Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Отличия философии и иных типов мировоззрения.
Вопрос 1.Философия, мировоззрение, культура. Природа философских проблем. Осн. смысл:Общая характеристика философии как социокультурного феномена. План:Определение философии. Соотношение философии и мировоззрения. Определение мировоззрения. Исторические типы мировоззрения (мифология, религия, философия, наука). Соотношение философия-мифология, философия-религия, философия-наука. Предназначение философии в культуре. Природа философских проблем.
Как соотносятся философия и мировоззрение? Философия — это особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Все с чем связан человек - это система «человек <=> мир». Это объект философии. Что такое мир для человека? Мир – это природное бытие, социальное бытие и духовное бытие (религия, мораль). Предмет философии – наиболее существенные глубинные связи между человеком и миром во всех его проявлениях. Отсюда на долю философии приходится освоение наиболее общих принципов бытия человека в природной, социальной и духовной реальности во всех ее проявлениях. Будучи такой формой познания и культурного творчества, философия выступает как некое мировоззрение. Мировоззрение– это представление человека о мире и о месте человека в этом мире. Мировоззрение – философская категория, которая отражает тот факт, что у сознательно действующих субъектов (от отдельного индивида до человечества в целом) есть специфическая картина реальности, в которой выделены такие составляющие, как представление о мире в целом, о сущности человека и их связях. Эта картина реальности не только «схватывает», отражает человеческое измерение реальности, но и «творит» это измерение, выявляя и закрепляя именно то, что нужно и важно человеку в этом мире. Структура мировоззрения включает в себя несколько базовых элементов: 1) знания о мире, 2) ценности и идеалы, 3) чувства и переживания человеческой жизни. Включают туда также и 4) базовые программы человеческой деятельности, общения и поведения, которые человек осваивает в ходе социализации. Эта мировоззренческая картина мира выполняет различные функции – регулирует и направляет человеческую жизнь, задавая ее ценности; интегрируетчеловеческие сообщества на основе единых идеалов (народы и нации, субкультуры и семьи); придает смысл и значение различным фактам, событиям, объектам. В этом отношении мировоззрение выступает «сквозной» структурой культуры, ее своеобразным фундаментом. При изменении основных параметров мировоззрения общества на том или ином этапе меняются основные смысловые значения и смыслы культуры. (Если в культуре доминирует религиозное мировоззрение, она ориентирует людей на конкретный строй жизни и мысли, например) Культура (в контексте этого вопроса) может быть определена как сложная система надбиологических исторически меняющихся знаково-символических программ поведения, общения, деятельности человека, осваивая которые, человек (общество) воспроизводит всю целостность социальной жизни. Мировоззрение исторически меняется. И в развертке исторического времени мы сталкиваемся с разными формами мировоззрения. Исторически первая форма – мифология. Далее на основе мифологического возникают религиозное и в сер. 1 тысячелетия до н.э. философское мировоззрение. Научное мировоззрение формируется в 17 в. Таким образом, философия является: а) рационально-теоретическим мировоззрением;А) теоретическим фундаментом культуры,т.е. такой формой знания, в которой схвачены самые базовые, фундаментальные, сущностные черты, тенденции культуры и социума на определенном этапе их исторического развития; Б) формой самосознания культуры,то есть особой формой рефлексии над культурными универсалиями, над культурой и социальной жизньюв целом.
Исторические типы мировоззрения:мифология, религия, философия, наука. Мировоззрение можно структурировать по разным основаниям, но в контексте этого вопроса важно соотнести философию именно с историческими формами мировоззрения: мифологией, религией, наукой. Мифология.Это самое древнее мировоззрение, исторически первый способ объяснения мира и человека в их связке. Отличительные особенности: -человек не отличает себя от природы, -одушевляет все природные явления (анимизм), - не проводит различий между миром естественного и сверх-естесственного, словом и вещью (синкретично), - основные проблемы, которые интересуют человека в этих картинах – проблемы генезиса (ударение на 1-й слог), т.е. происхождения, - человек наделяет внешний мир своими собственными характеристиками (антропоморфизм и социоморфизм). Процесс рационализации мифа дал импульс возникновению религии и философии. Религия.Основные системы монотеистического религиозного мировоззрения возникает от 800 г. до 200 г. до н.э. (осевое время по Ясперсу). В это историческое время возникли на Востоке – буддизм, конфуцианство, даосизм; в Персии – зараостризм (огнепоклонничество), в Греции – философия и зачатки науки. Отличительные особенности религии: - делит реальность на естественное и сверъестественное (божественное), не поддающееся постижению средствами разума; - основана на вере в существование особой сакральной реальности; - признает сверхъестественные сущности (бога или богов и пр. сущности) в качестве творцов реальности, признавая человека и природу тварными и вторичными; - выделяется в особый институт общества, оказывает большое влияние на социальную жизнь. Философия.Возникает в сер 1 тысячелетия в 3-х относительно автономных регионахДр. Китая, Индии и Греции.Особенности философии:- это рациональное мировоззрение, оно обращается к разуму и логике; - философия теоретична, отражает мир через категории и понятия, т.е. абстрактно, засчет этого выявляет самые глубокие ее черты, принципы, основания; - системное, аргументированное знание; - претендует на объективно-истинное отражение реальности; - рефлексивно и критично;- ценностно нагружено;- плюралистично; - имеет всеобщий, универсальный охват реальности. Отличия философии и иных типов мировоззрения. Философия и мифология: 1) философия опирается на процедуры логического обоснования и докозательства, а мифология основана на ассоциациях. 2). Философия оперирует рациональными сторонами психики, а мифология обращена к чувственному (иррациональному) опыту. Философия и религия: 1).Философия оперирует рациональными сторонами психики, а рилигия обращена к чувственному (иррациональному) опыту. 2).Религия догматична, а философия постоянно обновляет свое содержание, рождая новые концепции. 3).Для религии характерно противопоставление естественного и сверхестесственного. Общее у философии и науки: 1).Рациональная форма постижения мира через понятийно-категориальный аппарат; 2).Достижение истины – цель и философии, и науки; 3).Критицизм – отличительная черта философии и науки. Они антидогматичны, ориентированы на постоянное обновление знания. Отличия философии и науки: 1).Наука описывает мир, абстрагируясь от присутствия в нем человека и его ценностей во всех его вариациях. Философия интересуется не миром, а отношением человека к миру. Философия ориентирована на ценности, которые выполняют регулирующие функции мировоззрения. Философия, в отличии от науки, – это ценностно-нагруженное знание. 2).Наука осваивает все, что дано в опыте, поэтому мощный источник знаний науки – эксперимент. Философия этого опыта не имеет. Ее интересует все то, что не дано в человеческом опыте, выходит за границы предметного мира. Это сближает философию с религией. 3).Наука решает свои проблемы. Философия свои проблемы по мере движения истории пересматривает.
4. Специфика философских проблем. Специфика проблемного поля философии определяется тем, что она стремится рационально-теоретическими средствами выработать целостное и обобщенное знание о мире, человеке и их связи. Потому в качестве основных областей предметного поля можно зафиксировать три блока проблем: 1.Проблема Универсума, в рамках которой философия обосновывает категориальную модель мира и отвечает на вопросы о его первоначалах, конечности и бесконечности, единстве и множественности, о формах и способах его бытия др. 2.Проблема человека, которая связана с осмыслением вопросов об аксиологическом статусе человека как особого типа бытия. В чём смысл жизни человека, свободен или не свободен он в своих действиях и поступках, каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия, которые характерны для природных и социальных систем и пр. 3.Проблема взаимосвязи человека и мира, анализ различных форм и типов отношений между ними, например, познавательного отношения. При всех оттенках и содержательных модификациях в трактовке этой системы отношений «человек - мир» преобладающей в классической философии стала такая её формулировка, которую Ф. Энгельс назвал основным вопросом философии: об отношении мышления к бытию, сознания к материи. Указанные проблемы составляют инвариантное ядро предмета философии.
Проблемы философии – это «открытые» проблемы, т.е. , в отличие от проблем естествознания, они не решаются окончательно, но постоянно переосмысливаются с изменением культурно-исторического контекста. Проблемы философии всеохватны и абстрактны. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 213. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |