Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопросы по русскому языку (28 баллов)




МОСКОВСКАЯ ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА. 2016–2017 г.

ОЧНЫЙ ЭТАП

Класс

Задания, ответы, критерии оценивания

I. [20 баллов] РАЗМИНКА

 

Прочитайте отрывок из сочинения пятиклассника. Найдите в нём ошибки, прокомментируйте и исправьте их. Начертите таблицу по образцу, данному ниже, и заполните её.

 

Ошибки Комментарии и исправления
Орфографические  
Пунктуационные  
Грамматические  
Лексические и фразеологические  
Логические  

 

Сегодня я пришёл в школу раньше всего. На этажах, в коридорах и в остальных классах ещё никого не было. Я поставил портфель у своего класса и отправился брести по коридорам. Эхо моих шагов гулко раздовался по этажам, и я то и дело останавливался, и прислушивался к необычным для школы звукам. Обойдя все этажи, я вернулся к классу. Мой портфель по-прежнему стоял на полу, а рядом я увидел ярко-оранжевую сумку моего друга Васьки. Я стал искать Ваську, но он не отзывался. Тогда я опустился на первый этаж и увидел, что Васька стоит у медецинского кабинета. Он сказал мне, что боиться писать контрольную по математике, поэтому решил попросить у мед сестры справку, что у него кровь стынет в жилах.

 

Ответ

 

Ошибки Комментарии и исправления Баллы
Орфогра­фические (по 1 баллу за ошибку) 1. раздовался – надо раздавался (дать) (1 балл). 2. медецинского – надо медицинского (слово надо запомнить) (1 балл). 3. боиться – надо боится, это глагол в 3-м лице единственного числа (1 балл). 4. мед сестры – надо медсестры, это слово пишется слитно (1 балл) 4 балла
Пунктуационные (по 2 балла за ошибку) 1. останавливался, и прислушивался – между одно­родными членами предложения, связанными одиночным союзом «и», запятая не ставится. Надо: останавливался и прислушивался (всего 2 балла) 2 балла

 


 

Грамматические (по 2 балла за ошибку) 1. я пришёл в школу раньше всего – так можно сказать, когда сравниваются неживые предметы, а в тексте речь идёт об остальных учениках класса. Надо: я пришёл в школу раньше всех (2 балла). 2. эхо раздавался. Слово эхо среднего рода, надо: эхо раздавалось (2 балла). 4 балла
Лексические и фразеологические (по 2 балла за ошибку) 1. отправился брести по коридорам – слово брести предполагает движение в одном направлении, а здесь ясно, что движение происходит в разных направлениях. Надо: я отправился бродить по коридорам (2 балла). 2. я опустился на первый этаж – слово опуститься значит «переместить себя в более низкое положение», например, стоял, а потом опустился на диван. Надо: я спустился (то есть переместился сверху вниз) на первый этаж (2 балла). 3. …справку, что у него кровь стынет в жилах – фразеологический оборот кровь стынет в жилах (у кого-л.) значит «у кого-л. возникает ощущение ужаса, жуткого страха на какое-л. пугающее событие», а здесь получается, что у Васьки и в самом деле кровь становится холодной. Надо: справку, что он простудился / что у него простуда или подобное. Если же автор действительно хочет употребить этот оборот в своём образном значении, тогда странно просить о состоянии ужаса справку у медсестры, и тогда надо: он (так) боится писать контрольную, и (что) у него (прямо) кровь стынет в жилах (2 балла) 6 баллов
Логические (по 2 балла за ошибку) 1. на этажах, в коридорах и в остальных классах. Этажи и коридоры – это не виды классов, не нужно слово остальные (2 балла). 2. Я стал искать Ваську, но он не отзывался. Отзываются или не отзываются, когда зовут, а искать можно и молча. Надо: Я стал звать Ваську, но он не отзывался или Я стал искать Ваську, но его нигде не было (2 балла). 4 балла

Итого

20

 

 


 

II. [25 баллов] ЗНАМЕНИТЫЕ БОРОДАЧИ

Кто изображён на рисунках? Подпишите изображения бородатых героев. Если перед Вами герой художественного произведения, укажите автора и название.

Какое изображение можно считать лишним в данном ряду? Исключите его и кратко напишите, почему Вы его исключили. Что объединяет остальные изображения?

Возможно несколько верных вариантов ответа; укажите все возможные.

 

1 2 3
художник Г.О. Вальк художник А.М. Каневский художники Т.К. Добровольская и Н.Г. Лебедев
4 5 6
художник Г.А. Мазурин художник М.В. Нестеров художник М.C. Беломлинский

 


 




Ответ

Следует иметь в виду, что любое изображение может быть «лишним» по разным основаниям. Самый ожидаемый ответ – исключение портрета Л.Н. Толстого.

1 – чародей Черномор из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Возможные причины исключения: сказка в стихах, поэма; самая длинная борода из изображённых.

2 – Карабас Барабас из сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

3 – Синяя Борода из одноимённой сказки Шарля Перро. Возможная причина исключения: самая старая сказка (1697).

4 – Джинн Гассан Абдурахман ибн Хоттаб, Старик Хоттабыч из одноимённой сказочной повести Л.И. Лагина. Второй бородач на рисунке – Волька (Владимир) Костыльков. Возможная причина исключения: самая поздняя сказка (1938).

5 – портрет Л.Н. Толстого. Возможная причина исключения: работа М.В. Нестерова не является иллюстрацией к художественному произведению, это изображение реально существовавшего человека.

6 – Маг Гэндальф из сказочной повести Дж.Р.Р. Толкина «Хоббит, или Туда и обратно». Возможная причина исключения: самая поздняя иллюстрация; техника гравюры.

 

Объединяют приведённые иллюстрации (кроме портрета Л.Н. Толстого) следующие признаки:

а) всё это иллюстрации к сказкам;

б) все созданы советскими художниками;

в) на всех изображены два персонажа.

Возможны и другие варианты ответов, не противоречащие логике.

 

За названных героев – по 1 баллу (всего 6 баллов).

За указание автора и названия – по 1 баллу (всего 5 баллов).

За исключение лишнего – если указано одно лишнее изображение, то 2 балла, если два, то 5 баллов, если три, то 7 баллов, если четыре и более, то 9 баллов. Если одно изображение исключено по разным основаниям, то за количество оснований – также до 9 баллов.

За объединение изображений – до 5 баллов.


III. [55 баллов] РАБОТА С ТЕКСТОМ

Прочитайте текст, ответьте на вопросы.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814–1841)


НЕЗАБУДКА

 

Сказка

 

(1) В старинны годы люди были

(2) Совсем не то, что в наши дни;

(3) (Коль в мире есть любовь) любили

(4) Чистосердечнее они.

(5) О древней верности, конечно,

(6) Слыхали как-нибудь и вы,

(7) Но как сказания молвы

(8) Всё дело перепортят вечно,

(9) То я вам точный образец

(10) Хочу представить наконец.

(11) У влаги ручейка холодной,

(12) Под тенью липовых ветвей,

(13) Не опасаясь злых очей,

(14) Однажды рыцарь благородный

(15) Сидел с любезною своей

(16) Тихонько ручкой молодою

(17) Она красавца обняла.

(18) Полна невинной простотою,

(19) Беседа мирная текла.

(20) «Друг, не клянися мне напрасно, –

(21) Сказала дева, – верю я,

(22) Ясна, чиста любовь твоя,

(23) Как эта звонкая струя,

(24) Как этот свод над нами ясный;

(25) Но как она в тебе сильна,

(26) Ещё не знаю. Посмотри-ка,

(27) Там рдеет пышная гвоздика,

(28) Но нет: гвоздика не нужна;

(29) Подалее, как ты, унылый,

(30) Чуть виден голубой цветок…

(31) Сорви же мне его, мой милый:

(32) Он для любви не так далёк!»

(33) Вскочил мой рыцарь, восхищенный

(34) Её душевной простотой;

(35) Через ручей прыгнув, стрелой

(36) Летит он цветик драгоценный

(37) Сорвать поспешною рукой


 

(38) Уж близко цель его стремленья,

(39) Как вдруг под ним (ужасный вид)

(40) Земля неверная дрожит,

(41) Он вязнет, нет ему спасенья!..

(42) Взор кинув полный весь огня

(43) Своей красавице безгласной,

(44) «Прости, не позабудь меня!»

(45) Воскликнул юноша несчастный;

(46) И мигом пагубный цветок

(47) Схватил рукою безнадежной;

(48) И сердца пылкого в залог

(49) Его он кинул деве нежной.

(50) Цветок печальный с этих пор

(51) Любови дорог; сердце бьётся,

(52) Когда его приметит взор.

(53) Он незабудкою зовётся;

(54) В местах сырых, вблизи болот,

(55) Как бы страшась прикосновенья,

(56) Он ищет там уединенья;

(57) И цветом неба он цветёт,

(58) Где смерти нет и нет забвенья...

(59) Вот повести конец моей;

(60) Судите: быль иль небылица.

(61) А виновата ли девица –

(62) Сказала, верно, совесть ей!

(1830)


Вопросы по русскому языку (28 баллов)

1. [2 балла] Сколько в стихотворении однокоренных слов с корнем -цвет-? Запишите ответ цифрой.

Ответ:4 (2 балла). Для справки: цветок, цветик, цветом, цветёт.

 

2. [2 балла] Укажите все строки стихотворения, в которых есть сравнение.

Ответ:23, 24, 29, 35 (2 балла, по 0,5 балла за строку).

 

3. [3 балла] Выпишите из текста стихотворения слово с корнем -люб-, которое в современном языке имеет другое значение по сравнению с тем, в котором его употребляет М.Ю. Лермонтов. Напишите, как звучала бы эта строчка в совре­менном языке, сохраняя при этом размер стихотворения.

Ответ:любезною (любезная) (2 балла); сидел с возлюбленной своей / сидел с любимою своей (1 балл). Всего 3 балла.

 

4. [2 балла] Выпишите из строк 42–58 слово/слова, в котором/в которых есть звук [Д], в той форме, в какой оно/они употреблено/употреблены в тексте.

Ответ:дорог (2 балла).


5. [2 балла] Выпишите из части сложного предложения в строке 31 грам­матическую основу.

Ответ:сорви (же). (2 балла).

 

6. [3 балла] Выпишите из строк 38–49 имена существительные, у которых омонимичны (имеют одинаковое написание и звучание) формы именительного и предложного падежей единственного числа.

Ответ:стремленья (1 балл), спасенья (1 балл), сердца (1 балл) / стремленье (1 балл), спасенье (1 балл), сердце (1 балл) (3 балла).

 

7. [3 балла] Выпишите из текста стихотворения все имена существительные 3‑го склонения в именительном падеже единственного числа. Если существи­тельное в тексте повторяется, выпишите его один раз.

Ответ:любовь, верность, тень, ветвь, цель, смерть, повесть, быль, совесть (или любая другая последовательность; до 3 баллов за полный ответ).

 

8. [2 балла] Известно, что глаголы на -ать, кроме гнать, дышать, держать, слышать, относятся к 1-му спряжению. Известно, что глаголы на -ить, кроме брить, стелить, зиждиться, относятся ко 2-му спряжению. Почему глагол дрожать (строка 40) 2-го спряжения? Почему глагол биться (строка 51) 1-го спряжения? Ответьте кратко и точно.

 

Ответ:правило определения спряжений работает только для глаголов с безу­дарными окончаниями. Вариант: у данных глаголов ударные окончания, и правило спряжения применять не нужно (до 2 баллов за полный ответ).

 

9. [3 балла] Выпишите из строк 50–54 все слова с нулевым окончанием в той форме, в какой они употреблены в тексте.

Ответ:цветок, (с) пор, дорог, взор, он, болот (3 балла, по 0,5 балла за каждое слово).

 

10. [3 балла] Выпишите из строк 11–24 все слова самостоятельных частей речи, которые не изменяются ни по роду, ни по числу, ни по падежу.

Ответ:(не) опасаясь, однажды, тихонько, напрасно (до 3 баллов за полный ответ).

 

11. [3 балла] Из строк 5–19 выпишите все имена существительные, стоящие в форме винительного падежа.

Ответ:дело, образец, красавца (3 балла, по 1 баллу за каждую форму).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 247.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...