Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 1 Введение в конфликтологию ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Особенностью рассматриваемой темы является ее вводный характер. Эта тема призвана дать студентам общее представление о конфликтологии, истории ее возникновения и становления как относительно самостоятельной теории и прикладного направления в социологии и психологии. Материал для самостоятельного изучения История становления конфликтологии Конфликтология является одной из самых молодых отраслей научного знания, развившейся на стыке многих наук и прежде всего — социологии и психологии. Конфликтология выделилась как относительно самостоятельное направление в социологии в конце 50-х годов XX века и изначально получила название «социология конфликта». Это событие связывается с работами Р. Дарендорфа (Германия) «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» (1957), а также А. Козера (США) — «Функции социальных конфликтов» (1956). В этот же период аналогичная ситуация наблюдается и в психологии. Благодаря исследованиям М. Шерифа, Д. Рапопорта, Р. Доза, Л. Томпсона, К. Томаса, М. Дойча, Д. Скотт и др. психология конфликта выделяется как относительно самостоятельное направление. Исследования в области социологии конфликта и особенно в области психологии конфликта способствовали развитию конфликтелогической практики. Становление конфликтологической практики происходит в 70-е годы XX столетия. В этот период Горовиц и Борд-ман создают программу психологического тренинга, направленного на обучение конструктивному поведению в конфликтном взаимодействии. Ч. Освуд разработал методику ПОИР (Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), предназначенную для разрешения международных конфликтов. В становлении конфликтологической практики особое место заняли переговорные методики разрешения конфликта (Д. Скотт; Ш. и Г. Боуэр; Г. Келман и др.). Разработка технологий переговоров с участием посредника-медиатора (В. Линкольн, Л. Томпсон, Р. Рубин и др.) привела к созданию в США в 70-80-х годах учебных заведений по подготовке специалистов-медиаторов. В этот период времени всемирную известность приобрел Гарвардский метод «принципиальных переговоров» Р. Фишера и У. Юри. В 80-е годы возникают конфликтологические центры в США и других странах мира. А в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов. В России первый центр по разрешению конфликтов был создан в Санкт-Петербурге в начале 90-х годов. Предмет конфликтологии Самое общее представление о предмете конфликтологии дает этимология слова «конфликтология» — «наука о конфликтах». Более точное представление можно получить из следующего определения: Конфликтология — это система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими. Методы исследования конфликтов и управления ими Многообразие методов конфликтологии можно представить с помощью табл. 1.1. Таблица 1.1 Методы конфликтологии
Источники для углубленного изучения темы 1. Анцупов А. Я., Шигшлов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999. - Разд. I, III. 2. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М.: Аспект Прогресс, 1996. - Гл. I, II, III. 3. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. — СПб.: Лань, 1999. — Гл.1. Занятие 1.1. Семинар по теме: «Возникновение и развитие конфликтологии» План семинара 1. Теоретические и социально-исторические предпосылки возникновения конфликтологии. 2. Теоретико-методологические основы конфликтологии. 3. Современные проблемы развития конфликтологии. Литература для семинара 1. АнцуповА. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999. 2. Бандурка А. М., Друзь В. А. Конфликтология. — Харьков: Университет внутренних дел, 1997. 3. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000. 4. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. — М.: Аспект Пресс, 1996. 5. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии: Курс лекций. — Ростов н/Д: Феникс, 1998. 6. История философии в кратком изложении. — М.: Мысль, 1991. 7. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. — СПб.: Лань, 1999. 8. Мир философии: Книга для чтения. В 2-х ч. — М.: Политиздат, 1991. Методические советы I. При рассмотрении первого вопроса семинара необходимо уяснить, что возникновению конфликтологии как относительно самостоятельной теории и практики в конце 50-х годов предшествовал длительный период формирования, накопления и развития конфликтологических идей и взглядов, сначала в рамках философии, а позднее — социологии, психологии и других наук. В связи с этим важно проанализировать эволюцию научных воззрений на конфликт, выделяя следующие периоды. Древнейшие времена. В этом периоде заслуживают внимания воззрения древнекитайских мыслителей. Особое место среди них принадлежит Конфуцию (551-479 гг. до н. э.), одному из первых китайских философов. Его философские, в том числе и конфликтологические, идеи развивались другими китайскими мыслителями на протяжении многих веков. Взгляды на проблему конфликта мы находим в многочисленных нравственных заповедях Конфуция. Вот одна из них: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды». Источник конфликтов мыслитель усматривал в делении людей на «благородных мужей» (образованных, грамотных и воспитанных людей) и простолюдинов («малых людей»). Необразованность и невоспитанность простолюдинов ведет к нарушению норм человеческих взаимоотношений, к нарушению справедливости. Для благородных мужей основу взаимоотношений составляет порядок, а для малых людей — выгода. Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной философии, в рамках которой впервые была предпринята попытка рационального постижения мира. Античные взгляды на конфликт строились на основе философского учения о противоположностях. Столкновение и единство противоположностей, например, согласно Гераклиту (ок. 520-460 гг. до н. э.), является всеобщим и универсальным способом развития. По его словам, «противоположное соглашается, а из несогласного появляется самая прекрасная гармония» (История философии в кратком изложении, 1991, с. 81).* Анализируя античные взгляды на проблему конфликта, важно обратить внимание на то, что многие мыслители того периода соотносят их с контекстом социальных явлений, не только выявляя причины различных столкновений (конфликтов), но и давая им оценку сточки зрения социальных последствий. Так, например, у Гераклита мы находим: «Война — отец всего и всего царь. Одним она определила быть богатыми, другим — простыми людьми, одних сделала рабами, других — свободными» (там же). В отличие от Гераклита, по сути дела оправдывавшего войну, Платон (ок. 427-347 гг. до н. э.) осуждал ее, рассматривая как величайшее зло. Аналогичной оценки войны как самого острого социального конфликта придерживался и другой великий мыслитель Древней Греции — Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.). Он говорил: «Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны...». Но не только война как социальный конфликт попадает в поле зрения античных мыслителей. Интересные конфликтологические идеи, связанные с государственным устройством, можно найти, например, у Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), который утверждал, что государство является инструментом примирения людей. Человек вне государства, по его мнению, агрессивен и опасен. Не меньший интерес представляют социально-этические и правовые идеи Демокрита, который указывал, что «законы не запрещали бы каждому жить по своему вкусу, если бы каждый не вредил один другому, ибо зависть способствует началу вражды». * Все ссылки на литературу адресованы в «Список литературы» в конце книги Средние века. Важнейшей особенностью конфликтологических идей, получивших свое развитие во взглядах средневековых мыслителеи, явилось то, что в основном они носили религиозный характер. Для подтверждения данного тезиса можно обратиться к мысли Аврелия Августина (354-430 гг. н. э.) о единстве человеческой и божественной истории, протекающей одновременно в противоположных и неразделимых сферах. Эта противоположная и неразделенная история представляет собой вечную битву двух царств (градов) — Божьего и земного. Во многом схожи со взглядами Августина конфликтологические идеи другого известного мыслителя Средневековья — Фомы Аквинского (1225-1274). Эти взгляды можно обнаружить в его рассуждениях о царстве философского познания и богословия, о светской и духовной власти, о человеческом бытии и Боге и многих других. Эпоха Возрождения. Существенной особенностью взглядов мыслителей эпохи Возрождения на проблему конфликта является то, что они сформировались в результате развития на более высоком уровне идеи древнегреческой философии о величии человеческого разума, о его роли в познании окружающего мира. Освобождая восприятие человеческих проблем от власти религиозного сознания, философы этой эпохи придавали подобным проблемам земной смысл. Анализируя взгляды выдающихся мыслителей этого периода — Николая Кузан-ского (1401-1464), Николая Коперника (1473-1574), Джордано Бруно (1548-1600), Никколо Макиавелли (1469-1527), важно обратить внимание на то, что многие из них подвергались репрессиям со стороны церкви, находились с ней в состоянии острейшего конфликта. Вместе с тем они верили в силу человека, его разум и гармонию, способность преодолеть социальные конфликты. Новое время и эпоха Просвещения. При анализе конфликтологических взглядов мыслителей Нового времени и эпохи Просвещения важно уяснить социально-культурные условия и общественный уклад того периода. Прежде всего это была эпоха не только мощного экономического, но и исключительного культурного подъема европейских стран. Все это создавало предпосылки к системному подходу в познании явлений окружающего мира и в том числе в изучении конфликтов. Наиболее характерные для рассматриваемого периода взгляды на конфликт содержались в работах Фрэнсиса Бэкона (1561 — 1626), Томаса Гоббса (1588-1679), Жан-Жака Руссо (1712-1778), Адама Смита (1723-1790) и др. В частности, Ф. Бэкон один из первых применил системный подход к анализу причин социальных конфликтов внутри страны. Интересна в этом смысле концепция Т. Гоббса о естественном состоянии общества как «войне всех против всех». Первая половина XIX века. На этом этапе развития конфликтологической мысли особую ценность представляют взгляды представителей классической немецкой философии — Иммануила Канта (1724-1804), Георга Гегеля (1770-1831), Людвига Фейербаха (1804-1872) и др. Обращаясь к взглядам выдающихся мыслителей первой половины XIX века, важно акцентировать внимание на их глубоких философских рассуждениях о самых острых социальных проблемах того времени. В частности, таковой являлась проблема войны и мира. Интересными в этом плане представляются идеи И. Канта («О вечном мире»), Г. Гегеля («О войне как средстве нравственного очищения народов»)и др. Вторая половина XIX- начало XX века. Обращаясь к указанному периоду эволюции конфликтологической мысли, важно понять, что он занимает исключительное место в становлении конфликтологии как относительно самостоятельной теории, которое обусловлено следующими факторами. 1. К этому времени был накоплен достаточно большой объем информации по проблеме конфликта. Она содержалась во взглядах выдающихся мыслителей прошлых эпох. 2. Это время характеризовалось сильнейшими социальными потрясениями — войнами, экономическими кризисами, социальными революциями и т. п. Все это требовало глубокого научного анализа, новых теоретических подходов к исследованию социальных проблем. 3. В этот период возникает целый ряд новых наук и концепций, коренным образом изменивших человеческие возможности социального познания. Среди этих наук — марксистская философия, основы которой заложили Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895); социология, ведущая свое начало с работ Огюста Конта (1798-1857); психология, у истоков которой стоял Вильгельм Вундт (1832-1920). Особо следует отметить работу немецкого теоретика Карла Клаузевица (1780-1831) «О войне», а также работы Георга Зиммеля (1858-1918), Питирима Сорокина (1889-1968) в области социологии, работы Зигмунда Фрейда (1856-1939) и его учеников в области психологии. Проблемные вопросы 1. Могла ли конфликтология возникнуть до XX века? (Ответ обоснуйте.) 2. Почему конфликтологическая мысль развивалась в рамках философии? 3. Какие факторы лежали в основе эволюции конфликтологических взглядов в истории философии? II. При изучении второго вопроса семинара необходимо прежде всего уяснить связь конфликтологии с другими науками. Раскрывая связи конфликтологии с другими науками, важно показать не только их роль и место в становлении ее как относительно самостоятельной теории, но и то, каким образом каждая из наук выполняет свою методологическую функцию по отношению к конфликтологии. Прежде всего конфликтология обнаруживает такую связь с философией, социологией, психологией, политологией, историей, экономикой. Особо следует подчеркнуть методологическую функцию философии, которая реализуется во всеобщем философском методе, отражающем содержание этой функции. Связь конфликтологии с другими науками раскрывается в следующих двух аспектах. Первый аспект заключается в том, что конфликтология опирается на принципы познания, которые выработаны в рамках других наук и позволяют глубже понять предмет конфликтологических исследований. Такими принципами являются: принципы всеобщей связи; детерминизма; развития; системного подхода; социально-деятельно-стного контекста; личностного подхода; дополнительности и др. Второй аспект проблемы состоит в творческом использовании конфликтологией методов исследования других наук (система методов конфликтологии представлена в теме 1 настоящего практикума). Говоря о связи конфликтологии с другими науками, нельзя не отметить и ее обратного влияния на эти науки. Например, конфликтологические проблемы в сфере межличностных отношений стимулируют решение многих психологических, социологических, правовых и нравственных проблем, в частности проблем общения, взаимоотношений, социально-психологического климата и многих других. Проблемные вопросы 1. Все ли из перечисленных выше наук играют одинаковую методологическую роль по отношению к конфликтологии? 2. Что такое «социология конфликта» и «психология конфликта»? Какова их взаимосвязь? 3. Какова связь между принципами и методами исследования конфликтов? III. При изучении третьего вопроса следует иметь в виду, что он является одним из самых сложных. Современные проблемы развития конфликтологии в литературе представлены неоднозначно. Здесь требуется творческий подход со стороны студентов. Для уяснения современных конфликтологических проблем им можно предложить поразмышлять над следующими наиболее актуальными направлениями исследований в области конфликтологии, сформулированными в источнике (Бандурка, Друзь, 1997, с. 9), включенном в список литературы к семинару: — изучение основных прикладных аспектов конфликтов различного типа, составляющих предмет специальной конфликтологии; — изучение и интеграция информации, относящейся к разным областям наук, занимающихся проблемой конфликтов, с широким привлечением математических моделей и компьютерной техники; — разработка систем контроля и диагностика развития конфликтов и вариантов их разрешения; — определение предмета и содержания самого понятия конфликта; — анализ причин, источников и условий возникновения конфликтов, их влияния на уровень организации взаимообусловленных отношений. Проблемные вопросы 1. Возможна ли дифференциация конфликтологии по отраслям? (Ответ обоснуйте.) 2. Можно ли сегодня выделить какие-либо отрасли конфликтологии? Какая из них, на ваш, взгляд является наиболее разработанной? Темы рефератов 1. Развитие конфликтологических идей в философской мысли Древнего Востока. 2. Эволюция конфликтологических идей в античной философии. 3. Проблема конфликта в средневековой философии и в философии эпохи Возрождения. 4. Проблема конфликта в философии Нового времени. 5. Проблема конфликта в классической немецкой философии. 6. Особенности развития теории конфликта в марксистской философии. 7. Современные проблемы развития конфликтологии. Контрольные вопросы 1. Когда возникла конфликтология как относительно самостоятельная теория? 2. Какое название получила конфликтология как относительно самостоятельное направление в социологии и в психологии? 3. Когда складывается конфликтологическая практика и с какими событиями в психологии это связано? 4. Дайте определение предмета конфликтологии. 5. Перечислите основные этапы эволюции конфликтологических взглядов в истории философии. 6. Назовите социально-исторические и теоретические предпосылки возникновения конфликтологии. 7. Перечислите методы конфликтологии. 8. Перечислите основные принципы исследования конфликтов. 9. Назовите ученых, с именами которых связано становление конфликтологии как относительно самостоятельной дисциплины. 10. Когда и где впервые были созданы конфликтологические центры? Когда и где появился первый центр по разрешению конфликтов в России? Контрольный тест Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов. 1. Конфликтология как относительно самостоятельная теория возникла: а) в конце XIX века; б) в начале XX века; в) в 30-е годы XX века; Введение в конфликтологию 21 г) в конце 50-х годов XX века; д)в 70-е годы XX века. 2. Становление конфликтологической практики происходит: а) в конце XIX века; б) в 70-е годы XX века; в) в начале 50-х годов XX века; г) в 30-е годы XX века; д) в 80-е годы XX века. 3. Возникновение конфликтологии как относительно самостоятельной теории связано с работами: а) К. Маркса и Ф. Энгельса, О. Конта; б) П. Сорокина, Г. Зиммеля, 3. Фрейда; в) Р. Дарендорфа, Л. Козера, М. Дойча, М. Шерифа; г) В. Линкольна, Л. Томпсона, Д. Скотт; д)Р. Фишера, У. Юри, К. Томоса. 4. Методику ПОИР (Постепенных и обоюдных инициатив по разрядке напряженности) разработал: а) Ч. Освуд; б) В. Линкольн; в) Л. Томпсон; г) Р. Фишер; д)Ш. и Г. Боуэр. 5. Гарвардский метод «принципиальных переговоров» разработали; а) Д. Скотт и Ш. и Г. Боуэр; б) К. Томас и Р. Киллмен; в)М. Шериф и Д. Рапопорт; г) В. Линкольн и Л. Томпсон; д)Р. Фишер и У. Юри. 6. Первые учебные заведения по подготовке специалистов-медиаторов появились: а) в США(70-80-х годах); 6)вСША(60-х годах); в) в Германии (70-х годах); г) в Австралии(80-х годах); д)в России (конец 80-х годов). 7. Первый международный центр разрешения конфликтов был создан: а) в 1972 г. в США; б) в 1986 г. в Австралии; в) в 1989 г. в Германии; г) в 1985 г. в Швейцарии; д)в 1992 г. в России. 8. В России центр по разрешению конфликтов был создан: а) в Москве в 1992 г.; б) в Санкт-Петербурге в 1993 г.; в)в Сочив 1995 г.; г) во Владивостоке в 1993 г.; д)в Твери в 1998 г. 9. Предметом конфликтологии являются: а) конфликты; б) закономерности и механизмы возникновения конфликтов, а также принципы и технологии управления ими; в) любые столкновения; г) механизмы поведения личности в конфликте и технологии переговорного процесса по разрешению конфликта; д) законы противоборства субъектов социального взаимодействия. 10. Какой из приведенных методов относится к группе методов управления конфликтами: а) социологический метод; б) метод тестирования; в) метод картографии; г) метод наблюдения; д) метод эксперимента. |
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 236. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |