Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

И размножению микрофлоры полости рта




Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздрава России)

Кафедра стоматологии детского возраста

Модуль «Профилактика и коммунальная стоматология»

Дисциплинарный модуль 2

Модульная единица 2.2 «Профессиональная гигиена полости рта»

Занятие 2.2.5

Методические указания к занятию для студентов

 

 

Тюмень, 2013

 

 

Составитель: зав. кафедрой, к.м.н. О.А. Куман, ассистент кафедры стоматологии детского возраста к.м.н. А.В. Лебедев

 

Методические указания к занятию для студентовсоставлена на кафедре т стоматологии детского возраста (заведующая кафедрой - к.м.н. Куман О.А.) на основании требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060201 «Стоматология» (2011г.), учебного плана (2011г.), типовой программы по модулю «Профилактика и коммунальная стоматология».

 

Утверждено на заседании кафедры стоматологии детского возраста

« ____» ______ 2013г.

 

Модульная единица 2.2 «Профессиональная гигиена полости рта»

1.Тема занятия: занятие 2.2.5 Медикаментозные средства для удаления зубного камня.

Актуальность темы, мотивация к ее изучению.

Причиной самых распространенных стоматологических заболеваний являются микроорганизмы полости рта. Наибольшее содержание микроорганизмов отмечено в различных видах зубных отложений, а также в слюне и на поверхности слизистой оболочки языка.

Ключевой фактор в этиологии кариеса — микроорганизмы, содержащиеся в зубной бляшке. В зубном налете содержатся бактерии — стрептококки, в частности Str.mutans., Str.sanguis и Str.salivarius, для которых характерно анаэробное брожение. Вследствие гликолиза стрептококки способны образовывать органические кислоты, которые придлительном воздействии деминерализуют твердые ткани зуба.

Основными этиологическими факторами воспалительных заболеваний пародонта являются:

1) Микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, содержащиеся в неминерализованных и минерализованных зубных отложениях

2) Факторы полости рта, способные усиливать или ослаблять патогенетический потенциал микроорганизмов и продуктов обмена

3) Общие факторы, регулирующие метаболизм тканей полости рта, от которых зависит реакция на патогенные воздействия

Ведущую роль в развитии воспалительных заболеваний пародонта играет микробная инфекция, находящаяся в твердых и мягких зубных отложениях, в особенности штаммы пародонтопатогенных анаэробных микроорганизмов (Prevotella intermedia, Porphyromonas gingivalis, Actinobacillus actinomycetemcomitans и др.).

Первым и во многом определяющим успех этапом профилактики и лечения кариеса и воспалительных заболеваний пародонта является профессиональная гигиена полости рта.

3.Цель занятия: на основе знаний патогенеза кариесанаучиться выявлять зубные отложения для освоения основных критериев профессиональной гигиены полости рта в соответствии возраста и условий в полости рта.

Для этого надо:

- знать анатомо-физиологические особенности строения зубочелюстной системы.

- знать классификации зубных отложений 

-знать классификацию методов профессиональной гигиены

- уметь правильно мотивировать на профессиональную гигиену полости рта

- иметь понятие о программе профилактики стоматологических заболеваний

4. План изучения темы 

Занятие 90 мин.

Наименование учебных элементов Время (минут) Дидактические процессы обеспечения (учебные операции)
1 Организационная часть 5 Объявление темы занятия, актуальность
2 Проверка усвоения учебного материала 15 Письменный блиц-опрос контроль исходного уровня знаний
3 Медикаментозные средства для удаления зубного камня.   25 Опрос студентов по вопросам: - цель, задачи - этапы проведения
4 Перерыв 5  
  Медикаментозные средства для удаления зубного камня. 20 Опрос студентов по вопросам: - антисептические препараты, рецепты
5 Самостоятельное определение 10 - составить перечень антисептических прпаратов
7 Разбор проведения определения различных видов прикуса 10 Преподавательдемонстрирует студентам практическую значимость знаний о работе профилактического кабинета и обращает внимание на особенности каждого составляющего.
9 Анализ и подведение итогов занятия. Домашнее задание. 5  

Самостоятельная работа студентов

А) Вопросы базовых дисциплин, необходимые для изучения темы:

  1. Методы профилактики стоматологических заболеваний.
  2. Организация стоматологической службы в России и г. Тюмени.
  3. Санитарно-гигиенические нормы стоматологического кабинета.
  4. Стоматологические инструменты
  5. Особенности анатомо-морфологического развития ЗЧС.

Б) Контрольные вопросы и тестовые задачи для выявления исходного уровня знаний у студента:

1) Перечислить назубные отложения.

2) Что такое пелликула, ее строение, назначение?

3) Дайте определение «деминерализации».

4) Дайте определение «реминерализации».

5) Напишите формулу гидроксиапатита. Дайте характеристику строения.

6) Укажите время образования мягкого зубного налета, зубной бляшки, их состав и строение.

7) Перечислите методы и средства для устранения мягкого зубного налета.

 

1. Перечислите структурные образования на поверхности зуба:

1. кутикула

2. пелликула

3. мягкий зубной налет

4. зубная бляшка

5. зубной камень

6. все выше перечисленное

2. Перечислите патологические структурные образования на поверхности зуба:

1. кутикула

2. пелликула

3. мягкий зубной налет

4. зубная бляшка

5. зубной камень

3. Через какое время появляется мягкий зубной налет после чистки зубов:

1. через 2 часа

2. через 12 часов

3. через 24 часа

4. Методы выявления зубного налета:

1. РМА

2. ИГ по Федорову-Володкиной

3. рентген

4. РНР

5. CPITN

5. Укажите последовательность расположения тканей зуба:

1. кутикула

2. эмаль

3. дентин

4. пелликула

5. цемент

6. Укажите физиологические свойства пелликулы:

1. трофическая

2. диффузная

3. защитная

4. все перечисленное

5. правильного ответа нет

7. Выберите красители для выявления мягкого зубного налета:

1. эритрозин

2. фуксин основной

3. 1% раствор Люголя

4. Бисмарк коричневый

5. сок свеклы

6. таблетки «Динал»

7. все перечисленное

8. правильного ответа нет

8. Представителями микробной флоры внутреннего слоя зубной бляшки являются:

1. вейлонелы

2. пептострептококки

3. фузобактерии

4. стрептококки

5. анаэробы

9. Поддесневой зубной камень определяется:

1. визуально

2. индикаторным способом

3. градуированным зондом

4. флуоресцентным методом

5. люминисцентным способом

10. Профессиональную гигиену полости рта проводят с учетом:

1. возраста пациента

2. индексной оценки тканей пародонта

3. района проживания

4. все ответы верны

5. правильного ответа нет

 

В) Структура содержания темы (логико-дидактическая схема темы)

Препараты, препятствующие развитию

и размножению микрофлоры полости рта

 Антибиотики

Обладают самым мощным антибактериальным действием за счет подавления роста и образования органической матрицы зубных отложений.

Однако местное их применение в полости рта ограничено, т.к. они могут вызывать сильнейшие аллергические реакции, явления дисбактериоза и толерантность к ним микрофлоры.

В связи с этим широкое применение антибиотиков не рекомендуется.

Однако имеются сведения о противокариозном эффекте ванкомицина путем временного подавления роста и развития стрептококков (его применяют в виде зубного геля).

Кратковременное применение канамицина в виде геля снижает обсемененность полости рта Str.mutans и sanguis.

Аналогичным действием обладает 8-оксихинон, применяемый в виде соли в растворе с концентрацией 4-5%.

Антисептики

Обладают широким спектром действия.

 К ним не развивается привыкание микробной флоры.

 

 

Группа препаратов и название препарата Свойства, применение Механизм, недостатки

Антибиотики широкое применение антибиотиков не рекомендуется.

ванкомицин На противокариозном эффекте путем временного подавления роста и развития стрептококков (его применяют в виде зубного геля).
канамицин Кратковременное применение в виде геля снижает обсемененность полости рта Str.mutans и sanguis.

Антисептики Обладают широким спектром действия. К ним не развивается привыкание микробной флоры.

Хлоргексидин в виде полосканий и входит в состав зубных паст. Для полосканий используется 0,02-0,05% раствор 1-2 раза в день после приема пищи. Фармакопейный – 20% спиртовой раствор хлоргексидина.  Использование хлоргексидина с профилактической целью снижает в полости рта количество микрофлоры, индуцирующей кариес, на 80-90%, а редукция прироста кариеса достигает 50-60%. Механизм действия в избирательности адсорбции на поверхности оксиаппатита и снижении адгезии бактериальных клеток к эмали. Максимальное связывание препарата и положительный эффект наблюдается через 15-30 сек после полоскания. недостатки: горький вкус, изменяет цвет языка (чернеет) и зубов (желтый, коричневый, желто-коричневый), при длительном применении вызывает десквамацию эпителия, дисбактериоз, образует в полости рта канцерогены.  
   
«Лизоплак» (Lisoplak).   В 100 мл геля содержится: хлоргексидина биглюконата – 0,01 г., натрия цитрата –1,00 г., натрия бората – 0,50 г., диметикона – 0,10 г. Механизм действия «Лизоплак»: - антисептик – хлоргексидин разрушает бактериальный налет и препятствует образованию и минерализации зубного налета; - цитрат натрия – связывает кальций, препятствует минерализации и образованию отложений в виде зубного камня, разрыхляет последний и облегчает его удаление; - диметикон – придает зубам ровную поверхность, блеск и предупреждает образование кислотного налета. Показания к применению: 1. Удаление зубного налета на зубах. 2. Предупреждение образования зубного камня. 3. Гигиенический уход за зубами. Применение: «Лизоплак» используют для полоскания полости рта перед чисткой зубов. Одноразовой дозой (10 мл или половина дозирующего колпачка) интенсивно полоскать рот в течение 30 сек. Затем почистить зубы обычной щеткой и зубной пастой. Рекомендуется применять раствор утром и вечером. Форма выпуска: гелевидный раствор для полосканий полости рта, во флаконах по 250 мл. Кроме того, ингибируют отложения зубного камня: хлорид натрия, сульфат магния, карбонат натрия и калия, 1% раствор хлорамина, 2% раствор йода и 2-2,4% – йодистого калия или натрия в 53% растворе глицерина.
триклозан Применение средств для чистки зубов с содержанием 0,3% сополимера метоксиэтилена и малеиновой кислоты значительно снижает степень поражения зубов бляшками, гингивитом и зубным камнем.  
Новоиманин раствор 0,1% концентрации
Натрия уснинат  0,25% раствор выделенный из лишайника  
Корсодил (Corsodyl)   Содержит 0,2% раствор хлоргексидина. Применяется для полоскания полости рта. Для разового полоскания достаточно 10 мл корсодила.
Элюдрил (Eludril)   Раствор для полосканий полости рта, содержащая хлоргексидин, хлорбутанол, хлороформ, докузат натрия. Оказывает антисептическое и противовоспалительное действие. 2-4 чайные ложки на ½ стакана воды. Выпускается во флаконах по 90 мл.  
Фурацилин (Furacilinum)   Антибактериальный препарат нитрофуранового ряда. Оказывает действие на грамположительную и грамотрицательную флору. Применяют в виде 0,02% раствора при лечении пародонтитов, гингивитов, в том числе в стадии абсцедирования. Препарат используется в виде полосканий и орошений полости рта. Rp. Sol. Furacilini 0,02% — 200 ml D.S. Для обработки слизистой оболочки десны и полоскания полости рта  
Этоний (Aethonium)   Оказывает бактерицидное и бактериостатическое действие на стрептококки и стафилококки. Для аппликаций на слизистую оболочку десны, введения в пародонтальный карман и антисептической обработки слизистой полости рта применяют 0,5% раствор или 0,5%1% мазь этония. Rp. Sol. Aethonii 0,5% — 100 ml D.S. Для аппликаций на слизистую оболочку десны  
Мирамистин (Myramistin)   0,01% раствор мирамистина обладает выраженным антимикробным действием против грамположительной и грамотрицательной аэробной и анаэробной флоры полости рта, фунгицидным, противовирусным и противопротозойным действием. Применяется для полосканий полости рта.  По эффективности несколько уступает хлоргексидину. При использовании препарата возможно появление чувства жжения в течение 10%15 секунд, что не требует отмены препарата. Rp. Sol. Myramistini 0,01% — 500 ml D.S. Для полосканий полости рта
Гексорал (Hexoral)   Действующее вещество — гексетидин. Обладает антисептическим, противогрибковым, гемостатическим, обволакивающим и дезодорирующим действием.  Выпускается в виде раствора, спрея и аэрозоля. Применяют для полосканий полости рта или аппликационно.  При применении гексорала возможно нарушение вкусовой чувствительности и возникновение аллергических реакций.
Димексид (Dimexidum)   Обладает антисептическим и неспецифическим противовоспалительным действием, проявляет противовирусную и противоаллергическую активность. 0,25% раствор применяется для полосканий полости рта. Возможно возникновение аллергической реакции. Rp. Sol. Dimexidi 10% — 100 ml D.S. В разведении до 0,25% раствора для полосканий полости рта  
Антисептическая жидкость для полоскания (концентрат) производства фирмы «ВладМиВа» Содержит катионное четвертично-аммониевое соединение центимониум бромид обладающее бактериостатическим и бактерицидным эффектом.  Раствор для полоскания полости рта готовят разбавлением концентрата водой в соотношении 1:10 или 1 колпачок жидкости на стакан воды. Выпускается во флаконах по 125 мл.  
Гидроперит   Таблетки по 1,5 г., которые содержат перекись водорода и мочевину. 1 таблетка гидроперита действует также как 15 мл 3% раствора перекиси водорода. 1 таблетку растворяют в 1/2 стакана воды, используют для полосканий и орошений полости рта.

вещества на основе растительных препаратов

«Малавит» полоскание рта 2-5 раз в день (5-10 капель на стакан воды) или аппликации турунды смоченной в малавит-глицериновом растворе (1:1 или 1:2).     на все виды аэробной и анаэробной инфекции с выраженным антивирусным, антигрибковым, обезболивающим и дезодорирующим действием
«Сангвиритрин» содержат 0,03% экстракта (эквивалент 0,01% сангвиритрина) и 0,2% хлористого цинка для усиления антибляшкового эффекта. Раствор «Сангвиритрина» содержится и в зубной пасте «Вивадент». Для предупреждения образования зубных отложений показаны 0,03% раствор сангвинарина, 0,5% раствор прополиса, 0,05-0,1% раствор перуксусной кислоты.  
Хлорофиллипт 0,25%раствор, содержащий хлорофилл из листьев эвкалипта
Настойка календулы из листьев календулы, применяется в виде 0,1%0,25% водно-спиртового раствора
Сальвин из листьев шалфея, применяется в виде 0,1%0,25% водно-спиртового раствора

Ферменты

 

Протеолитические ферменты (трипсин, хемотрипсин, хемопсин, репсин, папаин для растворения белковой оболочки и белковой матрицы микрофлоры, для разрыхления и удаления зубного налета. в виде полосканий и входят в состав зубных паст и жевательных резинок. Для продления срока действия ферментов их можно растворить в глицерине и нанести в виде твердеющей пасты на зубы кисточкой или шпателем на 45-60 минут. Состав пасты: фермент – трипсин – 0,2 г.; глицерин – 1 мл; белая глина или сухой дентин – до образования пасты. Побочное действие ферментов: неприятный вкус, раздражение тканей слизистой полости рта, гиперчувствительность зубов.
Ферменты углеводного обмена, расщепляющие полисахариды (декстраназа, мутаназа, муциназа, амилогликозидаза, гиалуронидаза лизируют углеводы зубного налета, приводя к его размыванию и растворению. в виде полосканий и входят в состав зубных паст и жевательных резинок.
Лизоцим вызывает лизис кариесогенных стрептококков, усиливая свое воздействие в присутствии натрия лаурилсульфата. в виде полосканий и входят в состав зубных паст и жевательных резинок.  

Вещества, препятствующие оседанию налета на зубах

и способствующие его удалению (ПАВ)

 

олеат натрия, цетилперидин, цетавлон, лаурилсарколизат натрия, сульфариноцинолят натрия, додецилсульфат а) антимикробное влияние на микрофлору полости рта (подавляют активность ряда внутриклеточных ферментов бактерий); б) препятствуют оседанию метаболитов и микробов на поверхность эмали и формированию на ней мягкого зубного налета; в) увеличивают проникновение фтора в эмаль и вызывают повышенное отложение фтораппатитов. В результате комплексного воздействия теряется способность микроорганизмов к адгезии на эмали зуба, обеспечивается их быстрое вымывание и удаление зубного налета. 1. Для полоскания полости рта в составе различных эликсиров. Зубной эликсир «Олимпийский» содержит 0,12% цетавлона. 2. Для чистки зубов в составе практически всех зубных паст.  

 

6. Практическая работа составить перечень антисептических препаратов.

 

 

 7. Литература рекомендуемая для самоподготовки

Основная литература (О.Л.)

1.Н.В.Курякина Стоматология профилактическая // Медицинская книга, Москва 2005

Дополнительная литература(Д.Л.)

2.Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н. Профилактика стоматологических заболеваний // Москва 2006










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 154.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...