Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопросы по русскому языку (31 балл)




МОСКОВСКАЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА. 2016–2017 г.

ОЧНЫЙ ЭТАП

Класс

Задания, ответы, критерии оценивания

I. [20 баллов] РАЗМИНКА

 

Прочитайте отрывок из сочинения восьмиклассника. Найдите в нём ошибки, прокомментируйте и исправьте их. Начертите таблицу по образцу, данному ниже, и заполните её.

 

Ошибки Комментарии и исправления
Орфографические  
Пунктуационные  
Лексические и фразеологические  
Стилистические  
Логические  

 

Неблагодарность – это гадость, которая портит людей. Я считаю, что это одно из самых отвратительных качеств. Неблагодарный человек не ценит старания других сделать ему лучше, помочь ему. Он принимает услуги окружающих как должное, как будто ему обязаны причинять добро. И даже бывает так, что в ответ на оказанную помощь человек ещё высказывает недовольство тем, что ему плохо, по его мнению, помогли. Например, ученик не привык убираться у себя дома, а когда его мама, потеряв терпение из-за этой выходки сына, вымоет у него в комнате пол, ученик ещё и упрекнёт её, что она плохо вымыла под столом, или под кроватью. Что вырастет потом из такого сына? Как этот человек будет относится к окружающим, если он уже сейчас ни в какие ворота не лезет?

Но жизнь учит неблагодарных людей. Когда они сами оказываются
в ситуации, в которой им нужна помощь, а им ни кто не помогает, тогда они начинают понимать, как плохо быть неблагодарным. Но уже поздно пить боржоми, потому что доверие к ним со стороны других людей утрачено. А востановить потеряное доверие, очень тяжело.

Таким образом, неблагодарность – это отсутствие чувства признательности другим людям за предоставленное ими добро.




Ответ

 

Ошибки Комментарии и исправления Баллы
Орфографические (по 1 баллу за ошибку) 1. он будет относится – надо относиться, потому что это инфинитив (1 балл). 2. ни кто не помогает – отрицательное местоимение никто надо писать слитно, если между приставкой и корнем не стоит предлог (1 балл). 3. востановить – надо восстановить, здесь приставка вос- и корень – ста- (1 балл). 4. потеряное – надо потерянное, это полное причастие от глагола совершенного вида потерять (1 балл) 4 балла
Пунктуационные (по 1 баллу за ошибку) 1. А восстановить… доверие, очень тяжело – запятая не ставится между подлежащим восстановить и именной частью сказуемого тяжело. Надо: А восстановить… доверие очень тяжело (1 балл). 2. плохо вымыла под столом, или под кроватью – перед одиночным разделительным союзом или запятая не ставится. Надо: плохо вымыла под столом или под кроватью (1 балл) 2 балла
Лексические и фразеологические (по 2 балла за ошибку) 1. ему обязаны причинять добро – причинять можно только что-либо неприятное (стра­дание, боль). Надо: ему обязаны делать добро (2 балла). 2. потеряв терпение из-за этой выходки сына – под выходкой подразумевается какой-либо конкретный поступок, не одобряемый говорящим, а здесь речь идёт о привычке сына не убираться. Надо: потеряв терпение из-за поведения сына / из-за того, что сын ничего не делает (2 балла). 3. отсутствие чувства признательности… за предоставленное добропредоставить значит отдать кому-либо что-либо в распоря­жение, в пользование, а добро не отдают в пользование, его делают, совершают. Надо: отсутствие чувства признатель­ности… за сделанное добро / за оказанную услугу / за добрый поступок (2 балла). 4. если он уже сейчас ни в какие ворота не лезет – данное выражение в значении «что-л. никуда не годится, возмутительно» употребляется для выражения резко отрицательного отношения не к человеку как к таковому, а к его действиям, поступкам, причём уже известным из контекста, так что они обычно не называются. Надо: Как этот человек будет относиться к окружающим, если то, что он себе позволяет / как он себя ведёт, уже сейчас ни в какие ворота не лезет? (2 балла) 8 баллов
Стилистические (по 2 балла за ошибку) 1. поздно пить боржоми – это выражение в значении «время упущено, исправить ничего нельзя» употребляется в разговорном языке, ему не место в сочинении-рассуждении. Надо: но уже поздно что-либо менять / но люди поздно спохватились (2 балла). 2. поздно пить боржоми, потому что… доверие к ним… утрачено – употребление в одном предложении разговорного (см. выше) и официального оборотов речи; ни тот, ни другой неуместны в сочинении-рассуждении. Надо: Но менять что-либо уже поздно, потому что люди перестали им верить (2 балла) 4 балла
Логические (по 2 балла за ошибку) 1. Неблагодарность – это гадость: ошибка характеристики. Нельзя давать характеристику через слово, которое значит общую плохую оценку и не обладает конкретным значением. Гадость – это всё, что считает плохим говорящий. Надо: Неблагодарность портит людей или Неблагодарность – плохое качест­во. Она портит людей (2 балла). Примечание. Употребление слова гадость вполне может считаться и лексической ошибкой, так что ученик волен поместить её в другую рубрику 2 балла

Итого

20

 


 

II. [25 баллов] СЕРПЕНТАРИЙ

Подпишите изображения. Если перед Вами герои художественного произведения, укажите его автора и название.

С какими легендами связаны эти змеи? Кратко напишите об этом.

Какое изображение можно считать лишним в данном ряду? Исключите его и кратко напишите, почему вы его исключили.

Возможно несколько верных вариантов ответа; укажите все возможные.

 

1

2

3

4

5

6

       

 




Ответ

Следует иметь в виду, что изображение может быть «лишним» по разным основаниям. Самый ожидаемый ответ – исключение скульптуры «Лаокоон и сыновья».

 

1 – скульптура работы греческих ваятелей с Родоса – Агесандра, Полидора и Афинодора (I в. до н. э.). Изображает борьбу Лаокоона и его сыновей со змеями. Лаокоон – в древнегреческой мифологии жрец Аполлона, прорицатель, предостерегавший сограждан-троянцев от принятия в дар коня, сконструиро­ванного греками. Змеи посланы Аполлоном (по другой версии – Афиной). Возможные причины исключения – а) мифологический сюжет; б) скульптура.

2 – Маугли и удав Каа (иллюстрация Р. Давыдова к повести Р. Киплинга «Маугли»).

3 – Василиск и Гарри Поттер (иллюстрация к сказочной повести Дж. Роулинг «Гарри Поттер и тайная комната»). Василиск – известное мифологическое существо, огромная змея, наделённая долгой жизнью и смертоносным взглядом. Согласно легендам, появляется на свет из куриного яйца, высиженного жабой.

4 – Ансельм и Серпентина, иллюстрация к сказке Э. Т. А. Гофмана «Золотой горшок». Серпентина – дочь Саламандра, живущего в Дрездене в обличье архивариуса Линдгорста.

5 – «Удав, проглотивший слона». Иллюстрация А. де Сент-Экзюпери к своей сказочной повести «Маленький принц». Возможная причина исключения – автоиллюстрация.

 

6 – Ванька (Иван) и змея Скарапея. Кадр из мультфильма «Волшебное кольцо» (Л. Носырев, 1979) по сказке Б. Шергина «Ванька добрый». Скарапея – спасённая Иваном дочь змеиного царя – подарила Ивану волшебное кольцо, исполняющее желания. Возможная причина исключения – кадр из мультфильма.

За указание имён в позициях 2, 5, 6 – по 1 баллу (всего 3 балла).

За указание автора и названия в позициях 2, 3, 4, 5, 6 – по 1 баллу (всего 10 баллов).

За краткие пояснения о связи изображений с легендами, мифами – до 5 баллов.

За исключение лишнего: если указано 1 лишнее изображение, то 1 балл, если 2, то 3 балла, если 3, то 5 баллов, если 4 и более, то 7 баллов. Если одно изображение исключено по разным основаниям, то за количество оснований – также до 7 баллов.

Всего 25 баллов.


 

III. [65 баллов] РАБОТА С ТЕКСТОМ

Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

 

Борис Леонидович Пастернак (1890–1960)

 


СКАЗКА

 

(1) Встарь, во время оно,

(2) В сказочном краю

(3) Пробирался конный

(4) Степью по репью.

 

(5) Он спешил на сечу,

(6) А в степной пыли

(7) Тёмный лес навстречу

(8) Вырастал вдали.

 

(9) Ныло ретивое,

(10) На сердце скребло:

(11) Бойся водопоя,

(12) Подтяни седло.

 

(13) Не послушал конный

(14) И во весь опор

(15) Залетел с разгону

(16) На лесной бугор.

 

(17) Повернул с кургана,

(18) Въехал в суходол,

(19) Миновал поляну,

(20) Гору перешёл.

 

(21) И забрёл в ложбину,

(22) И лесной тропой

(23) Вышел на звериный

(24) След и водопой.

 

(25) И глухой к призыву

(26) И не вняв чутью,

(27) Свёл коня с обрыва

(28) Попоить к ручью.

 

(29) У ручья пещера.

(30) Пред пещерой брод.

(31) Как бы пламя серы

(32) Озаряло вход.

 

(33) И в дыму багровом,

(34) Застилавшем взор,

(35) Отдалённым зовом

(36) Огласился бор.

 

(37) И тогда оврагом,

(38) Вздрогнув, напрямик

(39) Тронул конный шагом

(40) На призывный крик.

 

(41) И увидел конный,

(42) И приник к копью,

(43) Голову дракона,

(44) Хвост и чешую.

 

(45) Пламенем из зева

(46) Рассевал он свет,

(47) В три кольца вкруг девы

(48) Обмотав хребет.

 

(49) Туловище змея,

(50) Как концом бича,

(51) Поводило шеей

(52) У её плеча.

 

(53) Той страны обычай

(54) Пленницу-красу

(55) Отдавал в добычу

(56) Чудищу в лесу.

 

(57) Края населенье

(58) Хижины свои

(59) Выкупало пеней

(60) Этой от змеи.

 

(61) Змей обвил ей руку

(62) И оплёл гортань,

(63) Получив на муку

(64) В жертву эту дань.

 

(65) Посмотрел с мольбою

(66) Bсадник в высь небес

(67) И копьё для боя

(68) Взял наперевес.

 

(69) Сомкнутые веки.

(70) Bыси. Облака.

(71) Воды. Броды. Реки.

(72) Годы и века.

 

(73) Конный в шлеме сбитом,

(74) Сшибленный в бою.

(75) Верный конь, копытом

(76) Топчущий змею.

 

(77) Конь и труп дракона

(78) Рядом на песке.

(79) В обмороке конный,

(80) Дева в столбняке.

 

(81) Светел свод полдневный,

(82) Синева нежна.

(83) Кто она? Царевна?

(84) Дочь земли? Княжна?

 

(85) То, в избытке счастья,

(86) Слёзы в три ручья.

(87) То душа во власти

(88) Сна и забытья.

 

(89) То возврат здоровья,

(90) То недвижность жил

(91) От потери крови

(92) И упадка сил.

 

(93) Но сердца их бьются.

(94) То она, то он

(95) Силятся очнуться

(96) И впадают в сон.

 

(97) Сомкнутые веки.

(98) Выси. Облака.

(99) Воды. Броды. Реки.

(100) Годы и века.

(1927)

 

Вопросы по русскому языку (31 балл)

 

1. [1 балл] Выпишите из строк 21–32 обстоятельство цели в той форме, в какой оно стоит в тексте.

Ответ:попоить (1 балл).

 

2. [2 балла] Выпишите из предложения в строках 53–56 грамматическую основу.

Ответ:обычай отдавал (2 балла).

 

3. [2 балла] Дайте толкование выражению ныло ретивое, употреблённому в 9-й строке стихотворения.

Ответ: (у кого-либо) было тяжело на сердце, кого-либо томило сильное чувство печали, тоски (возможно, от нехорошего предчувствия) (2 балла).

 

4. [4 балла] Выпишите из строк 5–12 все слова с нулевым окончанием в той форме, в какой они употреблены в тексте.

Ответ:он (0,5 балла), спешил (0,5 балла), лес (0,5 балла), вырастал (0,5 балла), бойся (1 балл), подтяни (1 балл). Всего 4 балла.

 

5. [3 балла] Выпишите из строк 89–100 все слова, которые состоят из приставки, корня, двух суффиксов и окончания, в той форме, в какой они употреблены в тексте.

Ответ:недвижность (1 балл), впадают (1 балл), сомкнутые (1 балл). Всего 3 балла.

 

6. [2 балла] Выпишите из строк 1–32 существительные, расширяющие в родительном, дательном, творительном и предложном падежах единствен­ного числа свою основу на один слог. Слова выпишите в начальной форме.

Ответ:время (1 балл), пламя (1 балл).

 

7. [1 балл] Выпишите из строк 49–60 глагол, который при образовании форм настоящего времени теряет суффикс, имеющийся у него в формах прошедшего времени. Глагол выпишите в той форме, в какой он употреблён в тексте.Ответ:отдавал (1 балл). 8. [3 балла] Выпишите из строк 33–48 глагол, в котором при образовании данной формы не звучат и не пишутся два суффикса: один из этих суффиксов, содержащийся в других формах, показывает вид глагола, другой, также содержащийся в других формах, – значение времени. Укажите эти суффиксы и примеры форм этого глагола с ними.Ответ:приник (1 балл); первый суффикс – -ну- (-н-) (приникнуть, приникну) (1 балл); второй суффикс – -л- (приникла) (1 балл). Всего 3 балла.

 

9. [2 балла] Выпишите из строк 1–92 глаголы, у которых в данной форме не пишется и не звучит последний задненёбный (к, г или х) согласный корня. Глаголы выписывайте в той форме, в какой они употреблены в тексте.

Ответ:подтяни (1 балл), тронул (1 балл). Всего 2 балла.

 

10. [4 балла] Выпишите из строк 21–100 глаголы, у которых в данной форме не пишется и не звучит последний зубной (д или т) согласный корня. Глаголы выписывайте в той форме, в какой они употреблены в тексте.

Ответ:забрёл (1 балл), вышел (1 балл), свёл (1 балл), оплёл (1 балл). Всего 4 балла.

 

11. [7 баллов] Чтобы лучше видеть структуру предложения, используют метод «синтаксического дерева». Например, «синтаксическое дерево» предложения Маленькая девочка играла с тряпичными куклами будет выглядеть так:

 

Девочка ↔ играла

                                                      ↓                  ↓

                                            маленькая     с куклами

                                                                                 ↓

                       тряпичными

                                   

Нарисуйте «синтаксическое дерево» для предложения в строках 57–60.

 

Ответ:

                                     Н а с е л е н ь е ↔ в ы к у п а л о

                                                  ↓                 ↓        ↓       ↓

                                                края         хижины пеней от змеи

                                                                            ↓        ↓

                                                                         свои    этой

 

За каждую правильно построенную связь – по 1 баллу. Всего 7 баллов.

 


Вопросы по литературе (34 балла)

 

1. [2 балла] Укажите стихотворный размер (с количеством стоп).

Ответ: трёхстопный (1 балл) хорей (1 балл).

 

2. [2 балла] Укажите систему (тип) рифмовки в стихотворении.

Ответ: перекрёстная (2 балла).

 

3. [4 балла] Как называется в стихотворении противник конного?

Ответ: змей, дракон, чудище, змея (по 1 баллу за слово, всего 4 балла).

 

4. [2 балла] Какая деталь говорит об «адском», дьявольском начале в образе змея? В какой строке?

Ответ: пламя серы, строка 31 (до 2 баллов за верный ответ).

 

5. [4 балла] Выпишите обороты, характерные для народного творчества.

Ответ: тёмный лес, верный конь, ретивое [в значении существительного], пленницу-красу, спешил на сечу (до 4 баллов в зависимости от полноты ответа).

 

6. [3 балла] Черты каких жанров отразились в этом стихотворении? Ответ обоснуйте.

Ответ:а) баллада: фантастический сюжет, образы девы и рыцаря; б) сказка: фантастический фольклорный сюжет, запрет и его нарушение (до 3 баллов в зависимости от полноты ответа).

 

7. [5 баллов] Где происходит действие? Как обрисован путь «конного»? Есть ли какие-то символические детали пейзажа? Ответьте в 2–3 предложениях.

Ответ: действие происходит «в сказочном краю». Конкретные показатели места: степь, лес (бор), поляна, курган, гора, обрыв, ложбина, суходол, река, брод, пещера, овраг. Путь всадника полон препятствий, особое препятствие – река, символическая граница двух миров. Особое пространство – «высь небес», «облака» (до 5 баллов в зависимости от полноты ответа).

 

8. [5 баллов] Какая строфа повторяется? Можно ли назвать этот повтор рефреном? Какой смысл несёт в себе эта строфа?

Ответ: строфы 18 и 25 (строки 69–72 и 97–100, 1 балл). Рефреном данный повтор назвать нельзя, он нерегулярен (1 балл). Примерный ответ на третий вопрос: строфа сообщает общемифологический смысл конкретной легенде, даёт символи­ческий план описанного, связывает воедино все истории о спасении девы и победе над змеем (до 3 баллов в зависимости от полноты ответа). Всего 5 баллов.

 

9. [7 баллов] Какие легенды и сказания о победе над драконом (змеем) вам известны? Какие фольклорные и литературные произведения на эту тему вы знаете?

Ответ. Змееборческий сюжет распространён в мифах, сказках, легендах разных народов мира. Он встречается в древнегреческой (борьба с Пифоном, мифы о Геракле), германской (истории о Зигфриде), скандинавской (змей Ёрмунганд) англосаксонской («Беовульф») и прочих мифологических традициях. Можно вспомнить «Чудо Георгия о змие», «Сказание о Егории Храбром» – легенда и часть жития св. Георгия, былина «Добрыня и Змей», сказка «Иван Коровий сын», «Сказание о Петре и Февронии» – древнерусская повесть, пьеса Е.Л. Шварца «Дракон» и др. Могут быть названы и другие произведения и легенды. (До 7 баллов в зависимости от количества названных легенд и произведений).

 

IV. [40 баллов] ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

 

Перед Вами изображения муз из древнегреческих мифов. Ниже даны их имена и перечень областей искусств, которым они покровительствуют.

 

1. Соотнесите изображения с именами муз и видом искусства (например,
II – в – 1 и т. д.). Ответы запишите в столбик.

 

 I II III IV V VI VII VIII IX

 

 

а) Клио; б) Полигимния; в) Эрато; г) Терпсихора; д) Урания; е) Талия; ж) Мельпомена; з) Каллиопа; и) Эвтерпа.

 

1) астрономия; 2) лирическая поэзия и музыка; 3) история; 4) любовная поэзия; 5) эпическая поэзия; 6) танец; 7) комедия; 8) пантомима и гимны; 9) трагедия.

 

 

2. В древнегреческих мифах отцом муз называют Зевса. Напишите имя матери муз.

 

 

3. Напишите диалог между музой истории и музой трагедии.

Придумайте предмет их спора, аргументацию (например, любые цитаты из художественной литературы, ссылки на опыт деятелей различных искусств). Постарайтесь, чтобы диалог был занимателен и познавателен. Позаботьтесь о речевой характеристике героинь, о стиле своего диалога. Примерный объём диалога – 70–90 слов.

 



Ответ.


I – а – 3

II – е – 7

III – б – 8

IV – ж – 9

V – и – 2

VI – з – 5

VII – г – 6

VIII – д – 1

IX – в – 4


За каждое верное соотнесение – по 0,5 балла, всего 9 баллов.

 

 

2. Мать муз – Мнемозина. Иногда матерью муз называют Гармонию. За верно указанное имя – 1 балл.


 

3.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 164.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...