Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Психологическая помощь и диагностика в семейных отношениях ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Психологическая помощь в семейных отношениях представителям различных этнических общностей — важнейшая задача деятельности специалистов различного профиля, прежде всего психологов, в нашей многонациональной стране. Она имеет целью повышение социально-психологической компетентности людей в строительстве и укреплении межнациональных брачных союзов и предполагает оказание психологических и других услуг в соответствующих интересах. Основными направлениями такой помощи являются: 1- формирование, развитие и коррекция представлений о межнациональных браках, своеобразии их формирования и упрочения, при этом объектами психологической помощи могут являться как отдельные члены семей с супругами, являющимися представителями разных национальностей, так и семьи в целом с учетом важнейших стадий их жизни и взаимоотношений; 2- предотвращение развития негативных психологических явлений (разногласий, конфликтов, трений во взаимоотношениях супругов) в разноэтнической семье, у отдельных ее членов, или снижение конфликтное™ между ними специальными психотерапевтическими и иными средствами; 3- предотвращение затруднительных социально-психологических ситуаций в различных сферах жизни и совместной деятельности семей, где супруги являются представителями разных этнических общностей; 4- ликвидация последствий воздействия негативных психологических явлений совместной жизни в семьях различной этнической принадлежности. Важнейшими принципами оказания психологической помощи семьям, где супруги являются представителями розных наций и народов, должны быть: · добровольное желание супругов, прямо или косвенно заявивших о ее целесообразности для семьи; · осуществление помощи только ненасильствеиными способами и средствами и лишь после формирования соо ••ветствую-щей мотивации у членов семьи; · проявление психологами терпения в интересах осмысления реальных трудностей семьи и приобретения членами последней навыков оказания подобной помощи друг другу; · полное отключение специалистом от своих личных переживаний, отказ им от своих индивидуальных национальных стереотипов. Все схемы в этом случае нацеливаются на получение двух видов данных о семье. Во-первых, сведения о семье, которые нужны при работе с ней в зависимости от того, какой национальности семья и с какой целью изучается. Во-вторых, сведения о семьях с этнодифференцированным составом. Проблемный подход предполагает выявление этноспецифических «слабых мест» семенных отношений и учитывает совокупность трудностей, отражающих развитие семьи; специфику семейных отношений в рамках «родители— дети» и «братья — сестры»; национальное своеобразие интеграции членов в семье, нарушений во взаимоотношениях семьи с окружающим миром. Факторный подход ориентирует на диагностические схемы, основные параметры которых выявляются путем факторного анализа, т.е. метода математической статистики. Он дает возможность «экономического описания» характеристик семьи и позволяет получать максимально полную информацию о ней. При этнопсихологической диагностике семейных отношений, требуется соблюдение определенных правил и норм. Во-первых, необходимо достигать получения полноты информации, а также преодоления барьера интимности, который свойственен для каждой семьи и тем более для национально своеобразной. Во-вторых, требуется постоянное восполнение психологической информации о семейных отношениях В-третьих, для решения проблемы разбросанности данных и их чрезвычайного разнообразия, характерного для различных наций и народов, требуется также создание специальных экспериментальных ситуаций, в которых поведение представителя той или иной этнической общности подвергается специальному изучению.
34. Учет национально-психологических особенностей в воспитательной работе в многонациональном коллективе. Коллектив — высшая форма развития малой группы, в которой ее представители объединены единством общих целей и задач совместной деятельности, строгой организацией труда и сплоченностью. Многонациональный коллектив, обладая всеми важнейшими характеристиками развитой группы, требует в то же время особого внимания со стороны руководителей с точки зрения регулирования существующих в нем взаимоотношений между представителями различных этнических общностей. Особенности многонациональных коллективов: 1-активность межэтнического общения 2- постоянное развитие сферы межнациональных отношений 3 – возможны этнические конфликты 4-группировка по нац и территориальному признаку 5-учет культурных, традиционных, этносоц особ-тей, степень владения языком Руководители испытывают трудности в управлении межнациональными отношениями. Причина – отсутствие специальной подготовки к работе с людьми именно в многонациональном коллективе. Объект воспитательного воздействия – этническая микрогруппа. Учет национально-психологических особенностей предполагает особое построение воспитательной деятельности в коллективе. Национально-психологические особенности, с одной стороны, определяют своеобразие форм и способов воспитательных воздействий, их сочетание. Направления деятельности руководителя в многонациональном коллективе: 1- Изучение специфики различных этнических общностей 2- Осмысление руководителем характера взаимоотношений в многонациональном коллективе 3- Сплочение многонационального коллектива 4- Предотвращение конфликтных ситуаций в коллективе 5- Формирование культуры общения Руководитель должен учитывать атмосферу внутри группы и предупреждать осложнения. Нельзя уделять внимание только одним нац-м. Нужна эффективная работа по сплочению членов многонационального коллектива, предотвращению межнац трений. Гл задачей воспитательной работы в многонациональном коллективе должно быть целенаправленное вовлечение членов всех микрогруппв общую полезную активность 35 . Этносоциальная компетентность и культура межнационального общения Этносоциальная (этнокоммуникативная) компетентность – это степень проявления ЗУНов, кот. позволяет правильно оценить специфику и условия взаимодействия, взаимоотношения и общение с представителями конкретных этнических общностей. Структура этносоциальной компетентности: 1- когнитивный компонент - знания, этническая грамотность. 2- Эмоциональное отношение к другим народам 3- Поведенческий компонент: социальная адаптация, умение разрешать конфликтные ситуации, культура межнационального общения Аллахвердянц изучал компетентность у студентов: объективный фактор :наличие межнациональной среды общения, субъективный фактор: выбор способа национального самоопределения личности(активная/пассивная позиция (созерцатель) 36. Особенности проф. д-ти психолога в области межнациональных отношений Результаты взаимодействия: Интеграция – межгрупповой контакт Позиция посредника – межличностный контакт Модели межкультурного взаимодействия: По методу обучения: 1-дидактические модели 2-эмпирические модели По содержанию обучения: 1-общекультурные 2-культурноспецифические По сфере изменений: 1-когнитивная сфера 2-эмоциональная сфера 3-поведенческая сфера Обучающие программы: 1- Ориентирование – быстрое ознакомление с новым для человека окружением 2- Инструктаж – фокусировка на трудностях адаптации и инокультурном окружении 3- Просвещение 4- Тренинговые модели Задачи тренингов: 1-знакомство с различиями 2-сформировать + отношение к своему и другим народам 3-выработать навыки управления своим эмоц. Состоянием при общении с др. народами 4-навыки для эффективного взаимодействия с представителями др. культур Типы тренингов межкультурного взаимодействия: 1-общекультурный тренинг. Осознание себя как представителя данного этноса, данной культуры. Технологии: беседа, дискуссия, биографическая рефлексия (осмысление собств. Биографии с целью выяснения собств. Идентичности), общекультурные игры (видеотренинг) 2- культурноспецифический тренинг включает представителей разных этнических групп, существуют реальные межкультурные контакты. Методы, приемы: групповые дискуссии (пословицы, поговорки, сказки), игры (рассказ от имени нац. Блюда) 3 – атрибутивный тренинг Цель: обучение тому каким образом представители разных культур и народов интерпретируют поведение друг друга. Основа – культурный ассимилятор. Шаги построения культурного ассимилятора: 1-подбор ситуации: информацию подбирают таким образом, чтобы эта ситуация могла иметь место в разных народах 2- построение атрибуции – подбор вариантов интерпретации поведения персонажей (4 варианта ответов) 3-выбор правильного варианта атрибуции
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 377. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |