

Внешний контрольподразделяется на:

- государственный – призван обеспечивать:

а) полноту выполнения обязательств физических и юридических лиц перед государством (налоговый, таможенный, валютный, финансово-бюджетный контроль);

б) соблюдение органами государственной власти, юридическими и физическими лицами требований законодательства;

в) целевое, эффективное и рациональное использование государственных средств;

г) анализ финансового состояния государственных предприятий и организаций с государственным участием, эффективность использования ими государственных финансовых и материальных ресурсов.

- общественный – основой контроля является соблюдение принципов гласности, свободы слова и открытости. Он реализуется на основе законов, обязывающих органы власти предоставлять информацию обществу через средства массовой информации;

- аудиторский – независимый контроль за дея­тельностью предприятий, осуществляемый аудиторами-пред­принимателями или аудиторскими фирмами.

В зависимости от субъектов контрольной деятельностиконтроль различают:

1. Вневедомственный – предполагает осуществление конт­рольных функций независимо от ведомственной подчинен­ности проверяемых субъектов хозяйствования. Преимуществом является объективность и обстоятельность проверок. Но эффективность такого контроля снижается из-за некомплектности и несистематичности проверок.

2. Ведомственный – осуществляется вышестоящим органом по принципу административной подчиненности. Компе­тенция органов ведомственного контроля распространя­ется на осуществление проверки вопросов данного ве­домства и может выходить при необходимости за его пре­делы лишь по взаимосвязанным операциям и с согласия другого заинтересованного ведомства. Преимущество этого контроля заключается в непосредственной связи с функцией управления отрасли и его специализации применительно к отраслевым особенностям, технологии и т. д.

Основу методологического классификационного подхода эко­номического контроля составляют формыего осуществления, оз­начающие сферу и технику проведения тех или иных контрольных мероприятий (рис. 2).

Рис. 4. Формы экономического контроля

Похарактеру контрольных функций и сфере их примене­ниявыделяют:

1. Правовой контроль – осуществляется в сфере государ­ственного управления, обеспечивает точное и неукосни­тельное соблюдение законов всеми субъектами хозяй­ствования и должностными лицами.

2. Экономический контроль – осуществляется в сфере уп­равления экономикой и включает в себя финансовый, бухгалтерский, ревизионный и статистический контроль.

3. Производственно-технический контроль – осуществля­ется в сфере производственного процесса и является спо­собом оперативного регулирования хода производства.

В зависимости от времени проведенияконтроля различают:

1. Предварительный контроль – осуществляется до начала совершения хозяйственных операций, подвергающихся контро­лю. Цель – предупреждение незаконности и нецелесообразнос­ти проведения хозяйственных операций.

2. Текущий контроль – производится непосредственно в процессе совершения хозяйственных операций. Цель – опера­тивное устранение недостатков, выявление и распространение положительного опыта.

3. Последующий контроль – осуществляется после совер­шения хозяйственных операций. Цель – установление досто­верности отчетных данных, а также выявление недостатков или положительного опыта.

В зависимости от источников контрольных данныхвы­деляют:

1. Документальный контроль – контроль, осуществляемый по документальным данным. Источниками таких данных являют­ся первичные и сводные бухгалтерские документы, регистры синтетического и аналитического учета, бизнес-планы и отчеты предприятия и другие.

2. Фактический контроль – контроль, осуществляемый по данным осмотра проверяемых объектов в натуре, т.е. путем про­ведения инвентаризации фактического наличия и состояния хра­нения хозяйственных средств.

Поохвату проверяемых объектоввыделяют контроль:

1. Сплошной – проверка объектов в сплошном порядке, который характеризуется боль­шой трудоемкостью;

2. Выборочный – ограничивается проверкой выборочного круга проверяемых объектов по существующим методам их отбора, на основании чего по выборочной совокупности формируются выводы по результатам проведенного контроля.

По периодичности проведенияможно выделить:

1. Систематический (регулярный) контроль – произво­дится, как правило, с определенной периодичностью и характерен для государственного, внутреннего и ауди­торского контроля;

2. Разовый (эпизодический) контроль – обусловлен в ос­новном теми или иными общественными интересами (инициативами).

По способам осуществленияразличают следующие виды контроля:

1. Ревизия – всесторонняя и глубокая документальная и фактическая проверка производственно-финансовой и коммерческой деятельности субъекта хозяйствования за определенный период времени.

2. Тематическая проверка – изучение одной из сторон хозяйственно-финансовой деятельности предприятия (например, сохранность денежных средств).

3. Служебное расследование – ведется по инициативе руководителя предприятия, поводом являются факты злоупотреблений должностных лиц.

4. Следствие (расследование) – процессуальные действия, в ходе которых уславливается виновность отдельных лиц. Специфика этого способа контроля заключается в том, что он осуще­ствляется только судебно-следственными органами при наличии необходимых признаков уголовно наказуемых деяний отдельных должностных лиц.

5. Хозяйственный спор – это способ выявления, соблюде­ния законности и обеспечения законных прав в хозяй­ственных взаимоотношениях предприятий, организаций и учреждений. Хозяйственные споры разрешаются орга­нами Высшего Арбитражного суда РФ, а также судами общей юрисдикции.

6. Обследование – применяется в практике контроля при подготовке обсуждения или решения тех или иных воп­росов хозяйственной деятельности путем их изучения на месте. Оно организуется, например, для проверки состоя­ния складского хозяйства, пожарной безопасности, охра­ны труда и т.д.

7. Экономический анализ – выявление влияния фактов на результаты хозяйственно-финансовой дея­тельности предприятий (неиспользованные ресурсы, фи­нансовое состояние и платежеспособность, ликвидность и т.д.).

8. Аудит – осуществляется независимыми аудиторами с целью подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности

Виды контроля: внутренний и внешний; камеральный и выездной; сплошной и выборочный; систематический, периодический и единовременный контроль; комплексный, тематический и встречный; первичный, повторный и дополнительный.

Государственный (муниципальный) финансовый контрольосу­ществляется органами публичной законодательной (представительной) и исполнительной власти, а также специально созданными контроли­рующими органами. Однако он не ограничивается только государственным (муниципальным) сектором экономики. Область государственного финансового контроля распространяется также на уровень экономики в целом (контроль инфляции, структуры ВВП по доходам и расходам,

Государственный (муниципальный) финансовый контроль отли­чается видовым разнообразием как по субъектным,так и по объект­нымклассификационным признакам.

В зависимости от институциональной структуры публичной вла­сти различают финансовый контроль, осуществляемый:

органами за­конодательной (представительной) власти; главой государства (субъек­та федерации федеративного государства); органами исполнительной власти.

В России первый вид контроля осуществляется двояким образом:

1. Непосредственно органами государственной законодательной (предста­вительной) власти и местного самоуправления (Советом Федерации и Государственной Думой РФ, законодательными собраниями субъек­тов РФ и представительными органами местного самоуправления);

2.Через специально созданные ими контролирующие органы (Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов РФ).

Финансовый контроль со стороны Президента РФ и глав субъек­тов РФ осуществляется в виде надзора за исполнением издаваемых ими указов и распоряжений, касающихся финансовых вопросов. Такой конт­роль, например со стороны Президента РФ, осуществляется как непо­средственно самим главой государства, так и через его Администрацию и уполномоченные им контрольные органы, в частности Главное конт­рольное управление Президента. Подобный порядок действует и на региональном уровне.

Финансовый контроль исполнительной власти в России осуще­ствляется через систему контрольных органов, формируемую Прави­тельством РФ и администрациями субъектов РФ и местного самоуп­равления. Контроль в данном случае возлагается на Минфин России и его ведомственные структуры, Федеральное казначейство и его территори­альные управления, финансовые органы субъектов РФ и их структур­ные подразделения, финансовые органы муниципальных образований, главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств.

В зависимости от уровня публичной власти финансовый контроль и его органы в федеративном государстве делятся на федеральные, ре­гиональные и муниципальные.

Федеральными органами контроля в России являются Минфин России РФ и его федеральные службы, Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и др.

В регионах создаются и функционируют финансовые органы и контрольно-счетные палаты субъектов Федерации, управления государственного финансо­вого контроля и другие контрольные органы субъектов РФ.

На местном уровне финансовый контроль осуществляют собрания местного само­управления и муниципальные финансовые органы.

Контрольные органы широкой юрисдикции (с широкими полномочиями) - Главное контрольное управление Президента РФ, Счетная палата РФ и контрольные палаты субъектов РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и др.

Узкоспециализированными контролирующи­ми органами являются, например, Банк России (в лице его надзорных структур), Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба страхового надзора и др.

Второй отраслью финансового контроля является негосудар­ственный (частнохозяйственный) финансовый контроль,который включает следующие виды:

аудиторский контроль, внутрихозяйствен­ный финансовый контроль организаций и домашних хозяйств, обще­ственный финансовый контроль.

Объектом такого финан­сового контроля является вся совокупность денежных отношений, воз­никающих в процессе формирования и использования финансовых ресурсов и доходов организаций и домашних хозяйств.

Важное место в составе негосударственного финансового контро­ля занимает аудиторский контроль. Он представляет собой конт­рольную деятельность, осуществляемую аудиторскими организация­ми или отдельными аудиторами путем проведения независимых проверок отражения фактов финансово-хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и составления финансовой отчетности органи­зациями.

В международной и отечественной теории и практике аудита вы­деляются следующие его виды: оперативный аудит, аудит на соответ­ствие требованиям и аудит финансовой отчетности. Названные виды аудиторского контроля могут принимать формы внешнего и внутрен­него, инициативного и обязательного аудита.

Операционный аудитпредполагает проверку любой части про­цедур и методов функционирования хозяйственной системы в целях оценки ее производительности и эффективности. Результатом ауди­та является передача управленческому персоналу рекомендаций по со­вершенствованию операционной деятельности.

Аудит на соответствие принятым требованиямпроводится в целях установления соответ­ствия: бухгалтерской отчетности принципам бухгалтерского учета, дей­ствий налогоплательщиков требованиям налогового законодательства, деятельности государственных организаций установленным предписа­ниям, действий внутренних подразделений организации требованиям ее администрации и т.д.

Аудит финансовой отчетностипредполагает проверку на соответствие финансовой (бухгалтерской) отчетности опре­деленным критериям: действующему законодательству и положениям по бухгалтерскому учету, имеющейся информации о движении денеж­ных средств или какой-либо другой основе, свойственной бухгалтерии проверяемого субъекта. Результаты аудита финансовой отчетности в виде заключения обычно рассчитаны на всех пользователей.

Внешний аудитосуществляется сторонними для аудируемого субъекта специалистами-аудиторами (главным образом на договорной основе), которые должны высказать и засвидетельствовать свое мнение об объекте аудиторской проверки. Объем, содержание и характер внеш­него аудита определяются договором, а также качеством внутреннего аудита, но обычно ориентированы на важнейшие позиции отчетности и источники доходов. Внешний аудит связан с выявлением фактов мо­шенничества и хищений, приписок и иных искажений отчетности.

Внутренний аудитосуществляется специалистами по учету, контролю и анализу, работающими в данной хозяйственной системе, для удов­летворения потребностей ее администрации. Проверке подлежат хо­зяйственно-финансовые операции, эффективность использования ресурсов, состояние учета, отчетности и внутрихозяйственного конт­роля, в том числе на соответствие принятой учетной политике и общеметодическим положениям.

Инициативный аудитобычно проводится по решению руковод­ства организации (иногда индивидуального предпринимателя) или ее учредителей. Целью такого аудита являются выявление недостатков в ведении бухгалтерского учета.

Обязательный аудитэто ежегодная аудиторская проверка правильности ведения бухгалтер­ского учета и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит осуществляется в отношении следующих субъектов: открытых акционерных обществ, бирж, инвестиционных фондов, государствен­ных внебюджетных фондов, негосударственных социальных и иных фондов; государственных и муниципальных унитарных предприятий; организаций или индивидуальных предпринимателей, у которых объем выручки от реализации за один год в 500 тыс. раз превышает законода­тельно установленный МРОТ или сумма активов которых на конец отчетного года превышает МРОТ в 200 тыс. раз.

В отличие от государственного финансового контроля аудитор­ский контроль осуществляется на договорных началах, аудируемый субъект имеет право выбора аудиторской организации или аудитора, выявление в ходе проверки финансовых нарушений непосредственно не влечет за собой применения финансовых санкций.

Внутрихозяйственный финансовый контрольосуществляется ад­министрацией и специальными подразделениями организаций, а так­же домашними хозяйствами (индивидуальными предпринимателями и непредпринимателями) с целью контроля результативности и эффек­тивности использования финансовых ресурсов, предотвращения нарушений.

По субъектам внутрихозяйственный финансовый контроль де­лится на контроль коммерческих, некоммерческих организаций и домаш­них хозяйств.

Внутрихозяйственный финансовый контроль организаций имеет ряд особенностей: контрольные действия осуществляют работни­ки хозяйствующего субъекта; отсутствует единая нормативно-право­вая база контрольной деятельности, что позволяет говорить об инди­видуальности контрольного процесса, определяемой руководством субъекта; контрольная деятельность имеет постоянный характер.

Еще одна разновидность негосударственного финансового конт­роля — общественный финансовый контроль, который осуществляется представителями общества: общественными организациями и объеди­нениями. Такими контролирующими субъектами в России являются Общественная палата РФ и общественные палаты субъектов Федера­ции, профессиональные союзы, религиозные организации, обществен­ные организации и союзы инвалидов, Союз промышленников и пред­принимателей и др.Целью общественного финансового контроля является защита финансовых интересов граждан, а его объектом — де­нежные отношения, возникающие в процессе нарушения финансовых прав и ущемления финансовых интересов граждан, их отдельных со­циальных и профессиональных групп со стороны органов государствен­ной (муниципальной) власти и работодателей.

Формы финансового контроля. Видовое разнообразие государственного и негосударственного финансового контроля дополняется разнообразием его форм.

В этой связи можно выделить основные формы финансово­го контроля в зависимости:

- от времени проведения контрольных действий по отношению ко времени совершения подконтрольного финансового дей­ствия (операции): предварительный, текущий и последующий контроль;

Предварительный финансовый контроль осуществляется до мо­мента совершения подконтрольных финансовых операций и действий с целью предотвращения возможных финансовых нарушений и недо­статков.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе осуществления финансовой деятельности (действий и операций) с целью оценки те­кущего состояния контролируемого объекта, оперативного выявления недостатков и отклонений от параметров финансовых планов. В про­цессе текущего финансового контроля осуществляется мониторинг исполнения финансовых планов и прогнозов, рассматриваются и про­веряются отдельные аспекты финансовой деятельности и т.д.

После­дующий финансовый контроль предполагает проведение проверок, ревизий и других контрольных действий после совершения подконт­рольных действий и операций, чаще всего по результатам финансовой деятельности за определенные отчетные периоды (квартал, полугодие, девять месяцев, год), с целью полной оценки состояния контролируе­мого объекта и субъекта, выявления финансовых нарушений и их устра­нения.

---места проведения контрольных действий: камеральный и вы­ездной контроль;

Камеральный финансовый контроль совершается по месту нахождения контролирующего органа на основе документов, предоставляе­мых контролируемым субъектом, а выездной финансовый контроль — по месту нахождения контролируемого субъекта на основе первичных документов и непосредственного осмотра объекта контроля

- отношения друг к другу контролирующего и контролируемого субъектов: внешний и внутренний контроль;

Внешним является финансовый контроль, осуществляемый независимыми от контролируемого субъекта контролирующими органами, например контроль органов государственного финансового контроля деятельно­сти органов публичной власти, аудиторский, налоговый контроль дея­тельности организаций и т.д.

Внутренний финансовый контроль — это ведомственный контроль, осуществляемый в структуре системы орга­нов публичной власти, и контроль, осуществляемый администрацией и специальными подразделениями организаций, а также домашними хозяйствами в отношении внутрихозяйственных финансовых потоков и других объектов контроля.

- полноты и масштаба охвата объектов контрольными действия­ми: сплошной и выборочный, комплексный и тематический контроль;

Сплошной финансовый контроль охватывает все финансовые по­токи (операции) подконтрольного субъекта в целом, а выборочный -только ту их часть, которая определена в качестве эталонной (по ней можно судить о состоянии контролируемого объекта и субъекта в це лом), приоритетной или проблемной.

Комплексный и тематический финансовый контроль близки по содержанию и целям сплошному и вы­борочному контролю соответственно, но охватывают не только финан­совые потоки (операции), но и другие связанные с ними аспекты хо­зяйственной деятельности и объекты (например, контроль путем ревизии).

- периодичности проведения контрольных действий: системати­ческий, периодический и разовый контроль.

Систематический финансовый контроль проводится посто­янно, без привязки к конкретным периодам; периодический контроль осуществляется регулярно, но в установленные сроки (чаще всего по итогам отчетных периодов), а разовый контроль — единовременно и, как правило, без установления конкретных сроков.

К основным методам финансового контроля обычно относят: проверку, ревизию, обследование, надзор, мониторинг, учет налогоплательщикови некоторые другие.

Финансовые проверки. Они представ­ляют собой разовые или систематические контрольные действия в виде обследования и проверки достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и налоговых расчетов.

Финансовые проверки могут быть:

камеральные (осуществляются по месту нахождения контро­лирующего органа) и выездные (проводятся по месту нахож­дения и (или) экономической деятельности проверяемого субъекта);

тематические (осуществляются по определенным, выбранным для проверки вопросам) и комплексные (охватывают всю фи­нансовую деятельность субъекта);

повторные и встречные (проводятся для уточнения результа­тов предыдущих проверок и по инициативе вышестоящего контролируемого органа для проверки деятельности предше­ствующих контролеров);

документальные (анализ первичных бухгалтерских докумен­тов и финансовой отчетности) и инвентаризационные (провер­ки на соответствие данных, отраженных в финансовых доку­ментах и отчетности, фактическому наличию активов (имуще­ства);

плановые и внеплановые.

Обследование представляет собой контрольную деятельность по сбору, обработке и анализу информации по определенным объектам контроля с целью определения целесообразности проведения провер­ки. Обследование может проводиться также путем опроса, наблюдения, обмера, инспектирования и т.д.

К проверке близок, по своей сути, такой метод финансового конт­роля, как ревизия комплекс разновидностей проверок финансово-хозяйственной деятельности подконтрольного субъекта и действий его должностных лиц. Чаще всего ревизионная деятельность предполага­ет использование приемов документальных и инвентаризационных выездных проверок.

По сравнению с проверками ревизия позволяет выбрать более полную и достоверную информацию о состоянии субъекта, так как охватывает более широкий круг вопросов и методов финансового контроля. Ревизия направлена на установление целесообразности, обоснованности и законности финансово-хозяйственных операций, проверку соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных учета и отчетности и сохранности имущества, на выявление нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого субъекта.

Различают несколько видов ревизий: полная, частичная, комплексная, тематическая, сплошная, выборочная, комбинированная.

Полная ревизия предусматривает проверку всех сторон финансово-хозяйственной деятельности субъекта контроля.

Частичная ревизия проводится ля проверки отдельных сторон или участков финансово-хозяйствен­ной деятельности проверяемого субъекта.

Комплексная ревизия является наиболее полной, так как охватывает все стороны деятельности субъекта — его финансовую и хозяйственную деятельность, вопросы сохранности и эффективного использования материальных, трудовых финансовых ресурсов, состояния и достоверности бухгалтерского учета.

Сплошная ревизия предусматривает проверку всех опе­раций на определенном участке деятельности за весь проверяемый пе­риод.

Выборочная ревизия представляет собой проверку определенной части документов за определенный период времени, например за один месяц, и при обнаружении нарушений контролирующие органы пере­ходят к сплошной ревизии.

Комбинированная ревизия предполагает сочетание выборочного и сплошного способов контроля по разным уча­сткам (применяется в отношении крупных субъектов с большим объе­мом документооборота и операций).

Надзор это метод финансового контроля, представляющий со­бой совокупность контрольных действий в виде периодического наблю­дения за соблюдением организациями условий осуществления лицензи­руемых видов деятельности (например, страховой, банковский и другие виды надзора). Надзор предполагает контроль за соблюдением уста­новленных правил, норм и нормативов, нарушение которых может по­влечь за собой отзыв у организации лицензии.

Мониторингпредставляет собой совокупность действий, приемов и способов постоянного, систематического наблюдения за финансовой деятельностью или отдельными финансовыми операциями наблюдае­мого субъекта с целью определения текущих изменений и оперативно­го выявления слабых мест.

Учет налогоплательщиков и объектов налогообложения — один из методов государственного налогового контроля, предполагающий кон­трольную деятельность налоговых органов по выявлению лиц, нару­шающих условия или уклоняющихся от постановки на учет в налого­вых органах в качестве налогоплательщиков и от постановки на учет их имущества (транспортных средств, недвижимости), подлежащего налогообложению поимущественными налогами

Методом внутрихозяйственного (и одновременно объектом внеш­него) финансового контролявыступает система бухгалтерского учета организаций, включающая производственно-хозяйственный, финансо­вый и управленческий учет. Бухгалтерский учет, в частности, обобща­ет и систематизирует информацию о фактах финансово-хозяйственной жизни организации, что является одной из задач финансового контро­ля. Бухгалтерский учет и внутрихозяйственный контроль — две сторо­ны единого учетно-контрольного процесса организации.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 459.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...