Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Каковы основные стратегии осмысления человека, характерные и для классической, и для постклассической философии?




Вопрос 12. Основные стратегии осмысления проблемы человека в классической и современной философии.

Что такое философская антропология?

Понятие «философская антропология» ( ФА) используется в трех основных смыслах:                                                                                                                                - означает традиционное для философии знание о человеке, его месте в природе и обществе. Становление интереса к человеку связывают с именем Сократа. Долгое время рефлексия над проблемой человека развивалась контекстуально, внутри философских раздумий о проблемах мироздания, характере познания и пр.;

- означает конкретную философскую школу – «школу философской антропологии» - основатели которой М. Шелер, Г. Плесснер, А. Гелен и др. заявили о кризисе знаний о человеке. Они считали, что необходимо исследовать человека целостно и комплексно на основе синтеза философского и естественнонаучного знания. Этот синтез всегда не завершен, поскольку человек как объект мнгозначен и открыт по своей сути.

- означает относительно самостоятельный раздел философского знания о человеке и его бытии в мире. Возникает в постклассической философии как результат развертывания т.н. «антропологического поворота» в философии к.19-н. 20в.в.  Именно в этот период возникают развернутые учения о человеке: в неотомизме, персонализме, социально-критической стратегии, философии жизни, фрейдизме и неофрейдизме, экзистенциализме и др. В этом смысле ФА – это раздел современной философии, в котором ставятся и обсуждаются фундаментальные проблемы человеческого бытия.ФА претендует на систематизированное, концептуальное представление о человеке.

ФА выполняет интегративную функцию по отношению к комплексу знаний о человеке, которые возникают и в религии, и в науке, и в искусстве, морали, праве и т.д. ФА претендует на выработку целостного знания о человеке. ФА выполняет методологическую функцию, задавая самый общий подход и к познанию человека, и к различным формам практики. Пример – психоанализ, экзистенциализм.

2. В чем состоит специфика познания человека?

- комплексным характером: человека нельзя свести ни к биологическим проявлениям, ни к психологическим феноменам, ни к социальным проявлениям. Реальный человек сложен и многогранен, он целостен;

- стремлением постичь сущность человека, предельные основания его бытия;

- стремлением соединить философский дискурс и конкретно-научное гуманитарное и естественнонаучное знание;

- принципиальным плюрализмом.

Чем отличаются классический и постклассический философский дискурс о человеке?

В классической философии не было развернутых концепций человека, но контекстуально возникали «образы» человека:

- для античности характерен космоцентрический образ человека;

- для эпохи средневековья характерентеоцентризм;

- в эпоху Возрождения характерен антропоцентризм;

- для Нового времени самой главной характеристикой человека становится разум. В немецкой классической философии разумность абсолютизируется и приписывается Гегелем самой реальности.

    В целом Образ человека, характерный для классической философии оформился в философии Просвещения и Немецкой классике. Человек рассматривается вне времени и как существо, способное познать и дополнить гармоничный, упорядоченный и познаваемый разумом мир. Человек – деятельное, разумное, ответственное, творческое, автономное существо. Носитель свободы и прогресса.

Постклассическая философия отказывается от такого понимания человека. Она отталкивается от признания т.н. антропологического кризиса, утверждаетиррациональность человека (психоанализ), его безответственность, конформность, омассовление, потерю индивидуального начала (Х. Ортега-и-Гассет, экзистенциализм).

Каковы основные стратегии осмысления человека, характерные и для классической, и для постклассической философии?

 Существует много вариантов выделения таких стратегий. Можно воспользоваться одной из них и выделить в качестве основных:

- натуралистическую стратегию, в которой человек воспринимается как природное существо, особенности которого запрограммированы генетически, биологически. Человек отличается от других живых существо более сложной организацией, он – высокоразвитое живое существо. Природа определяет человека.

- рационалистическую стратегию, в которой сущность человека представлена прежде всего наличием разума, сознание. Человек – животное, но разумное. Причем разум его имеет не только индивидуальную природу, но трактуется предельно широко, как проявление всего природно-космического бытия. Посему предназначение человека в Универсуме – устроить природную и социальную жизнь на разумных началах;

- социологизаторскую стратегию, для которой человек – не более, чем социальное существо, продукт социального развития. Общество «больше», чем человек. Это та система, которая полностью определяет человека. Наиболее полно этот подход представлен в марксистской философской традиции. Человек – «совокупность всех общественных отношений», т.е. формируется всегда в контексте конкретного общества и меняется вместе с изменением конкретных социальных отношений.

- в 20 веке наиболее широко проблема человека рассматривалась в экзистенциально-персоналистской стратегии

        Со становлением этой стратегии связан «антропологический поворот»  в западной философии 20 века, который сделал человека центром философского поиска. Если раньше философы шли в понимании человека от бытия вообще к бытию человека, то в результате антропологического поворота  мир стал пониматься так, как он видится человеку, как он определяется человеческим существованием. Центром «антропологического поворота» в философии 20 века стала философия экзистенциализма, представителями которой были К. Ясперс, М. Хайдеггер(Германия), Г. Марсель, А. Камю, Ж.-П. Сартр (Франция), Н. Аббаньяно (Италия), Х.Ортега – и – Гассет (Испания) и др.

    Экзистенциализм отрицает потенциал науки в познании человека, поскольку науку интересует типичное, она нивелирует человека. Сущность человека как что-то общее, изначальное не задана, не предопределена, наоборот, «существование предшествует сущности», с точки зрения Сартра. Человек открывает себя не через рациональное отношение к миру, а через его переживание «здесь и сейчас», постоянно делая выбор в бесконечной сложности мира, самоопределяя себя как конкретную индивидуальность. Человек не имеет завершенности, всегда входит за свои пределы, поскольку он является автором себя как «проекта», автором своего жизненного сценария, собственного существования. Человек рассматривается как «человек-в –мире», причем мир – это не противостоящая ему природная или социальная среда, а это та реальность, которая формируется конкретным существованием конкретного человека – его коммуникацией, языком, поведением, деятельностью. Существование (экзистенция) м.б. подлинной и неподлинной. Неподлиннаяэкзистенция характеризует «массового», «усредненного», «обезличенного» человека-потребителя и характерна для массовой культуры 20 века. Подлиннаяэкзистенция обнаруживается человеком чаще всего в «пограничных ситуациях» его жизни и являетсяуникальным результатом опыта творчества, свободы и личной ответственности. Таким образом, в философии экзистенциализма утверждается уникальность, неповторимость человеческой личности.

Персонализм возник в к.19- первой половине 20 в.в., благодаря работам Н. Бердяева, Л. Шестова (Россия), Э. Мунье, П. Рикера (Франция) и др. Персонализм

 развивает религиозно-философскую концепцию человека. Призвание человека – развивать себя, быть деятельным, творчески менять мир. Творческие возможности человека безграничны, достигая в пределе возможности бога-творца как высшей творческой личности. Нравственность и вера - основные предпосылки изменения мира и человека на гуманистических началах.

        

 

 

 

 

 

                   

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 310.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...