Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Упражнения по консультированию, касающемуся принятия решений




Найдите друга или родственника, которому предстоит при­нять решение. Спросите его, согласен ли он пройти у вас курс консультирования. Прекрасными темами для вашей первой по­пытки станут такие проблемы, как крупная покупка, предстоя­щая перемена работы, требующие совета мелкие ежедневные проблемы в общении с другом или коллегами. Следующее уп­ражнение включает в себя пятишаговую модель интервью.

1. Взаимопоншнание/структурирование. Отведите некоторое время на достижение взаимопонимания и расскажите вашему “клиенту” о структуре предстоящей беседы.

2. Сбор информации. Выясните проблему и позитивные ре­сурсы клиента. Желательно расспросить клиента о его прошлом, о происхождении проблемы, о том, как он пытался ее решить. Изучите важные черты и факторы, лежащие в основе проблемы.

3. Желаемый результат. Спросите клиента, чего бы он хотел достичь в идеале. Поставьте в качестве цели выработку опти­мального решения.

4. Выработка альтернативных решений. Используйте приме­ры творческих решений, приведенные в данной главе. Теперь, когда проблема и желаемый исход для вас ясны, сколько аль­тернативных выборов вы сможете предложить клиенту? Приду­майте возможно большее количество идей.

Затем последовательно запишите все возможные решения и заполните сбалансированную таблицу (см. табл. 2.2). Проследи­те, какие решения приведут к желаемой цели и выберите один способ действий.

Попросите вашего клиента пофантазировать, что будет через год, если клиент будет следовать выбранной стратегии поведе­ния? Этот дневник будущего может быть и письменным, если вы захотите. Обсудите дневник с клиентом, обращая внимание на то, какие эмоции он испытывает. Удовлетворен ли он пер­спективой? Вы можете обнаружить, что пристальное рассмотре­ние будущего поставит перед клиентом дополнительные задачи. чтобы не выйти за рамки этого упражнения, ограничьтесь ис­ходными проблемами.

Если клиент эмоционально не удовлетворен тем, что прине­сет ему принятое решение, обсудите другие альтернативы. И, наконец, попросите клиента выбрать один из возможных вари­антов.

5. Обобщение. Составьте договор с клиентом об исполнении решения или части его. Это потребует некоторого творчества. Последите за клиентом в течение нескольких дней, посмотрите, как он исполняет договор и, в случае необходимости, поощрите его, скажите, что микропроблемы не должны для него заслонять конечную цель. Составьте долгосрочный план обобщения.

Краткий обзор главы

Овладение концепцией консультации, приведенной в данной главе, предполагает умение:

1. Действовать творчески. Творчество — это способность “дать волю” своей интуиции, способность видеть что-то новое в

давно привычном. Аналогичной, хотя и более упорядоченной задачей консультанта, является попытка помочь клиенту собрать воедино все черты и факторы решаемой проблемы для выбора новых подходов.

2. Понимать и объяснять основные принципы психологии принятия решений. Консультация по принятию решений дается как современная трактовка факторной теории, а также как. мо­дель, лежащая в основе других психотерапевтических систем. Все люди принимают решения, исходя из их индивидуальных черт и особенностей их окружения.

3. Выделять и уметь демонстрировать пять основных этапов интервьюирования. Базовая структура содержит следующие эта­пы: раппорт, сбор информации, выяснение желаемого результа­та, выработка альтернативных решений, обобщение — переход к действиям.

4. Модифицировать структуру интервью в соответствии с культурными и личностными особенностями клиентов. Психо­логическая помощь подразумевает помощь в принятии решения, но разные индивиды и культурные группы характеризуются не­схожими стилями выбора. Кроме того, у вас есть и свой собст­венный стиль работы, который вы должны осознавать, работая с клиентом.

5. Объяснять основные аспекты консультативной теории Дженниса и Менна, Менн трактует процесс консультирования как психологический ликбез и использует групповой тренинг навыков принятия решений. Модель Дженниса делится на три этапа с акцентом на реальное изменение клиента (например отказу от курения или снижение веса) незамедлительно после консультации.

6. Определять и использовать ключевые понятия и концеп­ции данной главы. Среди важнейших понятий, представленных в данной главе, находятся такие, как: творчество, консультация по принятию решений. Бюро по профориентации Френка Парсонса, взаимоотношения личности и ее окружения, влияние и) на выбор решения, теория факторов, пятишаговая модель ин­тервью, культурно-ориентированное использование тестов, вигильный стиль принятия решений, сбалансированная таблица и наконец, важность поддержки после консультации, что проде­монстрировано в работах Дженниса.

Глава III. Методы интенциальной психологии. Навыки внимания и воздействия

 

Общие предпосылки

Сочетание методологии, теории и прак­тики является сущностью квалифицированно­го консультирования и терапии.

Методология дает основу для эффектив­ной теории и практики: КО-терапевт знает, как построить творческую, плодотворную бе­седу и как использовать знания этих техник, чтобы воздействовать на клиента в нужном направлении. Важной в этом процессе явля­ется индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность, оценка личности и ее со­циальной среды, а также применение мето­дов позитивного роста и развития.

Теория создает организующие принципы для консультирования и психотерапии: КО-терапевт имеет запас альтернативных теоре­тических подходов и способов общения.

Практика — это сочетание методологии и теории. КО-консультант компетентен в тео­рии и методиках, и способен применять их как в целях исследования, так и в практиче­ской работе на благо клиента.

Подразумевается, что общая компетент­ность в методологии, теории и практике про­является в осознании своего собственного мировоззрения и личностных особенностей, а также того, насколько они отличаются от мировоззрения клиента и других профессио­налов.

ЦЕЛИ ДАННОЙ ГЛАВЫ

В данной главе полностью приводится интервью, проведен­ное старшекурсницей Джоан Грисволд, которая в качестве кур­сового задания сделала запись этого интервью. Удалось добиться существенных изменений у клиента (72-летний мужчина) за один сеанс психотерапии. Это доказывает, что, эффективно ис­пользуя психологию принятия решений, а также навыки внима­ния и воздействия, возможно добиться существенных перемен в сознании клиента. Вот некоторые цели данного главы:

1. Дать основные микротехники консультирования: внима­ния, выслушивания, воздействия, а также показать их потенци­альные возможности обеспечить процесс изменения клиента.

2. Продемонстрировать, как микротехники и пятишаговая модель принятия решений из второй главы могут быть увязаны в одном интервью и способствовать постоянным изменениям в психике клиента.

3. Дать важную таблицу, в которой сравнивается применение различных микротехник в теориях психологии и терапии.

Начиная изучать методы консультирования и терапии, жела­тельно вычленить ключевые понятия наблюдательности и того, как она работает с представителями разных культур. Если вы уяснили сущность основных методик внимания и воздействия, то у вас появился твердый фундамент для построения более сложных методик, которые будут полезны в деле изменения и личностного роста вашего клиента. Опытный психолог словами и жестами сообщает клиенту, что “настроился” на него.

Процесс определения и отбора специфических методов кон­сультирования назван спектром микротехник. Используя этот спектр, мы можем разбить сложный процесс психологического консультирования на поддающиеся осмыслению небольшие фрагменты.

Закончив изучение этой главы, вы должны будете уметь: 1. Определять и описывать несколько микротехник, которые использует грамотный психолог.

2. Использовать знание микротехник для описания поведе­ния клиента и психолога во время интервью.

Накапливая опыт, вы сможете стать знатоком этих методов и применять их в работе. Спектр методик является бесценным приобретением для психолога любой ориентации.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...