Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
III.Герои эпопеи, их прототипы, композиция произведения. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Были ли прототипы у героев романа? Сам Толстой, когда об этом его спрашивали, отвечал отрицательно. Однако исследователи позднее установили, что образ Ильи Андреевича Ростова писался с учетом семейных преданий о деде писателя. Характер Наташи Ростовой создавался на основе изучения личности свояченицы писателя Татьяны Андреевны Берс (Кузминской). Позднее, уже много лет спустя после смерти Толстого, Татьяна Андреевна написала интересные воспоминания о своей молодости «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне». Эту книгу справедливо называют «мемуарами Наташи Ростовой». Но есть еще более интересные особенности в выборе прототипов для героев романа. Так, граф Безухов списан с бывшего канцлера Екатерины II Александра Андреевича Безбородко, который в 1775 году он был представлен императрице с рекомендацией П.А. Румянцева и получил должность ее секретаря. Вскоре Екатерина оценила его дарования, он стал для нее необходимым человеком. Он был главным докладчиком императрицы по вопросам внутренней и внешней политики, докладчиком по прошениям челобитчиков и советником по важнейшим вопросам правительственной политики. Его возвышение было головокружительным. В Петербурге именно благодаря своим деловым и личным качествам он сделал поразительную карьеру, пройдя по ступеням карьерной лестницы до высшей в империи должности Государственного канцлера. Его сильными сторонами были острая память, изобретательный ум, исключительная трудоспособность. Современники отмечали его просвещенный ум, точность суждений, редкое присутствие духа, знание языков, навык к работе, политическую проницательность, служебный и житейский такт. Безбородко был единственным из приближенных Екатерины II, кто был оставлен на службе и при Павле I, и при Александре I. Александр Андреевич Безбородко был крупным меценатом, он содействовал деятелям литературы и русской науки своего времени, способствовал развитию просвещения. Он был любителем и покровителем искусств. Свой петербургский дворец А.А. Безбородко наполнил удивительными художественными произведениями. Именно комнаты его дворца описаны на страницах романа, повествующих о его последних мгновениях жизни. Характерная деталь: портер императрицы Екатерины II в полный рост, заказанный Безбородко русскому художнику Д.Левицкому. И изображает он ее в виде законодательницы. (Демонстрируются репродукции с картин, изображающих канцлера Безбородко и Екатерину II) Документы, свидетельства современников и работы историков сохранили образ Безбородко не только, как серьезного и деятельного министра, но и как человека, любившего жизнь и умевшего наслаждаться ею. На его обедах, балах и праздниках он был самым приветливым, щедрым и радушным хозяином. Он был любителем вольных маскарадов и разных увеселений. Много написано о его любви к прекрасному полу. Князь Безбородко женат не был, но от актрисы Ольги Дмитриевны Каратыгиной, балетной танцовщицы, у него была дочь Наталья Александровна Верецкая (1790-1826). Ей было дано большое приданое, прекрасное воспитание и она с теплым чувством вспоминала «священное имя своего благодетеля». Вот вам и история Пьера, обретшего богатство как по мановению волшебной палочки. Всего в романе свыше550 действующих лиц. Без такого количества героев невозможно было решить ту задачу, которую сам Толстой сформулировал следующим образом: «Захватить все», т.е. дать широчайшую панораму русской жизни начала 19 века. Сама сфера общения героев в романе исключительно широка. Герои Толстого, будь то А. Болконский или П. Безухов, даны в общении с десятками людей. Да и сами герои - не суть портреты с одного человека, а чаще всего – образы собирательные. Очень интересен в этом отношении образ Андрея Болконского. Существует несколько версий того, кто является прототипом Андрея. Вот истории двух героев, легшие в историю Андрея Болконского событийно. Итак, Фердинанд Тизенгаузен. 20 сентября 1805 года, в сражении под Аустерлицем, любимый зять Кутузова, граф Фердинанд (Федор Иванович) Тизенгаузен, Кавалер ордена Святой Анны и австрийского ордена Марии - Терезии , - был тяжело ранен и скончался три дня спустя, 23 сентября. Граф Фердинанд фон Тизенгаузен - личность, по-своему легендарная. Он был очень храбрым человеком, уважаемым не только в кругу штабных офицеров, но и среди простых солдат. Странно, но о его смерти мы знаем более, чем о жизни. Любой из нас может раскрыть том романа "Война и Мир" Толстого и прочесть сцену ранения князя Андрея на поле Аустерлица... Князь Андрей, это и есть граф Федор Тизенгаузен, точнее его внешний прототип. И именно о нем Наполеон сказал эти слова "Вот прекрасная смерть!" - как признание доблести и мужества противника. А вот с Бородинским полем связана еще одна история, не менее прекрасная, так как она повествует не только о мужской верности отечеству, но и о женской преданности (как в истории Наташи и Андрея). Александр Алексеевич Тучков (4-й) (1777 – 1812). Генерал-майор В начале XIX века в русской армии служили и достигли генеральского чина пять братьев Тучковых. Во время Отечественной войны 1812 года на действительной службе находились четыре брата, и младший из них, Александр Алексеевич, именовался по тогдашнему обыкновению Тучковым четвертым. В 1806 году он женился на Маргарите Михайловне Нарышкиной, а в конце того же года отправился в поход против французов. Бой под Голыминым был боевым крещением Тучкова, в котором 29-летний полковник показал редкое мужество и самообладание. В официальном документе записано, что он «под градом пуль и картечей действовал, как на учении». Через две недели после этого Тучков был назначен шефом Ревельского пехотного полка, с которым отныне оказалась связанной его судьба. Во главе этого полка в мае 1807 года он участвовал в авангардных боях под начальством Багратиона и заслужил орден Георгия 4-й степени. В 1808 году Тучков со своим полком выступил в Финляндию. Отличившись в боях при Куопио и Иденсальми, он тридцати одного года был произведен в генерал-майоры. Весна 1809 года в Финляндии была на удивление поздней и холодной – в марте стояли морозы до 30-35 градусов и лежал глубокий снег. Именно в это время Тучков воевал под Торнео и, по свидетельству современника, благодаря заботливости генерала в его полку вовсе не было обмороженных и отставших. В ночь на 3 мая Тучков с отрядом был направлен в тыл врага. Двадцать четыре версты шли русские, порой по пояс в ледяной воде, а утром вышли на берег и атаковали шведов, пораженных их неожиданным появлением. Есть сведения, что в редкостно тяжелую кампанию того года Тучкова сопровождала его молодая жена, переодетая денщиком, неутомимо и безропотно разделявшая с ним тяготы походной жизни. После окончания русско-шведской войны Тучков просил уволить его в отставку, но боевая репутация молодого генерала была так высока, что его удержали на службе и назначили командиром бригады, состоявшей из Ревельского и Муромского пехотных полков. Эта бригада входила в 3-й пехотный корпус, который перед войной 1812 года располагался на западной границе под командой генерала Н.А.Тучкова (первого). Незадолго до начала военных действий Маргарита Михайловна родила сына, названного в честь старшего брата Николаем. Три недели, до самого Бородина, Александр Тучков не бывал в бою. В этот великий день 3-й пехотный корпус был поставлен в крайний левый фланг русских позиций, у деревни Утица. Около восьми часов утра, когда под натиском лучших французских корпусов начали истощаться силы армии Багратиона, оборонявшей укрепления у деревни Семеновской, к нему на помощь от Утицы поспешила дивизия Коновницына, в которую входила и бригада А.А.Тучкова. Еще на марше перестроившись в колонны к атаке, вступила она в самое пекло боя. По словам очевидца, бывшего в эти минуты рядом с Тучковым, «ядра сыпались на Семеновское, деревья падали как скошенные, избы разрушались, как декорации театральные; воздух выл непрерывно, и земля дрожала...». Французские пули и картечь вырывали целые шеренги Ревельского полка. Увидев, что солдаты заколебались, Тучков, схватив знамя 1-го батальона, бросился вперед, но тут же рухнул, сраженный картечью. В несколько минут место, на котором он упал, перепахали французские ядра. Прошло два месяца. Армия Наполеона, отступая из Москвы, двигалась мимо Бородинского поля, на котором истлевали более пятидесяти тысяч человеческих тел. Следом за французами на это страшное поле пришли крестьяне окрестных деревень. Надо было уничтожить останки людей и лошадей, чтобы они не стали источником заражения целого края. Запылали костры, на которых жгли трупы. И в дыму их, между группами крестьян и горами мертвых тел, двигались две фигуры, одетые в черное, – Маргарита Михайловна Тучкова и сопровождавший ее старый монах ближнего Колоцкого монастыря. Неутешная вдова искала останки своего мужа. И не нашла их. Через три года после окончания войны с Наполеоном Тучкова построила близ деревни Семеновской небольшую церковь, на том месте, где, по рассказам очевидцев, пал ее муж. В 1826 году умер ее единственный четырнадцатилетний сын. Похоронив мальчика в построенной ею церкви, М.М.Тучкова основала здесь женский монастырь и стала его монахиней, затем настоятельницей. Портрет А.А.Тучкова – один из наиболее запоминающихся в галерее героев Отечественной войны 1812 года. Он чужд картинной воинственности. Грустно задумчивое лицо молодого генерала, как бы предчувствующего свою раннюю смерть. Автору изображения, с которого писали в мастерской Доу этот портрет, удалось передать обаятельный романтический облик героя. Федор Глинка, участник Отечественной войны, писал: «В этих чертах, особливо на устах и в глазах, есть душа! По этим чертам можно догадаться, что человек, которому они принадлежат, имеет сердце, имеет воображение, умеет и в военном мундире мечтать и задумываться». Отметим, что, вероятно по желанию вдовы А.А.Тучкова, живописец изобразил на его мундире медаль за участие в войне 1812 года. Такие медали участники кампании получали только в 1813 году, но Тучков, бесспорно, заслужил ее своей геройской смертью на Бородинском поле. Так что же удивляться, что поведение Андрея Болконского и его ранение, когда полк стоял в арьергарде, так напоминает гибель Александра Тучкова.
Задание на дом: стр. 146-148; прочитать первые и заключительные главы первого тома романа (из каждой части ).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 325. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |