Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопросы по русскому языку (31 балл)Стр 1 из 2Следующая ⇒
МОСКОВСКАЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА. 2016–2017 г. ОЧНЫЙ ЭТАП Класс Задания, ответы, критерии оценивания I. [20 баллов] РАЗМИНКА
Прочитайте отрывок из сочинения восьмиклассника. Найдите в нём ошибки, прокомментируйте и исправьте их. Начертите таблицу по образцу, данному ниже, и заполните её.
Неблагодарность – это гадость, которая портит людей. Я считаю, что это одно из самых отвратительных качеств. Неблагодарный человек не ценит старания других сделать ему лучше, помочь ему. Он принимает услуги окружающих как должное, как будто ему обязаны причинять добро. И даже бывает так, что в ответ на оказанную помощь человек ещё высказывает недовольство тем, что ему плохо, по его мнению, помогли. Например, ученик не привык убираться у себя дома, а когда его мама, потеряв терпение из-за этой выходки сына, вымоет у него в комнате пол, ученик ещё и упрекнёт её, что она плохо вымыла под столом, или под кроватью. Что вырастет потом из такого сына? Как этот человек будет относится к окружающим, если он уже сейчас ни в какие ворота не лезет? Но жизнь учит неблагодарных людей. Когда они сами оказываются Таким образом, неблагодарность – это отсутствие чувства признательности другим людям за предоставленное ими добро. Ответ
II. [25 баллов] СЕРПЕНТАРИЙ Подпишите изображения. Если перед Вами герои художественного произведения, укажите его автора и название. С какими легендами связаны эти змеи? Кратко напишите об этом. Какое изображение можно считать лишним в данном ряду? Исключите его и кратко напишите, почему вы его исключили. Возможно несколько верных вариантов ответа; укажите все возможные.
Ответ Следует иметь в виду, что изображение может быть «лишним» по разным основаниям. Самый ожидаемый ответ – исключение скульптуры «Лаокоон и сыновья».
1 – скульптура работы греческих ваятелей с Родоса – Агесандра, Полидора и Афинодора (I в. до н. э.). Изображает борьбу Лаокоона и его сыновей со змеями. Лаокоон – в древнегреческой мифологии жрец Аполлона, прорицатель, предостерегавший сограждан-троянцев от принятия в дар коня, сконструированного греками. Змеи посланы Аполлоном (по другой версии – Афиной). Возможные причины исключения – а) мифологический сюжет; б) скульптура. 2 – Маугли и удав Каа (иллюстрация Р. Давыдова к повести Р. Киплинга «Маугли»). 3 – Василиск и Гарри Поттер (иллюстрация к сказочной повести Дж. Роулинг «Гарри Поттер и тайная комната»). Василиск – известное мифологическое существо, огромная змея, наделённая долгой жизнью и смертоносным взглядом. Согласно легендам, появляется на свет из куриного яйца, высиженного жабой. 4 – Ансельм и Серпентина, иллюстрация к сказке Э. Т. А. Гофмана «Золотой горшок». Серпентина – дочь Саламандра, живущего в Дрездене в обличье архивариуса Линдгорста. 5 – «Удав, проглотивший слона». Иллюстрация А. де Сент-Экзюпери к своей сказочной повести «Маленький принц». Возможная причина исключения – автоиллюстрация.
6 – Ванька (Иван) и змея Скарапея. Кадр из мультфильма «Волшебное кольцо» (Л. Носырев, 1979) по сказке Б. Шергина «Ванька добрый». Скарапея – спасённая Иваном дочь змеиного царя – подарила Ивану волшебное кольцо, исполняющее желания. Возможная причина исключения – кадр из мультфильма. За указание имён в позициях 2, 5, 6 – по 1 баллу (всего 3 балла). За указание автора и названия в позициях 2, 3, 4, 5, 6 – по 1 баллу (всего 10 баллов). За краткие пояснения о связи изображений с легендами, мифами – до 5 баллов. За исключение лишнего: если указано 1 лишнее изображение, то 1 балл, если 2, то 3 балла, если 3, то 5 баллов, если 4 и более, то 7 баллов. Если одно изображение исключено по разным основаниям, то за количество оснований – также до 7 баллов. Всего 25 баллов.
III. [65 баллов] РАБОТА С ТЕКСТОМ Прочитайте текст, ответьте на вопросы.
Борис Леонидович Пастернак (1890–1960)
СКАЗКА
(1) Встарь, во время оно, (2) В сказочном краю (3) Пробирался конный (4) Степью по репью.
(5) Он спешил на сечу, (6) А в степной пыли (7) Тёмный лес навстречу (8) Вырастал вдали.
(9) Ныло ретивое, (10) На сердце скребло: (11) Бойся водопоя, (12) Подтяни седло.
(13) Не послушал конный (14) И во весь опор (15) Залетел с разгону (16) На лесной бугор.
(17) Повернул с кургана, (18) Въехал в суходол, (19) Миновал поляну, (20) Гору перешёл.
(21) И забрёл в ложбину, (22) И лесной тропой (23) Вышел на звериный (24) След и водопой.
(25) И глухой к призыву (26) И не вняв чутью, (27) Свёл коня с обрыва (28) Попоить к ручью.
(29) У ручья пещера. (30) Пред пещерой брод. (31) Как бы пламя серы (32) Озаряло вход.
(33) И в дыму багровом, (34) Застилавшем взор, (35) Отдалённым зовом (36) Огласился бор.
(37) И тогда оврагом, (38) Вздрогнув, напрямик (39) Тронул конный шагом (40) На призывный крик.
(41) И увидел конный, (42) И приник к копью, (43) Голову дракона, (44) Хвост и чешую.
(45) Пламенем из зева (46) Рассевал он свет, (47) В три кольца вкруг девы (48) Обмотав хребет.
(49) Туловище змея, (50) Как концом бича, (51) Поводило шеей (52) У её плеча.
(53) Той страны обычай (54) Пленницу-красу (55) Отдавал в добычу (56) Чудищу в лесу.
(57) Края населенье (58) Хижины свои (59) Выкупало пеней (60) Этой от змеи.
(61) Змей обвил ей руку (62) И оплёл гортань, (63) Получив на муку (64) В жертву эту дань.
(65) Посмотрел с мольбою (66) Bсадник в высь небес (67) И копьё для боя (68) Взял наперевес.
(69) Сомкнутые веки. (70) Bыси. Облака. (71) Воды. Броды. Реки. (72) Годы и века.
(73) Конный в шлеме сбитом, (74) Сшибленный в бою. (75) Верный конь, копытом (76) Топчущий змею.
(77) Конь и труп дракона (78) Рядом на песке. (79) В обмороке конный, (80) Дева в столбняке.
(81) Светел свод полдневный, (82) Синева нежна. (83) Кто она? Царевна? (84) Дочь земли? Княжна?
(85) То, в избытке счастья, (86) Слёзы в три ручья. (87) То душа во власти (88) Сна и забытья.
(89) То возврат здоровья, (90) То недвижность жил (91) От потери крови (92) И упадка сил.
(93) Но сердца их бьются. (94) То она, то он (95) Силятся очнуться (96) И впадают в сон.
(97) Сомкнутые веки. (98) Выси. Облака. (99) Воды. Броды. Реки. (100) Годы и века. (1927)
Вопросы по русскому языку (31 балл)
1. [1 балл] Выпишите из строк 21–32 обстоятельство цели в той форме, в какой оно стоит в тексте. Ответ:попоить (1 балл).
2. [2 балла] Выпишите из предложения в строках 53–56 грамматическую основу. Ответ:обычай отдавал (2 балла).
3. [2 балла] Дайте толкование выражению ныло ретивое, употреблённому в 9-й строке стихотворения. Ответ: (у кого-либо) было тяжело на сердце, кого-либо томило сильное чувство печали, тоски (возможно, от нехорошего предчувствия) (2 балла).
4. [4 балла] Выпишите из строк 5–12 все слова с нулевым окончанием в той форме, в какой они употреблены в тексте. Ответ:он (0,5 балла), спешил (0,5 балла), лес (0,5 балла), вырастал (0,5 балла), бойся (1 балл), подтяни (1 балл). Всего 4 балла.
5. [3 балла] Выпишите из строк 89–100 все слова, которые состоят из приставки, корня, двух суффиксов и окончания, в той форме, в какой они употреблены в тексте. Ответ:недвижность (1 балл), впадают (1 балл), сомкнутые (1 балл). Всего 3 балла.
6. [2 балла] Выпишите из строк 1–32 существительные, расширяющие в родительном, дательном, творительном и предложном падежах единственного числа свою основу на один слог. Слова выпишите в начальной форме. Ответ:время (1 балл), пламя (1 балл). 7. [1 балл] Выпишите из строк 49–60 глагол, который при образовании форм настоящего времени теряет суффикс, имеющийся у него в формах прошедшего времени. Глагол выпишите в той форме, в какой он употреблён в тексте.Ответ:отдавал (1 балл). 8. [3 балла] Выпишите из строк 33–48 глагол, в котором при образовании данной формы не звучат и не пишутся два суффикса: один из этих суффиксов, содержащийся в других формах, показывает вид глагола, другой, также содержащийся в других формах, – значение времени. Укажите эти суффиксы и примеры форм этого глагола с ними.Ответ:приник (1 балл); первый суффикс – -ну- (-н-) (приникнуть, приникну) (1 балл); второй суффикс – -л- (приникла) (1 балл). Всего 3 балла.
9. [2 балла] Выпишите из строк 1–92 глаголы, у которых в данной форме не пишется и не звучит последний задненёбный (к, г или х) согласный корня. Глаголы выписывайте в той форме, в какой они употреблены в тексте. Ответ:подтяни (1 балл), тронул (1 балл). Всего 2 балла.
10. [4 балла] Выпишите из строк 21–100 глаголы, у которых в данной форме не пишется и не звучит последний зубной (д или т) согласный корня. Глаголы выписывайте в той форме, в какой они употреблены в тексте. Ответ:забрёл (1 балл), вышел (1 балл), свёл (1 балл), оплёл (1 балл). Всего 4 балла.
11. [7 баллов] Чтобы лучше видеть структуру предложения, используют метод «синтаксического дерева». Например, «синтаксическое дерево» предложения Маленькая девочка играла с тряпичными куклами будет выглядеть так:
Девочка ↔ играла ↓ ↓ маленькая с куклами ↓ тряпичными
Нарисуйте «синтаксическое дерево» для предложения в строках 57–60.
Ответ: Н а с е л е н ь е ↔ в ы к у п а л о ↓ ↓ ↓ ↓ края хижины пеней от змеи ↓ ↓ свои этой
За каждую правильно построенную связь – по 1 баллу. Всего 7 баллов.
Вопросы по литературе (34 балла)
1. [2 балла] Укажите стихотворный размер (с количеством стоп). Ответ: трёхстопный (1 балл) хорей (1 балл).
2. [2 балла] Укажите систему (тип) рифмовки в стихотворении. Ответ: перекрёстная (2 балла).
3. [4 балла] Как называется в стихотворении противник конного? Ответ: змей, дракон, чудище, змея (по 1 баллу за слово, всего 4 балла).
4. [2 балла] Какая деталь говорит об «адском», дьявольском начале в образе змея? В какой строке? Ответ: пламя серы, строка 31 (до 2 баллов за верный ответ).
5. [4 балла] Выпишите обороты, характерные для народного творчества. Ответ: тёмный лес, верный конь, ретивое [в значении существительного], пленницу-красу, спешил на сечу (до 4 баллов в зависимости от полноты ответа).
6. [3 балла] Черты каких жанров отразились в этом стихотворении? Ответ обоснуйте. Ответ:а) баллада: фантастический сюжет, образы девы и рыцаря; б) сказка: фантастический фольклорный сюжет, запрет и его нарушение (до 3 баллов в зависимости от полноты ответа).
7. [5 баллов] Где происходит действие? Как обрисован путь «конного»? Есть ли какие-то символические детали пейзажа? Ответьте в 2–3 предложениях. Ответ: действие происходит «в сказочном краю». Конкретные показатели места: степь, лес (бор), поляна, курган, гора, обрыв, ложбина, суходол, река, брод, пещера, овраг. Путь всадника полон препятствий, особое препятствие – река, символическая граница двух миров. Особое пространство – «высь небес», «облака» (до 5 баллов в зависимости от полноты ответа).
8. [5 баллов] Какая строфа повторяется? Можно ли назвать этот повтор рефреном? Какой смысл несёт в себе эта строфа? Ответ: строфы 18 и 25 (строки 69–72 и 97–100, 1 балл). Рефреном данный повтор назвать нельзя, он нерегулярен (1 балл). Примерный ответ на третий вопрос: строфа сообщает общемифологический смысл конкретной легенде, даёт символический план описанного, связывает воедино все истории о спасении девы и победе над змеем (до 3 баллов в зависимости от полноты ответа). Всего 5 баллов.
9. [7 баллов] Какие легенды и сказания о победе над драконом (змеем) вам известны? Какие фольклорные и литературные произведения на эту тему вы знаете? Ответ. Змееборческий сюжет распространён в мифах, сказках, легендах разных народов мира. Он встречается в древнегреческой (борьба с Пифоном, мифы о Геракле), германской (истории о Зигфриде), скандинавской (змей Ёрмунганд) англосаксонской («Беовульф») и прочих мифологических традициях. Можно вспомнить «Чудо Георгия о змие», «Сказание о Егории Храбром» – легенда и часть жития св. Георгия, былина «Добрыня и Змей», сказка «Иван Коровий сын», «Сказание о Петре и Февронии» – древнерусская повесть, пьеса Е.Л. Шварца «Дракон» и др. Могут быть названы и другие произведения и легенды. (До 7 баллов в зависимости от количества названных легенд и произведений).
IV. [40 баллов] ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Перед Вами изображения муз из древнегреческих мифов. Ниже даны их имена и перечень областей искусств, которым они покровительствуют.
1. Соотнесите изображения с именами муз и видом искусства (например,
а) Клио; б) Полигимния; в) Эрато; г) Терпсихора; д) Урания; е) Талия; ж) Мельпомена; з) Каллиопа; и) Эвтерпа.
1) астрономия; 2) лирическая поэзия и музыка; 3) история; 4) любовная поэзия; 5) эпическая поэзия; 6) танец; 7) комедия; 8) пантомима и гимны; 9) трагедия.
2. В древнегреческих мифах отцом муз называют Зевса. Напишите имя матери муз.
3. Напишите диалог между музой истории и музой трагедии. Придумайте предмет их спора, аргументацию (например, любые цитаты из художественной литературы, ссылки на опыт деятелей различных искусств). Постарайтесь, чтобы диалог был занимателен и познавателен. Позаботьтесь о речевой характеристике героинь, о стиле своего диалога. Примерный объём диалога – 70–90 слов.
Ответ. I – а – 3 II – е – 7 III – б – 8 IV – ж – 9 V – и – 2 VI – з – 5 VII – г – 6 VIII – д – 1 IX – в – 4 За каждое верное соотнесение – по 0,5 балла, всего 9 баллов.
2. Мать муз – Мнемозина. Иногда матерью муз называют Гармонию. За верно указанное имя – 1 балл.
3. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 164. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |