Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Отношения производности. Выделение форманта




Задания по морфемике

Задание 1. Разделите словоформы на морфы. Назовите корневые морфы, объединяющиеся в одну морфему.

Шептать, шепчутся, шепотом; мягкий, мягковатый, смягчить, мяконький, мякоть; короткий, короче, укоротить, укорачивать; смеяться, насмехаться, насмешка; натянуть, натягивать, натяжка, тянуть, тягач; зацвести, зацветать, цветение; ходить, восхождение, расхаживать, ходок; жевать, жуют, жеваный, дожевывать, жвачка; присесть, присяду, присядь, сел, приседать, присест; светить, освещать, подсвечивать, свеча; дремать, дремлет, дремота, подремывать; живой, оживить, оживлять; жидкий, жиденький, жидковатый, разжижать; взять, возьму, возьмешь, взятие; совать, суешься, высунуть, высовывать; дергать, выдергивать, выдернуть; палец, пальцевидный, двупалый, пальчик; сеять, пересевать, сев; брызгать, брызжет, брызнуть, брызги.

 

Задание 2. Разделите словоформы на морфы. Какие префиксальные морфы составляют одну морфему?

Вбить, вобью, вбежать, вбросить, вогнуть, вобрать, вогнать; взбежать, взлететь, взойти, взойду, вскрикнуть, всплыть; демобилизовать, демаскировать, дезорганизовать, дезориентировать; искусать, изломать, изогнуть, изорвать; надколоть, надрезать, надорвать, надодрать; оплатить, оклеить, окопать, обварить, обвить, обзвонить, обогнуть, обогреть, обойти; отбелить, отбросить, откатить, отогнать, отогреть, отозвать; подкоптить, подгрести, подпереть, подостлать; предвосхитить, предначертать, предостеречь, предохранить; развертеть, развеселить, разозлить, разослать, раскаяться, расковать; сбрить, спрыгнуть, скиснуть, согнать, согреть, сощурить, сосуществовать, соучаствовать, сотрапезничать.

 

Задание 3. Разделите словоформы на морфы. Какие словоизменительные суффиксальные морфы могут объединяться в одну морфему?

Интереснее, яснее, осторожнее, осторожней, тяжелее, тяжелей, вдумчивее, вдумчивей, строже, глубже, чище, крепче, тоньше, раньше; освещавший, блестевший, отяжелевший, приближавшийся, покосившийся, засохший, засохнувший, потухший, зацветший, заросший, подмокший, подмокнувший, приобретший, приобревший; присев, присевши, сняв, снявши, опершись, отнесши, замерзнув, замерзнувши, замерзши, наклонившись, нахмурившись, прижавшись, размякнув, размякнувши, размякши; привязанный, разорванный, исковерканный, усыпанный, усыпан, усеянный, усеян, испачканный, испачкан, выжженный, потревоженный, раскрашенный, устремленный, склеенный, принесенный, выращенный, накормленный, охлажденный, освещенный, остриженный; начинающий, поднимающий, рассматривающий, передающий, плачущий, борющийся, гниющий, пишущий, отвечающий, старающийся, растущий, кипящий, торчащий, шелестящий, нравящийся, говорящий, торопящийся; изменяемый, сообщаемый, обсуждаемый, колеблемый, делимый, приводимый, слышимый, ввозимый.

 

Задание 4. Выделите интерфиксы.

Взаимопроверка, энергогигант, ямокопатель, прошлогодний, грязелечение, весенне-летний, бельесушилка, шестиклассник, полушерстяной, ярко-оранжевый, двуспальный, двухжильный, трехкомпонентный, восьмиструнный, девятиэтажный, трехмесячный, сорокадневный, сорокалетие, стотонный.

 

Задание 5. Выделите корень в словах. В чем состоит своеобразие корней этих слов и как называются такие корни?

Пронзить, пронзать, вонзить, вонзать, присутствовать, отсутствовать, запасти, припасти, снять, снимать, поднять, поднимать, замкнуть, замыкать, отомкнуть, отмыкать, достигнуть, достигать, настигнуть, настигать.

 

Задание 6. Разделите словоформы полнозначных слов на морфы.

1.По лугам и пашням, задернутым синеватою дымкою, молча бродили грачи, разинув клювы. Березы и липы станционного садика не шевелились ни листиком. Изредка налетит ветерок, вяло закачает их пыльные ветви, - и сейчас же упадет, словно изнемогши от жары (Верес.). 2. Следы заячьих прыжков засинели извилистыми цепочками из торопливо спаянных косых треугольников, и густо, и повсюду, точно нарочно, по ночам устраивали косоглазые какие-то свои путаные скачки с призами. Низы молодых яблонь и слив в саду обвязали от них колючим можжевельником, охотились на них; ставили хитрые капканы. Зато для белок повесили на высокой лиственнице возле дома две скворечницы, и в одной действительно поселилась пара белок, - суетились, прыгали, распуская хвосты, как зонтики, шелушили шишки и стрекотали по-сорочьи (Сергеев-Ценский). 3. Был хороший зимний день. Лес, молчаливый, засыпанный снегом, словно замер. Старые мохнатые ели под тяжестью снега опустили книзу темно-зеленые ветви. Иногда случалось, что с верхнего сучка срывался небольшой ком снега. При падении он задевал за другие сучки, и тогда все дерево вдруг оживало. Большие размашистые ветви, сбросив с себя белые капюшоны, сразу распрямлялись и начинали качаться, осыпая все дерево сверху донизу снежной пылью, играющей на солнце тысячами алмазных огней. (Арс.) 4. Река поит и подкармливает луг. Стоит отойти реке в сторону, обмелеть, снизиться грунтовым водам, как начинают скудеть травы. При нынешнем мощном вмешательстве в природу, при спрямлении рек, создании гидроузлов, широчайшем размахе мелиорации, надо думать и о судьбе бескорыстного кормильца – пойменного луга (Ситн.).

 

Изменения в историческом составе слова.

Упражнение. Сопоставьте морфемный и этимологический состав данных слов. Объясните причины опрощения их морфологической структуры (потеря связи в результате фонетических изменений, семантических расхождений, выпадения из словарного состава производящих основ, утрата значения аффиксами и т.д.). При выполнении работы пользуйтесь этимологическим словарем.

Образец: обида - об/вид/а - изменилось фонетическое оформление корня, слово семантически разошлось с этимологически родственными словами (видеть), приставка утратила значение и слилась с корнем в одну морфему.

    Варежка, воздух, дар, держава, добрый, жир, забыть, запятая, зря, звук, иждивенец, красный, ложка, мгла, мятеж, насекомое, неделя, нельзя, неуклюжий, нужный, окно, пасмурно, печаль, пир, подоплека, праздник, птица, работа, союз, спасти, старый, пшеница, торжество, убогий, удача, ужин, фуражка, хижина, хотя, хохот.

 

Упражнение. Определите морфемный и этимологический состав данных слов, пользуясь этимологическим словарем. Распределите слова по группам: 1) с опрощением, 2) с переразложением, 3) с усложнением морфологическом структуры слова.

Образец: слова с опрощением основы: здоровый - этимол. с/доров/ый.

    Бодрый, бородавка, ветчина, внять, готовый, дача, добро, дорогой, ехидный, женщина, живот, застенчивый, здесь, знаменитый, зонтик, конец, ласточка, лентяй, мальчик, мужчина, начало, острый, отворить, позорить, последний, постоялец, потолок, потчевать, продажа, рубаха, румяный, рябина, сверстник, снедь, снять.

Словообразование

Отношения производности. Выделение форманта

Задание. Назовите производящие (мотивирующие) слова для каждого приведенного слова. В производном слове выделите формантную часть (словообразовательное средство).

    Сдельщина, укротитель, грузовик, тематика, отправка, нарушение, однокурсник, плоскодонка, сушилка, растопка, разминка, овсянка, поставщик, подарок, мыло, спальня, сибиряк, спринтер, банальность, клоунада, манка, спортсменка, связистка, скорлупка, шишечка, праязык, обочина, ошейник, камнедробилка, узловатый, мускулистый, твердоватый, бородатый, ржаной, завтрашний, черепаший, щучий, лиственный, толстенный, неблагодарный, широкоплечий, смуглокожий, сушильный, отправиться, отогревать, размахивать, угадывать, устремляться, рыхлить, стеклить, учительствовать, вскрикнуть, исписать, подбросить, удлинить, выспаться, перешептываться.

 

Задание. Назовите производящие слова для каждого производного слова, имеющегося в тексте. Приведите исходную форму производных слов и выделите в ней формантную часть.

1.В еловых чащобах и в глухих оврагах лежал еще плотный снег, каменеющий на утренниках. Мелколесье же, березовые, осиновые рощицы, среди которых терялись небольшие поля, засеваемые обычно овсом или горохом, - светлые эти перелески блестели уже мокрой, перегнившей листвой. На солнечных припеках осторожною мышью шуршал в подсохших листьях ветерок. Над зеленым брусничником порхали лимонные бабочки. Над потными низинками, над захламленными кустарниками, стоящими в полой воде, толковали бекасы. Каждый бугорок, освободившийся от снега, каждая полянка, затянутая прошлогодней, махорочного цвета травой, каждая блесточка лужи, всплеск живой воды под ногой, всякий звук весны, - все это свободно и легко лилось в душу…(Г.Семенов).

2.Художник никогда не бывал на облавах, только читал, да из вчерашнего застолья усвоил, что сперва надо отоптать снег, прикинуть возможные места выхода зверя и стать так, чтобы спереди было хоть небольшое укрытие. Оглядевшись, он выбрал поросль молодых елочек. Место понравилось ему, и он немного походил взад и вперед, пошевелил плечами, зачерпнул зачем-то снегу и дождался, когда он растает на ладони, потом отряхнул руку, вытер о брезентовую накидку, поправил свою облезлую, совсем порыжелую кроличью шапку и понемногу успокоился (Н.Никонов).

3. Шел снег… Шелестели снежинки. И словно бы что-то пощелкивало вдалеке или так казалось, когда прислушаешься. Художник стал слушать и услышал, как далеко слева стучит дятел. Перекликались слабыми, как спросонья, голосками невидимые синички, где-то дружно, срываясь с места, галдели чечетки. Снегирь покрикивал, скрипел и умолкал (Н.Никонов).

 

Способы словообразования

Задание. Укажите производящую основу, выделите формант, назовите способ словообразования.

Предчувствие, подмигивание, насмешечка, навсегда, вписать, разняться, спрячься, приземистый, безвинный, подледный, разговориться, отсчет, упрек, осколочек, тонюсенький, крылышко, закричать, разнесчастный, сотоварищ, поменяться, междуречье, сблизить, оступиться, обман, дрожь, капелька, седина, пересохнуть, принажать, неосмотрительный, вовлечься, грозиться, занизить, обогатить, сбежаться, ответ, проповедь, ворчливость, мщение, обшарить, встревожить, сверхчеловек, ковыряться, утереться, заменить, вернуться, загородный, откусить, слететься, встреча, толкотня, сыпануть, попрыгать, собрат, мучиться, скупиться, выспаться, ссора, незнакомый, уплотнить, толпиться, истосковаться, защита, просохнуть, пшеничка, безбилетный, закоптелый.

Задание. Приведите словосочетания (производящие слова), на базе которых образованы сложные и сложносокращенные слова. Укажите способ словообразования.

1.Густо-зеленый, светло-шоколадный, нежно-малахитовый, жгуче-красный, белопенный, бетоноукладчик, взаимопроверка, взаимосвязь, землечерпалка, рукопожатие, водокачка, энергогигант, дернорез, водоплавающий, двухжелтковый, инопланетяне, односельчане, льнотеребилка, спецшкола, санбат, завлаб, бензовоз, медпункт, райцентр, турбаза, седобородый, тонкошеий, военнослужащий, влагопоглотитель, влагомер, водостойкий, молоковоз, одногодок, детсад, чаевод, чистотел, шелкопряд, цветолюб, чернолесье, бибколлектор, военкор, завхоз.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 213.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...