Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура анализатора (учение И.П. Павлова)




Департамент образования Вологодской области

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Сокольский педагогический колледж»

 



Учебно-методическое пособие

Для студентов

Педагогических колледжей

Г. Сокол

Г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..

Тема 1 Анализаторы. Структура, классификация, свойства, роль в познании

окружающего мира……………………………………………………………

Тема 2Возрастные анатомо-физиологические особенности слухового анализатора и

его гигиена………………………………………………………………………..

Тема 3Анатомо-физиологические возрастные особенности зрительной сенсорной

системы…………………………………………………………………………

Тема 4Анатомо-физиологические возрастные особенности кожной сенсорной

системы…………………………………………………………………………

Тема 5Анатомо-физиологические возрастные особенности вестибулярного

аппарата……………………………………………………………………….

 

Тема 6Анатомо-физиологические возрастные особенности вкусовой сенсорной

системы………………………………………………………………………..

 

Тема 7Анатомо-физиологические возрастные особенности обонятельной сенсорной

системы…………………………………………………………………………..

 

Заключение ……………………………………………………………………………..

 

Приложение ……………………………………………………………………………

 

АНАЛИЗАТОРЫ, СТРУКТУРА, КЛАССИФИКАЦИЯ, СВОЙСТВА,

РОЛЬ В ПОЗНАНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Опорные знания для изучения темы

1. Рецепторы и их биологическая роль.

2. Классификация рецепторов.

3. Возбуждение и его природа.

4. Свойства рецепторов.

5. Нервное волокно, нервы.

6. Функции коры больших полушарий.

7. Рефлекс, рефлекторная дуга.

 

    Реально существующие предметы и явления внешнего мира действуют на органы чувств, в которых находятся биопреобразователи раздражений – рецепторы. Возникающие в органах чувств нервные импульсы доходят по нервным волокнам и нервам до участков и зон коры больших полушарий и вызывают в них ощущения. На основе ощущений благодаря деятельности больших полушарий образуются восприятия, которые отражают в нашем сознании не отдельные свойства предметов и явлений (цвет, вкус, запах, форму и т.д.), а как целое (машина, апельсин и т.д.). Этот процесс восприятия предметов и явлений осуществляется в анализаторах. Ведущая роль в изучении анализаторов, их структуры, свойств, значения принадлежат И.П. Павлову.

    И.П. Павлов изучил структуру анализатора, роль и значение каждого из его отделов.

 

    Анализатор – единая система, состоящая из рецепторов, идущих от них проводниковых путей и соответствующих зон коры больших полушарий.

 

Структура анализатора (учение И.П. Павлова)

 

периферический отдел проводниковый отдел центральный отдел
рецепторы нервные волокна, нервы зоны и отделы коры больших полушарий
преобразуют раздражения в нервные импульсы возбуждения (кодируют информацию, осуществляя первичный анализ осуществляют передачу нервных импульсов возбуждения в центральный отдел преобразуют нервные импульсы возбуждения в ощущения, осуществляя тонкий анализ, синтез

 

раздражение ® возбуждение ® возбуждение ® возбуждение ® ощущения

 

    И.П. Павлов своими исследованиями показал, что нарушение любого звена, особенно центрального ведет к нарушению деятельности всего анализатора. Восстановление (компенсация) частично возможна за счет рассеянных ядер и элементов по периферии центрального отдела.

    Анализаторы обеспечивают формирование представлений об окружающей действительности, обеспечивают процесс саморегуляции деятельности организма (гомеостазис). Отсутствие сенсорных ощущений в исследованиях показало, что организм теряет способность поддерживать деятельность систем органов в активном состоянии (плохо концентрируется внимание, нарушается логичность мышления, способность решать задачи, возникают галлюцинации, вследствие чего задерживается развитие ребенка.

    Таким образом И.П. Павлов И.М. Сеченов показали, что кора головного мозга – субстраты психических явлений, основу деятельности которой составляют сложные биохимические и электрические явления.

 

Классификация анализаторов

    Многие анализаторы получили свое название по органам чувств, которые являются периферическими образованиями  анализатора, содержащими рецепторы, кодирующие и частично анализирующие информацию из окружающего мира.

    Главные анализаторы зрительный, слуховой, обонятельный, осязательный, вкусовой. Но существуют анализаторы давления, вибрации, мышечное чувство, температурный, чувство голода, боли, жажды, радости и т.д.

 

I По характеру восприятия раздражений различают

1. Внешние анализаторы – воспринимают с помощью экстерорецепторов и анализируют изменения окружающей среды. К ним относятся:

- зрительный

- слуховой

- обонятельный

- тактильный

- температурный и др.

Их главная роль – познание окружающего мира, адаптация к изменяющимся условиям среды, поддержание тонуса центральной нервной системы.

2. Внутренние анализаторы – воспринимают с помощью висцерорецепторов изменения показаний деятельности внутренней среды организма и потому участвуют в регуляции функций внутренних органов, поддерживают гомеостазис.

3. Анализаторы положения тела – воспринимают изменения с помощью проприорецепторов в положении тела в пространстве и частей тела относительно друг друга. К ним относятся:

- вестибулярный

- мышечный

    Анализаторы положения тела обеспечивают оценку положения тела в пространстве, сохранение равновесия и всю сложность и многообразие движений.

 

4. Отдельно выделяется болевой анализатор, обеспечивающий сбор информации о повреждающих воздействиях на организм, играя защитную роль.

 

Таким образом анализаторы обеспечивают адекватные реакции организма человека в окружающей среде, адаптируют работу внутренних органов к потребностям организма.

Свойства анализаторов

1. Высокая  чувствительность к адекватному раздражителю (способность видеть при разном уровне освещенности, различать звуки разной силы).

2. Способность к адаптации постоянной силе длительно действующего раздражителя (биоритмы, не замечено тиканье часов).

3. Способности к повышению чувствительности благодаря тренировке.

4. Интегративность, объединение, консолидация анализаторов в восприятии предметов и явлений.

5. Инерционность – сравнительно медленное возникновение и исчезновение изменений (энграммы памяти).

6. Доминантные взаимодействия анализаторов (музыка может снять боль, шум ухудшает зрение).

7. Дополнение одного анализатора другим. Это свойство играет важную роль при компенсации нарушенных функций анализаторов.

 зрение (внешний вид) 

лимон          обоняние (запах)

                          вкусовой (кислый вкус)   

 

Учитывая свойства анализаторов как сенсорных систем необходимо обеспечить правильное сенсорное развитие ребенка.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 329.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...