Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости.




Отечественная история

Направление подготовки

222000 – Инноватика

 

 

Профиль подготовки

______ - _____________

 

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Статус дисциплины: цикл дисциплин направления

ДН(М).Ф.2.

Томск

2010


Одобрено кафедрой отечественной истории

Протокол № 4 от 22 ноября 2010 г.

 

Зав. кафедрой, профессор ________________В.П. Зиновьев

 

Рекомендовано методической комиссией

исторического факультета

 

Председатель методической комиссии,

доцент ______________ В.Ю. Соколов

«____»_______________2010 г.

 

Рабочая программа курса «Отечественная история» составлена на основе требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 222000 – Инноватика, утвержденного 22декабря 2009 г.

Общий объем курса 72 часа. Из них: лекции – 36 часов, практические занятия – 18 часов, самостоятельная работа студента – 18 часов. Общая трудоемкость курса – 2 зачетные единицы.

 

СОСТАВИТЕЛЬ:

кандидат исторических наук, доцент П.П. Румянцев

 

РЕЦЕНЗЕНТ:

кандидат исторических наук, доцент М.В. Грибовский




Цели освоения учебной дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) «Отечественная история» являются формирование у студентов системы знаний по отечественной истории и сформулированного представления о характере и специфике исторического развития России, определение места и роли страны в мировом историческом процессе.

 

 

Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина входит в раздел «Б.1». Гуманитарный, социальный и экономический цикл (ГСЭ). Базовая часть» по направлению 222000 – Инноватика.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе.

 

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

– особенности исторического процесса в российской истории;

– представлять место и роль Отечественной истории в мировом историческом процессе;

– выявлять основные периоды в отечественной истории;

– основные термины и понятия исторической науки

– основную учебную литературу по российской истории

 

Уметь:

– ориентироваться в современных вопросах социально-экономической и общественно-политической жизни страны;

– представлять место и роль России в решении международных проблем.

 

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 222000 – Инноватика:

 

А) общекультурные (ОК):

– способность уважительно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-1);

– способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль личности в истории, политической организации общества (ОК-2);

– умение использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

– умение собирать, обобщать, обрабатывать и интерпретировать информацию, необходимую для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам (ОК-16).

 

Б) профессиональные (ПК):

– способность использовать в своей профессиональной деятельности базовые знания по Отечественной истории (ПК-1);

– способность систематизировать и обобщать информацию по использованию и формированию ресурсов (ПК-9);

– готовность к работе в коллективе; организации работы малых коллективов (команды) исполнителей (ПК-10).

 

 

Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часов.

№ п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Виды учебной работы (в час.)

Формы текущего контроля успеваемости

(по неделям)

В том числе

лекции Практические занятия СРС    

1

Предмет и задачи курса

1

1

Работа на практических занятиях. Написание эссе. Работа над проектом.

Образование и развитие древнерусского государства в IX – первой половине XI в. 1 1 2
Русь периода феодальной раздробленности в XII – XV вв. 1 1 2
Московское царство в XVI – XVII вв. Возникновение российской государственности 1 1 2

2

Россия в первой половине XVIII вв.

1

1 1 2

Работа на практических занятиях. Написание контрольной работы по пройденным темам данного блока. Проведение коллоквиума.

Российская империя во второй половине XVIII – первой четверти XIX в. 1 1 2
Российское государство во второй четверти XIX в. 1 1 2
Россия во время великих реформ 60 – 70-х гг. XIX в. 1 1 2
Российская империя последней четверти XIX в. 1 1 2
Россия в конце XIX – начале ХХ вв. 1 1 2
Революция 1917-го года. Приход к власти большевиков 1 1 2

3

Гражданская война и установление новой экономической политики

1

1 1 2

Работа на практических занятиях. Написание эссе. Решение теста. Защита проекта. Создание рефлексивной записки

Образование СССР и развитие советского государства в 20 – 30-е гг. ХХ в. 1 1 2
Общественно-политическое и социально-экономическое развитие СССР в 30 – начале 40-х гг. ХХ в. Советского государство в годы Великой отечественной войны 1 1 2
СССР в послевоенное время 1 1 2
Оттепель в общественной и социально-экономической жизни советского общества 1 1 2
СССР в эпоху «застоя» 1 1 2
Перестройка и распад СССР 1 1 2
Образование и развитие российского государства в 1990-х гг. – начале XXI в. 1 2

ИТОГО

1 18 18 36  

 

Образовательные технологии

В данном курсе используются проектная технология, технология дебатов, проведение семинаров по альтернативной истории, а также организация самостоятельной работы студентов (СРС).

В процессе образовательной деятельности по данному курсу успеваемость студентов оценивается в балльно-рейтинговой системе.

В самом начале образовательного процесса у студентов первокурсников проводится тестирование по истории России, направленное на выявление уровня знаний каждого студента по Отечественной истории.

Обучение в рамках курса предполагает организацию занятий по дискуссионным вопросам Отечественной истории.

Обучение в рамках курса предусматривает работу слушателей в трех проектных блоках (разделах).

 

Блок 1: История Отечества с ранних времен до преобразований Петра I

В рамках первого блока студенты знакомятся с Отечественной историей указанного периода и выполняют следующие задания:

- Определение основных направлений внутренней политики государства на данном этапе его развития; выделение наиболее важных реформ внутренней политики в этом периоде, их цели, результаты и последствия;

- Указание причин выбранного курса внутреннего развития того или иного политического лидера и его преобразований;

- Выделение целей внешнеполитических контактов русского государства в указанный промежуток времени; выявление заимствований зарубежного опыта во внутренней политики русского государства.

 

Блок 2: История Российского государства в XVIII – начале ХХ в.

В ходе работы во втором блоке студенты знакомятся с историей Отечества указанного периода, альтернативностью выбора пути развития России, с попытками преобразований основных политических деятелей этого периода (Петра I, Екатерины II, Александра II и др.), целей их преобразований, результатов и последствий. В этом модуле студенты должны выполнить такие задания:

- Определение причин необходимости реформирования российского государства на том или ином этапе его развития;

- Сравнение преобразований Петра I и других важных политических деятелей-реформаторов в указанном периоде: общее и особенное в их действиях; цели, основные направления, результаты и последствия их реформаторской деятельности для развития российского государства; значение их реформ в русской истории;

- Выявление внешних заимствований и определение роли западноевропейского опыта в преобразованиях российского государства на данном этапе его развития.

 

 

Блок 3: История России в XX – начале XXI в.

В последнем блоке студенты изучают современную историю России – с революционных событий 1917 г. и по настоящее время, а также выполняют следующие задания:

- Попытаться дать объяснения причин победы партии большевиков в революционных событиях 1917 г. и принятия основными слоями тогдашнего общества их программы преобразований, кардинально изменившей весь ход российской истории;

- Выявить основные положения политики «Большого скачка» Сталина, оценить ее эффективность, как попытки модернизации Советской социально-экономической системы, а также сформулировать ее особенные и общие черты от предшествующих ранее преобразований;

- Определить причины неудач реформаторской программы Н.С. Хрущева и переход к консервативному курсу Л.И. Брежнева и его приемников;

- Проанализировать основные положения реформаторского курса М.С. Горбачева, приведшего к распаду СССР;

- Дать характеристику программе демократических преобразований экономики и общества в 90-е гг. прошлого века, оценить их результативность, выявить заимствования из иностранного опыта, а также определить альтернативные варианта развития России в указанный период;

- Выявить инновационные технологии модернизации социально-экономической системы современной России и попытаться определить возможные варианты развития Российской Федерации на ближайшее время.

 

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости.

По разделу 1.

Эссе:

Иван Грозный: царь-реформатор или деспот на троне?

Проектный замысел:

Составить в виде таблицы основные преобразования социально-экономической политики России с древности и по настоящее время, где необходимо отобразить:

– инициаторов и проводников реформ;

– какие цели преследовали преобразования;

– несли ли они в себе новшества (инновации) и заимствования зарубежного опыта;

– результаты и последствия каждой реформы;

– как вы оцениваете каждое преобразование.

 

По разделу 2.

Контрольная работа:

Сравнительный аспект преобразований Петр I и Екатерины II: общее и особенное, роль влияния Запада на подготовку и проведение реформ обоих государственных деятелей.

По разделу 3.

Эссе:

Курс на форсированную индустриализацию Сталина: реализация политики кровавого диктаторства Сталина или эффективная антикризисная программа?

 

Тест:

1. Назовите основные черты реформаторского курса М.С. Горбачева (иными словами: что «перестраивали»)?

2. Какие вы можете выявить позитивные и негативные стороны курса преобразований «младореформаторов» начала 90-х гг. ХХ в.?

3. Какие, на ваш взгляд, присутствуют инновационное технологии в модернизационных процессах социально-экономической системы современной России?

 

Анализ использованных ресурсов:

– Какой ресурс курса Вы использовали при подготовке Вашего проекта? (Укажите название темы лекции, практического занятия и знания, навыки, которые были использованы)

– Какие внешние ресурсы были использованы при подготовке проекта?

 

Проектные предложения:

– Ваши предложения по изменению, коррекции курса.

 

Рефлексивная записка:

– Где и как могу я использовать знания, полученные в ходе курса в своей профессиональной деятельности?

– Получил ли я информацию из курса об организации инновационных технологий?

– Какие особенности, удачи и трудности хотелось бы отметить в работе над проектом?

 

Формы итогового контроля:

Экзамен в конце первого семестра.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 162.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...