Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раскроем некоторые методы и приемы.




     1.Игровые приемы повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из таких приемов может быть:

1.1 воображаемая ситуация: воображаемое путешествие, встреча с воображаемыми героями и т.п. Игровое «как будто…» раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным. Например, воспитатель предлагает: «Давайте мысленно представим, что мы прилетели на другую планету. Там никто не знает, какие люди жив на Земле. Что мы расскажем им о нас и о нашей планете? Или: «Как-будто бы к нам в город приехал человек, который никогда здесь не был. Что мы ему покажем, куда поведем?.» «Сегодня мы будем рассказывать о наших помощниках - глазах, ушах, руках... Но такие помощники есть у животных. Поэтому кто-то будет кошкой, кто-то - маленькой мышкой, а кто-то останется человеком. Вот встретились все на лесной полянке и стали друг другу рассказывать о своих необыкновенных помощниках. Кошечка, расскажи о своих глазах...» К этому приему близок прием придумывания сказок - «Придумаем сказку о стране бездельников... о стране детей... о доме, в котором живет доброта» и т. п.).

1.2 Повышению эмоциональной активности помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения, при подготовке концерта).

1.3 Сюрпризные моменты и элементы новизны эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание разгадать секрет, отгадать загадку и просто порадоваться, удивиться. Очень важно, чтобы начало занятия было эмоциональным. Тогда у детей сразу появляется желание узнавать. В качестве сюрприза могут выступать предъявление новой игрушки, показ слайдов, видеофильмов, появление  ребенка или взрослого в необычном образе и многое другое.

Новизну для детей могут создать форма и место проведения занятия, и, конечно, его содержание. В зависимости темы, цели занятия, времени проведения меняется его форма. Разнообразие форм делает занятия привлекательными для  детей. Так, можно по-разному проводить итоговые занятия: в виде экскурсии по помещениям группы или всего детского сада, составляя программу концерта, отбирая картины выставки, придумывая коллективный рассказ и т. д.

На практике в дошкольном учреждении запишите, какими  методами и приемами пользуется воспитатель, чтобы повысить эмоциональную активность детей при восприятии социального  мира.

 

1.4К методам и приемам повышения эмоциональности обучения можно отнести также юмор и шугку, которые, к сожалению, очень редки на занятиях. Воспитатель всегда должен быть готов улыбнуться ребенку, вместе с ним посмеяться, пошутить. Веселый, мажорный настрой располагает детей не только к воспитателю, но и к тому, что он предлагает делать. Дошкольники быстрее откликаются на предложение заниматься, трудиться, играть, если оно сделано весело, с юмором. Дети любят шутку, и при умелом руководстве взрослого она не только не вносит дезорганизацию, но и делает занятие интересным и запоминающимся. Веселые потешки, стихи, прибаутки, смешные истории и ситуации создают атмосферу непринужденности и эмоциональной близости между педагогом и детьми.

Важно только, чтобы шутки были доброжелательными, не обижали детей. Необходимо учить ребенка без обиды принимать и понимать шутки и самому использовать их в общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому полезно иногда предлагать детям вспомнить веселый случай из их собственной жизни. Хорошо, если воспитатель и родители рассказывают ребенку о смешных событиях, которые происходили с ними.

Сильное воздействие на чувства детей оказывает сочетание разнообразных средств на одном занятии. Исследования свидетельствуют о том, что наиболее действенным оказывается сочетание чтения художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и слушание музыки; слушание музыки и последующая изобразительная деятельность. Каждый вид искусства имеет свои специфические возможности влияния на личность, но разные в комплексе, они оказывают наиболее полное воздействие на всестороннeе развитие ребенка. При этом нельзя, однако, забывать, следующем противоречии: нарушение чувства меры при одновременном воздействии разных видов искусств, приводит к обратному результату - ребенок перестает воспринимать то, что ему преподносится. В зависимости от цели занятия возрастных особенностей детей воспитатель отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.

Дополните свою картотеку методов еще другими методами, и приемами, которые найдете в литературе, nрактикев собственном воображений.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, СПОСОБCТВУIOЩИЕ УCТАНОВЛЕНИЮ  СВЯЗИ МЕЖДУ РАЗНЫМИ ВИДАМИ ДЕЯТFЛЬНОСТИ

Воспитывающий и развивающий эффект знаний о социальном мире повышается, когда они усваиваются в разных видах деятельности при условии, что эти виды содержательно и логически связаны между собой.

Анализ исследований межпредметных связей в педагогическом процесс е (А. П. Усова, Р. И. Жуковская, В. В. Кондратова, С. А. Козлова, Н. Я. Михайленко и др.) показал, что такие связи имеют разную направленность в зависимости от цели (решение познавательных задач; совершенствование навыков; накопление чувственного опыта, художественных представлений). Для того чтобы устанавливать связь между разными видами деятельности, нужны «дидактические мостики» (Я. Л. Коломинский). Уже в процессе занятий  воспитатель использует приемы предложения и обучения способу установления связи между разными видами деятельности. Важно, чтобы ребенок понял смысл и необходимость устанавливать такие связи, тогда он откликается предложение воспитателя учиться способу установления  связи. Так, на занятии по ознакомлению с техникой воспитатель не только эмоционально рассказывает о творчестве человека, но и вызывает у детей желание самим попробовать свои силы в изобретательстве, выражает уверенность их возможностях, предлагает научить, помочь. Обучение происходит уже не на занятии, а, например, в процессе труда, изобразительной деятельности.

Эффективную роль играет перспективное планирование. Суть его состоит в том, что детям предлагают подумать где, зачем и как могут пригодиться то или иное умение, или иные знания. Например, воспитатель говорит: «Дети сегодня мы научились лепить овощи и фрукты. Как думаете, где мы сможем их использовать? А когда вам может пригодиться умение хорошо лепить?» Рассуждая о возможностях переноса навыков или использования результатов деятельности, дети одновременно видят 'перспективу развития другой деятельности - игры в магазин, изготовления подарка для кого-то и др.

Перспектива, направленная на последующую деятельность, может иметь и «обратную связь», когда возникает потребность через дрyryю деятельность обогатить настояшую («Вы не знаете, как еще можно играть в путешественников? Сегодня на занятии я расскажу вам об одном путешественнике, и вы сможете продолжить игру, это будет очень интересно»).

Ilри разработке методики установления связи между разными видами деятельности следует учитывать известный в психологии эффект Зейгарник. Суть его заключается в том, что человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным. Объясняется это тем, что возникающий в начале действия интерес к его процессу и результат прерывается, не доходит до конца в данном действии (и деятельности). У человека остается желание продолжить действие и получить желаемый результат, который мысленно он уже увидел. Возникающее противоречие между желанием получить результат и возможность его получить побуждает к продолжению деятельности или поиску другой деятельности, удовлетворяющей ту же потребность. Действие эффекта Зейгарник в работе с детьми дошкольного возраста проявляется, когда у детей возникает устойчивый интерес к деятельности, а они не хотят прерывать или с готовностью возвращаются к ней. Если же интереc недостаточен, то последующая деятельность по инициативе ребенка не возникает и требуются дополнительные усилия педагога, чтобы она была продолжена. Этим объясняется и тот факт, что не всегда после чтения художественного произведения у детей возникает желание играть по его мотивам.

Связывающим звеном, «дидактическим мостиком» может быть беседа с детьми о том, как можно «в это» поиграть,что можно сделать из рисунков, ковриков и др. Взаимосвязи деятельностей способствует и создание предметной среды, побуждающей к деятельности. Воспитатель пользуется методами опосредованного переключения для перехода на другую деятельность. Такими методами являются привлечение внимания ребенка к новым предметам, просто  научить другого тому, что ребенок умеет сам, предложение найти способ проверки «гипотезы».










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...