Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Функции коры больших полушарийСтр 1 из 4Следующая ⇒
Департамент образования Вологодской области Государственное образовательное учреждение Среднего профессионального образования «Сокольский педагогический колледж»
Учебное пособие Для студентов Педагогических колледжей Г. Сокол Г.
Автор-составитель: Косарева И.В. Рецензенты:
Соколов В.В., заведующий кафедрой "Анатомии, физиологии и гигиены ВГПУ, кандидат биологических наук.
Нейрофизиологические основы поведения человека: учебное пособие для студентов педагогических колледжей Автор-составитель: Косарева И.В.
Пособие адресовано студентам, изучающим курс "Возрастная анатомия, физиология и гигиена", составлено в соответствии с государственными требованиями стандарта среднего профессионального образования по специальности 050704 "Дошкольное образование" (повышенный уровень среднего профессионального образования) и рабочей программы по предмету. Содержание пособия обеспечивает условия для успешного изучения учебного курса, а также предметов психология и педагогика; позволит студентам методически правильно планировать и проводить учебно-воспитательную работу и осуществлять индивидуальный подход к ребенку.
Содержание Введение ……………………………………………………………. ….……5 Тема 1 Нервная регуляция, рефлекторный принцип деятельности организма. …………………………………………………. . . …..6 Тема 2 Высшая нервная деятельность человека. ……………….. ………8 Тема 3 Условия формирования и классификация условных рефлексов. Развитие их в онтогенезе ……………………….. …14 Тема 4 Речь как условный рефлекс. Развитие речи в онтогенезе. (дошкольный возраст) …………………………………………. …18 Тема 5 Торможение в коре головного мозга. ……………………………24 Тема 6:Память, биологическое значение, механизмы ее форми- рования. ……………………………………………………………27 Тема 7 Учение о типах высшей нервной деятельности. …………. ……31 Тема 8 Физиологические механизмы образования навыков и при- вычек, образование динамического стереотипа в процессе воспитания и обучения. …………………………………….… ...35 Введение
Учебное пособие "Нейрофизиологические основы поведенческих реакций" ориентировано на реализацию требований государственного стандарта среднего профессионального образования (повышенный уровень) по специальности 050704 "Дошкольное образование". Знание возрастной анатомии и физиологии необходимо для обеспечения оптимального развития организма и личности ребенка. И.П. Павлов считал, что все законы воспитания и развития должны быть основаны на физиологии Особенно важны эти знания в подготовке будущих педагогов. Педагогическая эффективность обучения и воспитания, формирование личности ребенка зависят от того, в какой мере учитываются физиологические особенности ребенка на разных этапах развития, возможности его адаптации к внешним факторам, в том числе и педагогическим воздействиями. Поэтому содержание данного пособия предусматривает изучение механизмов регуляции деятельности организма, их развитие в онтогенезе, влияние на процессы формирования поведенческих реакций, возможности оптимизации воспитательного процесса через создание благоприятных условий среды в семье и дошкольных образовательных учреждениях. Характер протекания нейрофизиологических процессов, принципы системной организации мозга, лежащие в основе реализации психических процессов и формирования целенаправленных поведенческих реакций, определяют биологически типологию высшей нервной деятельности ребенка. Знание данных вопросов в практической деятельности позволит будущим педагогам обеспечить личностно-ориентированный подход в воспитании, дать правильные рекомендации родителям по осуществлению воспитания и психического развития детей. Пособие дополнено рефератами, подготовленными студентами к научно-практической студенческой конференции, которые могут послужить образцом выполнения подобных заданий для других.
Тема 1 НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ, РЕФЛЕКТОРНЫЙ ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА
План
1. Определение рефлекса, биологическое значение. 2. Классификация рефлексов: по происхождению, по биологическому значению, по участию рецепторов, по характеру ответных реакций, по роли ответов нервной системы. 3. Рефлекторная дуга. 4. Рефлекторное кольцо.
1. Определение рефлекса, биологическое значение Рефлекс – ответная приспособительная реакция организма на раздражение, осуществляемое при участии нервной системы. Поэтому деятельность организма представляет собой совокупность рефлексов, обеспечивающих приспособительное поведение к факторам внешней и внутренней среды. Сущность работы нервной системы заключается в организации реакций на внешние и внутренние воздействия.
2. Классификация рефлексов 2.1. По происхождению: - условные, - безусловные. 2.2. По биологическому значению: - защитные (оборонительные), - пищевые, - ориентировочные, - локомоторные, - половые, - позо-тонические. 2.3. По участию рецепторов: - экстерорецептивные, - висцерорецептивные, - проприорецептивные. 2.4. По характеру ответных реакций: - двигательные, - сердечные, - сосудистые, - дыхательные, - трофические, - секреторные 2.5. По роли отделов нервной системы: - вегетативные, - соматические.
3. Рефлекторная дуга – структурная, функциональная единица нервной системы
Основные элементы простейшей рефлекторной дуги: 1рецепторы → 2 афферентный → 3ассоциативный → 4 эфферентный → 5эффектор
Рефлекторная дуга – анатомический путь прохождения рефлекса
4. Рефлекторное кольцо
8 9
7
1 – афферентный нейрон, 2 – нервный узел, 3 – ассоциативный нейрон, 4 – серое вещество спинного мозга, 5 – эфферентный нейрон, 6 – эффектор – рабочий орган, 7 – проприорецепторы, 8 – дополнительный афферентный нейрон, 9 – дополнительный ассоциативный нейрон. В последнее время доказана обратная афферентная сигнализация от рецепторов внутренних органов, мышц, что позволяет контролировать и корректировать деятельность организма, осуществлять процессы саморегуляции. Контроль (ЦНС) обеспечивает Коррекция (эффектор) процессы саморегуляции Обратная афферентация
Кольцевое реагирование обеспечивает более точные, адекватные приспособительные реакции через обратную афферентную сигнализацию с рабочими органами.
Через изменение интенсивности работы органов по рефлекторному механизму нервная система осуществляет регуляцию функций для достижения полезного результата согласно потребностям организма в разных условиях его жизнедеятельности.
Тема 2 ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА План 1. Строение коры головного мозга как основного субъекта высшей нервной деятельности. 2. Вклад И.М. Сеченова и И.П. Павлова в разработку учения о высшей нервной деятельности. 3. Нервная деятельность как совокупность безусловных и условных рефлексов. 4. Особенности высшей нервной деятельности человека. 5. Психическая деятельность как осознаваемая деятельность мозга. 6. Психическая деятельность и ее формы.
1.Строение коры головного мозга как основного субстрата высшей нервной деятельности Мозг – удивительное образование, состоит из более чем 100млрд. нейронов, 14-16 млрд. – в коре, каждый из них подобен компьютеру. Каждый нейрон имеет до 20 000 ветвлений и связан нервными путями со всеми участками тела, в которых информация передается со скоростью до 120м/сек.
Кора головного мозга – наиболее молодое эволюционное образование, достигшее у человека наибольших величин, составляет 78% всей массы головного мозга. Кора головного мозга обеспечивает 1) способность к прямохождению; 2) способность противопоставлять большой и указательный палец рук; 3) способность говорить и писать; 4) понимать устную речь; 5) читать.
Сложна микроструктура коры головного мозга – 6 слоев дифференцированных нейронов. Кора имеет большое количество ассоциативных связей с подкорковыми структурами и обладает в силу этого огромными компенсаторными возможностями (1 нейрон – 20000 связей). В этом важнейшая основа способности к обучению, неограниченные возможности к обучению в течение всей жизни. Функции коры больших полушарий
Оба полушария мозга соединены друг с другом посредством мозолистого тела - сложной переключающей системой из 300млн. активных нейронов, объединяющих и оценивающих информацию извне. Таким образом, кора полушарий регулирует жизнедеятельность организма, осуществляя сложные формы поведения и становления нервно-психических функций во взаимодействии с подкорковыми образованьями. По мере развития в коре больших полушарий возникли огромные зоны нервных клеток, предназначенных лишь для образования временных связей в процессе индивидуального обучения. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 307. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |