Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философские традиции в культуре России.




Вопрос 2. Национальное самосознание и философские традиции в культуре Беларуси и России.

Осн. смысл:Репрезентация проблемы национального самосознания в русской классической философии и философской мысли Беларуси.

План:Проблема национального самосознания в транзитивных обществах. Экспликация проблемы в русской классической философии. Особенности философской мысли Беларуси.

 

Философия и национальное самосознание.

Философия по своей сути двойственна: с одной стороны это интернациональное явление, это феномен культуры всего человеческого общества, содержит всечеловеческое общезначимое содержание. Тем она и ценна: философия - вариант всечеловеческого самосознания.С другой стороны, философия конкретно-исторична. Она – квинтэссенция своей эпохи, конкретно-исторический ответ на вечные вопросы.

Интернациональное в философии всегда связано/сцеплено с самобытностьюфилософского сознания, сформировавшегося  в разных социокультурных контекстах. Этим философия всегда отличалась от науки. Наука интернациональна, в ней отсутствуют черты, характерные для национальных менталитетов. Наука нацелена на объект и заинтересована в объективном взгляде на мир. Выражения типа «белорусская наука» - это всего лишь обозначение географической привязки научных школ и центров. Философия же не может отвлечься от ценностей, в том числе и таких, которые отражают национальную самобытность.

Есть спецификанемецкой классической философии: рационализм, системность, логические доводы доведенные до панлогизма(философская доктрина,согласно которой бытие есть воплощение логической деятельности мирового разума).Французский стиль философствования отличается публицистическим пафосом. Работы апеллируют не столько к логике, сколько к образно-эмоциональному мышлению. Философия России также неразрывно связана с художественной литературой (Толстой, Достоевский), онаочень религиозна. Французская в отличие от нее – светская философия. Потому что государство стало светским, религия была отделена от государства, а в России православие было государственной религией.

Философия всегда играла важную роль в судьбе этносов, помогая процессу их самоопределения. В исторической перспективе развитие философии всегда предваряло буржуазно-демократические преобразования, в ходе которых оформлялось национальное государство. В  философии ставились и вырисовывались проблемы национального развития, ориентиров этого развития. Это было особенно
актуальнов преддверии наступления буржуазных революций, в период образования национальных государств. Поэтому не совпадение, что для Франции расцвет философии ХVIIIв. - это эпоха Просвещения, предтеча великой буржуазной революции. Государство скрепляют не границы, а внутреннее единство системы, которое  рождает культура, в частности такие ее элементы, как философия, искусство.


Философские традиции в культуре Беларуси.

Формирование условий, подготовивших возможность возникновения философии Беларуси, следует связать с принятием христианства во времена Киевской Руси.Становление же профессиональной философской деятельности в Беларуси произошло в период Возрождения; В 16 веке оно связано с именем белорусского первопечатника и гуманистаФранциска Скорины.

Философская мысль Беларуси эпохи Ренессанса – 16 век:Ф. Скорина, Н. Гусовский, С. Будный, А. Волан, Л. Зизаний, С. Полоцкий.Развитие белорусской философии осуществлялось в контексте эволюции всей европейской культуры. Поэтому не удивительно, что белорусская философская мысль эпохи Возрождения воплощала в себе основные черты философии европейского Ренессанса:- антропоцентризм, т.е. идею самодостаточности человеческого бытия,-идею абсолютной духовной свободы;-натурализм, выступавший в качестве основополагающего принципа интеграции мироздания и человека.

Развитие духовной культуры Беларуси 17-нач. 18 вв. проходило под знаком идейной борьбы православия и униатства. Философская мысль этого времени концентрировалась в сфере влияния католических орденов (иезуитов, доминиканцев).Европейская философия того времени занималась обоснованием ценностей науки, научного познания, идеалов техногенного развития цивилизации (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза). Однако эти предпосылки не смогли реализоваться. Наступил период контрреформации. Схоласты безжалостно подавляли альтернативные направления.Однако схоластика как способ философствования, оставшийся применительно к другим европейским странам в далеком прошлом, сохранила известную связь с идеями ренессансного гуманизма, научной философии и естествознания.В конце ХVIII-начале ХIХ в. происходило становление на территории Беларуси и Литвы классического естествознания, что требовало философского осмысления его оснований (М. Почебут, Ю. Мицкевич, Я. Снядецкий).

В первой половине ХIХ в. наблюдается закат традиций Просвещения, смена духовно-ценностных ориентаций в связи с вхождением Беларуси в состав Российской империи. Духовный проект филоматов ("стремящихся к знанию"), выдвинутый в Виленском университете, задал ориентацию на идеи национально-культурного и государственного возрождения. Однако в целом собственно философская традиция в Беларуси прерывается.

Общественно-политическая мысль полнилась идеями поиска национальной идентификации.Такого рода эволюция была инициирована этнографическими исследованиями, проведенными в Беларуси. С середины ХIХ в. осмысление этого круга идей осуществлялось в художественной литературе (А. Мицкевич, В. Дунин-Мартинкевич, Ф. Богушевич). В ХХ в. эта традиция была продолжена Я. Купалой, Я. Коласом, М. Богдановичем, М. Горецким.

В конце 20-х гг. заканчивается очередной период в развитии философской мысли Беларуси, ее эволюция протекала далее в контексте советской философии.

Особенности философской традиции:

- Постоянная прерывность:разрывы в поступательном развитии философской профессиональной мысли при сохранении в целом социокультурной целостности этноса. Более или менее целостные этапы – 16 – начало 19 в., 20 в.

- Постоянный дрейф между Западом и Востоком: развитие в составе Киевской Руси, включение в Западную культуру через ВКЛ, Речь Посполитую, влияние Московской Руси и включение в Российскую империю. Это приводило к разрыву культурных традиций на уровне теоретического мышления. Культурная традиция сохранялась в повседневном быту

- Философские проблемы были тесно связаны с конкретными проблемами социального развития, не сформировалось самостоятельное проблемное поле.

Таким образом,возможности и предпосылки для развития философии, как определенной формы культурного творчества, на территории Беларуси не сложились.

Философские традиции в культуре России.

В России философские традиции начали развиваться с начала 19 в. (Чаадаев). Первая половина 19 века – время более широкого освоении западной философии, в особенности немецкой классической философии (особенно Шеллинга и Гегеля).   Для России это историческое время перехода от феодально-крепостнического социального устройства к развитию капиталистических экономических отношений, элементов буржуазной демократии и буржуазной культуры. Социальное расслоение привело к возникновению групп дворянства и особенно разночинства, которые увлекались философией, отражая общественную необходимость в новой мысли, свежем взгляде на будущее России. В середине 19 в. возникла общественная дискуссия между славянофилами и западниками. Она подготовила появление самобытной зрелой философской мысли России.

Основные темы в философии России:

1.Тема определения своеобразия исторического пути России:дискуссии славянофилов и западников в середине 19 в.,концепция евразийства, концепция, отводящая России как особому этнографическому миру «срединное» место между Европой и Азией) в 20 в.

2.Религиозно-этическая тематика: новые ценности техногенной цивилизации, возникавшие вместе с бурным развитием капиталистического уклада сопоставлялись с религиозной православной основой предыдущего феодального уклада. Представители – В. Соловьев В., П.  Флоренский, Н. Бердяев, С. Булгаков.

3.Актуальны идеи сродности человека с природой и соборность с миром. Всеединство человека и мира на базе единства религии, философии и науки

4.Русский космизм (представление человека, как о космопланетарном феномене). Реформационные настроения, секуляризация культуры, возможности развивающейся науки показывали перспективы эволюции космоса, земного мира , человека в другом ракурсе и масштабе. Федоров Н., К. Циолковский, Н. Вернадский, Н. Чижевский А.

Особенности Русской философии:

1.Проповеднический дух: цель философии -убедить, внушить, но не критический дискурс, развивающий самостоятельность и автономность мышления

2.Идея миссионерства, особой роли России по отношению к мировому сообществу – идти по пути прогресса, но без потери нравственно-религиозной основы личности

3.Тесная связь со своей религиозной почвой. Религия не была отделена от государства, православие было национальной религией.

4. Философия России также неразрывно связана с художественной литературой (Толстой, Достоевский). Размышление о пути становления человеческой личности, социальной справедливости и общественного блага, границы добра и зла в человеке – эта нравственная и социально-общественная проблематика характерна не только для философии, но и литературы.

5. Философская мысль России тяготеет к рационализму, но не европейскому академическому, а практическому, с ярко выраженным нравственным ориентиром.

6. Русская мысль антропологична, занята проблемой соотношения человека с миром

7. Историософична, направлена на решение вопроса о дальнейшем историческом пути России и о смысле истории в целом

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 506.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...