Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Результаты тестирования по методике выявления типичных форм поведения личности в конфликтных ситуациях К. Томаса




 

 

В ходе тестирования испытуемых по методике К. Томаса нами были получены первичные эмпирические данные, которые были подвергнуты статистической обработке и анализу результатов выявления типичных форм поведения личности в конфликтных ситуациях.

 

Таблица 2

Результаты тестирования по методике К. Томаса (группа «А»)

 

№ исп. Соперничест-во Сотрудничест-во Компромисс Избегание Приспособле-ние
1 11 3 4 1 5
2 9 7 2 3 3
3 10 9 4 2 3
4 9 5 3 3 4
5 9 2 4 2 5
6 4 2 9 4 9
7 5 8 9 5 3
8 6 5 7 7 3
9 8 5 7 6 4
10 10 5 5 3 5
11 6 7 7 5 5
12 9 3 5 2 2
13 6 5 7 7 6
14 9 5 6 4 4
15 9 2 10 3 3
16 10 5 4 4 3
17 6 5 4 7 7
18 10 2 3 4 5
19 6 6 6 5 5
20 7 6 5 5 4

 

Диаграмма 3

Результаты тестирования по методике К. Томаса (группа «А»)

 

 

Таблица 3

Результаты тестирования по методике К. Томаса (группа «Б»)

 

№ исп. Соперничест-во Сотрудничест-во Компромисс Избегание Приспособле-ние
1 6 5 7 7 3
2 9 12 2 4 3
3 3 4 9 4 9
4 6 6 6 5 5
5 7 6 5 5 4
6 6 5 4 7 7
7 8 5 7 6 4
8 9 3 9 4 5
9 4 6 6 7 7
10 7 5 7 4 5
11 10 10 4 2 4
12 3 7 6 8 4
13 8 6 5 5 6
14 6 5 4 7 7
15 6 5 7 7 3
16 7 6 5 5 4
17 6 6 6 5 5
18 8 5 7 6 4
19 6 5 4 7 7
20 7 5 7 4 5

 

 

Диаграмма 4

Результаты тестирования по методике К. Томаса (группа «Б»)

 

 

 

Таблица 4

Результаты тестирования по методике К. Томаса (группа «В»)

 

№ исп. Соперничест-во Сотрудничест-во Компромисс Избегание Приспособле-ние
1 6 7 7 5 5
2 6 5 7 7 3
3 5 10 4 4 3
4 4 6 6 7 7
5 6 7 7 5 5
6 6 6 6 5 5
7 7 5 7 4 5
8 4 6 6 7 7
9 4 10 4 2 4
10 5 12 2 4 3
11 6 5 7 7 3
12 5 10 4 2 4
13 8 5 7 6 4
14 6 5 7 7 3
15 4 9 4 2 3
16 3 10 9 4 4
17 7 5 7 4 5
18 6 7 7 5 5
19 4 10 4 5 3
20 3 9 9 4 5

 

Диаграмма 5

 

Результаты тестирования по методике К. Томаса (группа «В»)

 

 

В таблицу 5 мы занесли количество выборов каждой стратегии поведения в конфликтной ситуации по группам.

Таблица 5

Результаты тестирования по методике К. Томаса (%)

  Все стратегии Сотрудничество Соперничество Компромисс Избегание + приспособление Соперничество + сотрудничество Соперничество + компромисс Компромисс + приспособление Сотрудничество + компромисс
Группа «А» - 25 40 20 15 - - - -
Группа «Б» 80 - - - - 10 5 5 -
Группа «В» 60 30 - - - - - - 10

 

 

Исходя из анализа данных таблицы 2, мы можем констатировать следующее:

группа «А»:

-   большинство испытуемых группы – 8 человек, что составляет 40%, избирают в конфликте тактику соперничества;

-   у 5 испытуемых (25%) наибольшее количество баллов приходится на тактику сотрудничества;

-   4 испытуемых (20%) избирают в конфликте компромисс;

-   у 3 испытуемых (15%) зафиксировано преобладание тактики избегания + приспособления.

группа «Б»:

-   у большинства испытуемых группы – у 16 человек, что составляет 80%, полученные в ходе тестирования баллы распределились практически равнозначно на все стратегии поведения в конфликте;

-   2 испытуемых (10%) в конфликте предпочитают тактику соперничества + сотрудничества;

-   1 испытуемый (5%) – соперничество + компромисс;

-   также 1 испытуемый (10%) – компромисс + приспособление.

группа «В»:

-   у 12 испытуемых (60%) баллы распределились практически равнозначно на все стратегии поведения в конфликте;

-   6 испытуемых (30%) избирают в конфликте тактику сотрудничества;

-   2 испытуемых (10%) – сотрудничество + компромисс.

 

Более наглядно эти данные отражены на диаграмме 6.

 

Диаграмма 6

Результаты выявления типичных форм поведения супружеских пар в конфликтных ситуациях

        

Итак, если семейные пары со супружеским стажем до 1 года чаще избирают в конфликте сопернический стиль поведения, то пары с стажем от 1 года до 5 лет и от 5 лет до 10 лет – все стратегии поведения. При этом супруги со стажем супружества от 5 до 10 лет довольно часто используют в конфликтной ситуации стратегию сотрудничества.

    Как нами уже отмечалось, со временем супруги лучше узнают друг друга, учатся находить компромиссные решения конфликтных ситуаций, у них растет опыт общения друг с другом. Этим можно объяснить тот факт, что в их поведении в конфликте появляются конструктивные стратегии поведения.

Таким образом, на основании анализа результатов исследования мы приходим к выводу, что наша гипотеза – уровень социального интеллекта супругов значительно влияет на выбор ими стратегии поведения в конфликте – в ходе исследования подтвердилась частично.

 

 

Выводы по третьей главе.

 

В этом исследовании ми попыталось выяснить, как социальный интеллект влияет на применение определённых стратегий решения конфликтов у семейных пар. Мы предположили, что люди с высоким уровнем социального интеллекта должны обладать превосходными навыками разрешения конфликтов. Что им свойственно выбирать те стратегии, в которых эмоции соблюдаются и контролируются.

Наше исследование доказывает, что семейные пары с большим стажем совместной жизни используют более активные стратегии разрешения конфликтов и выявляют более сильные тенденции, чтобы воспринимать своего партнера в позитивном свете. Дополнительное значение текущего исследования заключается в том, что роль социального интеллекта в решении конфликтных ситуаций достаточно умеренная.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе анализа литературных источников по проблеме исследования мы пришли к следующим выводам.

1. Брак – это легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Теоретический анализ литературных источников позволил нам выделить брачные отношения в особую группу отношений, которые могут характеризоваться как межличностными, так и отношениями на уровне социальных общностей. Супружество – это личностное взаимодействие мужа и жены, регулируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями.

2. Супружеский конфликт – это психологически напряженная ситуация, которая складывается между супругами в связи со столкновением противоположных интересов, ценностных ориентаций. Несмотря на то, что конфликт приносит боль, он имеет и конструктивную составляющую: они необходимы для развития, совершенствования, роста как отдельного человека, так и отношений между двумя людьми. Так что, в принципе, конфликт – это шанс сделать отношения с супругом(ой) более насыщенными, глубокими, более интересными и приятными. Три основные причины супружеских конфликтов: незнание ожиданий супруга(и); невозможность реализации этих ожиданий; нежелание соответствовать ожиданиям.

3. Принципиальное значение для того, каким способом завершится конфликт, имеет выбор оппонентом стратегии выхода из него. Выделяют пять основных стратегий (стилей поведения в конфликте): соперничество, компромисс, сотрудничество, избегание и приспособление. Психологический выход из семейного конфликта прямо или косвенно реализуется через изменение общения между членами семьи.

4. Анализ полученных в ходе эмпирического исследования стратегий поведения в конфликте супружеских пар с разным стажем супружества установлено:

-   по методике Гилфорда: между группами супружеских пар с разным стажем супружества существуют различия в уровне социального интеллекта.. Во всех  сферах наблюдается постепенное его повышение в группах по мере возрастания стажа семейной жизни;

-   по методике К. Томаса: если семейные пары со супружеским стажем до 1 года чаще избирают в конфликте сопернический стиль поведения, то пары с стажем от 1 года до 5 лет и от 5 лет до 10 лет – все стратегии поведения. При этом супруги со стажем супружества от 5 до 10 лет довольно часто используют в конфликтной ситуации стратегию сотрудничества.

5. На основании анализа результатов исследования мы пришли к выводу, что наша гипотеза – уровень социального интеллекта супругов значительно влияет на выбор ими стратегии поведения в конфликте – в ходе исследования подтвердилась частично.

Подавляющее большинство эмпирических работ в области индивидуальных различий в отношениях основывается на самоотчетах. Неоспоримым преимуществом нашего исследования является измерение уровня социального интеллекта у семейных пар с разным стажем совместной жизни.Несмотря на эти значительные преимущества, важно акцентировать внимание на некоторых ограничениях. Одно из ограничений заключается в том, что наши исследования были сосредоточены на периоде совместной жизни пар, и мы не знаем, будут ли полученные результаты аналогичными, если проводить его с гендерной точки зрения.

Одним из возможных решений, которые кажутся интересными и могут быть применены в дальнейших исследованиях, является использование суждения внешнего наблюдателя (например, психотерапевта). Было бы полезно фиксировать наблюдения в дневнике. Регулярные и точные отчеты из дневников могут быть лучшим источником необходимой информации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Анцупов, А. Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – М.: Юнити, 2000. – 545 с.

2. Альбисетти, В. Терапия супружеской любви. Как решать проблемы совместной жизни / В. Альбисетти. – М.: Паолине, 2001. – 360 с.

3. Арбитайло, А. О природе супружеских конфликтов / А. Арбитайло // Психологический журнал. – 2004. - № 6. – С.45-49.

4. Артамонова, Е. И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; под ред. Е. Г. Силяевой. – М.: Академия, 2003. – 192 с.

5. Голод, С. И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты / С. И. Голод. – Л.: Наука, 1984. – 135 с.

6. Гришина, Н.В. Психология межличностного конфликта: автореф. дисс. ... д-ра психол. наук / Н. В. Гришина. – СПб: СПбГУ, 1995. – 125 с.

7. Дармодехин, С. В. Проблемы семьи и семейной политики / С. В. Дармодехин, В. В. Елизаров // Социально-политический журнал. – 1994. - № 10. - С.10-23.

8. Дорно, И. В. Современный брак: проблемы и гармония / И. В. Дорно. – М.: Педагогика, 1990. – 272 с.

9. Кан-Калик, В. А. Грамматика общения / В. А. Канн-Калик. – М.: Мысль, 1995. – 320 с.

10. Ковалев, С. В. Психология современной семьи / С. В. Ковалев. – М.: Просвещение, 1988. – 325 с.

11. Курбатов, В. И. Конфликтология / В. И. Курбатов. – М.: Феникс, 2005. – 445 с.

12. Минигалиева, М. Р. Зрелые межличностные отношения: условия развития / М. Р. Минигалиева, Н. П. Ничипоренко // Семейная психология и семейная терапия. – 2002. - №1. – С.86-97.

13. Мягер, В. К. Семейная психотерапия при неврозах: Методические рекомендации / В. К. Мягер, Т. М. Мишина. – Л.: Лениздат, 1976. – 265 с.

14. Практическая психология / под ред. С.В. Кондратьевой. – Мн.: Харвест, 1997. – 260 с.

15. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. – М.: ВЛАДОС. – Т.2. – 1999. – 247 с.

16. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2000. – 350 с.

17. Словарь психолога-практика / сост. С. Ю. Головин. – 2-е изд. – Мн.: Харвест, 2009. – 976 с.

18. Сысенко, В. А. Супружеские конфликты / В. А. Сысенко. – М.: Мысль, 1983. – 340 с.

19. Харчев, А. Г. Социология семьи: Проблемы становления науки. – М.: ЦСП, 2003. – 342 с.

20. Ягнюк, К. В. Тайный брачный контракт или по ту сторону бракосочетания / К. В. Ягнюк // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2005. - № 4. – С.12-15.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 256.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...