Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экономическая система общества: сущность и субъекты




экономическая система обществасфера функционирования производительных сил и производственных отношений, взаимодействие которых характеризует совокупность технико-экономических и организационных форм и видов хозяйственной деятельности. Любая экономическая система должна дать ответы на вопросы: что производить; как производить; для кого производить. Сущность экономической системы определяется и вместе с тем зависит от конкретной совокупности экономических отношений, которая соответствует определенному уровню развития производительных сил и развивается на основе действия объективных экономических законов и субъективных факторов. Иначе говоря, экономическая система - это весь объем воздействия производственных отношений и производительных сил, а их взаимодействие характеризует совокупность видов и организационных форм хозяйствования. Структурные элементы экономической системы:• производственные отношения;• производительные силы общества;• механизм хозяйствования.производительных сил общества - квалификационный уровень производителей и развитие техники - определяет эффективность, результативность экономической системы, уровень производительности труда, наконец, материальное благосостояние населения. Современные производительные силы требуют не только сбалансированности между отраслями и подотраслями народного хозяйства страны, а часто и синхронности их действий.Производственные отношения и производительные силы - это форма и содержание способа производства, а вместе с надстройкой - формации.экономической системы - механизм хозяйствования - это функциональная сторона производственных

15.Структура экономической системы общества определяется в общеисторическом плане — взаимодействием фаз воспроизводственного процесса, а в конкретно-историческом — взаимодействием производительных сил и производственных отношений в рамках определенного способа производства. Производительные силы составляют содержание общественного способа производства, а производственные отношения — его форму. Как и всякая система, способ производства может эффективно функционировать при взаимном соответствии содержания и формы. Взаимодействие производительных сил и производственных отношений противоречиво. Это противоречие конкретизируется через борьбу интересов различных экономических субъектов. Содержание (производительные силы) выступает как первичная, ведущая сторона, развитие которой определяет и развитие формы (производственных отношений). Последние должны быть адекватны содержанию способа производства, что находит отражение в законе соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил. Фактически в экономической системе имеет место постоянное изменение соотношения формы и содержания, постоянное опережение или отставание одной из сторон — при общей тенденции ведущей роли производительных сил и качественного единства исторически определенного характера их связи с производственными отношениями. В практике хозяйствования структура экономической системы принимает форму структуры хозяйственного механизма. Экономические агенты реализуют свои интересы, прежде всего в качестве хозяйствующих субъектов. Структура хозяйственного механизма воплощает организационно упорядоченные связи базисной и надстроечной природы между участниками хозяйственной деятельности. Совокупность данных связей может быть сгруппирована в три блока: первый — отношения между собственниками как субъектами управления и работниками как исполнителями; второй — отношения хозяйствующих субъектов между собой; третий — отношения хозяйствующих субъектов к центру экономической системы. Каждому из этих блоков присущи отмеченные две стороны, воплощающие социальную природу хозяйственного механизма, — базисная (организационно-управленческие аспекты экономических процессов) и надстроечная (элементы надстройки, непосредственно соотносящиеся с производством, — экономическая политика; право, и в первую очередь — хозяйственное право; экономическая идеология, экономические традиции и т.д.). Эффективность структурного взаимодействия данных элементов — важный фактор успешного функционирования экономической системы.

 

 

16. Классификация экономических систем и применяемые критерии классификации            Экономическая система - совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих структуру общества, единство отношений, складывающихся по поводу производства распределения, обмена и потребления экономических благ.Виды систем:Традиционная. Существует в ряде слаборазвитых стран. Экономические роли членов общества определяются обычаями и традициями, а также наследственной и кастовой принадлежностью. Её основные черты. 1).Низкий уровень развития производительных сил этой эк-ки. 2).Традиционная эк-ка носит застойный хар-р - здесь низкие темпы эк-го роста 3). Характеризуется довольно широкой мозаикой различных форм собственности и различных типов эк-х отношений. 4). торговля развита слабо и только с соседними государствами. Командно-административная. Результаты системы: а) перевес в сторону тяжелой промышленности и ВПК, б) мало внимания уделяется потребительским товарам, в) невосприимчивость к НТП, г) неконкурентноспособность товаров на мировом рынке, д) дефицит товаров и наличие теневой экономики, е) низкий уровень жизни по сравнению с капиталистическими странами. Существовала в Германии (30-е гг.) и в СССР (до 91 г.). Её основные черты:1) Монополия одной формы собственности. 2) Централизованное, директивное планирование развития общ-го пр-ва, при этом планы доводились до каждого предприятия. 3) Государственное регулирование р. Цен. Рыночная. 1) Наличие свободной рабочей силы, 2) Внимание к социальной

 

17. Собственность (от древнерусск. «собность» — владение вещью или кем-либо) — принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности.

Собственность как присвоение людьми материальных благ в процессе их производства, обмена, распределения и потребления представляет собой единство юридического и экономического содержания. В реальной жизни они неразрывны: экономическое содержание охраняется правом, а юридическое содержание собственности получает экономическую форму реализации.

Субъекты собственности – человек, семья, трудовой коллектив предприятия, социальная группа, население территории, органы управления всех уровней, народ страны.

Объекты собственности - факторы производства и готовая продукция: земля, земельные участки, площади, угодья; деньги, валюта, ценные бумаги; материально-имущественные ценности; природные богатства; драгоценности; здания социально-культурного назначения; основные производственные фонды; рабочая сила; духовные, интеллектуальные, информационные ресурсы и продукты.

Юридическое содержание собственности реализуется через совокупность правомочий ее субъектов: владение, пользование, распоряжение. Права собственности:

1) владение - фактическое обладание данным имуществом, закрепленное юридически;

2) пользование - процесс извлечения полезных свойств из данного имущества и/или получение плодов и доходов;

3) распоряжение - возможность изменять состояние, назначение, принадлежность имущества (продавать его, дарить, менять, передавать по наследству, сдавать в аренду, залог и т.п.);

4) аренда - право пользоваться имуществом, не имея права распоряжаться;

5) траст (от англ. trust — доверие) - право собственника передавать право управления своим имуществом другому лицу, без права вмешательства в его действия.

Эти права тесно взаимосвязаны и только в комплексе составляют юридическое содержание собственности. Понятие «пучка прав собственности» было предложено английским юристом А. Оноре. Оно включает 11 элементов (прав): 1) право владения; 2) право пользования; 3) право управления; 4) право на доход; 5) право на «капитальную ценность» вещи, предполагающее право на отчуждение, потребление, промотание, изменение или уничтожение вещи; 6) право на безопасность; 7) право на передачу вещи по наследству или по завещанию; 8) бессрочность; 9) обязанность воздерживаться от использования вещи вредным для других способом; 10) ответственность в виде взыскания; 11) остаточный характер. Отношения собственности в этой теории выводятся из ограниченности ресурсов, поэтому отношения собственности – это сис-ма исключения из доступа к материальным и нематериал. ресурсам.

 

18.Различают типы и формы собственности на средства производства: частную и общественную. Частная собственность выражает отношения обособленного присвоения средств производства, а, следовательно, и его результатов, отдельными субъектами – собственниками данных средств. Частная собственность выступает как: частная индивидуальная трудовая собственность, основанная на личном труде собственника и труде членов его семьи; частная собственность, основанная на применении наемного труда. Общественная собственность означает совместное присвоение средств и результатов производства. В рамках частной и общественной собственности существуют многообразные формы собственности: 1) Собственность государственная – имущество, принадлежащее государству, главным образом на такие объекты, функционирование которых оказывает решающее влияние на развитие экономики страны. Государственная собственность может быть общенародной, или региональной. 2) Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее органам местного самоуправления. 3) Собственность граждан – имущество граждан (предметы потребления, средства производства для ведения подсобного хозяйства, жилье, предметы домашнего хозяйства, средства передвижения и т.п.). 4) Собственность коллективная и корпоративная – имущество, принадлежащее нескольким совладельцам. К коллективной собственности относятся предприятия товариществ, к корпоративной -акционерных обществ. 5) Собственность общественных организаций – имущество, принадлежащее общественным объединениям (организациям), являющимся юридическими лицами. Важную роль играют экономические формы реализации собственности, к которым можно отнести: а) доходы в виде заработной платы, прибыли, ренты, процента; б) систему экономических отношений (интересов); в) конкретные народнохозяйственные результаты. Масштабные экономические преобразования, в том числе при переходе от административно-командной к рыночной экономической системе, предполагают изменения форм и отношений собственности. Возникают проблемы разгосударствления, приватизации объектов государственной собственности. Функционирование развитой рыночной экономической системы требует наличия развитых отношений собственности, разнообразия форм собственности по следующим причинам:

Рыночные отношения возможны между собственниками капитала, имущества, средств производства, рабочей силы и т.п.

Отношения собственности создают заинтересованность в результатах хозяйствования.

Для придания экономическим процессам динамики нужна конкуренция, в том числе и между различными формами собственности.

Важнейший принцип рыночных отношений – экономическая свобода – может быть реализован при свободном распоряжении собственниками принадлежащими им объектами собственности.

Эффективность функционирования объекта собственности тем выше, чем большую прибыль как плату за риск утраты собственности в процессе сделки получает собственник. Степень риска собственника и величина его дохода пропорциональны его участию в формировании объекта собственности, в связи с этим наиболее высока степень экономической мотивации в случае индивидуальной собственности. Собственник заинтересован в организации эффективной деятельности объекта в течение всего жизненного цикла.

 

19. Организационно-экономические отношения между производителями и потребителями наиболее просто налажены в натуральном хозяйстве.

Натуральное производство — такая система организационно-экономических отношений, при которой люди создают продукты для удовлетворения собственных потребностей. Эта система имеет следующие специфические черты. Для натурального производства, во-первых, характера ручной универсальный труд, исключающий его разделение на обособленные виды, Каждый человек выполняет все основные работы. Материальным их основанием служит простейшая техника (мотыга, лопата, грабли и т.п.) и кустарный инструмент. Во-вторых, натуральное хозяйство — замкнутая система организационно-экономических отношений. В-третьих, системе натурального хозяйства свойственны прямые экономические связи между производством и потреблением. Натуральное хозяйство является исторически первым типом хозяйственной организации общества. Оно возникло в период становления первобытно-общинного строя, когда появились отрасли производства: земледелие и скотоводство. Итак, натуральное хозяйство преобладало в течение самой длительной доиндустриальной стадии производства. На индустриальной стадии господствующим стал второй род организации хозяТоварное производство — такая система организационно-экономических отношений, при которой полезные продукты создаются для их продажи на рынке. Такая система обладает следующими специфическими признаками, которые предопределяют: что создавать, как использовать для этого факторы производства и для кого предназначаются продуктыйства. Во-первых, производство товаров, основано на общественном разделении труда, которое складывается между отдельными хозяйственными единицами. Его развитие предполагает прогресс производства: Во-вторых, товарное хозяйство является открытой системой организационно-экономических отношений. Здесь работники создают полезные продукты не для собственного потребления, а для продажи их другим людям. В-третьих, товарному хозяйству присущи косвенные, опосредованные связи между производством и потреблением. Они развиваются по формуле: производство — обмен — потребление. Изготовленная продукция сначала поступает на рынок для обмена на другие изделия (или на деньги) и лишь затем попадает в сферу потребления. Рынок подтверждает или не подтверждает необходимость изготавливать данную продукцию для продажи. ОБЩЕСТВЕННОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА - относительное обособление различных видов хозяйственной деятельности людей, специализация работника на изготовлении какого-нибудь продукта или совершении определенной трудовой операции. Различают: общее разделение труда, под которым понимается выделение крупных родов деятельности (земледелие, промышленность и др.); частное - разделение этих родов на виды и подвиды (строительство, металлургия, станкостроение, животноводство, растениеводство и т. д.); единичное - разделение труда внутри отдельно взятого предприятия. Общемировая тенденция свидетельствует, что разделение труда внутри общества и связанные с ним формы территориального, международного разделения, специализация производства будут углубляться и расширяться. Разделение труда на предприятии (единичное), напротив, по мере автоматизации и электронизации имеет тенденцию к укрупнению. Этим создаются предпосылки для преодоления узкой специализации работника, интеграции умственного и физического труда. Эти и другие процессы, связанные с общественным разделением труда, способствуют росту экономики, повышению ее эффективности.

 

 

20. Общественное воспроизводство есть постоянно повторяющийся процесс производства.

Общество не может перестать потреблять, не может и перестать производить, следовательно, общество не может существовать, не воспроизводя постоянно все элементы производства. Иными словами, чтобы экономическая система могла существовать, она должна воспроизводить сырье, средства производства, рабочую силу не только как элементы производства, но и как экономические отношения.

Производство-процесс создания материальных благ и услуг, необходимых для существования и развития общества.

Распределение - процесс определения доли, количества, пропорции участия каждого члена общества в произведенном продукте.

Обмен - процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей. В фазе обмена продукт труда превращается в товар.

Потребление-конечное использование произведенного продукта.

Цепочка "производство - распределение - обмен - потребление" никогда не прерывается, кроме того, все четыре фазы существуют одновременно, поскольку ни одну из фаз невозможно остановить, чтобы не разорвать цепь. Так осуществляется процесс воспроизводства. Важным является анализ процесса воспроизводства с социально-экономической точки зрения, предполагающий рассмотрение трех его аспектов: воспроизводства материально-вещественных факторов производства, воспроизводства рабочей силы и воспроизводства производственных (экономических) отношений. Только воспроизводство всех трех сторон общественного капитала обеспечивает его воспроизводство в целом. Если нет воспроизводства хотя бы одной стороны - нет его в целом. Кроме того, указанные три стороны должны воспроизводиться не только количественно, но и прежде всего качественно. ФОНД ВОЗМЕЩЕНИЯ, НАКОПЛЕНИЯ, ПОТРЕБЛЕНИЯ

отдельные части совокупного общественного или валового национального продукта, направляемые;

1) на возмещение затраченных, израсходованных средств производства;

2) на капитальные вложения, инвестиции, создание запасов;

3) для удовлетворения потребностей населения и государства, для текущего потребления. Такое разделение позволяет видеть макроэкономическую структуру использования национального продукта страны.

 

21. Понятие “товар” является центральным понятием всей

экономической теории. Товар – это подукт производства или деятельности человека, созданный для удовлетворения какой-то потребности с помощью обмена. Из этого определения выплывают два свойства товара, две его стороны: потребительская стоимость и способность обмена одного товара на другой.

Второе свойство товара, который выплывает из его определения, заключается в его способности обмениваться на другой товар. Основанием этого свойства является стоимость определенного товара. Если потребительская стоимость – это количественная сторона товара, то стоимость является качественной стороной. Она определяется расходами труда, капитала, физической и духовной силы человека, его знаниями, опытом и мастерством, нужными для изготовления данного товара. Обмен одного товара на другой возможен при условии равенства этих расходов на их создание, то есть равенству их стоимости.

Обмен товаров происходит в определенной пропорции. Например, если при бартерном обмене (обмене без посредничества денег) одна единица некоторого товара обменивается на четыре единицы иного товара, то между ними, таким образом, устанавливается определенная пропорция. Такое соотношение, в котором один товар обменивается на другой, называется меновой стоимостью. Следовательно, стоимость товара оказывается на рынке с помощью меновой стоимости. Меновая стоимость представляет собой форму проявления стоимости товара на рынке. Любой человек, который покупает или продает каждый товар, сталкивается с определенными величинами его стоимости. Если человек не знаком с экономической теорией, то, чаще всего, она полагает, что меновые пропорции находится в зависимости от спроса и предложения. Эти 2 поверхностных явлениях, с первого взгляда, и определяют цену. И на самом деле, если на рынке одновременно возникает немало однородного товара, т.е. растет предложение - стоимость понижается, а если определенного товара мало, то предложение понижается, стоимость растет. Итак, величина стоимости товара располагается в прямо пропорциональной зависимости от интенсивности усилий и в обратно пропорциональной - от ее производительности. Закон стоимости — экономический закон товарного производства, по которому производство и обмен товаров осуществляются в соответствии с общественно необходимыми затратами труда. Закон стоимости проявляется как закон цен. Цена является денежным выражением стоимости, выражением общественно необходимых затрат труда на производство товаров. «Соответственно закону стоимости, действующему при обмене товаров, обмениваются эквиваленты, равные количества овеществленного труда...» (Архив Маркса и Энгельса, т. II (VII), с. 69). Закон стоимости используется не только внутри каждой социалистической страны, но и в отношениях между ними, обеспечивая эквивалентный обмен, взаимовыгодное экономическое сотрудничество.

 

22. Деньги - это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найти. Пожалуй, вся структура современной экономики предопределена существованием денег. Как же они появились и что стало причиной их рождения ?

Деньги родила торговля, а поскольку установлено, что торговля - одно из самых древних занятий человечества, то в ту же седую старину уходят корни и денежной системы, хотя устройство ее (как и вид самих денег) многократно и сильно меняется на протяжении истекших тысячелетий. Образно сказал о рождении денег выдающийся историк Фернан Бродель: "Как только происходит обмен товарами, немедленно же раздается и лепет денег".Историки обнаружили свидетельства того, что у народов мира роль денег играли самые разные товары, соль, хлопковая ткань, медные браслеты, золотой песок, лошади, раковины и даже сушеная рыба. Например, в XV веке в Исландии платили так:

за подкову - 1 сушеную рыбу;

за пару женских башмаков - 3 рыбины;

за бочонок вина - 100 рыбин;

за бочонок сливочного масла - 120 рыбин. Некогда один мудрец сказал, что деньги - это дорога, по которой катится колесо торговли. Другой мудрец сравнил деньги с универсальным языком, на котором говорят в мире торговли. И оба они правы. деньги представляют собой экономические дела, связанные с формированием, распределением и внедрением централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач страны и обеспечения условий расширенного воспроизводства. деньги — неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные дела занимают в экономических отношениях. Но не всякие денежные дела выражают денежные дела. деньги отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и способности их действия на макроэкономические процессы в хозяйственной жизни. Мировые товарно-денежные отношения, а также в отдельной стране требуют определенного качества денег для обращения. Количество денег, необходимых для обращения, определяется законом денежного обращения.

Такой закон был открыт К. Марксом. Он устанавливает количество денег, необходимое для выполнения ими функций средства обращения и средства платежа.

В соответствии с этим законом количество денег, необходимых в каждый данный момент для обращения, можно определить по формуле:

 

 

 

 

где:

Д - количество денежных единиц, необходимых в данный период для обращения;

Ц - сумма цен товаров, подлежащих реализации;

В - сумма цен товаров, платежи по которым выходят за рамки данного периода;

П - сумма цен товаров, проданных в прошлые годы, сроки платежей по которым наступили;

ВП - сумма взаимопогашенных платежей ;

С.о. - скорость оборота денежной единицы.

Скорость обращения денег определяется числом оборотов денежной единицы за известный период.

 

 

23.Самое простое определение рынка – это совокупность спроса и предложения. Это определение не выражает социально-экономической сущности рынка.

Второе определение, которое дают экономисты – рынок – это форма экономических отношений между субъектами экономики, реализуемых через куплю-продажу товаров и услуг и регулируемых законами спроса и предложения. Исходя из этого определения, можно сделать вывод, что, во-первых, рынок – это сфера экономических отношений между субъектами экономики. Во-вторых, рынок – не только столкновение спроса и предложения, но это отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления, материальных благ и услуг.

В любой рыночной экономике рынок выполняет следующие функции.

1. коммуникационная функция – связующая между спросом, предложением, ценой и конкуренцией.

2. функция рынка – информационная – рынок через механизм цен информирует производителя, что производить, по каким ценам, сколько продавать.

3. функция рынка – ценообразующая. На рынке встречаются товары, услуги одного назначения, например, масло, мука, яблоки и т.п. Издержки на производство товара у каждого товаропроизводителя разные, то есть индивидуальные, но рынок признает только общественно-необходимые затраты труда, потому что только их оплачивает покупатель.

4. функция рынка – стимулирующая (регулирующая). Эта функция указывает на то, что рынок немыслим без конкуренции.

5. функция рынка – санирующая. Ее суть сводится к тому, что с рынка вытесняют тех производителей, у которых индивидуальные издержки выше общественных, что уменьшает их прибыль, порой приводит к разорению.

Важнейшим условием возникновения рынка является общественное разделение труда. Посредством разделения труда достигается обмен деятельностью, в результате чего работник определенного вида конкретного труда получает возможность пользоваться продуктами любого другого конкретного вида труда.

Не менее важным условием возникновения рынка является специализация. Специализация - форма общественного разделения труда, как между различными отраслями и сферами общественного производства, так и внутри предприятия на различных стадиях производственного процесса. Важной причиной возникновения рынка является естественная ограниченность производственных возможностей человека. Таким образом, рынок – довольно сложное и емкое явление, его нужно рассматривать как совокупность экономических отношений определенной экономической системы.

 

 

24. Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, а значит, имеет собственную структуру и инфраструктуру.

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Классификация структуры рынка.

1.По экономическому назначению объектов рыночных отношений:             

рынок товаров и услуг; рынок средств производства; рынок труда; рынок инвестиций; финансовый рынок.

2.По географическому положению:                

местный рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок.

3.По степени ограничения

конкуренции:  

монополистический рынок; олигополистический рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной  конкуренции.

4.По отраслям: автомобильный рынок; компьютерный рынок; текстильный рынок; рынок сельхозпродукции и т.д.

5.По характеру продаж:          

оптовый рынок; розничный рынок.

Некоторые из выделенных рынков также неоднородны и имеют собственную структуру. Так, товарный рынок включает в себя потребительский рынок (рынок предметов первой необходимости, рынок товаров длительного пользования и т. д.), рынок инвестиционных товаров (товаров производственного назначения) и рынок информации.

Инфраструктура рыночной экономики - это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка. При этом инфраструктурная деятельность включает:

деятельность по сбору, обобщению и распространению экономической информации;

деятельность по специальному изучению рынка с целью увеличения продаж; деятельность по публичному представлению информации о хозяйствующих субъектах, товарах и услугах;

деятельность по оценке отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их деятельности.

Инфраструктура рынка выполняет определенные функции:

Облегчение участникам рыночных отношений реализаций их интересов, повышениение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе специализации, организационное оформление рыночных отношений, облегчение форм юридического и экономического контроля.

Развитие структуры и инфраструктуры рынка отражается на его конъюнктуре.

Конъюнктура рынка - совокупность условий, сложившихся на рынке в определенный момент.

25.Все без исключения постиндустриальные страны и новые индустриальные страны - страны с рыночной экономикой. При однотипности общих признаков они имеют свои особенности, обусловленные национальными, культурными традициями, историческими условиями формирования рыночной экономики. В одних странах капитализм возник в результате сравнительно плавной эволюции (Англия), в других - в результате бурных революционных преобразований (Франция), в третьи страны он был привнесен извне вместе с эмигрантами (США, Австралия, ЮАР). В одних странах капитализм развивался скорее "снизу", в других он насаждался сверху (Германия). Весьма своеобразно формировался капитализм на Востоке: в Японии, Южной Корее, на Тайване, в Гонконге, Сингапуре и др. Все это предопределило "национальные" модели рынка. Можно выделить три основные модели рыночной экономики:

Либеральная (американская). Модель наиболее полно реализует идеи экономического либерализма. Личный успех, расчет прежде всего на свои силы - основа такой модели. Здесь меньше доля социальных расходов государства. Но и меньше налоговое бремя.

Социально-ориентированная модель (европейская, корпоративная). Наиболее полно эта модель реализована в Германии. В близких формах она реализована в таких странах, как Швеция, Дания, Голландия, Австрия, Бельгия, Франция и др. Эти страны преимущественно однородные по национальному составу, с довольно развитым чувством национальной общности, свойственным их гражданам. Здесь большую роль играет приоритет нации, общенациональных интересов. В этих странах более значительна степень социальной защиты населения государством. Но и значительно налоговое бремя, что особенно противоречиво проявило себя в Швеции, Дании и др.

Японская модель. Своеобразная модель капитализма сложилась в ряде стран Востока, прежде всего в Японии. В основе ее лежат свойственные японцам чувство коллективизма, преданности фирме, хозяину и забота последнего о персонале, трудолюбие. Эту модель условно можно назвать патерналистской. Именно здесь родились кружки качества. Государство и крупные компании согласовывают экономическую политику, особенно на внешних рынках, но в то же время государство не навязывает им свою волю. Здесь меньше налоговое бремя, но и меньше социальные расходы государства.

 

26. Спрос – ожидание покупателя приобрести товар на определенных условиях. При прочих равных условиях спрос является функцией от цены. Отражает количество товаров, которое массовый потребитель добровольно покупает за некоторый период времени. Величина спроса на некий товар – это количество товаров, кот покупатели желают приобрести за некоторый период времени по данной цене. Изменение величины спроса - изменение количества товара, которое потребители хотят и могут купить, происходящее в результате изменения цены товара (при прочих равных условиях).

Показывается движением от одной точки кривой спроса к другой точке этой кривой. Главными факторами изменения самого спроса являются:

1) изменение предпочтений потребителей (мода, здоровье, и т. д.);

2) число покупателей (их увеличение приводит к росту самого спроса, а уменьшение — к падению);

3) изменение величины дохода покупателей.

Изменение спроса на товар происходит не только вследствие изменения цен на него, но и под влиянием других, так называемых «неценовых» факторов. 1. Денежные доходы потребителей. 2. Цены и наличие других товаров и услуг, среди которых выделяют взаимозаменяемые (товары-субституты) и взаимодополняемые товары (товары-комплементы). 3. Вкусы и предпочтения потребителей. 4. Ожидания покупателей. 5. Число покупателей. 6. Особые факторы - дожди повышают спрос на зонты, зимой повышается спрос на лыжи и санки и т. п. Неценовые факторы вызывают изменения самого спроса на товары независимо от уровня их цен. Графически это может выглядеть следующим образом: изменение неценовых факторов вызывает смещение кривой спроса влево или вправо, показывая изменение количества приобретаемых товаров по той же цене.

Повышение спроса, вызванное каким-либо неценовым фактором, может быть показано смещением всей кривой спроса вправо и вверх, а снижение потребительского спроса будет проиллюстрировано смещением кривой спроса влево и вниз

Закон спроса — это такая модель экономики, в которой цена определяет величину спроса, т.е. существует только эта зависимость, а все остальное принимается за стабильное.

 

27. Предложение товаров является результатом производственного процесса и отражает желание и возможность продавца продать определенное количество товаров (услуг) по определенной цене.

Кривая предложения (S) показывает, какое количество товара производители могут продать при различных уровнях цены (рис. 5.1). Кривая S демонстрирует действие закона предложения: чем выше цена (P) на товар, при прочих равных условиях, тем больше объем предложения (Q), и наоборот. Свойства кривой S:

1) возрастающая;

2) тангенс угла наклона положительный;

3) отражает прямую зависимость между P и Q.

Предложение испытывает влияние ценовых и неценовых факторов. Эта функция может быть представлена в виде формулы

где, PA – цена данного товара;

PX, PУ – цены на экономические ресурсы;

Nt – применяемая технология;

T – налоги и дотации.

Изменение цены данного товара (PA), при прочих равных условиях (неценовые факторы неизменны), влияет на величину предложения (QS) (то количество товара, которое продавец желает продать при данных условиях, в данный момент времени), что графически выражается в движении вдоль кривой S: при увеличении цены от P1 до P2 увеличивается QS от Q1 до Q2

Изменение неценовых факторов (PL, PK, Nt, T), при неизменности цены данного товара, влияет на изменение предложения (функции предложения), что графически выражается смещением кривой S (рис. 5.1). Т.е. при той же цене P2, при снижении издержек, производитель предложит больший объем Q3>Q2 (кривая S1), при увеличении издержек – меньший объем – Q1<Q2 (кривая S2).

 

28. ОТРАСЛЕВОЕ РАВНОВЕСИЕ - это такая ситуация, когда у фирм не существует тенденции вступать в отрасль, выходить из нее либо изменять свой размер.

Максимальную прибыль фирма извлекает до тех пор, пока объем производства и размер предприятия установлен при цене (Р), равной предельным издержкам, определяемым для долгого периода, - так называемым долгосрочным предельным издержкам (LRMC). Долгосрочная кривая предложения в отрасли - это взаимосвязь между ценой и количеством предлагаемых благ в точках; где отрасль находится в равновесном состоянии. Для всех точек на кривой предложения конкурентной фирмы в долгом периоде Р = LRMC = LRMCmin. Долгосрочная цена безубыточности - это наименьшая цена, при которой в долгом периоде фирма может только возместить свои издержки.

Кривая рыночного предложения в долгом периоде отражает суммарный объем благ, поставляемый всеми фирмами. Различные отрасли имеют различные кривые предложения.

Отрасль с неизменными издержками - это отрасль, где цены на факторы производства независимы от объема выпуска. Долгосрочная кривая предложения для такой отрасли - горизонтальная линия

 

Отрасль с возрастающими издержками - это отрасль, где цены на некоторые факторы производства повышаются вследствие увеличения выпуска благ. Долгосрочная кривая предложения для такой отрасли "растет" вверх

Отрасль с убывающими издержками - это отрасль, где цены на некоторые факторы производства снижаются вследствие расширения отрасли. Долгосрочная кривая предложения в такой отрасли будет иметь наклон вниз

Отрасль с различной комбинацией процессов. Долгосрочная кривая предложения в такой отрасли будет иметь дугообразную форму

Стабильность равновесия - это способность рынка, выведенного из равновесного состояния, вновь возвратиться к равновесному состоянию под воздействием только внутренних сил. В том случае, когда равновесие имеет свойство стабильности, дополнительное регулирование рынка не обязательно. Когда равновесие не имеет свойства стабильности, то регулирование рынка является обязательным. Если линии спроса и предложения имеют нормальный (соответственно отрицательный и положительный) наклон, то равновесие стабильно

 

29.В случаях изменения спроса и предложения под влиянием неценовых факторов рыночное равновесие будет достигаться при других значениях равновесной цены и равновесного объема.

Изменение спроса при постоянстве предложения оказывает однона-правленное воздействие на уровень равновесной цены и равновесный объем товаров: если спрос увеличивается, то возрастает цена и увеличивается равновесный объем, если спрос падает, то цена равновесия снижается и сокращается равновесный объем. Товарные излишки- предложение определенного товара, превышающее рыночный спрос на него в течение определенного времени. Излишки производителя— это разница между рыночной ценой (P1) и предельными издержками выпускаемой продукции, показывающие минимальную цену (P0) при которой фирма еще производила бы каждую дополнительную единицу продукции.

излишек потребителя - это разница между той суммой денег, которую потребитель был согласен уплатить за товар, и той суммой денег, которую он реально уплатил. Понятия излишка потребителя и излишка производителя могут быть использованы для оценки последствий государственной политики в области ценообразования. Если государство фиксирует цену на какой-либо товар на уровне ниже цены равновесия (на социально значимые товары), то потребители в результате государственного контроля над ценами оказываются в выигрыше, а производители несут потери. Товарный дефицит — это количество товара, которое покупатели не могут купить по существующей на рынке цене. Дефицит свидетельствует о несовпадении спроса и предложения и отсутствии уравновешивающей цены.

 

30.Эластичность спроса - степень изменения в количестве спрашиваемых товаров и услуг в ответ на изменение в их рыночной цене. Уровень эластичности спроса рассчитывается с помощью специальных показателей

 

 

Эластичность спроса по цене – мера чувствительности спроса к динамике цены товара, отношение изменения величины спроса к величине изменения цены.

Коэффициент эластичности – отношение процентного изменения одной величины к процентному изменению другой.

.K>1При снижении цены резко возрастает количество, общая выручка увеличивается. Предметы роскоши; легкозаменяемые товары.

K=1 Снижение цены компенсируется ростом продаж, и общая выручка остается неизменной.

K<1 Снижение цены незначительно меняет объем продаж, общая выручка снижается. Предметы первой необходимости; труднозаменяемые товары; престижные, уникальные и очень дорогие товары; товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета.

Абсолютно неэластичный спрос – потребители покупают одно и то же количество товара при любых уровнях цен.

Абсолютно эластичный спрос – потребители платят одну и ту же цену за товар, невзирая на величину спроса. В этом случае спрос очень чутко реагирует на цену и при изменении последней либо увеличивается до бесконечности, либо падает до нуля.

(обязательно упомянуть)Перекрестная эластичность спроса - форма эластичность спроса, при которой изменение цены на один товар приводит к изменению спроса на другой (сходный по своим потребительским качествам) товар.

Положительное значение перекрестной эластичности означает, что товары являются взаимозаменяемыми.

Отрицательное значение перекрестной эластичности означает, что товары являются взаимодополняющими.

Факторы эластичности спроса:

незаменимость;

значимость товара для потребителя;

удельный вес в доходах и расходах;

временные рамки.

 

 

31. Аналогично понятию «эластичность спроса» выделяют понятие «эластичность предложения». Эластичность предложения по

цене — показатель, отражающий степень чувствительности предложения к изменению цены предлагаемого товара. В ситуации, когда объем предложения товара остается практически неизменным вне зависимости от изменения цены имеет место неэластичное предложение. Примером рынка, для которого характерно неэластичное предложение, может служить рынок свежей рыбы. Ведь продать ее необходимо в любом случае при любой цене, иначе этот товар просто испортится и его будет вовсе невозможно реализовать. Второй случай ситуация обратная первой. Здесь незначительное изменение цены товара вызывает значительное изменение объема предложения, т. е. речь идет об эластичном предложении. Третий, промежуточный, случай изменение цены товара полностью компенсируется изменением объема предложения. Здесь имеет место предложение с единичной эластичностью.

Мгновенный рыночный период настолько мал, что производители товаров не успевают отреагировать на изменение цен и изменение спроса на товар. Возросший спрос не увеличивает предложение. Кривая предложения в таком случае будет вертикальна, т.е. абсолютно неэластична. Краткосрочный период предполагает, что производственные мощности отдельных производителей и всей отрасли остаются неизменными, однако предприятия имеют достаточно времени, чтобы использовать свои мощности более или менее интенсивно. Рост спроса будет вызывать рост предложения.

В долгосрочном периоде изменение цен происходит плавно и в меньших масштабах, но объемы производства изменяются более существенно.

1) В данном периоде все факторы производства переменные.

2) Мобильность факторов производства способствует тому, что чем мобильнее факторы, тем эластичнее предложение 3) Способность товара к длительному хранению и стоимость его хранения. 4) Возможность быстро вносить изменения в производственный процесс.

 

 

32 Эластичность влияет и на производителей. Ed/p = При рассмотрении эластичности спроса результат был всегда со знаком минус потому что между количеством продукции и ценой при спросе обратная зависимость, кривая нисходящая. Мы игнорируем знак, брали во внимание величину по модулю.

Любая выручка предприятия может быть рассмотрена как произведение средней цены на количество продукции. Выручка=P*Q, выручка фирмы сильно зависит от ценовой эластичности спроса на выпускаемую продукцию. Если спрос эластичен Ед больше 1, то изменение цены (дельта П) вызывает резкое изменение общей выручки (дельта выручка) в противоположном направлении. Если цена изменяется (дельта П) и общая выручка изменяется (делать выручка) в одном и том же направлении, то спрос не эластичен ( Ед меньше 1), если спрос не эластичен, то изменения цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении. Существует взаимосвязь между эластичностью и налоговым временем, если эластичность спроса большая и потребитель может перейти на приобретение других товаров, то налоговое бремя почти полностью ложится на производителя, если эластичность спроса низка (спрос не эластичен) и покупатели будут его приобретать, то налоговое входит в продажную цену и ложиться на покупателей.

 

33. Домашние хозяйства, или домохозяйства, выступают первым компонентом частного сектора экономики. В них формируются экономические ресурсы и предлагаются другим секторам, потребляется и сберегается полученный за использованные ресурсы доход.

Как экономические субъекты домохозяйства играют двойственную роль: в первую очередь как получатели дохода и во вторую - как расходующие потребители. В экономической системе люди стремятся максимизировать удовлетворение своих потребностей в товарах и услугах и получить доход от продажи собственных ресурсов. Рациональный потребитель— потребитель, всегда максимизирующий полезность потребления.

Перед рациональным потребителем стоит проблема выбора. Он может выбирать из бесконечного множества товаров и услуг, которые продаются им рынке, Но любому потребителю нужны далеко не все из них, а только какой-то их ограниченный набор, который для упрощения принято считать состоящим только из двух товаром. Например, практически каждый потребитель периодически покупает набор, состоящий из продовольствии и одежды. Полезность — это степень удовлетворения потребностей индивидов, которую они получают при потреблении товаров или услуг либо ведении какой-либо деятельности. Общая полезность (total utility) представляет собой совокупную полезность, получаемую в результате потребления всех единиц блага. Общая полезность возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления, и постепенно затухает, пока не дойдет до нуля.

 

Предельная полезность — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.

Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага.

Из определения предельной полезности вытекает формулировка закона убывающей предельной полезности, который гласит:

По мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.

 

 

34. Кривые безразличия — представляют собой совокупность точек на координатной плоскости, каждая из которых является потребительским набором, обеспечивающим потребителю одинаковый уровень удовлетворения его потребностей (или если пользоваться терминологией кардиналистского направления, одинаковую полезность).

Форма кривой безразличия отдельного потребителя определяется исключительно его вкусами и предпочтениями и не зависит от доходов или цен на потребляемые товары. Совокупность кривых безразличия, описывающих поведение одного потребителя, составляет его карту безразличия.

свойства стандартных кривых безразличия:

Кривая безразличия является непрерывной функцией, а не набором дискретных точек.

Для любого заданного уровня полезности может быть проведена своя кривая безразличия, отражающая различные комбинации двух товаров, обеспечивающих потребителю одинаковый уровень удовлетворения.

Кривые безразличия описывающие поведение одного потребителя никогда не пересекаются.

Кривые безразличия не имеют участков возрастания. Кривые безразличия отражают предпочтения потребителя, то есть его потребности. Помимо этого при анализе потребительского выбора следует принимать во внимание его возможности, т.е. бюджетное ограничение.

Бюджетное ограничение характеризует реальную покупательную способность потребителя (I) с учетом величины и соотношения цен покупаемых товаров. Графически бюджетное ограничение выражается в виде бюджетной линии – отрезка прямой, все точки на которой показывают комбинации благ, которые потребитель в состоянии приобрести при данных ценах при полном расходовании его дохода. Угол наклона бюджетной линии (tg) определяется обратным отношением цен товаров (PF/PC). Изменение дохода вызывает сдвиг бюджетной линии вправо–вверх при росте дохода I и влево–вниз при его снижении. Изменение цены одного из благ потребительской корзины меняет соотношение цен товаров, а, следовательно, и угол наклона бюджетной линии.

Равновесие потребителя - точка, в которой потребитель максимизирует свою общую полезность от расходования ограниченного (фиксированного) дохода.

 

35. Предельная полезность — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.

Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага (производная):

 

 

где U — функция полезности, а Q — количество потребляемого блага.

Закон предельной полезности объясняет связь ценности какой-либо вещи с ее полезностью. Проводится различие между полезностью вещей и их ценностью. Если полезные вещи имеются в неограниченном количестве, они не имеют никакой ценности, и наоборот. Иными словами, ценностью обладают только те полезные вещи, запас которых ограничен.

Суть правила максимизации полезности состоит в следующем: доход потребителя должен быть распределен таким образом, чтобы последний доллар, израсходованный на каждый товар или услугу, приносил равную предельную полезность. Предельная полезность каждого товара или услуги, деленная на его или ее цену, должна быть одинаковой для всех товаров и услуг.

На языке алгебры правило максимизации полезности выглядит следующим образом:

 

где MU предельная полезность.

 

Правило максимизации полезности требует, чтобы эти соотношения были равны, а доход полностью израсходован. Полезность, как и предельная полезность, включает важный психологический компонент: люди хотят потреблять только те продукты, которые приносят им удовлетворение, и отказываются от вещей, к которым они безразличны.

 

 

36Производители – это люди, фирмы, предприятия. т.е. все те кто изготавливает и продаёт нам товары и предоставляет услуги.Цель производителя в рыночной экономике – получение как можно большей прибыли при наименьших затратах.Рациональная организация экономической деятельности требует от производителя решения целого ряда вопросов: как, имея ограниченные ресурсы, добиться целей своего производства? Каким образом комбинировать производственные ресурсы, чтобы издержки были минимальны? Как увеличить объём выпускаемой продукции при имеющихся ресурсах?Под конкурентоспособностью предприятия понимают его способность противостоять на рынке другим изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной общественной потребности, так и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность во многом определяется умением предприятия приспособиться к изменяющимся условиям конкуренции на рынке.Теория конкурентоспособности фирмы достаточно глубоко разработана. В последнее десятилетие наибольший вклад внесли в нее американские экономисты И. Ансофор, М. Портер и др. Они пришли к выводу, что конкурентоспособность предприятия во многом зависит от наличия и эффективного использования, сложившихся в стране условий: потенциал рынка данных товаров (возможная емкость его); степени доступности рынка; масштабы Государственного регулирования; наличия и доступности факторов производства; структура отрасли и др. Другими словами конкурентоспособность зависит от умения использовать при изменении конкуренции условия внешней среды.Кроме того, конкурентоспособность зависит от возможности на предприятии технологических нововведений, наличия и использования резервов труда и других факторов производства, повышения конкурентоспособности товара, прежде всего, через улучшение его качества, диверсификации предприятия.Конкурентоспособность предприятия, его конкурентные преимущества обеспечиваются в ходе конкурентной борьбы по пяти направлениям.Первое – с предприятиями – продавцами аналогичной продукции за покупателей, за лучшие условия на рынке.Второе с потенциально новыми на рынке фирмами. В этом случае борьба идет за снятие угрозы выхода на рынок новых соперников.Третье – с покупателями за условия сделок купли-продажи товаров.Четвертое – с поставщиками экономических ресурсов за условия сделок по купли - продаже ресурсов.Пятое – с фирмами продавцами товаров – заменителей за покупателей своей продукции.Хозяйственная практика выработала рад способов отстаивания преимуществ предприятий в противодействии основным конкурентным силам, которые вполне можно уложить в определенный механизм обеспечения высокой конкурентоспособности предприятия.Противодействовать конкурентной силе поставщиков экономических ресурсов можно:- расширяя круг поставщиков ресурсов, включая и импортные поставки;- проведение стратегии направленной на установление контроля над предприятиями-производителями ресурсов путем создания вертикальной интеграции (Холдинги, ФПГ).Противодействие конкурентной силе:а). поставщиков:- дифференциация производимой продукции;- прямые поставки потребителю минуя посредников;- предоставление отсрочек по платежам за товар;- применение различных схем льготного кредитования конечных потребителей товара;- приобретение или установление контроля над сбытовой сетью;б) новых фирм – производителей:- снижение издержек за счет использования эффекта масштаба;- патентно-лицензионная защита ключевых технологий и ноу-хау;- проведение стратегии направленной на установление контроля над экономическими видами экономических ресурсов и лучшими каналами сбыта.в). фирм производящих товары-заменители:- улучшение качества продукции;- постоянная корректировка цен;- придание продукции уникальных свойств.Наибольшая угроза производителям России исходит от зарубежной продукции (продовольствие, медикаменты, промышленное оборудование, аудио и видео- техника).г). предприятий производящих аналогичные товары и услуги (основные направления борьбы).- улучшение качества;- снижение цен за счет издержек производства;- расширение сети организаций после продажного обслуживания;- льготное кредитование покупок;- стратегия установления контроля над конкурентами за счет системы участия;- диверсификация производства и др.Таким образом, используя эти способы в определенной комбинации, предприятия добиваются конкурентных преимуществ над соперниками и обеспечивают себе устойчивое положение на рынке.

 

37.   КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД

Период, в течение которого некоторые обстоятельства не могут изменяться; для этого требуется больший период времени. В краткосрочный период, например, фирма может купить больше материалов или топлива или может нанять больше квалифицированных работников, но ей не хватит времени на постройку нового завода или для найма и подготовки более квалифицированных работников или менеджеров. Краткосрочный период противопоставляется среднесрочному периоду, в течение которого могут произойти многие изменения, но еще не все, и долгосрочному периоду (long run), в течение которого может измениться все, что только может быть изменено. Кривые краткосрочного спроса и предложения обычно менее эластичны (elastic), чем соответствующие кривые долгосрочного спроса и предложения. Общий (совокупный) продукт (Total product, TP) — это суммарный объем выпуска продукции, произведенный с использованием некоторого количества переменного фактора производства.

Общий продукт переменного фактора L может быть показан следующей производственной функцией, отражающая отношение между общим выпуском продукции и количеством фактора L, при постоянном количестве фактора K:

Q = f (L), при K — const

Предельный продукт (Marginal product, MP) — величина, показывающая изменение объема выпуска продукции, в результате использования дополнительной единицы какого-либо фактора производства при неизменном количестве остальных.

MPL = ΔQ / ΔL

где ΔQ — изменение объема выпуска продукции;

ΔL — изменение количества фактора L.

Средний продукт (Average product, AP) — величина, показывающая количество объема продукции, приходящееся на единицу переменного фактора производства. Определяется путем деления объема выпускаемой продукции на количество используемого переменого фактора L:

APL = Q / L где Q — объем выпускаемой продукции;

L — количество переменного фактора производства L.

Средний продукт характеризует производительность переменного фактора производства, поэтому очень часто средний продукт труда называют производительностью труда. Закон убывающей доходности.

Этот закон утверждает, что при увеличении объема переменного производственного фактора (труда), прилагаемого к постоянному производственному фактору (капиталу), количество производимого продукта будет увеличиваться, но в уменьшающейся степени. И напротив, при снижающейся доходности рост производства не соответствует уровню роста переменного производственного фактора. Если бы этот закон не был присущ производственному процессу, количество пшеницы, потребное для обеспечения всего мира, можно было бы вырастить в одном цветочном горшке (постоянный фактор), просто увеличивая количество семян (переменный фактор)

В экономике под коротким периодом понимается тот отрезок времени, когда хотя бы один производственный фактор (обычно капитал) остается постоянным. Труд выступает в качестве переменного фактора.

 

38.Производственная функция – это зависимость между набором факторов производства и максимально возможным объемом продукта, производимым с помощью данного набора факторов.

Производственная функция всегда конкретна, т.е. предназначается для данной технологии. Новая технология – новая производительная функция.

С помощью производственной функции определяется минимальное количество затрат, необходимых для производства данного объема продукта.

Производственные функции, независимо от того, какой вид производства ими выражается, обладают следующими общими свойствами:

1) Увеличение объема производства за счет роста затрат только по одному ресурсу имеет предел (нельзя нанимать много рабочих в одно помещение – не у всех будут места).

2) Факторы производства могут быть взаимодополняемы (рабочие и инструменты) и взаимозаменяемы (автоматизация производства).

В наиболее общем виде производственная функция выглядит следующим образом:

 

 

где Q- объем выпуска;

K- капитал (оборудование);

М- сырье, материалы;

Т – технология;

N – предпринимательские способности.

Рассмотрим вариант, когда переменными являются два фактора производства, которые при определенном сочетании дают в результате один объем производимого продукта. Возьмем, например, затраты труда и капитала при производстве обуви. Затраты труда обозначим за X, затраты капитала - через Y. При определенной комбинации этих двух факторов может быть произведено 200 пар обуви (Q = 200). Изменение капитала и труда может происходить в обратном направлении. Если количество капитала (применяемого оборудования) увеличивается, то, следовательно, применение живого труда - уменьшается. При этом возрастание одного фактора и уменьшение другого происходят таким образом, что общий объем производства остается на прежнем уровне.

Эту зависимость можно представить графически с использованием изокванты

Изокванта, или кривая равного продукта, отражает все возможные комбинации двух факторов, которые могут быть использованы для производства определенного объема продукта.

Предельная норма технологического замещения (marginal rate of technical substitution) (MRTS) показывает отношение изменения одного фактора производства к изменению другого фактора при условии низменности объема производства.

MRTS = ΔK / ΔL

где ΔK — изменение капитала;

ΔL — изменение труда.

 

39.       L, K - количество труда и капитала.

Информация об уровне издержек позволяет графически построить изокосту (линию равных затрат).

Изокоста включает в себя все возможные сочетания труда и капитала, которые имеют одну и ту же суммарную стоимость, то есть все сочетания факторов производства с равными валовыми издержками.

Изокоста графически представляет собой прямую линию, которая определяется двумя предельными точками – максимальным количеством труда и капитала, которое может приобрести фирма.

Изокоста имеет угловой коэффициент, равный отношению цен факторов производства, взятому с отрицательным знаком

 

Это следует из уравнения изокосты:

 

Используя изокосту, можно определить какой набор факторов производства обеспечивает заданный выпуск с наименьшими совокупными издержками (ТС). Решение данной проблемы – в точке касания (e) изокосты с изоквантой, которая отражает равновесие производителя.

В точке e углы наклона изокванты и изокосты одинаковы, то есть:

 

Наконец, из этого уравнения следует, что отношение предельного продукта каждого из факторов производства к их цене в точке e должны быть равны.

 

Это отношение отражает ситуацию равновесия производителя.

Правило минимизации издержек: Фирма минимизирует издержки производства в точке пересечения предельных издержек и средних общих издержек, т.е. при таком объеме выпуска, когда предельные издержки равны средним общим издержкам. МС=АС(АТС).

 

 

40. Общий (совокупный) продукт (Total product, TP) — это суммарный объем выпуска продукции, произведенный с использованием некоторого количества переменного фактора производства.

Общий продукт переменного фактора L может быть показан следующей производственной функцией, отражающая отношение между общим выпуском продукции и количеством фактора L, при постоянном количестве фактора K:

Q = f (L), при K — const

Предельный продукт (Marginal product, MP) — величина, показывающая изменение объема выпуска продукции, в результате использования дополнительной единицы какого-либо фактора производства при неизменном количестве остальных.

MPL = ΔQ / ΔL

где ΔQ — изменение объема выпуска продукции;

ΔL — изменение количества фактора L.

Средний продукт (Average product, AP) — величина, показывающая количество объема продукции, приходящееся на единицу переменного фактора производства. Определяется путем деления объема выпускаемой продукции на количество используемого переменого фактора L:

APL = Q / L

где Q — объем выпускаемой продукции;

L — количество переменного фактора производства L.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...