Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Информационное обеспечение (включая перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»)




Новоуральский технологический институт

 

                                 Кафедра высшей математики

 

 

                        Ю.В.Орлов

 

Учебно-методический комплекс

дисциплины «Математика»,  2 семестр

Учебно-методическое пособие

 

Направление подготовки  15.03.05 - "Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств"
Профиль Технология машиностроения
Квалификация (степень) выпускника                  –    академический бакалавр
Форма обучения                заочная

   

 

 

 
                                                                   Новоуральск, 2015 

                                          2015


МиМ 2.3-                 -15

 

Орлов Ю.В. Учебно-методический комплекс (УМК) дисциплины «Математика», 2 семестр  для бакалавров заочной формы обучения профиля «Технология машиностроения».

– Новоуральск, изд. НТИ НИЯУ МИФИ, 88 с.

 

Пособие содержит выписку из рабочей программы дисциплины, контрольную работу (две части), методику оценки и справочник. Выдается студентам заочной формы обучения в начале семестра, вариант – номер студента в списке группы.

 

 

УМК составлен ст. преподавателем кафедры Высшей математики НТИ НИЯУ МИФИ Орловым Юрием Владимировичем.

Пособие рассмотрено на заседании кафедры Высшей математики НТИ НИЯУ МИФИ

 

"______"________________ 20 ___ г.       протокол № _________

и рекомендовано  для подготовки бакалавров.

 

Заведующий кафедрой высшей математики

 

Н.А. Носырев ________________  «____» _______ 20____ г.

 

 


                                        Содержание

     
1 Выписка из рабочей программы дисциплины  
  1.1 Структура и содержание учебной дисциплины …… 4
  1.2 Планируемые результаты освоения образовательной программы, относящиеся к учебной дисциплине ………………………………….…………… 5
  1.3 Компетенции, реализуемые при изучении дисциплины ……………………………….…………….. 6
2 Контрольная работа  
  2.1 Часть 1 «Пределы, непрерывность, производная функции одной переменной» …………………………... 8
  2.2 Пример решения части 1 ……………………………. 37
  2.3 Часть 2 «Интегрирование» …………………………. 55
3 Методика оценки достижений  
  3.1 Балльно-рейтинговая система ……………………… 60
  3.2 Вопросы экзамена …………………………………… 61
  3.3 Пример экзаменационного билета …………………. 64
4 Справочник ……………………………………………… 65
5 Рекомендуемая литература …………………………….. 81
     

 

   Пособие предназначено для проведения типовой работы (домашней контрольной работы) в группах второго семестра первого курса заочной формы обучения по профилю «Технология машиностроения». Пособие содержит задания по темам «Предел, непрерывность, производная функции одной переменной» и «Интегрирование». Каждый студент находит свой порядковый номер N в списке группы, по нему выбирает вариант контрольного задания. Если номер N превосходит 30, то студент выполняет вариант задания под номером  N – 30.

   Контрольные выполняются в соответствии со стандартом оформления текстовых документов       (рассмотрена в УМК 1 сем.).    При решении контрольного задания рекомендуется воспользоваться конспектами лекций и  литературой из приведённого в конце пособия списка.           





Выписка из рабочей программы

дисциплины «Высшая математика» для подготовки бакалавров по направлению 15.03.05 – «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» направления «Технология машиностроения» заочной формы обучения

Структура и содержание учебной дисциплины

 Семестр – 2 Трудоёмкость 3,75 ЗЕТ, 135 ч., Экзамен

п/п

Название темы/раздела учебной дисциплины

Неделя семестра

Виды учебных занятий, и их трудоемкость (в часах)

Ссылка на ПР УД

Форма контроля

Лекции Практ. занятия Лаборат. занятия Самост. работа
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1. Пределы последовательностей и функций 1-3 3 3   12

З3,

У3,

В3

Дз-2

Часть 1

2. Производная функции одной переменной 4-5 2 2   14
3. Свойства дифференцируемых функций 6-7 2 2   14
4. Исследование функций и построение их графиков. Задачи на оптимизацию 8-10 3 3   14
5. Неопределенный и определённый интеграл, их связь 11-12 2 2   12

З3,

У3,

В3-В4

Дз-2

Часть 2

6. Основные методы интегрирования 13-14 2 2   14
7. Применения интегралов 15-16 2 2   14
 

Итого:

16 16   94    
8.

Экзамен  (Э-2)

Контроль – 9 ч.

Дз-2 «Задания по математике, 2 семестр»

часть 1 «Пределы, непрерывность, производная функции одной переменной»   

          выдаётся на 2 нед., сдача на 11 нед.,

часть 2 «Интегрирование» выдаётся на 10 нед., сдача на 18 нед.



Планируемые результаты освоения образовательной программы, относящиеся к учебной дисциплине

В результате освоения дисциплины «Математика», 2 семестр студент должен:

Код

Результаты обучения Показатели оценки результатов
знать З3 Основные понятия дифференциаль- ного и интегрального исчисления   -Знание определений и свойств пределов последовательностей и функций; - Знание определения, геометрического и физического смыслов производной для f(x); - Знание таблицы и правил вычисления производных; - Знание связи монотонности и выпуклости со знаками первой и второй производной; - Знание метода решения задач одномерной оптимизации; - Знание общего плана исследования функции одной переменной  и построения её графика; - Знание определение первообразной, таблицы неопределённых интегралов и их свойств; - Знание методов вычисления основных видов интегралов (замена переменной, интегрирование по частям, рациональные дроби, тригонометрические функции); - Знание метода вычисления определенного интеграла по формуле Ньютона-Лейбница; - Знание методов вычисления площадей плоских фигур и объёмов тел с помощью определенного интеграла.
уметь У3 Применять дифференциальное и интегральное исчисления - Умение вычислять пределы последовательностей и функций; - Умение находить производные функций с разным способом задания; - Умение находить максимум (минимум) функции; - Умение решать текстовые задачи на оптимизацию; - Умение исследовать функцию и построить её график; - Умение находить неопределённые интегралы; - Умение вычислять определённые интегралы; - Умение находить площадь фигуры и объём тел.

владеть

В3 Методами исследования функций и построения их графиков - Владеть навыками вычисления пределов, включая случаи неопределённостей; - Владеть навыками вычисления производных функций одной переменной с разными способами их задания; - Владеть навыками нахождения промежутков монотонности функции и их экстремумов; - Владеть навыком нахождения промежутков выпуклости функции и точек перегиба их графиков; - Владеть навыком нахождения асимптот графика функции; - Владеть навыком исследования функций и построения их графика; - Владеть навыками решения текстовых задач оптимизации.
В4 Методами решения типовых задач геометрии и физики на основе интегрального исчисления - Владеть методами вычисления основных видов неопределённых интегралов; - Владеть методами вычисления определённых интегралов; - Владеть заменой переменной и интегрирования по частям в неопределённых и определённых интегралах; - Владеть методами вычисления площадей плоских фигур с различными способами описания их границ; - Владеть методами вычисления объёма тел по поперечным сечениям и тел вращения.

 

1.3 Компетенции, реализуемые при изучении дисциплины

Код компетенции Компетенции

общекультурные компетенции,

введенные Образовательным стандартом НИЯУ МИФИ

ОСК-1 способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

 

Навыки, полученные в данной дисциплине, помогают в изучении дисциплин, формирующих компетенцию ОПК-1 «Способность использовать основные закономерности, действующие в процессе изготовления машиностроительных изделий требуемого качества, заданного количества при наименьших затратах общественного труда» и ПК-3 «Способность участвовать в постановке целей проекта (программы), его задач при заданных критериях, целевых функциях, ограничениях, разработке структуры их взаимосвязей, определении приоритетов решения».


            2 Контрольная работа

    


В КАЖДОМ ВАРИАНТЕ

№1 –4 балла,    №2 – 2 балла,  №3: 1–2 б., 2– 1 б., 3–2 б., 4 –2б., 5 – 16 б.

Вариант №1

№1  Вычислить пределы

1)   при а1=0, а2=1, а3= -1, а4= ;

2) ;

3) .

№2  Найти область определения функции у=f(x),

, построить её график.

Исследовать функцию на непрерывность и определить вид её  точек разрыва (вычислив каждый из частичных пределов).

№3



Вариант №2

№1  Вычислить пределы

1)   при а1=0, а2=2, а3= -1, а4= ;

2) ;

3) .

№2  Найти область определения функции у=f(x),

, построить её график.

Исследовать функцию на непрерывность и определить вид её  точек разрыва (вычислив каждый из частичных пределов).

№3



Вариант №3

№1  Вычислить пределы

1)   при а1=0, а2=1, а3= -1, а4= ;

2) ;

3) .

 

№2  Найти область определения функции у=f(x),

, построить её график.

Исследовать функцию на непрерывность и определить вид её  точек разрыва (вычислив каждый из частичных пределов).

 

№3

 

     



Вариант №4

№1  Вычислить пределы

1)   при а1=0, а2=1, а3= -1, а4= ;

2) ;

3) .

 

№2  Найти область определения функции у=f(x),

, построить её график.

Исследовать функцию на непрерывность и определить вид её  точек разрыва (вычислив каждый из частичных пределов).

 

№3



Вариант №5

№1  Вычислить пределы

1)   при а1=0, а2=1, а3= -1, а4= ;

2) ;

3) .

 

№2  Найти область определения функции у=f(x),

, построить её график.

Исследовать функцию на непрерывность и определить вид её  точек разрыва (вычислив каждый из частичных пределов).

 

№3

 

      



Вариант №6

№1  Вычислить пределы

1)   при а1=0, а2=2, а3= -1, а4= ;

2) ;

3) .

 

№2  Найти область определения функции у=f(x),

, построить её график.

Исследовать функцию на непрерывность и определить вид её  точек разрыва (вычислив каждый из частичных пределов).

 

№3



Вариант №7

 

№1  Вычислить пределы

1) ;

2) ;

3)   при а1=0, а2=2, а3= -1, а4= .

 

№2  Найти область определения функции у=f(x),

, построить её график.

Исследовать функцию на непрерывность и определить вид её  точек разрыва (вычислив каждый из частичных пределов).

 

№3

 

 

       



Вариант №8

№1  Вычислить пределы

1) ;

2)   при а1=0, а2=1, а3= -1, а4= ;

3) .

 

 

№2  Найти область определения функции у=f(x),

, построить её график.

Исследовать функцию на непрерывность и определить вид её  точек разрыва (вычислив каждый из частичных пределов).

 

№3



Вариант №9

№1  Вычислить пределы

1) ;

2) ;

3)   при а1=0, а2=1, а3= -1, а4= .

 

№2  Найти область определения функции у=f(x),

, построить её график.

Исследовать функцию на непрерывность и определить вид её  точек разрыва (вычислив каждый из частичных пределов).

 

№3

 

 

    



Вариант №10

 

№1  Вычислить пределы

1)   при а1=0, а2=2, а3= -1, а4= ;

2) ;

3) .

 

№2  Найти область определения функции у=f(x),

, построить её график.

Исследовать функцию на непрерывность и определить вид её  точек разрыва (вычислив каждый из частичных пределов).

 

№3



Вариант №11

 

№1  Вычислить пределы

1) ;

2)   при а1=0, а2=1, а3= -1, а4= ;

3) .

 

№2  Найти область определения функции у=f(x),

, построить её график.

Исследовать функцию на непрерывность и определить вид её  точек разрыва (вычислив каждый из частичных пределов).

 

№3

 

   Вариант №12

№1  Вычислить пределы

1)   при а1=0, а2=2, а3= -1, а4= ;

2) ;

3) .

 

№2  Найти область определения функции у=f(x),

, построить её график.

Исследовать функцию на непрерывность и определить вид её  точек разрыва (вычислив каждый из частичных пределов).

 

№3

      



Вариант №13

№1  Вычислить пределы

1) ;

2)   при а1=0, а2=1, а3= -1, а4= ;

3) .

 

№2  Найти область определения функции у=f(x),

, построить её график.

Исследовать функцию на непрерывность и определить вид её  точек разрыва (вычислив каждый из частичных пределов).

 

№3

 

     



Вариант №14

№1  Вычислить пределы

1)   при а1=0, а2=2, а3= -1, а4= ;

2) ;

3) .

 

№2  Найти область определения функции у=f(x),

, построить её график.

Исследовать функцию на непрерывность и определить вид её  точек разрыва (вычислив каждый из частичных пределов).

 

№3



Вариант №15

№1  Вычислить пределы

1) ;

2) ;

3)   при а1=0, а2=2, а3= -1, а4= + .

 

№2  Найти область определения функции у=f(x),

, построить её график.

Исследовать функцию на непрерывность и определить вид её  точек разрыва (вычислив каждый из частичных пределов).

 

№3

 

 

      



Вариант №16

№1  Вычислить пределы

1) ;

2)   при а1= -2, а2=2, а3= -1, а4= ;

3) .

 

 

№2  Найти область определения функции у=f(x),

, построить её график.

Исследовать функцию на непрерывность и определить вид её  точек разрыва (вычислив каждый из частичных пределов).

 

№3



Вариант №17

№1  Вычислить пределы

1) ;

2)   при а1=0, а2=1, а3= -1, а4= ;

3) .

 

№2  Найти область определения функции у=f(x),

, построить её график.

Исследовать функцию на непрерывность и определить вид её  точек разрыва (вычислив каждый из частичных пределов).

 

№3

 

 



Вариант №18

№1  Вычислить пределы

1)   при а1=0, а2=2, а3= -1, а4= ;

2) ;

3) .

 

№2  Найти область определения функции у=f(x),

, построить её график.

Исследовать функцию на непрерывность и определить вид её  точек разрыва (вычислив каждый из частичных пределов.

 

№3



Вариант №19

№1  Вычислить пределы

1) ;

2)   при а1=0, а2=1, а3= -1, а4= ;

2) ;

3).

 

№2  Найти область определения функции у=f(x),

, построить её график.

Исследовать функцию на непрерывность и определить вид её  точек разрыва (вычислив каждый из частичных пределов).

 

№3

 



Вариант №20

№1  Вычислить пределы

1) ;;

2) ;

3)   при а1=0, а2=1, а3= -1, а4= .

 

№2  Найти область определения функции у=f(x),

, построить её график.

Исследовать функцию на непрерывность и определить вид её  точек разрыва (вычислив каждый из частичных пределов).

 

№3



Вариант №21

№1  Вычислить пределы

1) ;

2) ;

3)   при а1=0, а2=3, а3= -1, а4= .

 

№2  Найти область определения функции у=f(x),

, построить её график.

Исследовать функцию на непрерывность и определить вид её  точек разрыва (вычислив каждый из частичных пределов).

 

№3

 

 

Вариант №22

№1  Вычислить пределы

1)   при а1=0, а2=2, а3= -1, а4= ;

2) ;

3) .

 

№2  Найти область определения функции у=f(x),

, построить её график.

Исследовать функцию на непрерывность и определить вид её  точек разрыва (вычислив каждый из частичных пределов).

 

№3

Вариант №23

№1  Вычислить пределы

1) ;

2) ;

3)   при а1=0, а2=-2, а3= -1, а4= .

 

№2  Найти область определения функции у=f(x),

, построить её график.

Исследовать функцию на непрерывность и определить вид её  точек разрыва (вычислив каждый из частичных пределов).

 

№3

 

Вариант №24

№1  Вычислить пределы

1) ;

2)   при а1=0, а2=1, а3= -1, а4= ;

3) .

 

 

№2  Найти область определения функции у=f(x),

, построить её график.

Исследовать функцию на непрерывность и определить вид её  точек разрыва (вычислив каждый из частичных пределов).

 

№3

 

Вариант №25

№1  Вычислить пределы

1) ;

2) ;

3)   при а1=0, а2=1, а3= -1, а4= .

 

№2  Найти область определения функции у=f(x),

, построить её график.

Исследовать функцию на непрерывность и определить вид её  точек разрыва (вычислив каждый из частичных пределов).

 

№3

 

                                          

Вариант №26

№1  Вычислить пределы

1)

2)   при а1=0, а2=2, а3= -1, а4= ;

3) .

 

№2  Найти область определения функции у=f(x),

, построить её график.

Исследовать функцию на непрерывность и определить вид её  точек разрыва (вычислив каждый из частичных пределов).

 

№3

 

Вариант №27

№1  Вычислить пределы

1) ;

2)   при а1=0, а2=1, а3= -1, а4= ;

3) .

 

№2  Найти область определения функции у=f(x),

, построить её график.

Исследовать функцию на непрерывность и определить вид её  точек разрыва (вычислив каждый из частичных пределов).

№3

Вариант №28

№1  Вычислить пределы

1) ;

2) ;

3)   при а1=0, а2=2, а3= -1, а4= .

 

№2  Найти область определения функции у=f(x),

, построить её график.

Исследовать функцию на непрерывность и определить вид её  точек разрыва (вычислив каждый из частичных пределов).

 

№3



Вариант №29

№1  Вычислить пределы

1) ;

2)   при а1=6, а2=1, а3= -1, а4= ;

3) .

 

№2  Найти область определения функции у=f(x),

, построить её график.

Исследовать функцию на непрерывность и определить вид её  точек разрыва (вычислив каждый из частичных пределов).

 

№3

 

Вариант №30

№1  Вычислить пределы

1)   при а1=0, а2=2, а3= -1, а4= ;

2) ;

3) .

 

№2  Найти область определения функции у=f(x),

, построить её график.

Исследовать функцию на непрерывность и определить вид её  точек разрыва (вычислив каждый из частичных пределов).

 

№3

2.

     2.2 Пример решения части 1

                             Вариант №31

№1  Вычислить пределы

1) ;

2) ;

3)   при а1=1, а2=0, а3= 3, а4= - .

 

№2  Найти область определения функции у=f(x),

, построить её график.

Исследовать функцию на непрерывность и определить вид её  точек разрыва (вычислив каждый из частичных пределов).

 

№3

1. Найти производную функции 

 ;

2. Найти , составить уравнения касательной и нормали

при     для  ;

3. Найти производную функции

а)  ;  б)  ;

4. Вычислить приближенно

  ;

5. Провести полное исследование функции и построить график

 а)  ;               б)  .

 


№1  Вычислить пределы

1.1) .

Решение:

 

 

=0;


1.2) .

Решение:

=0;

1.3)        при а1=1, а2=0, а3= 3, а4= - .

Решение:  1.3.1 ;

 

1.3.2 ;

Можно вычислить предел частного двух многочленов из условия, что наибольшая степень  дроби  находится в знаменателе.     Такой  предел на бесконечности равен нулю.

Ответ: 1) 0,5; 2) ; 3) ; 4) 0.


№2  Найти область определения функции у=f(x),

, построить её график.

Исследовать функцию на непрерывность и определить вид её  точек разрыва (вычислив каждый из частичных пределов).

                                       

Решение :

2.1) Значения функции f(x) можно вычислить при , , . Функция f(x) на каждом участке области определения задана (нет точек, в которых невозможно вычислить f(x) ), объединение всех участков даёт для функции f(x) область определения  т.к.              ;

2.2) Построим график функции, построив графики

·  при ,

·   при ,

· y3=1+2cos(2x) при .

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                                   График  – прямая, с угловым коэффициентом k=1 и сдвигом вниз относительно начала координат на b=3. 

Прямую можно построить и по двум точкам:

а) взять х1 и вычислить у(х1), например

при х= -5 у(-5)= -5 -3= -8;

б) взять х2 и вычислить у(х2), например

при х= -1 у(-1)= -1 -3= -4;

в) построить прямую по найденным точкам ( -5; -8) и (-1; -4).

График функции изобразим на промежутке , на котором задана функция у1.

График функции  показан на рисунке 1.

 

График  – гипербола, получаемая из  растяжением в 2 раза вдоль оси ОY вместе с переворотом относительно ОХ, сдвигом влево на 1             и вверх на 5 единиц.

Функция  задана на интервале .

График   показан на рисунке 2.

 

 

График  получается из графика  сжатием в 2 раза вдоль оси ОХ, растяжением в 2 раза вдоль оси ОY и сдвигом вверх на 1 единицу. График   показан на рисунке 3.

Функция  задана на отрезке .

 

 

 

2.3) Исследуем функцию f(x) на непрерывность.

Функция  задана на отрезке . Функция  является элементарной, из чего следует непрерывность такой функции в точках соответствующего интервала (-5; -1).

Функция  задана на интервале , в его точках функция  является элементарной, из чего следует непрерывность такой функции.

Функция y3=1+cos(2x) задана на отрезке . Функция  является элементарной, из чего следует непрерывность такой функции. в точках соответствующего интервала .

Вывод: Разрывы функции f(x)  возможны только на границах участков области определения.

 

Рассмотрим каждую из границ области определения х1= -5, х2= -1, х3=0, х4= .

2.3.1)  х= -5, .

Функция f(х) задана только при x -5,

предел справа  существует, конечен   и равен f(-5) т.е f(x) в точке х=-5 непрерывна справа;

2.3.2) х= -1, .

Предел слева ,

предел справа .

Среди частичных пределов в точке х= -1 имеется бесконечный, х= -1 является точкой разрыва второго рода;

2.3.3) х=0, .

Предел слева ,

предел справа .

В точке х=0 частичные пределы совпадают и равны значению функции в такой точке, следовательно х=0 – точка непрерывности функции f(x);

2.3.4) х= , .

Функция f(х) задана только при x ,

предел слева  существует, конечен   и равен f( ) т.е f(x) в точке х=  непрерывна слева.

 

С учётом выполненных пунктов построим график функции  f(x).

График изображён на рисунке 4.

 


 

 

№3  

3.1)  Найти производную функции  .

 Решение:

=             

Ответ: .

 

3.2) Найти , составить уравнения касательной и нормали

  при     для  ;

 

 Решение:

                   


                                Уравнение нормали ,

                                                     ,

                                                              .

                           

 

                                Уравнение касательной ,

                                                     , 

                                                                      .

                                   

 

 

 


Ответ: При  t=0 ,      касательная ,          

                                                                            нормаль ;


3.3) Найти производную функции   

а)  ;                б) .

Решение:

а)

Используем логарифмическое дифференцирование:

;

 

 б) .

   Уравнение неявно задает функцию у=у(х), из него может быть найдена производная . Продифференцируем обе части уравнения по переменной х, учитывая производную сложной функции . При этом получим уравнение .

Сгруппируем слагаемые, содержащие  и перенесём остальные слагаемые в правую часть равенства  ,

из чего получаем             .

 

Ответ: а) , 

             б) .


3.4) Вычислить приближенно .

           

Решение:

Пусть (перевели градусы в радианы).

Для такой функции .   

Формула приближенных вычислений  .

                                                             ( по первому приближению)          

Возьмём ,

тогда










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...