Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Порядок рассмотрения дела судом апелляционной инстанции




судья апелляционной инстанции после поступления дела принимает апелляционную жалобу к производству и проводит подготовку дела к судебному разбирательству.

Отдельные подготовительные действия совершает и суд первой инстанции. Может быть вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству в суде апелляционной инстанции в случае, если лицам, участвующим в деле, необходимо указать на необходимость совершения отдельных процессуальных действий.

В рамках подготовки суд апелляционной инстанции извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы/представления в апелляционном порядке.

Состав суда зависит от уровня апелляционной инстанции. В районных судах дела рассматриваются судьями единолично. В остальных инстанциях – коллегиально, три профессиональных судьи.

Сроки также зависят от уровня. Если районный суд или суд субъекта – не более 2 месяцев, если ВС – не более 3 месяцев. ФЗ по отдельным категориям дел могут быть установлены сокращенные сроки.

Порядок рассмотрения:

Не применяются следующие правила производства в суде первой инстанции:

· о соединении/разъединении исковых требований

· изменения предмета, основания иска, размера требований

· о предъявлении встречного иска

· замене ненадлежащего ответчика

· о привлечении к участию в деле третьих лиц

Можно заключить мировое соглашение, отказаться от иска, признать иск.

При отказе от иска истец отказывается от материально-правовых притязаний к ответчику, при этом решение суда первой инстанции отменяется судом апелляционной инстанции, производство по делу прекращается. В случае с отказом от апелляционной жалобы апеллятор (тот, кто подал жалобу, может быть не только истец, но и ответчик, третье лицо) отказывается от права на обращение в суд апелляционной инстанции (от процессуального права). Последствием отказа будет прекращение производства по апелляционной жалобе. Если поданы иные апелляционные жалобы, то ликвидации апелляционного производства не произойдет, будет происходить рассмотрение иных жалоб.

50. Апелляционная инстанция в гражданском процессе: полномочия суда апелляционной инстанции; основания к отмене или изменению судебного акта в данном порядке.

 

По результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:

1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения;

2) отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение;

3) отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части;

4) оставить апелляционные жалобу, представление без рассмотрения по существу, если жалоба, представление поданы по истечении срока апелляционного обжалования и не решен вопрос о восстановлении этого срока.

1. Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

 

51. Кассационное производство в гражданском процессе: основания для пересмотра и процессуальный порядок.

 

Рассмотрение в судебном заседании суда кассационной инстанции

рассмотрение с извещением и участием лиц, участвующих в деле, кассатора. Лица извещаются. Их неявка не препятствует рассмотрению. Рассмотрение коллегиально.

Срок для рассмотрение – не более месяца, ВС – не более 2 месяцев с момента вынесения определения о передаче жалобы на рассмотрение.

Рассмотрение начинается с доклада судьи. Доклад в Президиуме – Председатель, заместитель либо по их представлению иной член Президиума. В коллегиях ВС – судья ВС.

После доклада лица вправе дать объяснения, первый дает объяснения кассатор.

Вопросы в коллегии решаются большинством голосов. При равенстве жалоба считается отклоненной.

Вынесение постановления и объявление – по общим правилам.

О принятом акте сообщается лицам, участвующим в деле.

Должностные лица органов прокуратуры, которые могут участвовать в рассмотрении – прокурор субъекта либо его заместитель в суде субъекта, должностное лицо органов прокуратуры по поручению Генпрокурора в коллегиях ВС. Отличается от права кассационного обжалования.

При рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет в пределах доводов кассационной жалобы/представления, однако в интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов. При этом суд не вправе проверять законность актов в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных актов, которые кассатором не обжалуются.

 

52. Рассмотрение дела в надзорной инстанции: объекты пересмотра, процессуальный порядок.

 

1. Для рассмотрения дела в порядке надзора комментируемой статьей установлен срок. Этот срок не может превышать одного месяца за исключением дел, рассматриваемых в Верховном Суде РФ. Для рассмотрения дел в порядке надзора в высшем судебном органе страны установлен срок до 2 месяцев. Срок рассмотрения указанных дел исчисляется со дня вынесения судьей определения (ч. 1).

2. В ч. 2 статьи определен порядок рассмотрения дела. Рассмотрение дела в суде надзорной инстанции начинается с доклада. Дело, рассматриваемое в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем или заместителем председателя. По поручению председателя или заместителя председателя суда доложить дело может иной член президиума либо ранее не участвовавший в рассмотрении этого дела другой судья этого суда. А если дело рассматривается в Судебной коллегии по гражданским делам или в Военной коллегии Верховного Суда РФ, дело докладывается одним из судей коллегии.

3. Часть 3 статьи определяет круг лиц, участвующих в судебном заседании при рассмотрении дела в порядке надзора. К их числу отнесены лица, участвующие в деле, а также их представители. Предусматривается возможность участия иных лиц, не относящихся к лицам, участвующим в деле. Участие иных лиц в процессе обусловлено подачей ими надзорной жалобы на то, что обжалуемыми судебными постановлениями нарушены их права и законные интересы. Прокурор участвует в рассмотрении дела в порядке надзора, если он был участником процесса при рассмотрении данного дела на более ранних стадиях. При этом в комментируемой статье определен статус должностных лиц прокуратуры, участвующих в судебном заседании, в зависимости от того, в каком судебном органе осуществляется рассмотрение дела в порядке надзора.

Так, если дело рассматривается в президиуме суда субъекта РФ, окружного (флотского) военного суда, в заседании суда принимает участие соответственно прокурор субъекта РФ, военного округа (флота) или его заместитель. При рассмотрении дела в Президиуме Верховного Суда РФ в судебном заседании участвует Ген прокурор РФ или его заместитель, а при рассмотрении дела в Судебной коллегии по гражданским делам и в Военной коллегии Верховного Суда РФ в процессе принимает участие должностное лицо Прокуратуры РФ по поручению Ген прокурора РФ.

4. В ч. 4 комментируемой статьи изложена последовательность доклада материалов дела. В данной статье предусмотрено право судей задавать вопросы докладчику. Лица, участвующие в деле, и иные лица, являющиеся участниками данного процесса, вправе дать объяснения по делу. При этом первым дает объяснение лицо, подавшее жалобу или представление.

5. В процессе осуществления надзорного производства все возникающие вопросы решаются путем голосования простым большинством голосов. В случае равного количества голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмотра, жалоба или представление прокурора считаются отклоненными. По результатам рассмотрения дела судом надзорной инстанции выносится определение, о содержании которого сообщается лицам, участвующим в деле.

Суд надзорной инстанции вправе отменить состоявшиеся по делу судебные постановления полностью или в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу. Такое последствие может наступить, например, когда в надзорной инстанции выясняется, что дело неподсудно суду общей юрисдикции. Суд надзорной инстанции по результатам рассмотрения жалобы или представления прокурора может оставить в силе одно из вынесенных по делу судебных постановлений. Такое последствие возможно, когда все обстоятельства по делу установлены, исследованы, но одной из судебных инстанций допущена ошибка в применении нормы права. Однако возможна ситуация, когда ошибка в применении норм материального права допущена всеми судебными инстанциями, рассматривавшими дело. При этом обстоятельства, имеющие значения для дела, установлены полно. При таких обстоятельствах суд надзорной инстанции вправе отменить или изменить состоявшееся по делу судебные постановления и вынести новое постановление, не передавая дело на новое рассмотрение.

 

 

53. Пересмотр решений по вновь открывшимся и новым обстоятельствам: основания, срок подачи заявления; процессуальный порядок.

 

 Основаниями для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений являются:

1) вновь открывшиеся обстоятельства - указанные в части третьей настоящей статьи и существовавшие на момент принятия судебного постановления существенные для дела обстоятельства;

2) новые обстоятельства - указанные в части четвертой настоящей статьи, возникшие после принятия судебного постановления и имеющие существенное значение для правильного разрешения дела обстоятельства.

3. К вновь открывшимся обстоятельствам относятся:

1) существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю;

2) заведомо ложные показания свидетеля, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо неправильный перевод, фальсификация доказательств, повлекшие за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления и установленные вступившим в законную силу приговором суда;

3) преступления сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей, преступления судей, совершенные при рассмотрении и разрешении данного дела и установленные вступившим в законную силу приговором суда.

4. К новым обстоятельствам относятся:

1) отмена судебного постановления суда общей юрисдикции или арбитражного суда либо постановления государственного органа или органа местного самоуправления, послуживших основанием для принятия судебного постановления по данному делу;

2) признание вступившим в законную силу судебным постановлением суда общей юрисдикции или арбитражного суда недействительной сделки, повлекшей за собой принятие незаконного или необоснованного судебного постановления по данному делу;

3) признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации;

4) установление Европейским Судом по правам человека нарушения положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека;

5) определение (изменение) в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, в связи с принятием судебного постановления, по которому подано заявление о пересмотре дела в порядке надзора, или в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации, вынесенном по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора, или в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Заявление, представление о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам подаются сторонами, прокурором, другими лицами, участвующими в деле, в суд, принявший эти постановления. Указанные заявление, представление могут быть поданы в течение трех месяцев со дня установления оснований для пересмотра.

Срок подачи заявления, представления о пересмотре судебных постановлений по вновь открывшимся или новым обстоятельствам исчисляется в случаях, предусмотренных:

1) пунктом 1 части третьей статьи 392 настоящего Кодекса, - со дня открытия существенных для дела обстоятельств;

2) пунктами 2 и 3 части третьей статьи 392 настоящего Кодекса, - со дня вступления в законную силу приговора по уголовному делу;

3) пунктом 1 части четвертой статьи 392 настоящего Кодекса, - со дня вступления в законную силу судебного постановления, которое отменяет ранее вынесенное судебное постановление либо постановление государственного органа или органа местного самоуправления, на которых было основано пересматриваемое судебное постановление, либо со дня принятия государственным органом или органом местного самоуправления нового постановления, на котором было основано пересматриваемое судебное постановление;

4) пунктом 2 части четвертой статьи 392 настоящего Кодекса, - со дня вступления в законную силу судебного постановления;

5) пунктом 3 части четвертой статьи 392 настоящего Кодекса, - со дня вступления в силу соответствующего решения Конституционного Суда Российской Федерации;

6) пунктом 4 части четвертой статьи 392 настоящего Кодекса, - со дня вступления в силу соответствующего постановления Европейского Суда по правам человека;

7) пунктом 5 части четвертой статьи 392 настоящего Кодекса, - со дня вступления в законную силу постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, со дня опубликования постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

 

54. Место исполнительного производства в системе  российского права.

 

Существующие мнения можно подразделить на три группы, в соответствии с которыми исполнительное производство рассматривается в качестве:

а) стадии гражданского (арбитражного) процесса;

б) части административного права или административного процессуального права;

в) самостоятельной отрасли права, название которой еще четко не определено и не устоялось.

I. Традиционным является мнение, что исполнительное производство - стадия гражданского (арбитражного) процесса*(3). В современной науке число сторонников данной точки зрения уменьшилось, но подобные идеи развиваются в трудах М.С. Шакарян*(4), А.К. Сергун*(5), А.Т. Боннера*(6), Л.Ф. Лесницкой*(7), Д.М. Чечота*(8), С.М. Пелевина*(9).9, А.В. Цихоцкого*(10), Ю.Л. Мареева*(11), И.Б. Морозовой*(12), Е.Г. Натахиной*(13) и др. Причем мнение указанных авторов не изменилось с принятием Закона об исполнительном производстве 1997 г. Например, Л.Ф. Лесницкая пишет, что "...принятие самостоятельного Закона об исполнительном производстве не означает, что исполнение решений перестает быть стадией гражданского, равно как и арбитражного, судопроизводства"*(14).

 

55. Роль суда в исполнительном производстве.

 

Реальная защита и восстановление нарушенных прав, неразрывно связанные с исполнением не только судебных, но и иных актов, - неотъемлемая часть правосудия, которая определяется задачами гражданского процессуального права. Поэтому законодатель отводит определенную роль судам в исполнительном производстве. В этой связи суды (арбитражные суды) выполняют различные функции при исполнении судебных и иных актов.

Во-первых, суд (арбитражный суд) решает наиболее существенные вопросы исполнительного производства: выдает исполнительный лист, дубликат исполнительного листа (ст. 428 - 430 ГПК РФ; ст. 319, 323 АПК РФ); прерывает и восстанавливает срок предъявления исполнительного документа к исполнению (ст. 432 ГПК РФ, ст. 322 АПК РФ); разъясняет судебный акт, подлежащий исполнению (ст. 433 ГПК РФ, ст. 179 АПК РФ); решает вопросы отложения исполнительных действий, отсрочки или рассрочки исполнения, проводит индексацию присужденных денежных сумм, а также в случаях, указанных в законе, приостанавливает, возобновляет и прекращает исполнительнее производство (ст. 434, 436 - 439 ГПК РФ, ст. 183, 324, 327, 328 АПК РФ). Кроме того, только суд или арбитражный суд могут решать вопрос о повороте исполнения решения.

Во-вторых, суд (арбитражный суд) осуществляет контроль за деятельностью судебных приставов-исполнителей. Закон устанавливает гарантии соблюдения прав взыскателя и должника, иных лиц в исполнительном производстве.

Как уже отмечалось, любые действия или бездействие, постановления пристава-исполнителя могут быть обжалованы в суд. Это гарантировано, в первую очередь, ст. 46 Конституции РФ, в соответствии с которой решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Часть 1 ст. 128 Закона об исполнительном производстве регламентирует порядок обращения в суд общей юрисдикции и в арбитражный суд с заявлением об оспаривании действий или бездействия приставов-исполнителей и иных должностных лиц службы судебных приставов. Названная статья определяет территориальную подсудность дел этой категории: заявление подается в суд (арбитражный суд), в районе деятельности которого должностное лицо исполняет свои обязанности.

Также ч. 2 ст. 128 Закона об исполнительном производстве разграничивает подведомственность между арбитражными судами и судами общей юрисдикции. По общему правилу заявление подается в суд общей юрисдикции. Исключение составляют случаи, когда исполняются: -

исполнительные документы, выданные арбитражным судом; -

требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств, а также судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях - в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; -

постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью.

Арбитражным процессуальным законодательством могут быть установлены и иные случаи обращения в арбитражный суд.

Обжалование действий судебного пристава-исполнителя в суде общей юрисдикции происходит по правилам производства, вытекающего из публичных правоотношений, регулируемых гл. 23, 25 ГПК РФ, в арбитражных судах - по правилам производства по делам, возникающим из административным и иных публичных правоотношений, регулируемых гл. 22, 24 АПК РФ.

Вред, причиненный судебным приставом-исполнителем гражданам и организациям, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ. Рассмотрение данных категорий дел происходит по правилам искового производства.

 

56. Основания исполнения. Исполнительные документы, выдаваемые судами.

 

1. Основание исполнения - постановление суда или другого органа, которое согласно закону подлежит исполнению по правилам исполнительного производства.

К основаниям исполнения относятся: •

все виды судебных постановлений, в том числе приговоры суда и постановления судьи в части имущественных взысканий, а также судебные приказы; •

такого же рода постановления органов общественной юрисдикции, решения третейских судов; •

юрисдикционные акты административных органов - постановления о денежных взысканиях и конфискациях; •

решения иностранных судов и других компетентных органов в предусмотренных законом и международными соглашениями случаях.

2. На основе соответствующего судебного постановления или по становления другого органа выдается исполнительный документ (за исключением случаев, когда акт, являющийся основанием исполнения, служит одновременно и исполнительным документом; например, исполнительная надпись нотариуса, судебный приказ).

Виды исполнительных документов перечислены в ст. 7 Закона "Об исполнительном производстве".

Основным и важнейшим видом исполнительного документа является исполнительный лист. Он выдается на основании всех видов судебных постановлений, подлежащих исполнению (кроме судебного приказа), и представляет собой предписание суда органам исполнения принудительно осуществить судебное постановление.

Исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления решения в законную силу или, в случаях немедленного исполнения, немедленно.

При наличии нескольких ответчиков выдается столько же исполнительных листов.

В случае утраты исполнительного листа судом, постановившим решение, может быть выдан дубликат (ст.

430 ГПК РФ и ст. 7 Закона "Об исполнительном производстве").

Для принудительного исполнения судебных постановлений и постановлений других органов предусмотрены определенные давностные сроки.

Срок давности для исполнения судебных решений установлен в три года, арбитражных судов - шесть месяцев (ст. 14 Закона "Об исполнительном производстве").

Течение давности исполнения начинается с момента вступления решения в законную силу. По решениям о взыскании периодических платежей давность исполнения действует для каждого платежа в отдельности и течение ее начинается со дня наступления срока каждого платежа.

Исполнительный документ может быть предъявлен к исполнению только в течение срока давности.

Срок давности прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению. Но если исполнительный документ возвращается взыскателю до полного исполнения, срок начинает течь заново. Давность прерывается также частичным исполнением решения.

По исполнительным листам и исполнительным надписям нотариальных органов суд при наличии уважительных причин может восстанавливать пропущенный срок давности (ст. 432 ГПК РФ).

 

57. Сроки предъявления исполнительных документов, выдаваемых судами, к исполнению. Перерыв и восстановление пропущенного срока.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 216.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...