Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Морфемика и словообразование
Содержание Предисловие
Фонетика Теоретические сведения и языковой анализ § 1. Звуки речи. Ударение. Слог § 2. Соотношение звуков и букв § 3. Фонетический разбор слова § 4. Тестовые задания Культура речи § 5. Трудные случаи произношения гласных и согласных звуков § 6. Нормы ударения § 7. Тестовые задания Практикум по орфографии § 8. Правописание гласных после шипящих и ц § 9. Буква ь при обозначении мягкости согласных § 10. Употребление ь после шипящих § 11. Тестовые задания
Морфемика и словообразование Теоретические сведения и языковой анализ Морфемика § 12. Основа и окончание в слове § 13. Корень, суффикс и приставка как значимые части слова § 14. Варианты значимых частей слова § 15. Разбор слова по составу Словообразование § 16. Способы образования новых слов § 17. Словообразовательный разбор § 18. Тестовые задания Культура речи § 19. Трудные случаи словообразования Практикум по орфографии § 20. Правописание гласных в корне слова § 21. Правописание согласных в корне слова § 22. Тестовые задания § 23. Правописание приставок § 24. Тестовые задания
Лексика и фразеология Теоретические сведения и языковой анализ § 25. Слово и его лексическое значение § 26. Прямое и переносное значение слова § 27. Тестовые задания § 28. Основные разряды лексических единиц § 29. Тестовые задания § 30. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления § 31. Стилистические разряды русской лексики § 32. Тестовые задания § 33. Фразеологизмы как единицы языка. Типы фразеологизмов § 34. Тестовые задания Культура речи § 35. Употребление слов в соответствии с их лексическим значением § 36. Употребление синонимов и паронимов в речи § 37. Лексическая сочетаемость слов § 38. Употребление лексических единиц в соответствии с их стилистической окраской § 39. Особенности употребления фразеологизмов в речи § 40. Тестовые задания Морфология § 41. Основные сведения о частях речи
Самостоятельные части речи
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ Теоретические сведения и языковой анализ § 42. Имя существительное и его грамматические признаки § 43. Морфологический разбор имени существительного § 44. Тестовые задания Культура речи § 45. Употребление форм рода имен существительных § 46. Употребление форм числа имен существительных § 47. Употребление падежных форм имен существительных § 48. Тестовые задания Практикум по орфографии § 49. Правописание окончаний имен существительных § 50. Правописание суффиксов существительных § 51. Тестовые задания
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Теоретические сведения и языковой анализ § 52. Имя прилагательное и его грамматические признаки § 53. Морфологический разбор имени прилагательного § 54. Тестовые задания Культура речи § 55. Образование и употребление степеней сравнения прилагательных § 56. Тестовые задания Практикум по орфографии § 57. Окончания имен прилагательных § 58. Н и нн в суффиксах имен прилагательных § 59. Правописание суффиксов прилагательных § 60. Тестовые задания
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ Теоретические сведения и языковой анализ § 61. Имя числительное и его грамматические признаки § 62. Морфологический разбор имени числительного § 63. Тестовые задания Культура речи § 64. Склонение количественных и порядковых числительных § 65. Тестовые задания Практикум по орфографии § 66. Правописание числительных и сложных прилагательных, образованных от числительных § 67. Тестовые задания
МЕСТОИМЕНИЕ Теоретические сведения и языковой анализ § 68. Местоимение и его грамматические признаки § 69. Морфологический разбор местоимения § 70. Тестовые задания Культура речи § 71. Общие правила употребления местоимений Практикум по орфографии § 72. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений § 73. Тестовые задания
ГЛАГОЛ Теоретические сведения и языковой анализ § 74. Глагол и его грамматические признаки § 75. Морфологический разбор глагола § 76. Тестовые задания Культура речи § 77. Особенности образования некоторых личных форм глагола § 78. Особенности образования и употребления некоторых других глагольных форм § 79. Тестовые задания Практикум по орфографии § 80. Правописание суффиксов и окончаний глаголов § 81. Тестовые задания
ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ Теоретические сведения и языковой анализ § 82. Причастие и его грамматические признаки § 83. Морфологический разбор причастия § 84. Тестовые задания § 85. Деепричастие и его грамматические признаки § 86. Морфологический разбор деепричастия § 87. Тестовые задания Культура речи § 88. Употребление видо-временных форм причастий и деепричастий Практикум по орфографии § 89. Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени § 90. Гласные перед н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных § 91. Н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных § 92. Тестовые задания
НАРЕЧИЕ Теоретические сведения и языковой анализ § 93. Наречие и его грамматические признаки § 94. Морфологический разбор наречия § 95. Тестовые задания Практикум по орфографии § 96. Правописание наречий § 97. Тестовые задания
Служебные части речи
ПРЕДЛОГ Теоретические сведения и языковой анализ § 98. Предлог и его грамматические признаки § 99. Морфологический разбор предлога Практикум по орфографии § 100. Правописание предлогов § 101. Тестовые задания
СОЮЗ Теоретические сведения и языковой анализ § 102. Союз и его грамматические признаки § 103. Морфологический разбор союза Практикум по орфографии § 104. Правописание союзов § 105. Тестовые задания
ЧАСТИЦА Теоретические сведения и языковой анализ § 106. Частица и ее грамматические признаки § 107. Морфологический разбор частицы Практикум по орфографии § 108. Правописание частиц § 109. Правописание частицы не с различными частями речи § 110. Тестовые задания
Список рекомендуемой литературы
ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящее пособие представляет собой первую часть комплексного курса русского языка для школьников старших классов и абитуриентов, ориентированного на систематизированную подготовку к Единому государственному экзамену (ЕГЭ). ФОНЕТИКА Теоретические сведения и языковой анализ Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог. § 1. Звуки речи. Ударение. Слог Звуки выполняют в языке важную смыслоразличительную роль: они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличать слова друг от друга. Звуки речи делятся на две большие группы: гласные и согласные звуки. Гласные звуки В русском языке шесть основных (т. е. находящихся под ударением) гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы]. Согласные звуки Согласные звуки в русском языке делятся на твердые и мягкие, звонкие (состоят из голоса и шума) и глухие (состоят только из шума). Большинство твердых и мягких согласных образуют пары.
Парные твердые и мягкие согласные различают слова, например: пыль [пыл’] и пыл [пыл]; мял [м’ал] и мал [мал].
В устной речи звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Эта замена называется оглушением: зуб [п], ряд [т], трубка [п], зарядка [т]. Глухой согласный перед звонким согласным (кроме л, м, н, р, й) заменяется парным ему звонким. Эта замена называется озвончением согласного: просьба [з’], молотьба [д’]. § 2. Соотношение звуков и букв Для передачи звуков в русском письме используются особые знаки — буквы. Совокупность букв, расположенных в определенной последовательности, составляет алфавит. В русском языке 33 буквы. Русский алфавит и названия букв А а Б бэ Ввэ Ггэ Ддэ Ее Ё ё Ж жэ З зэ И и Й й краткое К ка Л эль Мэм Н эн О о П пэ Р эр С эс Т тэ У у Ф эф X ха Ц цэ Ч че Ш ша Щ ща Ътвердый знак Ы ы Ьмягкий знак Э э Ю ю Я я § 3. Фонетический разбор слова План разбора Упр. 1. Прочитайте. Определите, какими звуками различаются данные попарно слова. Охарактеризуйте каждый звук: гласный или согласный (звонкий или глухой, твердый или мягкий). Багор — бугор, рост — мост, зелен — зелень, щит — кит, шило — мыло, берет — берёт, щуки — щёки, мёл — мел, стал — сталь, сел — съел, меч — речь. Упр. 2. Произведите фонетический разбор следующих слов. Сшить, верёвки, сожжёт, хоккей, визжать, пять, пятёрки, отказ, съел, пошли, юный, коробка, обезьяний, читает, жасмин, центральный, умываться. Упр. 3. Перепишите слова, разместив их в каждом из рядов точно по алфавиту, учитывая не только первую, но и последующие буквы. С выделенными словами составьте словосочетания. Антоним, корень, суффикс, буква, глагол, синоним, пароним, омоним. Упр. 4. Прочитайте тексты и выполните задания. С русским языком можно творить чудеса. Нет ничеготакого в жизни1 и в нашем сознании, что1 нельзя было бы передать русским1 словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы1, детский шёпот1 и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (Паустовский) § 4. Тестовые задания 1. В каком слове произносится звук [о]? 2. В каком слове произносится звук [а]? 3. В каком слове на месте гласной произносится два звука? 4. В каком слове произносится звук [т]? 5. В каком слове произносится звук [к]? 6. В каком слове произносится звук [д’]? 7. В каком слове произносится звук [ж]? 8. В каком слове произносится звук [й’]? 9. В каком слове все согласные звуки звонкие? 10. В каком слове все согласные звуки глухие? 11. В каком слове происходит озвончение согласных? 12. В каком слове все согласные звуки мягкие? 13. В каком слове все согласные звуки твердые? 14. В каком слове звуков больше, чем букв? 15. В каком слове звуков столько же, сколько букв? 16. В каком слове звуков столько же, сколько букв? 17. В каком слове букв больше, чем звуков? КУЛЬТУРА РЕЧИ Важным показателем культуры речи говорящего является соблюдение им правил литературного произношения звуков и звукосочетаний в словах и предложениях, а также правил постановки ударения и использования интонации. Правила литературного произношения называются орфоэпическими нормамилитературного языка и фиксируются в орфоэпических словарях. § 5. Трудные случаи произношения гласных и согласных звуков Выбор ударного гласного на месте букв Е и Ё после мягких согласных Произношение гласных звуков [э] и [о], обозначающихся буквами е и ё после мягких согласных, иногда вызывает затруднение, поскольку обычно в печати и на письме буква е изображается без точек. Произношение ударного гласного после мягких согласных на месте буквы е или ё приходится запоминать.
Произношение сочетаний ЧН и ЧТ В произношении слов с сочетанием чн наблюдаются колебания. Произношение иноязычных слов с буквой е после согласного В большинстве заимствованных слов в соответствии с правилами произношения перед е согласные смягчаются: ка[т’]ет, na[m’]ефон, [с’]ерия, [р’]ектор.
Упр. 5. Прочитайте правильно следующие слова. Проверьте себя по орфоэпическому словарю. Свекла, яичница, депо, порядочный, диспансер, отель, горчичники, музей, патент, термос, компьютер, детектив, прачечная, термин, свитер, теннис, кофе, одноименный, никчемный, лотерея, тембр, тезис, опека, фанера, двоечник, афера, претензия, дареный, термодинамика, Одесса, брюнет, нарочно, шатен, тент, кларнет, штемпель. § 6. Нормы ударения Особое место среди орфоэпических норм русского литературного языка занимают нормы, связанные с правильной постановкой в словах ударения. Упр. 6. Закрыв левую колонку закладкой (это ключ), расставьте ударения в словах правой колонки. Сверьте свое мнение с нормой, исправьте ошибки. Задание можно выполнять частями.
Упр. 7. По образцу образуйте формы глагола. Поставьте ударение. Сформулируйте закономерность постановки ударения в этих формах в виде правила. Образец: брать — брали, брал, брало, брала. § 7. Тестовые задания 1. В каком слове произношение гласных звуков [о] и [э], обозначенных буквами е и ё, соответствует нормам современного русского литературного языка? 2. Какой из вариантов отражает правильное произношение слова? 3. В каком слове произносится звук [т’]? 4. В каком слове ударение поставлено правильно? 5. В каком слове ударение поставлено неправильно? 6. В каком слове ударение поставлено неправильно? 7. В каком слове ударение поставлено неправильно? 8. В каком слове ударение падает на второй слог? 9. В каком слове ударение падает на предпоследний слог? 10. В каком слове ударение падает на первый слог? ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ § 8. Правописание гласных после шипящих и Ц Буквы А, И, У после шипящих; буквы Ы, И после Ц 1. После шипящих пишутся буквы а, и, у (и не пишутся я, ы, ю), например: чай, площадка, жить, шить, чудо, щука. Исключение: жюри, брошюра, парашют. Упр. 8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Щ...риться от солнца, ч...шка кофе, ч...десное утро, радостное ч...вство, ш...рь полей, моя ж...знь, дощ...тый забор, освещ...ть спорт-площ...дку, мостовая из брусч...тки, поч...ять недоброе, клавиш... рояля; прыжок с параш...том, полезная брош...ра, беспристрастное ж...ри. Упр. 9. Перепишите, вставляя пропущенные буквы ы или и. Крепкие мышц..., длинные ресниц..., ваши сверстниц..., строительство гостиниц..., артисты ц...рка, надвигающийся ц...клон, мощная ц...тадель, нефтяная ц...стерна, участвовать в демонстрац...и, получить компенсац...ю, опасная провокац...я, постоянная дезинформац...я; идти на ц...почках, ц...ганский танец, ц...кнуть на шалунов. Буквы О и Ё после шипящих и Ц 1. В корняхслов после шипящих под ударением пишется ё, если в родственных словах бывает чередование ё с е (например: шёпот — шептать, чёрточка — чертит, жёрдочка — жердь). Если подобного чередования нет, то в слове пишется о (шов, шорох, капюшон, шомпол, шорты и т. п.). Примечание. 1. В некоторых иноязычных словах буква о после шипящих пишется и в безударном положении: жокей, жонглер, шоколад, шоссе и т. д. Упр. 10. Прочитайте, укажите, какие буквы пропущены. Объясните правописание слов. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, указывая в скобках родственное слово (или форму слова), обозначая корни и ставя ударение. Гладкая ш...рстка, узкий ж...лоб, упавшие ж...луди, раствор щ...лочи, мельничный ж...рнов, держаться ч...порно, прочный ш...в, дать пощ...чину, принести беч...вку, совершить подж...г, приобрести по деш...вке. Упр. 11. Перепишите, вставляя пропущенные буквы о или ё. Обозначьте части слова, в которых пропущены буквы, и поставьте ударение. 1. Флаг над каланч...й, огорчиться неудач...й, машина с кирпич...м, угостить калач...м, следить за матч...м, редкий пуш...к, крепкий ореш...к, тесная лавч...нка, увидеть зайч...нка, напряжение перед финиш...м. § 9. Буква Ь при обозначении мягкости согласных Для обозначения мягкости согласных (кроме шипящих) буква ь пишется: Упр. 12. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Бессроч...ный кредит, побывать вез...де, большая прос...ба, бор...ба за чистоту, малярные кис...ти, хороший подсолнеч...ник, воз...мем с собой, общ...ность интересов, выпустить бюллетен..., оден...те ребенка, искусная рез...ба, получить ден...ги, мен...ше спорить, длител...ная болез...нь, тон...чайшая работа, закон...чить в срок, искрен...няя привязанность. § 10. Употребление Ь после шипящих После шипящих ж, ч, ш, щбуква Ь пишется: Упр. 13. Перепишите, вставляя вместо точек, где необходимо, букву ь. Объясните правописание. Обжеч... кирпич..., подстрич... акацию, береч... горючее, подбереш... факты, достан... багаж..., отреж... хлеба, дверь настеж..., гореч... микстуры, следы пожарищ..., крыши дач..., созревает рож..., жду новых встреч..., юноша горяч..., выходиш... замуж..., малыш... похож... на отца, стрич... овец, наш выигрыш..., ненужная вещ..., хороший товарищ..., булатный меч..., будеш... печ... пироги. § 11. Тестовые задания 1. В каком слове на месте пропуска пишется Ь? 2. В каком слове на месте пропуска пишется Ь? 3. В каком слове на месте пропуска пишется Ь? 4. В каком слове на месте пропуска не пишется Ь? 5. В каком слове на месте пропуска не пишется Ь? 6. В каком слове на месте пропуска пишется Ё? 7. B каком слове на месте пропуска пишется Ё? 8. В каком слове на месте пропуска пишется О? 9. В каком слове на месте пропуска пишется О? 10. В каком слове на месте пропуска пишется Ы? 11. В каком слове на месте пропуска пишется Ы? 12. В каком слове на месте пропуска пишется Ю?
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Теоретические сведения и языковой анализ МОРФЕМИКА Морфемика — раздел науки о языке, который изучает строение слов, т. е. их морфемный состав. Морфема — это минимальная значимая часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание). § 12. Основа и окончание в слове 2. Неизменяемые слова окончаний не имеют:наречия (весело, по-новому), деепричастия (приехав, отдыхая), инфинитив (лежать, беречь), форма сравнительной степени прилагательных (быстрее, красивее), несклоняемые существительные и прилагательные (кино, кафе, беж, хаки), служебные части речи (из, если, только). § 13. Корень, суффикс и приставка как значимые части слова Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов: водный — подводный — водяной — водник — водянистый — все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношение к воде, так как в них общий корень вод-. Примечание. Суффиксы могут служить для образования форм слов, например: знамя (им. п.) — знамени (р. п.), веселый — веселее (сравнит. степень), почитать (сов. вид) — почитывать (несов. вид).
Примечания. 1. Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, над-, под-, пере- и т. д.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-: аморальный, антиобщественный, архиглупый, интернациональный, контрразведка, ультразвук, демобилизация, дезинфекция, дисгармония, реорганизация, экс-чемпион, импорт. § 14. Варианты значимых частей слова В разных частях слова может происходить замена одних звуков другими, выпадение какого-либо звука. В результате этого образуются варианты одной и той же значимой части слова. Так, в словах берегу — бережный — беречь один и тот же корень — берег-, в котором имеется чередование звуков г//ж//ч. Характерными для русского языка являются чередования гласных о//а(опоздать — опаздывать, загореть — загар), е//и (седло — сидеть, замереть — замирать), е//нуль звука(день — дня), о//нуль звука(сон — сна) и согласных к//ч(пеку — печет), к//ч//ц (кликать — клич — восклицать), г//ж (бегу — бежит), г//ж//з (друг — дружить — друзья), х//ш (ухо — ушной), т//ч//щ (свет — свеча — освещение), д//ж (обида — обижаться), д//ж//жд (ходить — хожу — хождение), з//ж (сказать — скажу), с//ш (носить — ношу), б//бл (любить — люблю), в//вл (ловить — ловлю), п//пл (топить — топлю), м//мл (кормить — кормление). § 15. Разбор слова по составу Разбор слова по составу — это выделение морфем, из которых оно состоит. Даль, мир, мера, водитель, встать, вода, дать, узнать, дальний, половодье, мирный, примерка, знание, водяной, вставать, выдать, далекий, отдаленный, выдавать, вожатый, сдавать, узнавать, измерять (площадь), проводник, помирить (соседей). Упр. 15. Подберите к указанным словам однокоренные, чтобы в них обнаружилось чередование гласных и согласных в корне. Дорога, берег, снег, блеск, свет, лицо, испечь, брызгать, собирать, рассмешить, укрепить, любить, холод, искать, вырос. Упр. 16. Выделите основу и окончание в следующих словах. Басенки, засветло, красота, брюки, увлекались, по-осеннему, призываю, настольный, жалко, кенгуру, медвежий, бегун, срочно, духовный, метро, отрезать, заповедник, бегут, испугавшись, хорош, сочнее. Упр. 17. Обозначьте суффиксы в словах. К выделенным словам подберите другие слова с таким же суффиксом (по значению). Студентка, поплавок, геройство, грузинка, медвежонок, сибиряк, доброта, музыкант, дождик, весенний, духовность. Упр. 18. Обозначьте в словах приставку. К выделенным словам подберите другие слова с такой же приставкой (по значению). Взлететь, отрубить, надкусить, безграничный, рассердиться, сверхсрочный, преграда, подбежать, пришкольный. Упр. 19. Сделайте письменный морфемный разбор данных слов. Теснота, воссоединение, верхний, допоздна (читать), недалекий, наслаждение, топленое (молоко), пылесос, съездить, налево (повернуть), ослепительный, льстиво (говорить), неустойчивая (погода), трубопровод, черноморский (флот), вороний (крик), давление, пилотаж.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Словообразование — раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. Словообразованием называется также сам процесс создания новых слов на основе имеющихся в языке. § 16. Способы образования новых слов Для образования слов в русском языке существует несколько основных способов. § 17. Словообразовательный разбор Словообразовательный разбор — это определение способа образования слова, т. е. выяснение, от чего и с помощью чего происходит образование конкретного слова. При словообразовательном разборе слова обычно устанавливается последовательность присоединения суффиксов и приставок к исходному слову в процессе его образования. Различие между морфемным и словообразовательным разборами
Упр. 20. Сделайте письменный словообразовательный разбор слов. Добежать, десантник, сотрудник, бездомный, уцелеть, лесовоз, охотничий, бездорожье, сверхмощный, кто-то, нуждаться, водонепроницаемый, долгоиграющий, столовая, перелет, издалека, быстро (идти), по-новому, книголюб, землепашец, видоизменить, просмотр, ООН, старпом, красноречие. Упр. 21. Сделайте письменный морфемный и словообразовательный разбор следующих слов. Давление, докрасна, утомленный, гостиная, гордость, скоропортящийся, приземление, выступ. Упр. 22. Запишите несколько примеров слов, образованных: а) приставочным способом; б) суффиксальным способом; в) приставочно-суффиксальным способом; г) способом сложения. Упр. 23. Прочитайте текст и выполните задания. Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт. (Н. В. Гоголь) 1. Из выделенного предложения выпишите: а) слова, не имеющие окончания; б) слова с нулевым окончанием; в) слова с формально выраженным окончанием. Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания. § 18. Тестовые задания 1. В каком слове нулевое окончание? 2. В каком слове нулевое окончание? 3. В каком слове нет окончания? 4. В каком слове нет окончания? 5. В каком слове нет приставки? 6. В каком слове две приставки? 7. В каком слове два суффикса? 8. В каком слове два суффикса? 9. В каком слове есть суффикс -к-? 10. В каком слове есть суффикс -очк-? 11. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса, окончания? 12. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса, окончания? 13. Какое слово образовано приставочным способом? 14. Какое слово образовано приставочным способом? 15. Какое слово образовано суффиксальным способом? 16. Какое слово образовано бессуффиксным способом? 17. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом? 18. Какое слово образовано способом слияния (сращения)? 19. Какое слово образовано способом сложения? 20. B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую? КУЛЬТУРА РЕЧИ § 19. Трудные случаи словообразования Знание правил словообразования, умение членить слово на составные компоненты, определять роль и значение частей слова помогают избежать многих ошибок, связанных с употреблением слова, способствуют повышению грамотности и культуры речи. Упр. 24. Найдите ошибки, которые появились в связи с неправильным образованием слов. Исправьте предложения. 1) Змеи относятся к животным класса пресмыкающих. 2) При гололеде будьте внимательны на дорогах, чтобы не подскользнуться и не упасть прямо на проезжей части. 3) Это был беспрецендентный случай. 4) Ребенок должен привыкнуть сам убираться у себя в комнате. ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ § 20. Правописание гласных в корне слова Проверяемые безударные гласные в корне слова Чтобы определить правописание безударных гласных в корне, надо изменить слово или подобрать родственное так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением. При этом важно не путать проверочные слова. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 259. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |