Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
III. Задания для самостоятельной работыСтр 1 из 2Следующая ⇒
Модульная единица 1.1. «Номенклатура органических соединений. Природные сопряженные структуры. Кислотно-основные взаимодействия в механизме реализации свойств важнейших классов биоорганических соединений. Окислительно-восстановительные процессы в организме» Занятие 1.1.8. Методические указания для студентов ТЕМА: «Роль радикальных процессов. Свободные формы кислорода. Пероксидное окисление липидов биологических мембран. Ферментативные и неферментативные ингибиторы окисления» ЦЕЛЬ: Сформировать у студентов представления о радикальных процессах. Показать образование свободных форм кислорода в условиях организма. Продемонстрировать механизм процесса пероксидного окисления липидов биологических мембран. Познакомить с игибиторами процесса пероксидного окисления ферментативной и неферментативной природы. ЗНАТЬ: Разнообразие окислительных процессов с участием липидов и их структурных компонентов. Активные формы кислорода, образующиеся в организме. Пероксидное окисление липидов как основная причина повреждения клеточных мембран. Основные механизмы антиоксидантной защиты организма. Природные и синтетические антиоксиданты. УМЕТЬ: Приводить механизм зарождения активных форм кислорода, писать схему реакции пероксидного окисления на примере ненасыщенной жирной кислоты, показывать механизм действия ферментативной и неферментативной (антиоксидантной) системы, а также синтетических антиоксидантов. ВЛАДЕТЬ: Навыками самостоятельной работы с учебной литературой и методическими материалами. ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: Важным аспектом проблемы реакций окисления в организме человека являются процессы пероксидного окисления липидов (ПОЛ) биологических мембран. Эти процессы в норме протекают в организме, обеспечивая синтез ряда биологически важных соединений - биорегуляторов (простагландинов, лейкотриенов, тромбоксанов и др.). Интенсификация ПОЛ приобретает патогенетическое значение, поскольку может привести к нарушению целостности биологических мембран, к массовой гибели клеток. В связи с этим необходимо представлять способы коррекции патологических состояний, вызванных интенсификацией ПОЛ. I. Теоретические вопросы 1. Значение протекания радикальных в организме. 2. Механизм зарождения активных форм кислорода в условиях организма. 3. Процессы пероксидного окисления липидов (ПОЛ) биологических мембран. Схема ПОЛ (инициирование, рост цепей, продолжение цепей, вырожденное разветвление, реакции обрыва цепей). Виды радикалов: пероксидный, алкильный, алкоксильный. 4. Основные представители ферментативных и неферментативных (антиоксидантных) систем организма, механизм их функционирования. 5. Биоантиоксиданты как ловушки алкильных (хиноны, каротиноиды) или пероксидных радикалов (a-токоферол, кверцетин и др. фенолы). II. Обучающие упражнения Задание 1. Приведите механизм зарождения активных форм кислорода В активном центре гемоглобина в результате переноса электрона от катиона железа к кислороду образуются супероксид-ион радикалы Fe2+ - e ¾®Fe3+, О2 + е ¾¾¾® О2· При диспропорционировании супероксид-иона образуется пероксид водорода. О2 · + О2 · + 2 Н+ ¾¾® Н2О2 + О2 При реакции супероксид-иона и пероксидом водорода образуется гидроксил-радикал Н2О2 + О2 · ¾¾® 2ОН· + О2 В реакции супероксид-иона с гидроксил-радикалом образуется синглентный кислород: ОН· + О2 ·¾¾® *О2(синглентный) + ОН- Образование высокоактивного ОН· радикала происходиттакже по реакции Фентона:H2O2 + Fe2+¾® Fe3++ OH- + ОН· Задание 2. Напишите схему реакции пероксидного окисления на примере линолевой кислоты. Ответ. В молекулах фосфолипидов связи С-Н, расположенные между двумя p-связями ( в a-положении к ним), атакуются гидроксильными или пероксильными радикалами. Рассмотрим этот процесс на примере линоленовой кислоты: В результате образуются новые радикалы, существующие в двух мезомерных формах:
Радикал стабилизируется за счет делокализации электронной плотности в сопряженной системе: СН3-(СН2)4-СН. . . СН. . . СН. . . СН. . .СН-(СН2)7-СООН Схематично описанный выше процесс представляется как RH + OH· ¾® H2O + R· инициирование (0) Таким образом, инициируется процесс неферментативного окисления липидов биологических мембран. Образующийся алкильный радикал присоединяет молекулу кислорода (за время 10-6сек) и превращается в очень активный пероксидный (пероксильный) радикал: R·+ O2 ¾® RО2· рост цепей (1) Пероксидный радикал RО2· взаимодействует с соседними углеводородными фрагментами молекулы фосфолипидов, что приводит к образованию гидропероксидов (RООН) и новому алкильному радикалу R·, вновь присоединяющему молекулу О2 согласно реакции 1. RО2· + RH ¾® RООH + R· продолжение цепей (2) Гидропероксиды способны разрушаться с разрывом О-О связей, что приводит к вторичному иницированию и, как следствие, ускорению окисления: RООH ¾® RО· + ОН· вырожденное разветвление (3) Последняя реакция крайне нежелательна для организма. Поэтому существуют ферментативные антиоксидантные системы, регулирующие в организме концентрацию активных кислородсодержащих ионов и радикалов. Свободные радикалы взаимодействуют между собой, обрывая цепи окисления в соответствии с элементарными реакциями : RO2·+ RO2· ¾® молекулярные продукты RO· + RO· ¾® молекулярные продукты R· + R· ¾¾® молекулярные продукты Задание 3. Покажите механизм действия ферментативной и неферментативной (антиоксидантной) системы. Ответ.Ферменты каталаза и глутатионпероксидаза защищают аэробные клетки от окисления, предотвращая возможность радикального разрушения пероксидов. Субстратом для каталазы преимущественно служит пероксид водорода. 2 Н2О2 ¾¾® 2Н2О + О2 В состав простетической группы каталазы входит гемовое железо, в активном центре происходит окисление (Fe2+ - e ¾® Fe3+). Глутатионпероксидаза вместе с глутатионом разрушают пероксид водорода и гидропероксиды, защищая клетки от повреждающего действия радикалов, образующихся при гомолитическом разрыве связей RО-ОH. Глутатион представляет собой трипептид, образованный глутаминовой кислотой, цистеином и глицином :
Реакционоспособной группой глутатиона(R-SH)является тиольная группа. Глутатион взаимодействует с пероксидом водорода и гидропероксидами липидов: 2 R-SH + H2O2 ¾® 2 H2O + R-S-S-R 2 R-SH + R1OOH ¾® H2O +R1OH + R-S-S-R Окисленный глутатион способен восстанавливаться: R-S-S-R + 2H+ + 2 e 2 R-S-H Активный центр глутатионпероксидазы содержит остаток селеноцистеина, в котором атом серы цистеина заменен на атом селена: Полагают, что действие глутатионовой ферментной системы может быть описано совокупностью реакций: R-Se-H +H2O2 ¾¾® R-Se-OH + H2O (I) R-Se-OH + 2 R-S-H ¾¾® R-Se-H + R-S-S-R + H2O (II) R-S-S-R + НАДФ-Н ¾¾® 2 R-S-H + НАДФ+ (III) Задание 4.Показать механизм действия антиоксидантов Ответ.В присутствии относительно низких концентраций ингибиторов фенольного типа (IпН) (10-6 - 10-3 моль/л) обрыв цепей происходит на молекулах антиоксидантов согласно реакции: IпН +RO2·¾¾¾¾®ROOH + Iп· (обрыв цепей) (VII) Радикал ингибитора(Iп·)обычно неактивен и не участвует в продолжении цепей, в связи с чем антиоксидант выполняет роль ловушки свободных радикалов и способствует значительному торможению окисления. формула основного липидного антиоксиданта - a-токоферола:
В последние годы антиоксиданты применяются в клинической практике (антиоксидантотерапия). III. Задания для самостоятельной работы Задание 1. Приведите элементарные реакции инициирования, роста, продолжения и обрыва цепей на примере свободнорадикального окисления олеиновой кислоты. Дайте название радикалам, образующимся в результате этого процесса. Задание 2. Покажите химизм взаимодействия липидов (RH) с гидроксильными и пероксидными радикалами. Перечислите соединения (антиоксиданты), способные тормозить процесс свободно радикального окисления липидов. Задание 3.Напишите реакцию уничтожения свободных радикалов с участием важнейшего фенольного биоантиоксиданта (a-токоферола). Задание 4.Представьте механизм образования активных форм кислорода (О2·, ОН·, О2*, Н2О2). Какие ферменты способны разрушать пероксид водорода и гидропероксиды? Задание 5.В состав активного центра глутатионпероксидазы входит трипептид глутатион. Изобразите его структуру и приведите химизм реакции глутатиона с пероксидом водорода. Задание 6.Соотнесите перечисленные ниже соединения к системам ферментативной и неферментативной защиты ПОЛ: супероксиддисмутаза, убихинон, каталаза, глутатионпероксидаза, флавоноиды, липоевая кислота, аскорбиновая кислота.
IV. Выполнение самостоятельной аудиторной работы «Пероксидное окисление липидов биологических мембран. Ферментативные и неферментативные ингибиторы окисления» |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 194. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |