Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

III.Герои эпопеи, их прототипы, композиция произведения.




Были ли прототипы у героев романа? Сам Толстой, когда об этом его спраши­вали, отвечал отрицательно. Однако исследователи позднее установи­ли, что образ Ильи Андреевича Ростова писался с учетом семейных преданий о деде писателя. Ха­рактер Наташи Ростовой создавался на основе изучения личности свояченицы писателя Татьяны Андреевны Берс (Кузминской).

Позднее, уже много лет спустя после смерти Толстого, Татьяна Андреев­на напи­сала интересные воспоминания о своей молодости «Моя жизнь дома и в Ясной По­ляне». Эту книгу справедливо называют «мемуарами Наташи Рос­товой».

Но есть еще более интересные особенности в выборе прототипов для героев ро­мана. Так, граф Безухов списан с бывшего канцлера Екатерины II Александра Анд­реевича Безбородко, который в 1775 году он был представлен императрице с реко­мендацией П.А. Румянцева и получил должность ее секретаря. Вскоре Екатерина оце­нила его дарования, он стал для нее необходимым человеком. Он был главным док­ладчиком императрицы по вопросам внутренней и внешней политики, докладчиком по прошениям челобитчиков и советником по важнейшим вопросам правительственной политики. Его возвышение было головокружительным. В Петербурге именно благодаря своим деловым и личным качествам он сделал поразительную карьеру, пройдя по сту­пеням карьерной лестницы до высшей в империи должности Государственного канц­лера. Его сильными сторонами были острая память, изобретательный ум, исключитель­ная трудоспособность. Современники отмечали его просвещенный ум, точность суж­дений, редкое присутствие духа, знание языков, навык к работе, политическую прони­цательность, служебный и житейский такт. 

Безбородко был единственным из приближенных Екатерины II, кто был оставлен на службе и при Павле I, и при Александре I. 

Александр Андреевич Безбородко был крупным меценатом, он содействовал деятелям литературы и русской науки своего времени, способствовал развитию про­свещения. Он был любителем и покровителем искусств. Свой петербургский дворец А.А. Безбородко наполнил удивительными художественными произведениями. Именно комнаты его дворца описаны на страницах романа, повествующих о его последних мгновениях жизни. Характерная деталь: портер императрицы Екатерины II в полный рост, заказанный Безбородко русскому художнику Д.Левицкому. И изображает он ее в виде законодательницы. (Демонстрируются репродукции с картин, изображающих канцлера Безбородко и Екатерину II)

Документы, свидетельства современников и работы историков сохранили образ Безбородко не только, как серьезного и деятельного министра, но и как человека, лю­бившего жизнь и умевшего наслаждаться ею. На его обедах, балах и праздниках он был самым приветливым, щедрым и радушным хозяином. Он был любителем вольных маскарадов и разных увеселений. Много написано о его любви к прекрасному полу. Князь Безбородко женат не был, но от актрисы Ольги Дмитриевны Каратыгиной, балет­ной танцовщицы, у него была дочь Наталья Александровна Верецкая (1790-1826). Ей было дано большое приданое, прекрасное воспитание и она с теплым чувством вспоминала «священное имя своего благодетеля». Вот вам и история Пьера, обрет­шего богатство как по мановению волшебной палочки.

Всего в романе свыше550 действующих лиц. Без такого количества героев невоз­можно было решить ту задачу, которую сам Толстой сформулировал следующим об­разом: «Захватить все», т.е. дать широчайшую панораму русской жизни начала 19 века. Сама сфера общения героев в романе исключительно ши­рока. Герои Толстого, будь то А. Болконский или П. Безухов, даны в общении с десятками людей. Да и сами герои - не суть портреты с одного человека, а чаще всего – образы собирательные.

  Очень интересен в этом отношении образ Андрея Болконского. Существует не­сколько версий того, кто является прототипом Андрея. Вот истории двух героев, легшие в историю Андрея Болконского событийно.

Итак, Фердинанд Тизенгаузен.

20 сентября 1805 года, в сражении под Аустерлицем, любимый зять Кутузова, граф Фердинанд (Федор Иванович) Тизенгаузен, Кавалер ордена Святой Анны и австрий­ского ордена Марии - Терезии , - был тяжело ранен и скончался три дня спустя, 23 сен­тября. Граф Фердинанд фон Тизенгаузен - личность, по-своему легендарная. Он был очень храбрым человеком, уважаемым не только в кругу штабных офицеров, но и среди простых солдат. Странно, но о его смерти мы знаем более, чем о жизни. Любой из нас может раскрыть том романа "Война и Мир" Толстого и прочесть сцену ранения князя Андрея на поле Аустерлица... Князь Андрей, это и есть граф Федор Тизенгаузен, точнее его внешний прототип. И именно о нем Наполеон сказал эти слова "Вот пре­красная смерть!" - как признание доблести и мужества противника.

А вот с Бородинским полем связана еще одна история, не менее прекрасная, так как она повествует не только о мужской верности отечеству, но и о женской преданности (как в истории Наташи и Андрея). Александр Алексеевич Тучков (4-й) (1777 – 1812). Генерал-майор

В начале XIX века в русской армии служили и достигли генеральского чина пять братьев Тучковых. Во время Отечественной войны 1812 года на действительной службе находились четыре брата, и младший из них, Александр Алексеевич, именовался по тогдашнему обыкновению Тучковым четвертым.

В 1806 году он женился на Маргарите Михайловне Нарышкиной, а в конце того же года отправился в поход против французов. Бой под Голыминым был боевым креще­нием Тучкова, в котором 29-летний полковник показал редкое мужество и самообла­дание. В официальном документе записано, что он «под градом пуль и картечей дей­ствовал, как на учении». Через две недели после этого Тучков был назначен шефом Ре­вельского пехотного полка, с которым отныне оказалась связанной его судьба. Во главе этого полка в мае 1807 года он участвовал в авангардных боях под начальством Багра­тиона и заслужил орден Георгия 4-й степени.

В 1808 году Тучков со своим полком выступил в Финляндию. Отличившись в боях при Куопио и Иденсальми, он тридцати одного года был произведен в генерал-майоры. Весна 1809 года в Финляндии была на удивление поздней и холодной – в марте стояли морозы до 30-35 градусов и лежал глубокий снег. Именно в это время Тучков воевал под Торнео и, по свидетельству современника, благодаря заботливости генерала в его полку вовсе не было обмороженных и отставших. В ночь на 3 мая Тучков с отрядом был направлен в тыл врага. Двадцать четыре версты шли русские, порой по пояс в ледяной воде, а утром вышли на берег и атаковали шведов, пораженных их неожиданным появ­лением. Есть сведения, что в редкостно тяжелую кампанию того года Тучкова сопрово­ждала его молодая жена, переодетая денщиком, неутомимо и безропотно разделяв­шая с ним тяготы походной жизни.

После окончания русско-шведской войны Тучков просил уволить его в отставку, но боевая репутация молодого генерала была так высока, что его удержали на службе и назначили командиром бригады, состоявшей из Ревельского и Муромского пехотных полков. Эта бригада входила в 3-й пехотный корпус, который перед войной 1812 года располагался на западной границе под командой генерала Н.А.Тучкова (первого). Не­задолго до начала военных действий Маргарита Михайловна родила сына, названного в честь старшего брата Николаем.

Три недели, до самого Бородина, Александр Тучков не бывал в бою. В этот вели­кий день 3-й пехотный корпус был поставлен в крайний левый фланг русских позиций, у деревни Утица. Около восьми часов утра, когда под натиском лучших французских корпусов начали истощаться силы армии Багратиона, оборонявшей укрепления у де­ревни Семеновской, к нему на помощь от Утицы поспешила дивизия Коновницына, в которую входила и бригада А.А.Тучкова. Еще на марше перестроившись в колонны к атаке, вступила она в самое пекло боя. По словам очевидца, бывшего в эти минуты ря­дом с Тучковым, «ядра сыпались на Семеновское, деревья падали как скошенные, избы разрушались, как декорации театральные; воздух выл непрерывно, и земля дро­жала...». Французские пули и картечь вырывали целые шеренги Ревельского полка. Уви­дев, что солдаты заколебались, Тучков, схватив знамя 1-го батальона, бросился вперед, но тут же рухнул, сраженный картечью. В несколько минут место, на котором он упал, перепахали французские ядра.

Прошло два месяца. Армия Наполеона, отступая из Москвы, двигалась мимо Бо­родинского поля, на котором истлевали более пятидесяти тысяч человеческих тел. Сле­дом за французами на это страшное поле пришли крестьяне окрестных деревень. Надо было уничтожить останки людей и лошадей, чтобы они не стали источником за­ражения целого края. Запылали костры, на которых жгли трупы. И в дыму их, между группами крестьян и горами мертвых тел, двигались две фигуры, одетые в черное, – Маргарита Михайловна Тучкова и сопровождавший ее старый монах ближнего Колоц­кого монастыря. Неутешная вдова искала останки своего мужа. И не нашла их.

Через три года после окончания войны с Наполеоном Тучкова построила близ де­ревни Семеновской небольшую церковь, на том месте, где, по рассказам очевидцев, пал ее муж. В 1826 году умер ее единственный четырнадцатилетний сын. Похоронив мальчика в построенной ею церкви, М.М.Тучкова основала здесь женский монастырь и стала его монахиней, затем настоятельницей.

Портрет А.А.Тучкова – один из наиболее запоминающихся в галерее героев Оте­чественной войны 1812 года. Он чужд картинной воинственности. Грустно задумчивое лицо молодого генерала, как бы предчувствующего свою раннюю смерть. Автору изо­бражения, с которого писали в мастерской Доу этот портрет, удалось передать обая­тельный романтический облик героя. Федор Глинка, участник Отечественной войны, пи­сал: «В этих чертах, особливо на устах и в глазах, есть душа! По этим чертам можно догадаться, что человек, которому они принадлежат, имеет сердце, имеет вообра­жение, умеет и в военном мундире мечтать и задумываться». Отметим, что, вероятно по желанию вдовы А.А.Тучкова, живописец изобразил на его мундире медаль за уча­стие в войне 1812 года. Такие медали участники кампании получали только в 1813 году, но Тучков, бесспорно, заслужил ее своей геройской смертью на Бородинском поле.

Так что же удивляться, что поведение Андрея Болконского и его ранение, когда полк стоял в арьергарде, так напоминает гибель Александра Тучкова.

 

Задание на дом: стр. 146-148; прочитать первые и заключительные главы первого тома романа (из каждой части ).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 325.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...