Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Функции коры больших полушарий




Департамент образования Вологодской области

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Сокольский педагогический колледж»



Учебное пособие

Для студентов

Педагогических колледжей

Г. Сокол

Г.

 

Автор-составитель:

Косарева И.В.

Рецензенты:

 

Соколов В.В., заведующий кафедрой "Анатомии, физиологии и гигиены ВГПУ, кандидат биологических наук.

 

 

    Нейрофизиологические основы поведения человека: учебное пособие для студентов педагогических колледжей

Автор-составитель: Косарева И.В.

 

    Пособие адресовано студентам, изучающим курс "Возрастная анатомия, физиология и гигиена", составлено в соответствии с государственными требованиями стандарта среднего профессионального образования по специальности 050704 "Дошкольное образование" (повышенный уровень среднего профессионального образования) и рабочей программы по предмету.

    Содержание пособия обеспечивает условия для успешного изучения учебного курса, а также предметов психология и педагогика; позволит студентам методически правильно планировать и проводить учебно-воспитательную работу и осуществлять индивидуальный подход к ребенку.

 

Содержание

Введение ……………………………………………………………. ….……5

Тема 1 Нервная регуляция, рефлекторный принцип деятельности

              организма. …………………………………………………. . . …..6

Тема 2 Высшая нервная деятельность человека. ……………….. ………8

Тема 3 Условия формирования и классификация условных

          рефлексов. Развитие их в онтогенезе ……………………….. …14

Тема 4 Речь как условный рефлекс. Развитие речи в онтогенезе.

         (дошкольный возраст) …………………………………………. …18

Тема 5 Торможение в коре головного мозга. ……………………………24

Тема 6:Память, биологическое значение, механизмы ее форми-

          рования. ……………………………………………………………27

Тема 7 Учение о типах высшей нервной деятельности. …………. ……31

Тема 8 Физиологические механизмы образования навыков и при-

          вычек, образование динамического стереотипа в процессе

          воспитания и обучения. …………………………………….… ...35

Введение

        

Учебное пособие "Нейрофизиологические основы поведенческих реакций" ориентировано на реализацию требований государственного стандарта среднего профессионального образования (повышенный уровень) по специальности 050704 "Дошкольное образование".

Знание возрастной анатомии и физиологии необходимо для обеспечения оптимального развития организма и личности ребенка. И.П. Павлов считал, что все законы воспитания и развития должны быть основаны на физиологии

Особенно важны эти знания в подготовке будущих педагогов. Педагогическая эффективность обучения и воспитания, формирование личности ребенка зависят от того, в какой мере учитываются физиологические особенности ребенка на разных этапах развития, возможности его адаптации к внешним факторам, в том числе и педагогическим воздействиями.

Поэтому содержание данного пособия предусматривает изучение механизмов регуляции деятельности организма, их развитие в онтогенезе, влияние на процессы формирования поведенческих реакций, возможности оптимизации воспитательного процесса через создание благоприятных условий среды в семье и дошкольных образовательных учреждениях.

Характер протекания нейрофизиологических процессов, принципы системной организации мозга, лежащие в основе реализации психических процессов и формирования целенаправленных поведенческих реакций, определяют биологически типологию высшей нервной деятельности ребенка. Знание данных вопросов в практической деятельности позволит будущим педагогам обеспечить личностно-ориентированный подход в воспитании, дать правильные рекомендации родителям по осуществлению воспитания и психического развития детей.

Пособие дополнено рефератами, подготовленными студентами к научно-практической студенческой конференции, которые могут послужить образцом выполнения подобных заданий для других.

 

Тема 1

НЕРВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ, РЕФЛЕКТОРНЫЙ ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА

 

План

 

1. Определение рефлекса, биологическое значение.

2. Классификация рефлексов:

по происхождению,

по биологическому значению,

по участию рецепторов,

по характеру ответных реакций,

по роли ответов нервной системы.

3. Рефлекторная дуга.

4. Рефлекторное кольцо.

 

1. Определение рефлекса, биологическое значение

Рефлекс – ответная приспособительная реакция организма на раздражение, осуществляемое при участии нервной системы.

Поэтому деятельность организма представляет собой совокупность рефлексов, обеспечивающих приспособительное поведение к факторам внешней и внутренней среды. Сущность работы нервной системы заключается в организации реакций на внешние и внутренние воздействия.

 

2. Классификация рефлексов

2.1. По происхождению:

- условные,

- безусловные.

2.2. По биологическому значению:

- защитные (оборонительные),

- пищевые,

- ориентировочные,

- локомоторные,

- половые,

- позо-тонические.

2.3. По участию рецепторов:

- экстерорецептивные,

- висцерорецептивные,

- проприорецептивные.

2.4. По характеру ответных реакций:

- двигательные,

- сердечные,

- сосудистые,

- дыхательные,

- трофические,

- секреторные

2.5. По роли отделов нервной системы:

- вегетативные,

- соматические.

 

3. Рефлекторная дуга – структурная, функциональная единица нервной системы

 

 

Основные элементы простейшей рефлекторной дуги:

1рецепторы → 2 афферентный → 3ассоциативный → 4 эфферентный → 5эффектор

 

Рефлекторная дуга – анатомический путь прохождения рефлекса

 

4. Рефлекторное кольцо

                                              

                                                                                     

                                                                                          8

                                                                                                                                                                                              9

                                                                        

                                                                           7

 

 

1 – афферентный нейрон,

2 – нервный узел,

3 – ассоциативный нейрон,

4 – серое вещество спинного мозга,

5 – эфферентный нейрон,

6 – эффектор – рабочий орган,

7 – проприорецепторы,

8 – дополнительный афферентный нейрон,

9 – дополнительный ассоциативный нейрон.

В последнее время доказана обратная афферентная сигнализация от рецепторов внутренних органов, мышц, что позволяет контролировать и корректировать деятельность организма, осуществлять процессы саморегуляции.

 


Контроль (ЦНС)                                 обеспечивает

Коррекция (эффектор)              процессы саморегуляции

Обратная афферентация               

 

Кольцевое реагирование обеспечивает более точные, адекватные приспособительные реакции через обратную афферентную сигнализацию с рабочими органами.

 

Через изменение интенсивности работы органов по рефлекторному механизму нервная система осуществляет регуляцию функций для достижения полезного результата согласно потребностям организма в разных условиях его жизнедеятельности.

        

 

 

Тема 2

ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА


План

1. Строение коры головного мозга как основного субъекта высшей нервной деятельности.

2. Вклад И.М. Сеченова и И.П. Павлова в разработку учения о высшей нервной деятельности.

3. Нервная деятельность как совокупность безусловных и условных рефлексов.

4. Особенности высшей нервной деятельности человека.

5. Психическая деятельность как осознаваемая деятельность мозга.

6. Психическая деятельность и ее формы.

 

 

1.Строение коры головного мозга как основного субстрата высшей нервной деятельности

Мозг – удивительное образование, состоит из более чем 100млрд. нейронов, 14-16 млрд. – в коре, каждый из них подобен компьютеру. Каждый нейрон имеет до 20 000 ветвлений и связан нервными путями со всеми участками тела, в которых информация передается со скоростью до 120м/сек.

 

Кора головного мозга – наиболее молодое эволюционное образование, достигшее у человека наибольших величин, составляет 78% всей массы головного мозга.

 Кора головного мозга  обеспечивает

1) способность к прямохождению;

2) способность противопоставлять большой и указательный палец рук;

3) способность говорить и писать;   

4) понимать устную речь;

5) читать.

 

Сложна микроструктура коры головного мозга – 6 слоев дифференцированных нейронов. Кора имеет большое количество ассоциативных связей с подкорковыми структурами и обладает в силу этого огромными компенсаторными возможностями (1 нейрон – 20000 связей). В этом важнейшая основа способности к обучению, неограниченные возможности к обучению в течение всей жизни.

Функции коры больших полушарий

Левое полушарие Психические процессы Правое полушарие
Дискретно (по частям) Аналитико-рассудочное Речи, высоких звуков Восприятие Целостное Эмоционально-чувственное Музыки, а также шумов
Более медленная В понятиях Словесно-знаковологическая Последовательная Переработка информации Более быстрая. В образах. Мгновенный чувственный анализ сложных сигналов. Интуитивная ориентация в окружающем мире.
Волнение, чувство наслаждения, счастья, преимущественно внутреннего (импрессивного плана) Эмоции Страх, печаль, гнев, ярость. Отрицательные эмоции преимущественно экспрессивного плана
Центр осознания и контроля. Управление произвольными психическими процессами. Чувство индивидуальности, осознания и выделения себя из окружающей среды - "Я". Сознание Центр подсознательных и бессознательных психических процессов. Чувство единой общности, слитности с природой и людьми - "мы".
Центр языка и речи, знаковых систем. Смысловая сторона речи, чтение, счет; письмо, опора на согласные. Речь Интонационная сторона речи, мимика. Жестикуляция при речи, опора на гласные.
Скорее рациональное, абстрактно-логическое Мышление Скорее эмоциональное, наглядно-образное. Интуитивное, спонтанное. Дедукция (образование общего). Использование ощущений, догадок, предчувствий, наглядных жизненных примеров.
На цифры, формулы, слова. Произвольная последовательность событий и их вероятные свойства Прогноз будущего. Память Зрительно-наглядная, образная, эмоциональная, непроизвольная. Текущее реальное время.
Вербальный (словесный)  компонент. Приверженность к теории. Интеллект Невербальный, интуитивный компонент. Приверженность к практике

 

Оба полушария мозга соединены друг с другом посредством мозолистого тела - сложной переключающей системой из 300млн. активных нейронов, объединяющих и оценивающих информацию извне.

Таким образом, кора полушарий регулирует жизнедеятельность организма, осуществляя сложные формы поведения и становления нервно-психических функций во взаимодействии с подкорковыми образованьями. По мере развития в коре больших полушарий возникли огромные зоны нервных клеток, предназначенных лишь для образования временных связей в процессе индивидуального обучения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 307.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...