Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Диагностических возможностей и представлений о различном реабилитационном




ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОЙ

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Чиркина Г.В., Черкасова Е.Л.

Институт коррекционной педагогики РАО, Москва

 

В настоящее время система дошкольного образования детей с нарушениями речи

представляет собой гибкую, многофункциональную сеть дошкольных образовательных

учреждений, в которых созданы благоприятные условия для дифференцированного

обучения и воспитания детей с учетом уровня речевого недоразвития.

Таким образом, в дошкольных учреждениях осуществляется дифференцированное

обучение детей с различными речевыми аномалиями. Комплектование групп проводится на

основе психолого-педагогической классификации, то есть дети, имеющие различные

речевые диагнозы, объединяются в группы по сходству уровня речевого развития

(приблизительно одинаковое состояние фонетики, фонематического восприятия, лексики,

грамматики, связной речи). В настоящее время коррекционно-воспитательная работа в ДОУ

осуществляется следующими специалистами: учителем-дефектологом (логопедом),

воспитателем, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по

физической культуре, помощником воспитателя, медицинской сестрой (в отдельных случаях

и диетсестрой).

Позитивно оценивая огромную роль дошкольной логопедической работы в

устранении речевых нарушений, социальной адаптации, в подготовке к обучению в

общеобразовательной школе, нельзя не обратить внимание на недостаточную

Эффективность коррекционной помощи воспитанникам с выраженными и/или сочетанными

нарушениями речи (например, ОНР и заикание; ОНР и дизартрия (ринолалия), недоразвитие

речи неясной этиологии, сенсомоторная алалия, ранняя детская афазия и др.) *4+. Поэтому

Существующая сеть дошкольных логопедических учреждений нуждается в структурном,

кадровом и содержательном преобразовании *3+.

Дальнейшее ее совершенствование, основанное на современном уровне

диагностических возможностей и представлений о различном реабилитационном

потенциале детей с отклонениями речи, предполагает реализацию, наряду с

разграничением по уровню речевого развития, комплектования групп на основе сходной

клинической симптоматики, что обеспечит, на наш взгляд, максимальный учет

специфических проявлений первичной речевой недостаточности.

Другая важная составляющая повышения эффективности дошкольной

логопедической помощи, приоритетно рассматриваемая в настоящее время – оказаниепревентивного логопедического воздействия в раннем детском возрасте с цельюстимуляции речевого развития детей группы риска.

С учетом названных положений Лабораторией содержания и методов обучения детейс нарушениями речи ИКП РАО предлагаются уточнения и изменения для организации более

гибкого комплектования групп по возрасту и типу нарушения на основе двух параметров:

уровню речевого развития и характеру первичного речевого расстройства.

В связи с этим предлагается более гибкая дифференциация состава детей

логопедических групп. В частности, дошкольников одного возраста со сходным уровнем

речевого развития (ОНР, ФФН) целесообразно обучать в разных группах в зависимости от

наличия в структуре речевого дефекта функциональных или органических расстройств

(дизартрия, ринолалия и др.).

 

Поиск путей совершенствования системы работы учителя-логопеда был вызван необходимостью реализации требований ФГОС ДО, который определил виды интеграции образовательных областей и планируемые результаты развития интегративных качеств личности старшего дошкольника. А также особенностями детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР), у которых нарушены не только все компоненты речевой системы, но и имеется своеобразие процессов внимания, памяти, мыслительной деятельности, что требует от педагогов, работающих с данной категорией детей создавать специальные условия для стимуляции социального, познавательного, речевого и двигательного развития детей на базе ДОУ. Без специальных коррекционных мероприятий к началу школьного обучения у детей с тяжёлым нарушением речи оказываются несформированными основные компоненты речевой системы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 162.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...