Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Что такое диалектика как философская теория развития?
Вопрос 10. Динамическая организация бытия. Диалектика как философская теория развития, основные исторические формы диалектики. Что означает понятие «динамическая организация бытия»? Динамический аспект организации бытия обнаруживает себя в таком его существенном свойстве, как изменяемость, изменчивость. Изменчивость объективного бытия (представленного категорией материя) всегда были в фокусе и философии, и науки. Например, невозможно описать, а тем более объяснить отдельные явления и в целом функционирование мира природы без анализа проблемы изменения, движения. Изменчивость как характеристика мира, Универсума может быть представлена через такие категории, как «взаимодействие», «движение», «развитие». Понятие движения используется в том случае, когда нас интересуют изменения в мире, не зависящим от нашего сознания, в мире материи,причем мы не детализируем природу этих изменений. В этом аспекте движение есть способ существования материи. Меняется все, вне движения не может существовать ни один объект.Движение – это любое изменение, всякое взаимодействие (Энгельс). Движение обладает такими характеристиками, как: - объективность - независимость от сознания человека; Человек фиксирует многообразные изменения с помощью органов чувств, в опыте. И при этом изменения, движение не могут быть изменены, отменены человеком, существуя объективно; - материальность - движение всегда привязано к материальному носителю. Этот постулат по сути дела лежит в фундаменте научного исследования. Мы можем узнать природу любого объекта, рассмотрев его взаимодействие с другими объектами и его последующие изменения. Поэтому лидирующие концепции физики — это теории движения. Мысль Аристотеля — сквозь движение к природе объектов; - противоречивость – оно абсолютно и относительно, прерывно и непрерывно; - многообразие– существует множество форм движения материи, специфика форм движения зависит от специфики материальных систем – носителей движения.В середине 19 века, в результате дифференциации науки на дисциплины, был накоплен огромный массив новой научной информации о существовании таких форм изменения, которые не могли быть сведены к механическим. Ф. Энгельсом была предложена первая классификация форм движения материи; - источником движения выступают внутренние противоречия самого объекта, таким образом, движение – это всегда самодвижение (Гегель)
Понятие взаимодействия отражают такие изменения, которые происходят в системе материальных объектов. Когда меняем фокус рассмотрения с материи вообще на конкретные объекты, фиксируем взаимодействия между ними и изменения. Например, каждая наука изучает соответствующий тип взаимодействий: физические, химические, биологические, геологические, лингвистические и т.п. взаимодействия. Понятие развитияприменимо к единичному, конкретному объекту или системе.Понятие развития фиксирует особые изменения: конечные, направленные, необратимые, качественные, закономерные. Именно такие изменения представляют наибольший интерес для современной науки.Развитие – это философская категория, с помощью которой выделяются особые – необратимые, качественные, направленные, закономерные изменения. Каковы характеристики развития? Именно наличие всех свойств выделяет развитие среди других изменений. Необратимость. Обратимость характерна для процессов функционирования, циклического воспроизведения состояния объекта. Необратимость связана с тем, что развитие осуществляется в реальном времени. И только время выявляет направленность развития. Направленность изменения. При отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, а потому процесс лишается характерной для развития единой внутренне взаимосвязаннойлинии.Развитие может осуществляться как по линии возрастающей сложности структуры(прогрессивное развитие), так может идти и по пути упрощения, деградации системы (регрессивное развитие). В сложной развивающейся системе эти две тенденции спарены, прогресс по одним признакам может идти за счет регресса по другим. Закономерность. Отсутствие закономерности характерно для случайных изменений катастрофического типа. Качественные изменения. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта: изменение состава или структуры (появление, трансформация, исчезновение элементов и связей). Важно, как процесс развития предстает в теоретическом мышлении, научном и философском. Моделирование процесса развития начинается в философском знании о мире, затем к этому процессу подключается естествознание. В философии — в эпоху античности, в естествознании — в 19 веке (первая модель развития возникает в биологии), и в 20 веке (в физике и химии). Что такое диалектика как философская теория развития? Диалектика – это философская теория развития. Диалектика в своем развитии прошла несколько этапов: античная диалектика; классическая немецкая философия; философия марксизма; далее постклассические версии, где не возникли развернутые теории, но создавались интерпретации уже имеющихся. В период античности диалектика носила «наивный» характер, была представлены гениальными прозрениями, догадками, интуициями: - идеи о внутреннем источнике развития природы и его универсальности (Гераклит), - о диалектике как искусстве спора, как характеристике субъективности (Сократ), - о диалектике как проявлении диалогического мышления (Платон), - Аристотелем и Платоном развивался понятийный аппарат диалектики –категории сущность и время, причина и следствие, необходимость, возможность и действительность, пространство и время, единичное, особенное и общее, часть и целое. И при этом идея абсолютного совершенного космоса, лежавшая в основе всего античного мышления, исключала даже постановку вопроса о направленных изменения, порождавших новые структуры и связи. Целостной концепции развития эпоха античности не представила. Она появилась в немецкой классической философии в разных вариантах в философии Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Опираясь на диалектический метод, Гегель не только показал универсальность принципа развития, но и раскрыл его всеобщий механизм и источник- возникновение, борьбу и преодоление противоположностей. Гегель создал теорию диалектики, но сделал это в идеалистической форме. Именно поэтому она не могла быть воспринята естествознанием 19 века. Идея развития прочно устанавливается в естествознании 19 века благодаря научной космологии, геологии и биологии. Целостную научную концепциюразвития построил марксизм. Развитие трактуется как универсальное свойство материи. Общей теорией развития выступает материалистическая диалектика. Она опирается на такие принципы, как принцип развития и принцип всеобщей связи и взаимообусловленности явлений. Основные законы развития раскрывают его содержание: закон единства и борьбы противоположностей – источник развития; закон перехода количественных изменений в качественные – механизм развития; закон отрицания отрицания – направленность развития.. В формулировке неосновных законов могут быть обнаружены парные категории диалектики, восходящие ещё к Аристотелю. Содержание и форма, сущность и явление, причина и следствие, возможность и действительность и другие — это неосновные законы диалектики. Каждая категория задает ракурс рассмотрения процесса развития. Таким образом, появляется теория развития, в которой есть категориальный аппарат, исходные постулаты и формулировки законов. В 20 веке идеи диалектики конкретизировались в социально-критической стратегии (концепция негативной диалектики) и экзистенциализме (диалектика человеческой субъективности).Постмодернистские версии философствования идею развития сводят к понятию ризомы. Таким образом, развитие выступает как концепт, в рамках которого игнорируется его важнейшая характеристика — закономерный характер.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 567. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |