Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологическая помощь и диагностика в семейных отношениях




Психологическая помощь в семейных отношениях представи­телям различных этнических общностей — важнейшая задача деятельности специалистов различного профиля, прежде всего психологов, в нашей многонациональной стране. Она имеет це­лью повышение социально-психологической компетентности людей в строительстве и укреплении межнациональных брачных союзов и предполагает оказание психологических и других услуг в соответствующих интересах.

Основными направлениями такой помощи являются:

1- формирование, развитие и коррекция представлений о меж­национальных браках, своеобразии их формирования и упро­чения, при этом объектами психологической помощи могут являться как отдельные члены семей с супругами, являющи­мися представителями разных национальностей, так и семьи в целом с учетом важнейших стадий их жизни и взаимоотно­шений;

2- предотвращение развития негативных психологических явле­ний (разногласий, конфликтов, трений во взаимоотношениях супругов) в разноэтнической семье, у отдельных ее членов, или снижение конфликтное™ между ними специальными психотерапевтическими и иными средствами;

3-  предотвращение затруднительных социально-психологических ситуаций в различных сферах жизни и совместной деятельно­сти семей, где супруги являются представителями разных эт­нических общностей;

4-   ликвидация последствий воздействия негативных психологи­ческих явлений совместной жизни в семьях различной этни­ческой принадлежности.

Важнейшими принципами оказания психологической помо­щи семьям, где супруги являются представителями розных на­ций и народов, должны быть:

· добровольное желание супругов, прямо или косвенно зая­вивших о ее целесообразности для семьи;

· осуществление помощи только ненасильствеиными способа­ми и средствами и лишь после формирования соо ••ветствую-щей мотивации у членов семьи;

· проявление психологами терпения в интересах осмысления реальных трудностей семьи и приобретения членами послед­ней навыков оказания подобной помощи друг другу;

· полное отключение специалистом от своих личных пережи­ваний, отказ им от своих индивидуальных национальных сте­реотипов.

Все схемы в этом случае нацеливаются на получение двух видов данных о семье. Во-первых, сведения о семье, которые нужны при работе с ней в зависимости от того, какой нацио­нальности семья и с какой целью изучается. Во-вторых, сведения о семьях с этнодифференцированным составом.

Проблемный подход предполагает выявление этноспецифических «слабых мест» семенных отношений и учитывает совокуп­ность трудностей, отражающих развитие семьи; специфику се­мейных отношений в рамках «родители— дети» и «братья — сестры»; национальное своеобразие интеграции членов в семье, нарушений во взаимоотношениях семьи с окружающим миром.

Факторный подход ориентирует на диагностические схемы, основные параметры которых выявляются путем факторного анализа, т.е. метода математической статистики. Он дает воз­можность «экономического описания» характеристик семьи и позволяет получать максимально полную информацию о ней.

При этнопсихологической диагностике семейных отношений, требуется соблюдение определенных правил и норм. Во-первых, необходимо достигать получения полноты информации, а также преодоления барьера интимности, который свойственен для ка­ждой семьи и тем более для национально своеобразной.

Во-вторых, требуется постоянное восполнение психологиче­ской информации о семейных отношениях

В-третьих, для решения проблемы разбросанности данных и их чрезвычайного разнообразия, характерного для различных наций и народов, требуется также создание специальных экспе­риментальных ситуаций, в которых поведение представителя той или иной этнической общности подвергается специальному изу­чению.

 

34. Учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе в многонациональном коллективе.

Коллектив — высшая форма развития малой группы, в кото­рой ее представители объединены единством общих целей и за­дач совместной деятельности, строгой организацией труда и сплоченностью. Многонациональный коллектив, обладая всеми важнейшими характеристиками развитой группы, требует в то же время особого внимания со стороны руководителей с точки зрения регулирования существующих в нем взаимоотношений между представителями различных этнических общностей.

Особенности многонациональных коллективов:

1-активность межэтнического общения

2- постоянное развитие сферы межнациональных отношений

3 – возможны этнические конфликты

4-группировка по нац и территориальному признаку

5-учет культурных, традиционных, этносоц особ-тей, степень владения языком

Руководители испытывают трудности в управлении межнациональными отношениями. Причина – отсутствие специальной подготовки к ра­боте с людьми именно в многонациональном коллективе.

Объект воспитательного воздействия – этническая микрогруппа.

 Учет национально-психологических особенностей предполага­ет особое построение воспитательной деятельности в коллективе. Национально-психологические особенности, с одной стороны, оп­ределяют своеобразие форм и способов воспитательных воздейст­вий, их сочетание.

Направления деятельности руководителя в многонациональном коллективе:

1- Изучение специфики различных этнических общностей

2- Осмысление руководителем характера взаимоотношений в многонациональном коллективе

3- Сплочение многонационального коллектива

4- Предотвращение конфликтных ситуаций в коллективе

5- Формирование культуры общения

Руководитель должен учитывать атмосферу внутри группы и предупреждать осложнения. Нельзя уделять внимание только одним нац-м. Нужна эффективная работа по сплочению членов многонационального коллектива, предотвращению межнац трений.

Гл задачей воспитательной работы в многонациональном коллективе должно быть целенаправленное вовлечение членов всех микрогруппв общую полезную активность

35 . Этносоциальная компетентность и культура межнационального общения

Этносоциальная (этнокоммуникативная) компетентность – это степень проявления ЗУНов, кот. позволяет правильно оценить специфику и условия взаимодействия, взаимоотношения и общение с представителями конкретных этнических общностей.

Структура этносоциальной компетентности:

1- когнитивный компонент - знания, этническая грамотность.

2-  Эмоциональное отношение к другим народам

3- Поведенческий компонент: социальная адаптация, умение разрешать конфликтные ситуации, культура межнационального общения

 Аллахвердянц изучал компетентность у студентов: объективный фактор :наличие межнациональной среды общения, субъективный фактор: выбор способа национального самоопределения личности(активная/пассивная позиция (созерцатель)

36. Особенности проф. д-ти психолога в области межнациональных отношений

Результаты взаимодействия:

Интеграция – межгрупповой контакт

Позиция посредника – межличностный контакт

Модели межкультурного взаимодействия:

По методу обучения:

1-дидактические модели

2-эмпирические модели

По содержанию обучения:

1-общекультурные

2-культурноспецифические

По сфере изменений:

1-когнитивная сфера

2-эмоциональная сфера

3-поведенческая сфера

Обучающие программы:

1- Ориентирование – быстрое ознакомление с новым для человека окружением

2- Инструктаж – фокусировка на трудностях адаптации и инокультурном окружении

3- Просвещение

4- Тренинговые модели

Задачи тренингов:

1-знакомство с различиями

2-сформировать + отношение к своему и другим народам

3-выработать навыки управления своим эмоц. Состоянием при общении с др. народами

4-навыки для эффективного взаимодействия с представителями др. культур

Типы тренингов межкультурного взаимодействия:

1-общекультурный тренинг. Осознание себя как представителя данного этноса, данной культуры. Технологии: беседа, дискуссия, биографическая рефлексия (осмысление собств. Биографии с целью выяснения собств. Идентичности), общекультурные игры (видеотренинг)

2- культурноспецифический тренинг включает представителей разных этнических групп, существуют реальные межкультурные контакты.

Методы, приемы: групповые дискуссии (пословицы, поговорки, сказки), игры (рассказ от имени нац. Блюда)

3 – атрибутивный тренинг

Цель: обучение тому каким образом представители разных культур и народов интерпретируют поведение друг друга. Основа – культурный ассимилятор.

Шаги построения культурного ассимилятора:

1-подбор ситуации: информацию подбирают таким образом, чтобы эта ситуация могла иметь место в разных народах

2- построение атрибуции – подбор вариантов интерпретации поведения персонажей (4 варианта ответов)

3-выбор правильного варианта атрибуции

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 331.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...