Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические указания (М.У.)




Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздрава России)

Кафедра стоматологии детского возраста

Модуль «Профилактика и коммунальная стоматология»

Дисциплинарный модуль 2

Модульная единица 2.2 «Профессиональная гигиена полости рта»

Занятие 2.2.4

Методические указания к занятию для студентов

 

 

Тюмень, 2013

 

 

Составитель: зав. кафедрой, к.м.н. О.А. Куман, ассистент кафедры стоматологии детского возраста к.м.н. А.В. Лебедев

 

Методические указания к занятию для студентовсоставлена на кафедре т стоматологии детского возраста (заведующая кафедрой - к.м.н. Куман О.А.) на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060201 «Стоматология» (2011г.), учебного плана (2011г.), типовой программы по модулю «Профилактика и коммунальная стоматология».

 

Утверждено на заседании кафедры стоматологии детского возраста

« ____» ______ 2013г.

 

Модульная единица 2.2 «Профессиональная гигиена полости рта»

1.Тема занятия: занятие 2.2.4 Физический метод удаления зубных отложений.

Актуальность темы, мотивация к ее изучению.

Причиной самых распространенных стоматологических заболеваний являются микроорганизмы полости рта. Наибольшее содержание микроорганизмов отмечено в различных видах зубных отложений, а также в слюне и на поверхности слизистой оболочки языка.

Ключевой фактор в этиологии кариеса — микроорганизмы, содержащиеся в зубной бляшке. В зубном налете содержатся бактерии — стрептококки, в частности Str.mutans., Str.sanguis и Str.salivarius, для которых характерно анаэробное брожение. Вследствие гликолиза стрептококки способны образовывать органические кислоты, которые придлительном воздействии деминерализуют твердые ткани зуба.

Основными этиологическими факторами воспалительных заболеваний пародонта являются:

1) Микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, содержащиеся в неминерализованных и минерализованных зубных отложениях

2) Факторы полости рта, способные усиливать или ослаблять патогенетический потенциал микроорганизмов и продуктов обмена

3) Общие факторы, регулирующие метаболизм тканей полости рта, от которых зависит реакция на патогенные воздействия

Ведущую роль в развитии воспалительных заболеваний пародонта играет микробная инфекция, находящаяся в твердых и мягких зубных отложениях, в особенности штаммы пародонтопатогенных анаэробных микроорганизмов (Prevotella intermedia, Porphyromonas gingivalis, Actinobacillus actinomycetemcomitans и др.).

Первым и во многом определяющим успех этапом профилактики и лечения кариеса и воспалительных заболеваний пародонта является профессиональная гигиена полости рта.

3.Цель занятия: на основе знаний патогенеза кариесанаучиться выявлять зубные отложения для освоения основных критериев профессиональной гигиены полости рта в соответствии возраста и условий в полости рта.

Для этого надо:

- знать анатомо-физиологические особенности строения зубочелюстной системы.

- знать классификации зубных отложений 

-знать классификацию методов профессиональной гигиены

- уметь правильно мотивировать на профессиональную гигиену полости рта

- иметь понятие о программе профилактики стоматологических заболеваний

4. План изучения темы 

Занятие 90 мин.

Наименование учебных элементов Время (минут) Дидактические процессы обеспечения (учебные операции)
1 Организационная часть 5 Объявление темы занятия, актуальность
2 Проверка усвоения учебного материала 15 Письменный блиц-опрос контроль исходного уровня знаний
3 Физический   метод удаления зубных отложений. 25 Опрос студентов по вопросам: - цель, задачи - этапы проведения
4 Перерыв 5
Особнности ультразвукового удаления зубных отложений 20 Опрос студентов по вопросам: - правила работы Пьезон-мастера
5 Самостоятельное определение 10 - провести правильную технику работы на Пьезон-мастере
7 Разбор проведения определения различных видов прикуса 10 Преподавательдемонстрирует студентам практическую значимость знаний о работе профилактического кабинета и обращает внимание на особенности каждого составляющего.
9 Анализ и подведение итогов занятия. Домашнее задание. 5

Самостоятельная работа студентов

А) Вопросы базовых дисциплин, необходимые для изучения темы:

  1. Методы профилактики стоматологических заболеваний.
  2. Организация стоматологической службы в России и г. Тюмени.
  3. Санитарно-гигиенические нормы стоматологического кабинета.
  4. Стоматологические инструменты
  5. Особенности анатомо-морфологического развития ЗЧС.

Б) Контрольные вопросы и тестовые задачи для выявления исходного уровня знаний у студента:

1) Перечислить назубные отложения.

2) Что такое пелликула, ее строение, назначение?

3) Дайте определение «деминерализации».

4) Дайте определение «реминерализации».

5) Напишите формулу гидроксиапатита. Дайте характеристику строения.

6) Укажите время образования мягкого зубного налета, зубной бляшки, их состав и строение.

7) Перечислите методы и средства для устранения мягкого зубного налета.

 

1. Перечислите структурные образования на поверхности зуба:

1. кутикула

2. пелликула

3. мягкий зубной налет

4. зубная бляшка

5. зубной камень

6. все выше перечисленное

2. Перечислите патологические структурные образования на поверхности зуба:

1. кутикула

2. пелликула

3. мягкий зубной налет

4. зубная бляшка

5. зубной камень

3. Через какое время появляется мягкий зубной налет после чистки зубов:

1. через 2 часа

2. через 12 часов

3. через 24 часа

4. Методы выявления зубного налета:

1. РМА

2. ИГ по Федорову-Володкиной

3. рентген

4. РНР

5. CPITN

5. Укажите последовательность расположения тканей зуба:

1. кутикула

2. эмаль

3. дентин

4. пелликула

5. цемент

6. Укажите физиологические свойства пелликулы:

1. трофическая

2. диффузная

3. защитная

4. все перечисленное

5. правильного ответа нет

7. Выберите красители для выявления мягкого зубного налета:

1. эритрозин

2. фуксин основной

3. 1% раствор Люголя

4. Бисмарк коричневый

5. сок свеклы

6. таблетки «Динал»

7. все перечисленное

8. правильного ответа нет

8. Представителями микробной флоры внутреннего слоя зубной бляшки являются:

1. вейлонелы

2. пептострептококки

3. фузобактерии

4. стрептококки

5. анаэробы

9. Поддесневой зубной камень определяется:

1. визуально

2. индикаторным способом

3. градуированным зондом

4. флуоресцентным методом

5. люминисцентным способом

10. Профессиональную гигиену полости рта проводят с учетом:

1. возраста пациента

2. индексной оценки тканей пародонта

3. района проживания

4. все ответы верны

5. правильного ответа нет

 

В) Структура содержания темы (логико-дидактическая схема темы)

Физический способ

Для удаления зубного камня с помощью ультразвука используют аппарат «Пьезон-мастер с набором соответствующих крючков.

Основные правила использования ульразвукового аппарата:

– не устанавливать острие инструмента перпендикулярно оси зуба (рабочая часть располагается под острым углом к поверхности зуба во избежание откола эмали, особенно в пришеечной и корневой области);

– не оказывать давления инструментом на поверхность зуба;

– не используйте аппарат без водного орошения.

В этих аппаратах использован магнитострикционный способ образования высокочастотных колебаний, которые передаются наконечнику через воду.

В воде под действием ультразвуковых колебаний возникает кавитация, что и разрушает зубной камень.

Преимущества метода:безболезненное удаление зубного камня, не требуется последующая полировка поверхности зуба.

Сочетание использования ручных инструментов и ультразвука позволяет добиться лучшего эффекта при снятии зубных отложений.

 

6.Практическая работа   провести правильную технику работы на Пьезон-мастере

1. Перед процедурой следует убедиться, что аппарат заземлен, ручки «вода» и «амплитуда» установлены в крайнее левое положение.

2. Затем подключают педаль и фиксатор накопителя, открывают водопроводный кран и подогревают аппарат 5 минут.

3. Повернув ручку «вода» по часовой стрелке, нажимают на педаль и пропускают воду в течение 1-2 минут.

4. Частота колебаний ультразвукового резонатора – 880000 колебаний в сек., что приводит к быстрому перегреву, последующее попадание холодной воды приводит к поломке (подобно раскаленному стеклу, на которое попадает вода).

5. Устанавливают наконечник нужной формы, ручкой «настройка» подают струю воды на рабочую часть.

6. Удаление зубных отложений осуществляется без давления на зуб под углом 45*.

Литература рекомендуемая для самоподготовки

Основная литература (О.Л.)

1.Н.В.Курякина Стоматология профилактическая // Медицинская книга, Москва 2005

Дополнительная литература(Д.Л.)

2.Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н. Профилактика стоматологических заболеваний // Москва 2006

Методические указания (М.У.)

1.Методические указания к модульной единице 2.2

Домашнее задание: занятие 2.2.5 Медикаментозные средства для удаления зубного камня.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 216.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...