Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: «Как подготовить выставку, Или творчество в крупных масштабах»




 

Экспозиция музейная (от лат. expositio — выставление на показ, изложение), основная форма презентации музеем историко-культурного наследия в виде искусственно созданной предметно-пространственной структуры. Включает архитектуру, музейные предметы и их коллекции, воспроизведения музейных предметов (объектов), научно-вспомогательные материалы, специально созданные произведения экспозиционного искусства, тексты, информационные технологии и т.д. Современная Э.м. является особым синтетическим научно-художественным произведением, которое создается в соответствии с единым идейным замыслом, определяющим принцип отбора, группировку и интерпретацию экспонатов на основе научного, сценарного и художественно-дизайнерского проектирования экспозиции (см. Научная концепция экспозиции, Художественная концепция экспозиции, Сценарий экспозиции). Являясь центральным звеном коммуникации музейной, Э.м. в соответствии с семиотическим подходом рассматривается как текст, а в соответствии с экономическим — как основной продукт музейный.

 

Экспонат (от лат. exponatus – выставленный для обозрения) — первичный структурный элемент экспозиции музейной. В качестве экспонатов отбираются музейные предметы, обладающие наиболее выраженными свойствами (см. Свойства музейного предмета) и соответствующей сохранностью; могут быть использованы воспроизведения музейного предмета, научно-вспомогательные материалы. Отбор экспонатов является частью интерпретации музейной.

 

Экспозиционный комплекс, структурный элемент экспозиции музейной, представляющий собой группу экспонатов, объединенных тематически, стилистически, визуально. Может включать подлинники, научно-вспомогательные материалы, произведения экспозиционного искусства, объяснительные тексты, сгруппированные в целостную композицию. Создание Э.к. предполагает соответствующую группировку материала, определение текста и контекста экспозиции, смысловых центров, ведущих объектов показа с использованием приемов акцентировки и соподчинения предметов для выявления содержания темы, организацию экспозиционных планов. Кроме того, применяются средства экспозиционного дизайна: положение в пространстве, выделение цветом и светом, взаимодействие фактур, размеров; применение соответствующих видов музейного оборудования.

 

Художественное проектирование экспозиции – это демонстрация в объемно-пространственной и художественной среде экспозиционного ансамбля на основе художественной концепции в целях оптимального освоения содержания экспозиции посетителями музея.

При этом необходимо подчеркнуть, что наиболее соответствующим музейной специфике является создание образа экспозиционного ансамбля на основе музейных памятников, научного содержания при дополняющей роли художественно-изобразительных и технических средств. Отказываясь от монотонности и экспозиционного однообразия художники и дизайнеры осуществляют поиски динамичности экспозиции, которые проводятся на основе сюжетности подачи музейных предметов, создания «рассказов в вещах», интерьеров и обстановочных сцен. В музеях появились «уголки» и тематические комплексы, воссоздающие атмосферу эпохи, которые искусной «музейной режиссурой» были объединены в своеобразное музейное зрелище.

Помимо глубокого научного содержания оно обладает большой эмоциональной силой, будит воображение и то чувство сопереживания, без которого невозможно эффективное восприятие экспозиции. Таким образом, экспозиционный ансамбль представляет собой пространственную среду (внутри здания или под открытым небом), структура которой в сочетании с ее цветовой, световой, пластической и драматургической композицией образ- но раскрывает суть представленных материалов, создает удобство осмотра и удовлетворяет требованиям технологии и экономики. В комплексе художественно-выразительных средств, используемых при создании современных экспозиций, важная роль отводится экспозиционному оборудованию – специальным приспособлениям для демонстрации экспонатов.

В зависимости от характера экспозиционных материалов и основных идей художественного проектирования употребляются различные типы экспозиционного оборудования.

Для плоскостного экспонирования используются вертикальные щиты (стенды), турникеты (подобия книги с твердыми перекидными листами, укрепленными на шарнирах).

Для пространственного экспонирования используются:

- витрины различных конструкций и форм (горизонтальные, вертикальные, на- стольные, пристенные, подвесные, кругового обзора);

- подиумы – возвышения для открытого экспонирования объемных предметов; универсальные модульные системы (каркасные, бескаркасные, комбинированные, рамные, пространственно-стержневые).

Активными и специфическими компонентами архитектурно- художественного ансамбля являются цвет и свет.

С их помощью можно объединить экспозиционные комплексы в единое гармоничное целое, сделать акцент на наиболее важных экспонатах. Правильный выбор освещения способствует точной передаче цвета экспонатов, усиливать эмоциональное восприятие.

Большое значение для восприятия экспозиции имеет ее пространственное решение, т.е. расположение экспозиционных материалов и экспозиционного оборудования в пространстве экспозиционных помещений. Правильное соотношение элементов экспозиционного ансамбля, их взаимосвязь, группировка, определение доминант – все это имеет непосредственную важность для создания художественного экспозиционного образа.

Принципы построения экспозиции

 

При создании экспозиции необходимо учитывать общие принципы её построения — это принципы, которые обуславливают группировку и интерпретацию экспозиционного материала. Они служат основанием для определения структуры, характера экспозиции (разделов, тем, рядов). Выбор принципов построения экспозиции идёт в ходе научного и художественного проектирования экспозиции. Современные методы экспозиционной работы предполагают сочетание различных принципов при создании экспозиции.

Среди них можно выделить такие, как:

· принцип научности — предполагает построение экспозиции на теоретической основе профильной науки (истории и исторического краеведения). Широкое использование достижений научно-исследовательской работы коллектива музея по изучению коллекций и фондовых материалов по теме экспозиции определяет её содержание;

· принцип историзма (тесно связан с принципом научности)— раскрытие явления с точки зрения того, как оно возникло, какие этапы прошло в своём развитии, чем оно стало теперь. Если ведётся рассказ о каком-то из героев Великой Отечественной войны необходимо представить материал о его жизни до настоящего времени или до смерти героя. Если в экспозиции рассказывается о какой-либо битве, то — от её начала и до окончания;

· принцип предметности (вытекает из сущности экспозиции) — когда музейный экспонат является доказательным фактом каких-либо событий, так и носителем эмоционально окрашенной информации;

· принцип универсальности — возможность предоставить посетителю информацию с учётом его интересов и разной ёмкости восприятия в многоплановости построения: выдвижение на первый плана ведущих экспонатов, использование скрытого плана и т.д. Этот принцип обеспечивает доходчивость экспозиции для любых групп музейной аудитории;

· принцип избирательности музейного показа — научно-обоснованный отбор сюжетов музейного показа из всей совокупности явлений исторической действительности. Критерием выступает: историческая значимость событий, его связь с данной местностью;

· принцип локальности — показ местной истории, своеобразие проявлений в истории данного края общих закономерностей;

· принцип проблемности — интерпретация экспозиционного материала в соответствии с проблемами, имеющими основополагающее значение для освещения тех или иных событий, они могут быть ведущими элементами для определения раздела и темы экспозиции, или сквозными для экспозиции. Выявление основной проблематики является первостепенной задачей в процессе научного проектирования;

· историко-хронологический принцип — предполагает группировку и интерпретацию экспозиционных материалов в соответствии с принятой в исторической науке хронологией процессов и явлений. В художественном проектировании этот принцип выражается в необходимости создания художественными средствами образов эпохи.

Методы экспозиционного показа (повтор материала 1-го занятия)

Методом построения экспозиции называется применение научного обоснования, исходящего из содержания порядка групп и организации экспозиционных материалов. Предполагает определение характера научной обработки экспозиционной темы и определения последовательности и проектирования музейной экспозиции. Определяет формы сотрудничества экспозиционера и художника; определяет способы интерпретации материала. Существует несколько методов экспозиционного показа:

· систематический метод — показ экспозиции, где однородные предметы представлены в соответствии с тематикой научной дисциплины. В основе метода систематизации музейные коллекции. Структурной единицей систематизации является экспозиционный ряд;

· ансамблевый метод – создание экспозиции, в которой на основе научных данных сохраняется или воссоздаётся ансамбль музейных предметов. Структурной единицей является экспозиционный комплекс. В нём воспроизводится реальное отношение среди предметов, благодаря чему предмет демонстрируется в среде своего бытования (интерьер, его фрагмент, ансамбль или комплекс архитектурных сооружений);

· тематический метод — его основа это музейные предметы различных типов. Структурной единицей является экспозиционный комплекс. Важным фактором является создание экспозиционного образа, который является основой для художественного решения. Завершением является разработка экспозиционных комплексов. При использовании этого метода в экспозицию частично включаются элементы ансамблевой и систематической экспозиции.

Порядок размещения экспонатов

· крупные изображения и связующие тексты помещаются в верхней части экспозиционного пояса, а иногда и над ним;

· мелкие предметы, изображения и документы, требующие детального рассмотрения, помещаются на уровне глаз;

· наиболее важные по содержанию экспонаты должны занять лучшую экспозиционную площадь, что бы можно было их увидеть в первую очередь. Такой наиболее обращающей на себя внимание частью плоскости является участок, лежащий вверх от её центральной горизонтальной оси. Он поглощает 60% внимания зрителей;

· экспозиционер должен размещать экспонаты в определённой системе, которая позволяла бы воспринимать сгруппированные экспонаты в единстве.

 

Этикетаж

Спутниками экспозиции являются тексты. В этикетке (аннотации), прежде всего, выделяется название предмета. Обязательна датировка всех предметов. В зависимости от типа экспоната указываются: автор материала, техника изготовления. Данные, чётко и ясно обозначенные на самом экспонате, не нуждаются в повторении в аннотации, например, газета, книга, листовка.

Виды этикетажа:

· «Оглавительный» (номенклатурный), сообщающий название музейных разделов, экспозиционных комплексов. Номенклатурный этикетаж должен отражать тему и идею разделов экспозиции.

Например:

«Развитие образования в Тамбовской губернии (1786-1917 гг.)»

«Перестройка школьного дела на Тамбовщине. (1917-1940 гг.)»

«Школа в годы Великой Отечественной войны. Фронт и тыл»;

· Пояснительный — это тексты к каждому экспонату или группе экспонатов. В нём даётся название предмета, краткие сведения о его происхождении и значении. Первая часть пояснительного этикетажа (название) — пишется более крупно, вторая часть (описание) — более мелко.

Например:

Панорама губернского города Тамбова

Выполнена архитектором Василием Усачёвым в 1799 г. Копия художника Шпильчина В. Г., 1994 г.

Всё содержание этикетки, кратко и чётко сформулированное, должно направить внимание зрителя на те стороны предмета, которые особо важны для экспозиции.

В этикетке к письменному источнику надо указать название документа и дату, кратко сформулировать его основную идею. Если документ трудно прочесть, в этикетке излагается краткое его содержание. Если в экспозиции помещена фотокопия документа, то надо указать откуда он взят.

В этикетке к фотографии, картине сообщается о том, кто изображён и где даётся характеристика изображаемых событий. Если этикетка относится к портрету какого-либо лица, то указываются прежде его инициалы, фамилия, даты жизни, краткие биографические данные.

Например:

Пташкин Д. А.

Фотография, конецXIXв., подлинник

9 сентября 1882 г. в г. Тамбове дочерью генерал-губернатора Д.А. Пташник было открыто начальное женское училище, которое 23 ноября 1885 г. преобразовано с разрешения попечителя Харьковского учебного округа в женскую четырёхклассную прогимназию с подготовительным классом и пансионом при ней.

Если в экспозиции демонстрируется картина, то этикетка выполняется следующими образом:

В. П. Кудрявцев, Икона. Святые Кирилл и Мефодий

1994 год, холст, масло. Копия.

Если в экспозицию включены макеты зданий, сооружений, этикетка оформляется следующим образом:

Здание школы №8

Макет (масштаб 1:100)

Выполнен Б. Иванниковым (10 класс)

Руководитель: учитель истории Д. И. Семёнов

Все текстовые материалы должны быть логически связаны друг с другом и с экспонатами, это позволяет всесторонне раскрыть идейный замысел экспозиции. Характер их оформления (размер и вид шрифта) зависит от значения, соподчинённости друг другу. При подготовке текстового оформления могут использоваться накладные (рельефные) буквы, шрифты различных размеров, но всё должно быть выполнено в едином стиле.

Ошибки при подготовке экспозиции

При размещении материала в экспозиции советуется экономить экспозиционные площади. Не переполнять экспозицию материалом. Любую тему всегда можно решить немногословно. Материал будет смотреться более выигрышно, если вокруг него останется пространство. Включаемые в план экспозиционные материалы, раскрывающие исторические события, факты, должны быть датированы, иначе они обесцениваются. Длительное экспонирование (свыше 6 месяцев) документов, рукописей, писем, акварелей ведёт к их гибели. Карандаш, чернила, фломастер выгорают, бумага желтеет и разрушается. Рекомендуется делать точную копию в размере оригинала (муляж) и её экспонировать, а подлинник хранить в специальных условиях.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...