Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные приемы оформления текстовых материалов, управляющие читательским вниманием.




Новые технологии в производстве печатных СМИ

Среди факторов, влияющих на газетный дизайн, в исследовательской литературе всегда выделяется технология. «Коренные изменения во внешнем облике газет, в условиях их производства связаны с научно-техническим прогрессом в полиграфии. В прошлом это замена ручного печатного станка плоскопечатными и ротационными машинами, внедрение в газетное дело линотипного набора, цинкографского способа изготовления клише, обогатившего журналистику фотоиллюстрацией; сегодня это офсетная печать, фотонабор, применение электроники и других новинок». Технологический фактор, активно воздействующий на газетную форму, считается достаточно изученным, в констатации воздействия на газетную форму техники нет ничего особенного, однако с появлением новой техники меняется качество воздействия на газетную форму, появляются иные возможности для развития газетного дизайна и оптимизации процесса, поэтому и представляется целесообразным обратиться к нему вновь, поскольку в конце 80-х гг. XX в. пришла новая технология производства печатной продукции - компьютерная. На Западе отчет ведется с 1985 г., когда впервые сложилось понятие «настольная издательская система», в России компьютерная издательская технология получила широкое распространение, включая провинцию, с начала 90-х гг.

Отличительная особенность новой технологии - ее демократичность, проявляющаяся в неограниченной доступности к технологии; широкой, если не безграничной, возможности экспериментирования; свободе выбора из великого множества шрифтов, графических элементов и приемов оформления. Технология перераспределила процессы между редакцией и типографией и заложила основы для оптимальной организации подготовки газеты к выпуску, а также для непосредственного участия максимально возможного количества сотрудников редакции в этом процессе. Компьютерная технология ввела в оборот новые, трансформировала некоторые устоявшиеся термины. Процесс обновления и обогащения терминологии естественен в любой теоретической дисциплине, в том числе и журналистике. В той же части журналистской теории, которая рассматривает оформительские процессы, обновление дефиниций, введение новых терминов наиболее свойственно, поскольку это связано с изменениями, происходящими в полиграфическом производстве, т.е. в технологии. Соответственно требуется уточнение значения некоторых дефиниций: неточное понимание их сути и неверный выбор, в конечном счете, отразятся на качестве верстки и газетном дизайне в целом. Технология всегда влияла на наглядность информации, составляющей сущность графического дизайна, а влияние компьютерной технологии оказалось особенно значительно и радикально, поскольку она обогатила и расширила оформительскую базу, что соответственно требует оценки и оптимального отбора графических элементов и приемов для применения в практике оформления газеты.

 

Особенности оформления текстовых материалов разного объема.

 

Как правило, на полосе необходимо расположить один или несколько крупных материалов.
Нередко крупную статью объемом в несколько сот строк верстают в одну колонку так называемым «стояком» - на три-четыре колонки, во всю их высоту. Такой огромный сплошной «кусок» текста читается с большим трудом. Чтобы улучшить оформление, можно использовать несколько приемов:
a. использование подверстки - крупная статья разверстывается не на всю высоту полосы, нижнюю часть занимают другим материалом (подверсткой) - хотя бы небольшой заметкой, набранной для контраста на другой формат.
b. разбить «стояк» на тематические, смысловые части и дать каждой из них свой подзаголовок;
c. вверстать в него различные иллюстрации, а также выдержки из статьи, заключенные в рамки из тонких или двойных линеек.
Можно применить ломаную верстку.
Можно разделить крупный материал на части с их перенесением на другие страницы номера.
Хроникальные материалы можно оформить колонкой. Небольшие по объему информации объединить в подборку.








Основные приемы оформления текстовых материалов, управляющие читательским вниманием.

Существует область дизайна, напрямую связанная с работой каждого журналиста. Если, скажем, выбор рисунка шрифта или правила выключки заголовков (влево, вправо, по центру) не имеют прямого отношения к структуре текста, то средства выделения и обособления во многом предопределены журналистским материалом. Причем для современного газетно-журнального дизайна характерно повышенное внимание к приемам представления тематики номера, разделения публикаций на полосе и выделения фрагментов текста.
Свидетельство подобного внимания — развитие систем навигации, ориентации в газетах. Оформители постоянно расширяют набор инструментов представления, анонсирования основной тематики издания.
Главные материалы номера, как правило, представлены в афише на первой полосе. Наиболее важные начаты, «зацеплены» там. Это так называемые «свистки». Далее публикация заявляется в названии генеральной, надполосной рубрики. Непосредственно к материалу ставится надзаголовочный элемент, уточняющий тему. К системе навигации относятся также врезы (лиды), выносы, подписи под снимками, различные справочные материалы («Досье», «Кстати», «Между тем…», инфографика и пр.). В изданиях с развитой навигацией насчитывается до полутора десятков подобных литературно-визуальных форм ориентации читателя. Ему достаточно прочесть только заголовок, рубрику, чтобы уловить основную мысль журналистского произведения.
В самом общем виде средства навигации можно отнести к приемам акцентирования содержания. Но система представления отдельных материалов, ориентации в номере говорит об уровне «общего» дизайна. Она может быть разработана оформителем независимо от состава будущих публикаций.
Чтобы облегчить читателю ориентацию непосредственно в самом материале, используются средства выделения. Они бывают шрифтовыми, композиционными, комбинированными, а также с использованием дополнительных элементов.
Говорят, что оформлением в газете достигается то, что при разговоре акцентируется интонацией и мимикой.
Набор с разрядкой текста дает ощущение речи по слогам, подчеркивание рождает чувство особой значимости произносимого, ПРОПИСНЫЕ или полужирные буквы в строке привлекут особое внимание как резкое повышение тона… Монотонная, лишенная интонаций, пауз, мимики речь скучна, усыпляюща.
Это важно помнить, оформляя публикации, представляя текст. Но нужно обязательно соблюдать чувство меры в «графической жестикуляции»: чрезмерное употребление средств выделения может привести к обратному результату. Вместо ориентировки читателя они будут рассеивать его внимание. Текст самоценен, главное — его информационная насыщенность, публицистическая яркость.
К нешрифтовым приемам выделений относятся различные изменения вида и формы набора (по сравнению с набором основного текста — без изменения начертания шрифта), например: набор слов вразрядку; так называемая втяжка (укорочение длины строки с левой стороны или с двух сторон); подчеркивание, левая или правая выключка текстовой колонки и пр.
Комбинированным способом (с привлечением дополнительного элемента) выделения текста является так называемое отчеркивание, то есть по сути, тот самый прием, который мы часто используемым при чтении важных текстов: обративший на себя внимание фрагмент текста отмечается вертикальной чертой. Естественно, что использовать этот прием лучше всего в комбинации с втяжкой.
Если перечисленные способы выделения текста сродни интонационным, то сильным «мимическим» средством выделения текста в газете являются уже упомянутые линейки.
Их функции в последние годы свелись практически лишь к выделению. В одном случае, пожалуй, они выполняют и отделительную задачу — когда стоят между колонками текста.
Чаще линейки — это дополнительное средство акцентирования рубрики, заголовка, материала целиком.
При выборе рисунка линейки важно учитывать общий стиль оформления издания. Если газета или журнал избегают пестроты, черноты, то и используемые линейки должны соответствовать этому принципу. Различные рантовые, пунктирные, орнаментальные, шатированные («рашпильные») линейки










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 174.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...