Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Морфемика и словообразование




Содержание

Предисловие

 

Фонетика

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 1. Звуки речи. Ударение. Слог

§ 2. Соотношение звуков и букв

§ 3. Фонетический разбор слова

§ 4. Тестовые задания

Культура речи

§ 5. Трудные случаи произношения гласных и согласных звуков

§ 6. Нормы ударения

§ 7. Тестовые задания

Практикум по орфографии

§ 8. Правописание гласных после шипящих и ц

§ 9. Буква ь при обозначении мягкости согласных

§ 10. Употребление ь после шипящих

§ 11. Тестовые задания

 

Морфемика и словообразование

Теоретические сведения и языковой анализ

Морфемика

§ 12. Основа и окончание в слове

§ 13. Корень, суффикс и приставка как значимые части слова

§ 14. Варианты значимых частей слова

§ 15. Разбор слова по составу

Словообразование

§ 16. Способы образования новых слов

§ 17. Словообразовательный разбор

§ 18. Тестовые задания

Культура речи

§ 19. Трудные случаи словообразования

Практикум по орфографии

§ 20. Правописание гласных в корне слова

§ 21. Правописание согласных в корне слова

§ 22. Тестовые задания

§ 23. Правописание приставок

§ 24. Тестовые задания

 

Лексика и фразеология

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 25. Слово и его лексическое значение

§ 26. Прямое и переносное значение слова

§ 27. Тестовые задания

§ 28. Основные разряды лексических единиц

§ 29. Тестовые задания

§ 30. Лексика общеупотребительная и лексика ограниченного употребления

§ 31. Стилистические разряды русской лексики

§ 32. Тестовые задания

§ 33. Фразеологизмы как единицы языка. Типы фразеологизмов

§ 34. Тестовые задания

Культура речи

§ 35. Употребление слов в соответствии с их лексическим значением

§ 36. Употребление синонимов и паронимов в речи

§ 37. Лексическая сочетаемость слов

§ 38. Употребление лексических единиц в соответствии с их стилистической окраской

§ 39. Особенности употребления фразеологизмов в речи

§ 40. Тестовые задания

Морфология

§ 41. Основные сведения о частях речи

 

 

Самостоятельные части речи

 

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 42. Имя существительное и его грамматические признаки

§ 43. Морфологический разбор имени существительного

§ 44. Тестовые задания

Культура речи

§ 45. Употребление форм рода имен существительных

§ 46. Употребление форм числа имен существительных

§ 47. Употребление падежных форм имен существительных

§ 48. Тестовые задания

Практикум по орфографии

§ 49. Правописание окончаний имен существительных

§ 50. Правописание суффиксов существительных

§ 51. Тестовые задания

 

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 52. Имя прилагательное и его грамматические признаки

§ 53. Морфологический разбор имени прилагательного

§ 54. Тестовые задания

Культура речи

§ 55. Образование и употребление степеней сравнения прилагательных

§ 56. Тестовые задания

Практикум по орфографии

§ 57. Окончания имен прилагательных

§ 58. Н и нн в суффиксах имен прилагательных

§ 59. Правописание суффиксов прилагательных

§ 60. Тестовые задания

 

ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 61. Имя числительное и его грамматические признаки

§ 62. Морфологический разбор имени числительного

§ 63. Тестовые задания

Культура речи

§ 64. Склонение количественных и порядковых числительных

§ 65. Тестовые задания

Практикум по орфографии

§ 66. Правописание числительных и сложных прилагательных, образованных от числительных

§ 67. Тестовые задания

 

МЕСТОИМЕНИЕ

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 68. Местоимение и его грамматические признаки

§ 69. Морфологический разбор местоимения

§ 70. Тестовые задания

Культура речи

§ 71. Общие правила употребления местоимений

Практикум по орфографии

§ 72. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений

§ 73. Тестовые задания

 

ГЛАГОЛ

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 74. Глагол и его грамматические признаки

§ 75. Морфологический разбор глагола

§ 76. Тестовые задания

Культура речи

§ 77. Особенности образования некоторых личных форм глагола

§ 78. Особенности образования и употребления некоторых других глагольных форм

§ 79. Тестовые задания

Практикум по орфографии

§ 80. Правописание суффиксов и окончаний глаголов

§ 81. Тестовые задания

 

ПРИЧАСТИЕ И ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 82. Причастие и его грамматические признаки

§ 83. Морфологический разбор причастия

§ 84. Тестовые задания

§ 85. Деепричастие и его грамматические признаки

§ 86. Морфологический разбор деепричастия

§ 87. Тестовые задания

Культура речи

§ 88. Употребление видо-временных форм причастий и деепричастий

Практикум по орфографии

§ 89. Гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени

§ 90. Гласные перед н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных

§ 91. Н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

§ 92. Тестовые задания

 

НАРЕЧИЕ

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 93. Наречие и его грамматические признаки

§ 94. Морфологический разбор наречия

§ 95. Тестовые задания

Практикум по орфографии

§ 96. Правописание наречий

§ 97. Тестовые задания

 

Служебные части речи

 

ПРЕДЛОГ

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 98. Предлог и его грамматические признаки

   § 99. Морфологический разбор предлога

Практикум по орфографии

§ 100. Правописание предлогов

§ 101. Тестовые задания

 

СОЮЗ

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 102. Союз и его грамматические признаки

§ 103. Морфологический разбор союза

Практикум по орфографии

§ 104. Правописание союзов

§ 105. Тестовые задания

 

ЧАСТИЦА

Теоретические сведения и языковой анализ

§ 106. Частица и ее грамматические признаки

§ 107. Морфологический разбор частицы

Практикум по орфографии

§ 108. Правописание частиц

§ 109. Правописание частицы не с различными частями речи

§ 110. Тестовые задания

 

Список рекомендуемой литературы

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее пособие представляет собой первую часть комплексного курса русского языка для школьников старших классов и абитуриентов, ориентированного на систематизированную подготовку к Единому государственному экзамену (ЕГЭ).
В книгу включены материалы по шести содержательным разделам школьной программы: «Фонетика», «Мор­фемика и словообразование», «Лексика и фразеология», «Мор­фология», «Культура речи. Языковые нормы», «Орфо­графия».
Основными задачами пособия являются:
— повторение и обобщение знаний по названным разделам школьного курса «Русский язык»;
— закрепление и отработка умений и навыков, связанных с различными видами анализа изучаемых языковых явлений и нормативным использованием языковых единиц в речи;
— выработка навыков выполнения тестовых контрольных заданий в формате ЕГЭ.
Все разделы пособия, в свою очередь, делятся на 3 подраздела:
1) теоретические сведения и языковой анализ тех или иных явлений соответствующего уровня системы русского языка;
2) материалы и упражнения по культуре речи, в том числе связанные с особенностями cоответствующих норм русского литературного языка;
3) практикум по орфографии.
В каждом из подразделов представлена краткая информация теоретического характера, практические упражнения, а также тестовые задания, позволяющие осуществлять итоговый контроль и максимально приблизить материал пособия к форме проведения ЕГЭ по русскому языку.
Книгой легко и удобно пользоваться по ряду причин. Во-первых, в пособии объединены теоретические сведения и тестовые задания, соответствующие требованиям и формату ЕГЭ. Во-вторых, материалы школьного курса углубляются, расширяются и систематизируются, в том числе по культуре русской речи и нормам русского литературного языка (есть специальные разделы). В-третьих, задания и упражнения ориентированы на частотные трудные случаи языкового разбора и использования языковых единиц в речи. И наконец, четкая практическая направленность пособия предполагает активную самостоятельную работу учащихся.
В каждом разделе пособия имеется достаточное коли­чество тренировочных упражнений, вопросов для само­проверки и обобщающих заданий, которые позволяют определит­ь степень усвоенности изученного материала и приобрести твердые навыки выполнения тестовых заданий в формате ЕГЭ.
Пособие может быть использовано на уроках русского языка в качестве дополнительного к основному учебнику, а также как материал для проведения специальных курсов и факультативов.
Упражнения тестового характера являются готовыми вариантами заданий для проведения контрольных и проверочных работ по фонетике, морфемике, словообразованию, лексике, фразеологии, морфологии русского языка и культуре русской речи.

ФОНЕТИКА

Теоретические сведения и языковой анализ

Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог.

§ 1. Звуки речи. Ударение. Слог

Звуки выполняют в языке важную смыслоразличительную роль: они создают внешнюю, звуковую оболочку слов и тем самым помогают отличать слова друг от друга. Звуки речи делятся на две большие группы: гласные и согласные звуки.

Гласные звуки

В русском языке шесть основных (т. е. находящихся под ударением) гласных звуков: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
Гласные звуки бывают ударными (например, сок [о], дар [а], тур [у], лес [э], синь [и], дым [ы]) и безударными (например, трава [а], судак [у], лиса [и], была [ы]).
В безударном положении гласные звуки произносятся с ослабленной артикуляцией, а звуки [а], [о], [э] могут даже менять свое качество. Так, например, гласный звук [о] в начале слова без ударения и в первом предударном слоге произносится как несколько ослабленный звук [а]: омлет — [а]млет, кора — к[а]ра; звуки [э] и [а] в первом предударном слоге после мягких согласных произносятся как [иэ]: песок — п[иэ]сок, деревья — д[иэ]ревья, впечатление — впеч[иэ]тление.
В остальных безударных слогах (т. е. во всех безударных слогах, кроме первого предударного) на месте букв о и а после твердых согласных произносится очень краткий (редуцированный) неясный звук, который в разных положениях колеблется от произношения, близкого к [ы], к произношению, близкому к [а]. Условно этот звук обозначается как [ъ]. Например: голова — г[ъ]лова, сторож — стор[ъ]ж, дорога — дорог[ъ]. После мягких согласных на месте буквы е в безударных слогах обычно произносится краткий редуцированный звук [ь] — средний между звуками [э] и [и]: ветер — вет[ь]р, беловатый — б[ь]ловатый.
На месте букв е и а после твердых шипящих [ж], [ш] и [ц] в безударных слогах произносится звук [ыэ]: жалеть — ж[ыэ]леть, лошадей — лош[ыэ]дей, цена — ц[ыэ]на.

Согласные звуки

Согласные звуки в русском языке делятся на твердые и мягкие, звонкие (состоят из голоса и шума) и глухие (состоят только из шума). Большинство твердых и мягких согласных образуют пары.

Парные согласные
по твердости/ мягкости

Непарные согласные
по твердости/ мягкости

твердые мягкие твердые мягкие только твердые только мягкие
[б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [б’] [в’] [г’] [д’] [з’] [к’] [л’] [м’] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] [н’] [п’] [р’] [с’] [т’] [ф’] [х’] [ж] [ш] [ц] [ч’] [щ’] [й’]

Парные твердые и мягкие согласные различают слова, например: пыль [пыл’] и пыл [пыл]; мял [м’ал] и мал [мал].
Звонкие и глухие согласные также могут различать слова, например: шар — жар, кол — гол, дом — том.

Парные и непарные согласные по глухости/звонкости

  Парные Непарные
Звонкие [г], [б], [в], [з], [д], [ж], [г’], [б’], [в’], [з’], [д’] [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [p’], [й’]
Глухие [к], [п], [ф], [с], [т], [ш], [к’], [п’], [ф’], [с’], [т’] [x], [x’], [ц], [ч’], [щ’]

В устной речи звонкий согласный на конце слова и перед глухим согласным заменяется парным ему глухим. Эта замена называется оглушением: зуб [п], ряд [т], трубка [п], зарядка [т]. Глухой согласный перед звонким согласным (кроме л, м, н, р, й) заменяется парным ему звонким. Эта замена называется озвончением согласного: просьба [з’], молотьба [д’].
Ударение — это выделение одного из слогов в слове усилением голоса.
Ударение всегда падает на гласный звук в слоге, например: травА, болОто, небЕсный, привЕтствоватъ.
Слог — это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в процессе говорения произносятся одним толчком воздуха. Слоги, состоящие из двух и более звуков, могут оканчиваться либо на гласный (это открытые слоги, например: во-да, тра-ва, не-бо), либо на согласный (это закрытые слоги, например: пар-ma, кос-тюм, жел-теть, гор-дость, чер-ный).

§ 2. Соотношение звуков и букв

Для передачи звуков в русском письме используются особые знаки — буквы. Совокупность букв, расположенных в определенной последовательности, составляет алфавит. В русском языке 33 буквы.

Русский алфавит и названия букв

А а Б бэ Ввэ Ггэ Ддэ Ее Ё ё Ж жэ З зэ И и Й й краткое К ка Л эль Мэм Н эн О о П пэ Р эр С эс Т тэ У у Ф эф X ха Ц цэ Ч че Ш ша Щ ща Ътвердый знак Ы ы Ьмягкий знак Э э Ю ю Я я
Примечания. 1. Не смешивайте в устной речи звуки и названия букв, соответствующие этим звукам: [л] — звук, «эль» — буква.
2. О букве говорите: буква обозначает звук.
Полного соответствия букв и звуков в русском письме нет.
Одна буква может обозначать разные звуки (зубы [б] — зуб [п], просить [с’] — просьба [з’]) или сочетания звуков (южный — [й’у]жный, съел — [сй’эл]).
Один звук может передаваться сочетаниями букв: сча­стье [щ’], рассвет [с], бесшумно [ш], учиться [ц] и т. п.
Обозначение двух звуков характерно для букв е, ё, ю, я, если они находятся:
1) в начале слова: ёлка — [й’о]лка, яма — [й’а]ма;
2) после Ъ и Ь: съездить — с[й’э]здить, пьёт — п[й’о]т, птичьего — птич[й’ь]го;
3) после гласной: июль — и[й’у]ль, строят — стро­[й’ь]т.
Буквы ь и ъ отдельных звуков не обозначают. В некоторых словах могут встречаться так называемые непроизносимые согласные: солнце — со[н]це.
В других словах, наоборот, могут произноситься звуки, которые вообще не имеют буквенного обозначения: бульон — буль[й’о]н, шампиньон — шампинь[й’о]н, соловьи — соловь[й’и].

§ 3. Фонетический разбор слова

План разбора
1. Разбить слово на слоги, поставить ударение.
2. Представить фонетическую транскрипцию слова.
3. Охарактеризовать каждый звук:
а) гласный — ударный или безударный;
б) согласный звук — звонкий или глухой (парный/непарный); твердый или мягкий (парный/непарный).
4. Определить количество звуков и букв.
Образец разбора
Маяк1 — ма-як
[май’ак]
м — [м] — согласный, звонкий, непарный; твердый, парный;
а — [а] — гласный, безударный;
я | — [и’] — согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный;
| — [а] — гласный, ударный;
к — [к] — согласный, глухой, парный; твердый, парный;
4 буквы, 5 звуков.

Упр. 1. Прочитайте. Определите, какими звуками различаются данные попарно слова. Охарактеризуйте каждый звук: гласный или согласный (звонкий или глухой, твердый или мягкий).
Образец: 1. Том — там. Эти слова различаются гласными звуками [о] и [а]. 2. Слой — злой. Эти слова различаются согласными звуками [с] и [з]. Согласный звук [с] — глухой, твердый; согласный звук [з] — звонкий, твердый.

Багор — бугор, рост — мост, зелен — зелень, щит — кит, шило — мыло, берет — берёт, щуки — щёки, мёл — мел, стал — сталь, сел — съел, меч — речь.

Упр. 2. Произведите фонетический разбор следующих слов.

Сшить, верёвки, сожжёт, хоккей, визжать, пять, пятёрки, отказ, съел, пошли, юный, коробка, обезьяний, читает, жасмин, центральный, умываться.

Упр. 3. Перепишите слова, разместив их в каждом из рядов точно по алфавиту, учитывая не только первую, но и последующие буквы. С выделенными словами составьте словосочетания.

Антоним, корень, суффикс, буква, глагол, синоним, пароним, омоним.
Суверенитет, менеджер, офис, продюсер, апелляция, привилегия, иммигрант, имитация, аббревиатура, президент, периферия, приоритет.
Бердникова, Гадаева, Миронова, Степаненко, Федоров, Сафонов, Цаплина, Киракосян, Антонова, Журавлев, Задемидько, Харитонов, Шубин, Шишкина, Трофимова, Крутских.

Упр. 4. Прочитайте тексты и выполните задания.

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничеготакого в жизни1 и в нашем сознании, что1 нельзя было бы передать русским1 словом. Звучание музыки, спектральный блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы1, детский шёпот1 и шорох морского гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей — сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (Паустовский)
Русский народ создал русский язык, яркий1, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью... Что такое Родина? — это весь народ1. Это его культура, его язык! (А. Толстой)
1. Произведите фонетический разбор указанных слов.
2. В каких словах, указанных для фонетического разбора: а) все буквы соответствуют звукам; б) букв больше, чем звуков; в) звуков больше, чем букв?
3. Определите, какие звуки обозначают в разных словах текста буквы е, ё, ю, я. Выпишите примеры.
4. Найдите в тексте слова, в которых буквы обозначают согласные звуки, не соответствующие их написанию.
5. Выпишите слова, которые могут быть примерами разных способов обозначения на письме мягких согласных звуков.

§ 4. Тестовые задания

1. В каком слове произносится звук [о]?
а) ответ
б) ежик
в) радость
г) домашний

2. В каком слове произносится звук [а]?
а) пятерка
б) часы
в) змея
г) делать

3. В каком слове на месте гласной произносится два звука?
а) перерыв
б) заядлый
в) слет
г) полюс

4. В каком слове произносится звук [т]?
а) подъезд
б) темно
в) тетя
г) кости

5. В каком слове произносится звук [к]?
а) горох
б) пакет
в) овраг
г) кирпич

6. В каком слове произносится звук [д’]?
а) отдайте
б) сделайте
в) походка
г) дарить

7. В каком слове произносится звук [ж]?
а) ложка
б) порежьте
в) ужин
г) бумажка

8. В каком слове произносится звук [й’]?
а) воин
б) этаж
в) воробьи
г) беречь

9. В каком слове все согласные звуки звонкие?
а) летает
б) жизнь
в) синий
г) хорошо

10. В каком слове все согласные звуки глухие?
а) штанга
б) тепло
в) цирк
г) часы

11. В каком слове происходит озвончение согласных?
а) стрельба
б) ворожба
в) свадьба
г) молотьба

12. В каком слове все согласные звуки мягкие?
а) терять
б) юный
в) свежий
г) съешь

13. В каком слове все согласные звуки твердые?
а) адрес
б) цапля
в) уехал
г) рожь

14. В каком слове звуков больше, чем букв?
а) поле
б) судьба
в) ель
г) каюта

15. В каком слове звуков столько же, сколько букв?
а) яма
б) бьёт
в) сядьте
г) ещё

16. В каком слове звуков столько же, сколько букв?
а) бульон
б) здание
в) больной
г) грустный

17. В каком слове букв больше, чем звуков?
а) турист
б) физик
в) каменщик
г) грузчик

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Важным показателем культуры речи говорящего является соблюдение им правил литературного произношения звуков и звукосочетаний в словах и предложениях, а также правил постановки ударения и использования интонации. Правила литературного произношения называются орфоэпическими нормамилитературного языка и фиксируются в орфоэпических словарях.

§ 5. Трудные случаи произношения гласных и согласных звуков

Выбор ударного гласного на месте букв Е и Ё после мягких согласных

Произношение гласных звуков [э] и [о], обозначающихся буквами е и ё после мягких согласных, иногда вызывает затруднение, поскольку обычно в печати и на письме буква е изображается без точек. Произношение ударного гласного после мягких согласных на месте буквы е или ё приходится запоминать.
Запомните:

E [э] афЕра бытиЕ опЕка осЕдлый Ё [о] манЁвры новорождЁнный остриЁ платЁжеспособный

Произношение сочетаний ЧН и ЧТ

В произношении слов с сочетанием чн наблюдаются колебания.
ЧН произносится как [ч’н] в большинстве слов русского языка. Особенно это относится к словам книжного про­исхождения (алчный, беспечный), а также к словам, по­явившимся в недавнем прошлом (маскировочный, поса­дочный).
ЧН произносится как [шн] в следующих словах:
конечно, скучно, яичница, нарочно, скворечник, горчичник, пустячный;
— в женских отчествах на -ична: Лукинична, Фоминична и т. п.
Некоторые слова с сочетанием чн в современном русском литературном языке имеют варианты произношения: було[ч’н]ая и було[шн]ая (устар.), копее[ч’н]ый и копее[шн]ый (устар.).
Сочетание чт в современном русском языке произносится как [шт] в слове что и производных от него (ничто, кое-что, чтобы, что-нибудь и подобных), кроме слова нечто [ч’т]. Во всех других случаях орфографическое ЧТ произносится всегда как [ч’т]: мечта, почта, ничтожный.

Произношение иноязычных слов с буквой е после согласного

В большинстве заимствованных слов в соответствии с правилами произношения перед е согласные смягчаются: ка[т’]ет, na[m’]ефон, [с’]ерия, [р’]ектор.
Всегда перед е смягчаются заднеязычные согласные г, к, х: па[к’]ет, [г’]ерцог, с[х’]ема. Звук [л] также обычно произносится в этом положении мягко: [л’]еди, мо[л’]екула, ба[л’]ет и т. п.
Однако в ряде слов иноязычного происхождения твердость согласных перед е сохраняется: о[тэ]ль, ко[дэ]кс, биз[нэ]с, [тэ]ст, бу[тэ]рброд, [тэ]ннис и др. Но: лотерея — [т] и [т’], сессия — [с] и [с’].
Запомните:

Согласный
произносится мягко:

Согласный
произносится твердо:

академия пресса антитеза рандеву
бассейн пресс-конференция ателье тезис
декада рейтинг диспансер тембр
крем рефрен индекс тест
кофе тема интервью тире
музей тенор майонез фонетика
Одесса термин отель шоссе
патент шинель патетика экстерн

Упр. 5. Прочитайте правильно следующие слова. Проверьте себя по орфоэпическому словарю.

Свекла, яичница, депо, порядочный, диспансер, отель, горчичники, музей, патент, термос, компьютер, детектив, прачечная, термин, свитер, теннис, кофе, одноименный, никчемный, лотерея, тембр, тезис, опека, фанера, двоечник, афера, претензия, дареный, термодинамика, Одесса, брюнет, нарочно, шатен, тент, кларнет, штемпель.

§ 6. Нормы ударения

Особое место среди орфоэпических норм русского литературного языка занимают нормы, связанные с правильной постановкой в словах ударения.

Упр. 6. Закрыв левую колонку закладкой (это ключ), расставьте ударения в словах правой колонки. Сверьте свое мнение с нормой, исправьте ошибки. Задание можно выполнять частями.

Алкогóль анáлог апострóф асимметри́я афéра Алкоголь аналог апостроф асимметрия афера
Баловáть, балóванный бáрмен блоки́ровать бомбардировáть бюрокрáтия Баловать, балованный бармен блокировать бомбардировать бюрократия
Валовóй вéрба вероисповéдание включи́ть, включи́шь водопровóд Валовой верба вероисповедание включить, включишь водопровод
Газопровóд гастронóмия гéнезис гéрбовый гренки́ (и грéнки) Газопровод гастрономия генезис гербовый гренки
Двою́родный дефи́с диспансéр договóр, договóры досу́г дремóта Двоюродный дефис диспансер договор, договоры досуг дремота
Жалюзи́ Жалюзи
Зави́дный, зави́дно завсегдáтай задóлго заи́ндеветь заку́порить занятóй (человек) зáнятый заржáветь звони́т, звони́шь знамéние Завидный, завидно завсегдатай задолго заиндеветь закупорить занятой (человек) занятый заржаветь звонит, звонишь знамение
Избалóванный и́здавна и́конопись инáче и́скра исчéрпать Избалованный издавна иконопись иначе искра ичерпать
Каталóг каучу́к кáшлянуть квартáл кладовáя крапи́ва краси́вее кремéнь кулинáрия (и кулинари́я) Каталог каучук кашлянуть квартал кладовая крапива красивее кремень кулинария
Лóмоть (и ломóть) лососёвый Ломоть лососевый
Мáркетинг мастерски́ медикамéнт мéльком (и мелькóм) мизéрный (и ми́зерный) мусоропровóд мышлéние Маркетинг мастерски медикамент мельком мизерный мусоропровод мышление
Надóлго намéрение наркомáния нефтепровóд новорождённый нормировáть Надолго намерение наркомания нефтепровод новорожденный нормировать
Обеспéчение облегчи́ть ободри́ть оптóвый осуждённый отчáсти Обеспечение облегчить ободрить оптовый осужденный отчасти
Партéр пиццéрия (и пиццери́я) предвосхи́тить премировáть прибы́вший придáное призы́в приобретéние псевдони́м пулóвер Партер пиццерия предвосхитить премировать прибывший приданое призыв приобретение псевдоним пуловер
Раку́шка (и рáкушка) рáпорт ржáветь (и ржавéть) Ракушка рапорт ржаветь
Свёкла сиротá, сирóты соболéзнование созы́в сосредотóчение столя́р Свекла сирота, сироты соболезнование созыв сосредоточение столяр
Тамóжня, тамóженник танцóвщица торт, тóрты ту́фля Таможня, таможенник танцовщица торт, торты туфля
Увéдомить углуби́ть, углублённый украи́нский, украи́нец упрóчение усугу́бить (и усугуби́ть) Уведомить углубить, углубленный украинский, украинец упрочение усугубить
Факси́миле фенóмен фети́ш фóрзац Факсимиле феномен фетиш форзац
Хвóя ходáтайство хозя́ева христиани́н Хвоя ходатайство хозяева христианин
Цемéнт цепóчка Цемент цепочка
Чéрпать Черпать
Шофёр, шофёры Шофер, шоферы
Щавéль Щавель
Экспéрт, экспéртный Эксперт, экспертный

Упр. 7. По образцу образуйте формы глагола. Поставьте ударение. Сформулируйте закономерность постановки ударения в этих формах в виде правила.

Образец: брать — брали, брал, брало, брала.
Взять, занять, начать, понять.

§ 7. Тестовые задания

1. В каком слове произношение гласных звуков [о] и [э], обозначенных буквами е и ё, соответствует нормам современного русского литературного языка?
а) никчёмный
б) маневры
в) бытиё
г) свекла

2. Какой из вариантов отражает правильное произношение слова?
а) пресса [рэ]
б) тефлон [тэ]
в) тезис [тэ]
г) патент [тэ]

3. В каком слове произносится звук [т’]?
а) тест
б) тембр
в) эстет
г) термин

4. В каком слове ударение поставлено правильно?
а) случáй
б) столя́р
в) соболезновáние
г) тáможня

5. В каком слове ударение поставлено неправильно?
а) заку́порить
б) звони́т
в) катáлог
г) крапи́ва

6. В каком слове ударение поставлено неправильно?
а) при́даное
б) рáпорт
в) краси́вее
г) кладовáя

7. В каком слове ударение поставлено неправильно?
а) клалá
б) газопровóд
в) бомбардировáть
г) простыня́

8. В каком слове ударение падает на второй слог?
а) мышление
б) украинский
в) углубить
г) договор

9. В каком слове ударение падает на предпоследний слог?
а) мусоропровод
б) процент
в) намерение
г) новорожденный

10. В каком слове ударение падает на первый слог?
а) звонит
б) брала
в) торты
г) шоферы

ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ

§ 8. Правописание гласных после шипящих и Ц

Буквы А, И, У после шипящих; буквы Ы, И после Ц

1. После шипящих пишутся буквы а, и, у (и не пишутся я, ы, ю), например: чай, площадка, жить, шить, чудо, щука. Исключение: жюри, брошюра, парашют.
2. После ц буква ы пишется в следующих случаях:
а) в окончаниях слов (щипцы, улицы, смуглолицый) и в суффиксе -ын (сестрицын);
б) в словах цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц и в образованны­х от них словах (цыганский, цыкнуть).
В остальных случаях после буквы ц пишется и (например, традиция, панцирь, цитата, цирюльник).

Упр. 8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Щ...риться от солнца, ч...шка кофе, ч...десное утро, радостное ч...вство, ш...рь полей, моя ж...знь, дощ...тый забор, освещ...ть спорт-площ...дку, мостовая из брусч...тки, поч...ять недоброе, клавиш... рояля; прыжок с параш...том, полезная брош...ра, беспристрастное ж...ри.

Упр. 9. Перепишите, вставляя пропущенные буквы ы или и.

Крепкие мышц..., длинные ресниц..., ваши сверстниц..., строительство гостиниц..., артисты ц...рка, надвигающийся ц...клон, мощная ц...тадель, нефтяная ц...стерна, участвовать в демонстрац...и, получить компенсац...ю, опасная провокац...я, постоянная дезинформац...я; идти на ц...почках, ц...ганский танец, ц...кнуть на шалунов.

Буквы О и Ё после шипящих и Ц

1. В корняхслов после шипящих под ударением пишетс­я ё, если в родственных словах бывает чередование ё с е (например: шёпот — шептать, чёрточка — чертит, жёрдочка — жердь). Если подобного чередования нет, то в слове пишется о (шов, шорох, капюшон, шомпол, шорты и т. п.). Примечание. 1. В некоторых иноязычных словах буква о после шипящих пишется и в безударном положении: жокей, жонглер, шоколад, шоссе и т. д.
2. Для различения на письме смысла слов буква о пишется в существительных изжога, а также поджог, ожог в отличие от глаголов поджёг (солому), ожёг (руку).
3. После шипящих под ударением пишется о:
1) всуффиксахсуществительных, прилагательных и наречий (скачок, ручонка, медвежонок, холщовый, смешон, горячо, общо (но: ещё).
2) в окончанияхсуществительных и прилагательных (свечой, чужой).
В остальных случаях под ударением после шипящих пишется ё.
1) В окончаниях глаголов (печёшь, печёт, печём);
2) в суффиксах глаголов, отглагольных существительных и прилагательных, суффиксах причастий (размежёвывать, вооружённый, ночёвка, печёный), а также в суффиксе -ёр (стажёр).
После Ц под ударением, если произносится звук О, пишетс­я буква О; без ударения пишется Е, например: цокол­ь, цокольный, пальтецо, огурцом, льстецов, танцор (но: платьице, (с) горцем, (для) зайцев, глянцевый).

Упр. 10. Прочитайте, укажите, какие буквы пропущены. Объясните правописание слов. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, указывая в скобках родственное слово (или форму слова), обозначая корни и ставя ударение.

Гладкая ш...рстка, узкий ж...лоб, упавшие ж...луди, раствор щ...лочи, мельничный ж...рнов, держаться ч...порно, прочный ш...в, дать пощ...чину, принести беч...вку, совершить подж...г, приобрести по деш...вке.

Упр. 11. Перепишите, вставляя пропущенные буквы о или ё. Обозначьте части слова, в которых пропущены буквы, и поставьте ударение.

1. Флаг над каланч...й, огорчиться неудач...й, машина с кирпич...м, угостить калач...м, следить за матч...м, редкий пуш...к, крепкий ореш...к, тесная лавч...нка, увидеть зайч...нка, напряжение перед финиш...м.
2. Зеленый горош...к, боч...нок с водой, жужжание пч...л, неоперившийся галч...нок, камыш...вые заросли, борьба с саранч...й, пилить нож...вкой, зажж...нный факел, удруч...нный вид, ноч...вка в лесу, горяч... спорить, на улице свеж..., главный дириж...р.
3. Покрыться румянц...м, изящное зеркальц..., глян­ц...вая бумага, юная танц...вщица, гарц...вать на скакуне, маж...рный тон, купить ш...рты, прож...рливая рыба, утлы­й ч...лн, ж...лтый крыж...вник, верный расч...т, толч...т сухари, жж...т лицо, паштет из печ...нки.

§ 9. Буква Ь при обозначении мягкости согласных

Для обозначения мягкости согласных (кроме шипящих) буква ь пишется:
1) на конце слова (в том числе в неопределенной форме глагола и повелительном наклонении): корь, витязь, гавань, бросить, брось;
2) в середине слова: угольки, сельский, тоньше;
3) после мягкого согласного перед твердым: резьба, письмо;
4) между мягкими согласными (если второй согласный становится твердым в других формах): коньки (ср. коньков), возьми (ср. возьму);
5) после Л перед другими согласными: пальто, колокольчик, сельдь.
Запомните:Ь не пишется в сочетаниях чк, чн, нч, нщ, рч, рщ, щн: речка, ручной, сменщик, мощность, нянчить, борщ, горчить и т. д.

Упр. 12. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Бессроч...ный кредит, побывать вез...де, большая прос...ба, бор...ба за чистоту, малярные кис...ти, хороший подсолнеч...ник, воз...мем с собой, общ...ность интересов, выпустить бюллетен..., оден...те ребенка, искусная рез...ба, получить ден...ги, мен...ше спорить, длител...ная болез...нь, тон...чайшая работа, закон...чить в срок, искрен...няя привязанность.

§ 10. Употребление Ь после шипящих

После шипящих ж, ч, ш, щбуква Ь пишется:
1) в существительных ж. р. ед. ч.: речь, тишь, рожь;
2) в повелительном наклонении глаголов: назначь, назначьте;
3) в неопределенной форме глаголов: стричь, стричься;
4) во 2-м л. ед. ч. глаголов наст. и буд. вр.: несешь, бросишь, несешься, бросишься;
5) в наречиях: настежь, сплошь (искл.: уж, замуж, невтерпеж);
6) в частицах лишь, ишь, вишь, бишь.
Запомните:на конце слова после шипящих Ь не пи­шется:
1) в сущ. м. р. врач, плащ;
2) в форме род. п. мн. ч.: пастбищ, афиш; туч, дач;
3) в кратких формах прил.: могуч, хорош.

Упр. 13. Перепишите, вставляя вместо точек, где необходимо, букв­у ь. Объясните правописание.

Обжеч... кирпич..., подстрич... акацию, береч... горючее, подбереш... факты, достан... багаж..., отреж... хлеба, дверь настеж..., гореч... микстуры, следы пожарищ..., крыши дач..., созревает рож..., жду новых встреч..., юноша горяч..., выходиш... замуж..., малыш... похож... на отц­а, стрич... овец, наш выигрыш..., ненужная вещ..., хороший товарищ..., булатный меч..., будеш... печ... пироги.

§ 11. Тестовые задания

1. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?
а) камыш...
б) слышиш...
в) колюч...
г) с груш...

2. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?
а) тягуч...
б) шабаш...
в) вскач...
г) замуж...

3. В каком слове на месте пропуска пишется Ь?
а) не могу удержат...ся
б) набор...щик
в) скоро появит...ся
г) клян...чить

4. В каком слове на месте пропуска не пишется Ь?
а) помаж...те
б) луч...
в) надо стремит...ся
г) наотмаш...

5. В каком слове на месте пропуска не пишется Ь?
а) представиш...
б) съеш...
в) точ...-в-точ...
г) колюч...

6. В каком слове на месте пропуска пишется Ё?
а) печ...нка
б) мальч...нка
в) ш...рох
г) ш...мпол

7. B каком слове на месте пропуска пишется Ё?
а) ш...тландский
б) ж...сткий
в) сургуч...м
г) зайч...нок

8. В каком слове на месте пропуска пишется О?
а) прич...ска
б) уш...л
в) ож...г
г) ш...лковый

9. В каком слове на месте пропуска пишется О?
а) рассеч...н
б) мыш...нок
в) потеч...т
г) сгущ...нка

10. В каком слове на месте пропуска пишется Ы?
а) инфекц...я
б) ц...кады
в) сж...гающий
г) на ц...почках

11. В каком слове на месте пропуска пишется Ы?
а) ц...тата
б) полиц...я
в) ц...ркуль
г) близнец...

12. В каком слове на месте пропуска пишется Ю?
а) щ...риться
б) ч...десный
в) брош...ра
г) щ...пальце

 

МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Теоретические сведения и языковой анализ

МОРФЕМИКА

Морфемика — раздел науки о языке, который изучает строение слов, т. е. их морфемный состав. Морфема — это минимальная значимая часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание).

§ 12. Основа и окончание в слове

2. Неизменяемые слова окончаний не имеют:наречия (весело, по-новому), деепричастия (приехав, отдыхая), инфинитив (лежать, беречь), форма сравнительной степени прилагательных (быстрее, красивее), несклоняемые существительные и прилагательные (кино, кафе, беж, хаки), служебные части речи (из, если, только).
При изменении слова или образовании какой-либо его формы:
числа (дом — дома, добр — добры, второй — вторые); рода (красный — красное — красная, низок — низко — низка, отвечал — отвечало — отвечала, рисующий — рисующее — рисующая); падежа (стол — стола — столу — столом — столе, сражающиеся — сражающихся — сражающимся — сражающимися); лица (решаю — решаешь — решает, решаем — решаете — решают) — изменяются окончания.
Окончание может выражать разные грамматические значения:
рода (желтыйжелтая — желтое),
числа (проигравший — проигравшие),
падежа (весна — весны — весне — весною...),
лица (я куплю — ты купишь — он купит).
Окончание может быть нулевым, т. е. таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова, например: стол — стола — столу — сто­лом — столе; ручей — ручь[йа] — ручь[йу]; рисовалрисовала — рисовали; умылся — умылась — умылись.
В основе самостоятельного слова выделяются значимые части: корень, суффикс, приставка.

§ 13. Корень, суффикс и приставка как значимые части слова

Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов: водный — подводный — водяной — водник — водянистый — все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношение к воде, так как в них общий корень вод-.
Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.
Примечания. 1. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи (лес — лесник — лесничий — лесок — лесочек) или к разным частям речи (лес — лесной — облесить).
2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значению (омонимичные) корни. Ср.: гора — гористы­й — горный и угореть — загорать — гореть. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.

Примечание. Суффиксы могут служить для образования форм слов, например: знамя (им. п.) — знамени (р. п.), веселый — веселее (сравнит. степень), почитать (сов. вид) — почитывать (несов. вид).
Многие суффиксы свойственны определенным частям речи. Так, суффиксы -ость, -ак, -ок, -ач, -ец, -лец, -тель, -чик, -щик, -ист, -ниц(а), -иц(а) характерны для имен суще­ствительных;
суффиксы -ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-, -им-, -ем-, -ом-, -т-, -нн-, -ш-, -вш- — для причастий;
суффиксы -а, -я, -в, -вши — для деепричастий;
суффиксы -и-, -е-, -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-, -ва-, -ну- — для глаголов;
суффиксы -то, -либо, -нибудь — для местоимений и наречий.

Примечания. 1. Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, над-, под-, пере- и т. д.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-: аморальный, антиобщественный, архиглупый, интернациональный, контрразведка, ультразвук, демобилизация, дезинфекция, дисгармония, реорганизация, экс-чемпион, импорт.
2. Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, встретить, достать, затевать, одолеть, ответить, посетить, позвонок, исчезать, обожать, несусветный, пасмурный.

§ 14. Варианты значимых частей слова

В разных частях слова может происходить замена одних звуков другими, выпадение какого-либо звука. В результате этого образуются варианты одной и той же значимой части слова. Так, в словах берегу — бережный — беречь один и тот же корень — берег-, в котором имеется чередование звуков г//ж//ч.
Варианты могут быть в однокоренных словах и в разных формах одного и того же слова:

Характерными для русского языка являются чередования гласных о//а(опоздать — опаздывать, загореть — загар), е//и (седло — сидеть, замереть — замирать), е//нуль звука(день — дня), о//нуль звука(сон — сна) и согласных к//ч(пеку — печет), к//ч//ц (кликать — клич — восклицать), г//ж (бегу — бежит), г//ж//з (друг — дружить — друзья), х//ш (ухо — ушной), т//ч//щ (свет — свеча — освещение), д//ж (обида — обижаться), д//ж//жд (ходить — хожу — хождение), з//ж (сказать — скажу), с//ш (носить — ношу), б//бл (любить — люблю), в//вл (ловить — ловлю), п//пл (топить — топлю), м//мл (кормить — кормление).

§ 15. Разбор слова по составу

Разбор слова по составу — это выделение морфем, из которых оно состоит.
План разбора
1. Определить, к какой части речи относится слово.
2. Выделить его основу и окончание, если это изменяемая часть речи.
3. Выделить корень, подобрав родственные слова.
4. Выделить приставку (если есть), суффикс (если есть). Доказать, что данные приставки и суффиксы имеются в других словах и выражают то же значение.
5. Представить морфемный состав слова графически.

Даль, мир, мера, водитель, встать, вода, дать, узнать, дальний, половодье, мирный, примерка, знание, водяной, вставать, выдать, далекий, отдаленный, выдавать, вожатый, сдавать, узнавать, измерять (площадь), проводник, помирить (соседей).

Упр. 15. Подберите к указанным словам однокоренные, чтобы в них обнаружилось чередование гласных и согласных в корне.

Дорога, берег, снег, блеск, свет, лицо, испечь, брызгать, собирать, рассмешить, укрепить, любить, холод, искать, вырос.

Упр. 16. Выделите основу и окончание в следующих словах.

Басенки, засветло, красота, брюки, увлекались, по-осеннему, призываю, настольный, жалко, кенгуру, медвежий, бегун, срочно, духовный, метро, отрезать, заповедник, бегут, испугавшись, хорош, сочнее.

Упр. 17. Обозначьте суффиксы в словах. К выделенным словам подберите другие слова с таким же суффиксом (по значению).

Студентка, поплавок, геройство, грузинка, медвежонок, сибиряк, доброта, музыкант, дождик, весенний, духовность.

Упр. 18. Обозначьте в словах приставку. К выделенным словам подберите другие слова с такой же приставкой (по значению).

Взлететь, отрубить, надкусить, безграничный, рассердиться, сверхсрочный, преграда, подбежать, пришкольный.

Упр. 19. Сделайте письменный морфемный разбор данных слов.

Теснота, воссоединение, верхний, допоздна (читать), недалекий, наслаждение, топленое (молоко), пылесос, съездить, налево (повернуть), ослепительный, льстиво (говорить), неустойчивая (погода), трубопровод, черноморский (флот), вороний (крик), давление, пилотаж.

 

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Словообразование — раздел науки о языке, который изучает способы образования слов. Словообразованием называется также сам процесс создания новых слов на основ­е имеющихся в языке.

§ 16. Способы образования новых слов

Для образования слов в русском языке существует несколько основных способов.
1. Приставочный:распахать пахать, отвезти везти, небольшой большой, бесчестный честный, подкомиссия комиссия.
Примечание. Приставочный способ характеризуется тем, что приставка всегда прибавляется к целому слову. Например, слова неопасный (опасный), отрезать (резать), прабабушка (бабушка) образованы приставочным способом, а слова подснежник, прилуниться, заречный — другими способами.
2. Суффиксальный:работник работать, сельский село.
3. Приставочно-суффиксальный: безрукавка рукав, настенный стена, оздоровить здоровый, сначала (нареч.) начало.
4. Бессуффиксальный (бессуффиксный):вылет вылететь, синь синий.
Примечание. Подобные слова в научной грамматике квалифицируют как единицы, образованные с помощью нулевого суффикса. Ср.: золотой золото + ø, серября­ный серебро + -ян-, бронзовый бронза + -ов-, железный железо + -н-). Нулевая суффиксация в этом случае рассматривается как разновидность суффиксального способа словообразования.
5. Сложение:
а) целых слов: времяпрепровождение, меч-рыба;
б) основ, корней или частей разных слов: лесопарк, бледно-голубой, водохранилище, землемер (в подобных случаях всегда используются соединительные гласные).
В результате сложения могут образовываться сложносокращенные слова-аббревиатуры: СНГ, МГУ, ФСБ, универмаг, Сбербанк.
6. Слияниеслов из словосочетания или (редко) из предложения: быстрорастворимый (быстро растворимый), тотчас (тот час).
7. Переход слова из одной части речи в другую:молодой рабочий (сущ.) рабочий (прилаг.) инструмент.
8. Усечениеосновы производящего слова: маг магнитофон, зам заместитель. При усечении образуются слова, полностью тождественные по значению производящим словесным единицам. Данный способ используется, как правило, для образования имен существительных разговорного или просторечного характера.
Примечание. При образовании новых слов может наблюдаться сочетание нескольких способов словообразования. Например: тихоокеанский Тихий океан + -ск- (способ сложения и суффиксальный способ).

§ 17. Словообразовательный разбор

Словообразовательный разбор — это определение способа образования слова, т. е. выяснение, от чего и с помощью чего происходит образование конкретного слова. При словообразовательном разборе слова обычно устанавливается последовательность присоединения суффиксов и приставок к исходному слову в процессе его образования.
Примечание. При морфемном и словообразовательном разборе иногда необходимо учитывать фонетические особенности данного слова.
Например, притяжательные прилагательные типа волчий образованы от соответствующих существительных с помощью суффикса -ий- (волчий волк + -ий-) и имеют нулевое окончание (ср. волчий, волчь[й’ь]го, волчь[й’ь]му). Слово бездорожье образовано от слова дорога с помощью приставки без- и суффикса -й-, т. е. приставочно-суффиксальным способом.
План словообразовательного разбора
1. Установить значение слова и определить, от какого слова (слов) оно образовано.
2. Определить (если необходимо), с помощью каких морфем образовано данное слово.
3. Указать способ образования слова.
Следует помнить, что для определения способа образования слова в большинстве случаев необходимо сравнить производящую и производную основы и на основании этого выделить морфему, с помощью которой образовано новое слово.
Образец словообразовательного разбора
Зеленоватый 2
Слово зеленоватый в значении «слегка, несколько зеленый» образовано от прилагательного зеленый с помощью суффикса -оват-, т. е. суффиксальным способом.
Зеленоватый зеленый (суффиксальный способ).

Различие между морфемным и словообразовательным разборами

Упр. 20. Сделайте письменный словообразовательный разбор слов.

Добежать, десантник, сотрудник, бездомный, уцелеть, лесовоз, охотничий, бездорожье, сверхмощный, кто-то, нуж­даться, водонепроницаемый, долгоиграющий, столовая, перелет, издалека, быстро (идти), по-новому, книголюб, землепашец, видоизменить, просмотр, ООН, старпом, красноречие.

Упр. 21. Сделайте письменный морфемный и словообразовательный разбор следующих слов.

Давление, докрасна, утомленный, гостиная, гордость, скоропортящийся, приземление, выступ.

Упр. 22. Запишите несколько примеров слов, образованных: а) приставочным способом; б) суффиксальным способом; в) приставочно-суффиксальным способом; г) способом сложения.

Упр. 23. Прочитайте текст и выполните задания.

Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы2 звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно2, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского2, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных2 своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.

(Н. В. Гоголь)

1. Из выделенного предложения выпишите: а) слова, не имеющие окончания; б) слова с нулевым окончанием; в) слова с формально выраженным окончанием. Укажите для последних двух групп слов, какое грамматическое значение имеют окончания.
2. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.
3. Найдите слова, которые образованы суффиксальным, приставочным и приставочно-суффиксальным способами словообразования. Укажите, от каких слов они образованы.
4. Сделайте морфемный и словообразовательный разбор указанных слов.

§ 18. Тестовые задания

1. В каком слове нулевое окончание?
а) подружился
б) ошибавшийся
в) искупавшись
г) смеяться

2. В каком слове нулевое окончание?
а) ролей (р. п.)
б) смелей
в) ручей
г) сторицей

3. В каком слове нет окончания?
а) заснул
б) ловкий
в) колибри
г) четверо

4. В каком слове нет окончания?
а) пришел
б) рисуешь
в) читая
г) нарисовавший

5. В каком слове нет приставки?
а) погоня
б) подкова
в) подошва
г) пощёчина

6. В каком слове две приставки?
а) недоумевать
б) задобрить
в) перестройка
г) неоконченный

7. В каком слове два суффикса?
а) задумчивый
б) деловой
в) прочитанный
г) голубоватый

8. В каком слове два суффикса?
а) учительница
б) поэтесса
в) новатор
г) победитель

9. В каком слове есть суффикс -к-?
а) ленточка
б) почка
в) косилка
г) баночка

10. В каком слове есть суффикс -очк-?
а) сорочка
б) уточка
в) лампочка
г) тарелочка

11. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса, окончания?
а) прочитанный
б) антикварный
в) созвучный
г) доблестный

12. Какое слово состоит из приставки, корня, суффикса, окончания?
а) приходил
б) помнишь
в) освободить
г) закончив

13. Какое слово образовано приставочным способом?
а) сдержанный
б) подоконник
в) засушливый
г) безопасный

14. Какое слово образовано приставочным способом?
а) правнук
б) всмотреться
в) безвкусица
г) по-русски

15. Какое слово образовано суффиксальным способом?
а) рыбачий
б) перечитать
в) созвездие
г) обезболить

16. Какое слово образовано бессуффиксным способом?
а) упрек
б) ручей
в) окружность
г) жадина

17. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
а) восход
б) заповедник
в) выполнение
г) насухо

18. Какое слово образовано способом слияния (сращения)?
а) трехпроцентный
б) быстроходный
в) скоропортящийся
г) лесопарк

19. Какое слово образовано способом сложения?
а) международный
б) обороноспособный
в) перекресток
г) сверхъестественный

20. B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую?
а) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.
б) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину.
в) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши.
г) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей накануне телеграммы.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

§ 19. Трудные случаи словообразования

Знание правил словообразования, умение членить слово на составные компоненты, определять роль и значение частей слова помогают избежать многих ошибок, связанных с употреблением слова, способствуют повышению грамотности и культуры речи.
Запомнитеморфологический состав, правильное произношение и написание следующих слов:
бессребреник
дикобраз
двуязычный
компрометировать
млекопитающее
поскользнуться
пощечина
пресмыкающееся
прецедент
чрезвычайный

Упр. 24. Найдите ошибки, которые появились в связи с неправильным образованием слов. Исправьте предложения.

1) Змеи относятся к животным класса пресмыкающих. 2) При гололеде будьте внимательны на дорогах, чтобы не подскользнуться и не упасть прямо на проезжей части. 3) Это был беспрецендентный случай. 4) Ребенок должен привыкнуть сам убираться у себя в комнате.

ПРАКТИКУМ ПО ОРФОГРАФИИ

§ 20. Правописание гласных в корне слова

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Чтобы определить правописание безударных гласных в корне, надо изменить слово или подобрать родственное так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением. При этом важно не путать проверочные слова.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 259.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...