Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Работа с родителями различных групп риска
Рассмотрим подробнее особенности и образовательные потребности родителей различных групп риска. Растет число неполных семей. Так, общая их статистика по Санкт-Петербургу составила 21—24% (данные за 1989—1995 гг.). Однако эта категория семей неоднорода. ОДИНОКИЕ МАМЫ Растет число одиноких мам. Так, в Санкт-Петербурге в 1990 г. 15% детей родилось у женщин, не состоящих в браке, а в 1993 г. — 22%. Эту группу представляют как очень молодые мамы, иногда еще не окончившие школу, не успевшие получить профессионального образования (часто детей при этом воспитывают бабушки), так и женщины после 40 лет, составляющие из-за возраста и здоровья группу особого риска. Очевидно, что сотрудничество школы с такими семьями не может строиться на основе стереотипных программ. Традиционно выделяемая группа риска родителей должна быть дифференцирована на основе проблем, с которыми сталкиваются или могут сталкиваться мамы в воспитании детей. Одинокая молодая мама, приводящая ребенка в школу, в большей степени, чем другие, испытывает неуверенность в себе, в том, что ее ребенок будет благожелательно принят здесь. Иногда ее поведение нарочито независимо, но это — не более чем защитная реакция. Ведь одинокая мама — это не только вопрос случая, это еще и проблема неумения строить семейные отношения, проблема непосильно повышенной ответственности, иногда выражающаяся в стремлении снять ее с себя и перенести на другого. Для многих одиноких мам характерно обостренное чувство обиды за своего ребенка. Если школа не оттолкнет родительницу, если учитель сможет найти способы взаимодействия с ней без нравоучений и оценочных суждений, то сотрудничество возможно. При этом не следует тревожить внутренний мир мамы, наоборот, необходимо разграничить распределение обязанностей и ответственности. Развитие правового сознания этой категории родителей является важным фактором их социальной защиты. Одинокая мама средних лет — это, как правило, женщина с определенными поведенческими и нравственными устоями, со сложившейся внутренней позицией, которую учитель вряд ли может корректировать. Однако можно помочь 59 такой родительнице по-новому увидеть и своего ребенка, и других людей. Она уже не столь часто испытывает дискомфорт от того, что ее не понимают, так как привыкла к этому. Включение в процесс аналитического наблюдения и самообразования — возможный путь сотрудничества с данной родительской группой. С какими проблемами могут встретиться одинокие мамы в своей жизни и как эти проблемы могут решаться; какие разговоры следует вести с ребенком, чтобы попытаться помочь ему выработать адекватное отношение к людям разных полов, к его будущей собственной семье, понять проблемы ответственности за родительство... Все это темы возможных обсуждений. РАЗВЕДЕННЫЕ РОДИТЕЛИ Обычно после развода дети остаются жить с мамой, но вместе с тем, более чем в 5% случаев их воспитывают папы. Общие для разведенных родителей вопросы: как обеспечить взаимодействие детей с другим родителем так, чтобы это наносило им меньшую травму (правовой и коммуникативный аспекты); как наладить взаимоотношения с детьми так, чтобы последствия нанесенной травмы сгладились; как строить личные и интимные отношения, чтобы это не наносило вреда ребенку, и др. В социализации детей особую значимость приобретают такие проблемы, как возможная эмоциональная нестабильность семьи; отклонение семьи от нормальной семейной модели, принятой в обществе; отсутствие отца как образца идентификации, как важного источника получения ребенком опыта оберегающего взаимодействия с людьми. Сложные проблемы отражаются на повышенной фрустри-рованности детей. Следует заметить, что обычно дети из неполных семей разрешают внутренние противоречия, принимая неизбежное; они менее агрессивны В образовательных программах, направленных на помощь родителям этой группы риска, необходимо учитывать многие компоненты прошлой и настоящей жизни семьи, они должны быть более индивидуализированы. На базе школы можно организовывать встречи родителей, ушедших из семьи, с их детьми. При этом социально-педагогическое сопровождение этих встреч должно гарантировать недопустимость ошибок и дополнительных конфликтов. Внеклас- 60 сную деятельность следует организовывать таким образом, чтобы папы учащихся смогли обратить внимание и на ребенка, живущего без отца. Это будет способствовать и успешной социализации родителей-мужчин, для которых открывается дополнительная возможность раскрыть свои отцовские качества. МНОГОДЕТНЫЕ РОДИТЕЛИ Сегодня, несмотря на то, что многодетные семьи получают некоторую материальную помовд. от государства, они чаще всего малообеспечены. Кроме того, в такой семье значительно боль-, ше, чем это было раньше, индивидуализма и беспризорности. Заказ родителей — оказание прежде всего социально-психологической помощи: преодоление внутренней напряженности, усталости, чувства вины перед детьми. В большей степени, чем родители других групп риска, они ориентированы на школу как источник позитивной поддержки, им интересен широкий спектр проблем родительства, они легче выходят на партнерское взаимодействие с учителями, более активны в проявлении своих инициатив. Образование многодетных родителей может строиться с опорой на их личные инициативы, однако следует учитывать ограниченность их свободного времени. Только в том случае, если обращение или «домашнее задание» будет действительно интересным, эти родители откликнутся на него. Среди многодетных родителей встречаются и склонные к эпатирующему поведению. Для них рождение детей связано (сознательно или бессознательно) с личным самоутверждением. Они могут пить, могут входить в религиозную секту, могут диктовать семье свои собственные правила: шесть детей, три собаки, все спят на полу, детей не пускают в школу, учителю не открывают двери. Трудно определить, какая об-разрвательная программа могла бы отвечать интересам таких родителей, однако ясно, что установление со стороны школы какого-либо взаимодействия с подобной семьей лучше, чем отсутствие контактов и еще большее ее «одичание». РОДИТЕЛИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ Один из стереотипов школьной жизни — представление, что есть такие умные, добрые и физически сильные ученики, которые и уроки всегда сделают, и дисциплинированны, и' ответственны. Однако таких идеальных детей практически нет. 61 Школа смотрит на детей-инвалидов с большой долей недоверия, нередко как на обузу. Их не хотят принимать в обычную школу. Родителям не оказывается необходимая им ни социальная, ни образовательная помощь. Однако, как показывает опыт зарубежных стран, дети с умственными или физическими недостатками могут успешно обучаться в школах, стимулируя гуманные проявления со стороны других учеников. Как родители детей-инвалидов, так и учителя нуждаются в пересмотре своего отношения к ребенку как к личности, для которой поставлены жесткие ограничительные условия жизни. Путь развития этих детей связан с героическим преодолением трудностей. Повышенное внимание, любовь, терпение, грамотно осуществляемая совместная деятельность могут способствовать полноценному развитию ребенка-инвалида. В школе родители детей-инвалидов могут получить знания, обеспечивающие эффективную педагогическую поддержку ребенка, навыки компенсирующей помощи. Поскольку они значительно дольше несут ответственность за своих детей, им необходим и более широкий спектр навыков воспитания и семейного взаимодействия. Некоторые дети-инвалиды учатся на дому. Следует отметить, что далеко не всегда учителя подготовлены к их обучению. Сотрудничество родителей и педагогов может быть продуктивным при разработке совместных образовательных программ, при знакомстве со специальной литературой по работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Родители могут присутствовать на уроках, помогая ребенку адаптироваться к различным ситуациям школьной жизни, однако важно, чтобы они при этом не совершали антипедагогических действий, чтобы оказались подготовленными к построению отношений с другими детьми. Для развития самой школы и педагогической среды важно, чтобы интересы этой группы родителей учитывались на общешкольном уровне, чтобы они имели возможность участвовать в различных общешкольных мероприятиях, в управленческой деятельности. РОДИТЕЛИ ПРИЕМНЫХ ДЕТЕЙ Эта группа представлена родителями, не имеющими собственных детей и усыновившими ребенка, или теми, кто при родных детях усыновили и чужого ребенка, и теми, кто 62 вступил в брачные отношения с партнером, имеющим своих детей. Специфика ситуации воспитания приемных детей касается прежде всего эмоциональной связи ребенка и приемных родителей. Они должны научиться чаще прощать своих детей, лучше понимать и чувствовать их состояние, отказаться от упреков, связанных с семейными, родовыми традициями. Обучение родителей приемных детей может рассматриваться как профессиональная подготовка и переподготовка. Орошения ребенка с мачехой или отчимом — это не только их личное дело. Современное общество может предъявлять опредэленные требования к родительской ответственности и грамотности. В смешанных семьях, где вместе живут родные и неродные дети, острее стоят проблемы несправедливости, соперничества, ревности. Часто ребенок сильнее любит родного родителя. Необходимо помочь взрослым грамотно строить взаимоотношения в смешанной семье, чтобы гарантировать чувство уверенности детей в своих силах и правах. Оказавшись в новой семье, ребенок может быть глубоко потрясен и обижен. Родственники, бабушки, дедушки иногда играют большую роль в генезисе этой обиды. Боль, страх, горечь от потери родного человека могут превращатьсявовраждебность, в ненависть к близким. Часто переходный возраст детей становится для приемных родителей тяжелым испытанием. В глубине души они считают, что в сложностях поведения ребенка «виноваты» его биологические родители, поэтому с большим трудом меняют свои взгляды и отношения. Приемные родители нуждаются в научных знаниях о путях преодоления семейных кризисов, о способах эффективного взаимодействия с детьми с отклоняющимся поведением. РОДИТЕЛИ-МИГРАНТЫ, БЕЖЕНЦЫ Проблемы родителей-мигрантов, беженцев осложняются не только из-за материальных и жилищных неурядиц, но, прежде всего, из-за отношения к ним общности, в которую они попадают. Находясь в ситуации стресса, родители должны чутко уловить настроение окружающих, принятые правила поведения, научить своих детей адекватно реагировать на возможные трудности. Часто опыт первых контактов в иной социальной и культурной среде приводит мигрантов к отчуждению, к противо- 63 доставлению себя другим людям. Все это негативно сказывается на социализации детей из таких семей. Поэтому для успешного решения возникающих проблем родителям-мигрантам и беженцам необходима помощь школы. Образовательные программы для данной группы могут включать в себя следующие вопросы: — культура, обычаи, традиции, нормы и правила поведения, принятые в данной области; — специфика системы образования: концепция, ценности, методы; — права и обязанности взрослых и детей, в том числе и школьные; — умение адекватно выразить себя: речевая культура; — возможности культурного развития; — социально-психологическая поддержка мигрантов и беженцев. Занятия при этом могут проходить в различных формах — важно, чтобы доброжелательная атмосфера способствовала снятию напряжения у родителей, а иногда и выходу накопившихся негативных чувств и эмоций. Целесообразен индивидуальный характер занятий с родителями групп риска. Есть специфические, интимные проблемы, и возможные реакции взрослых людей не должны выставляться напоказ перед окружающими. В то же время существует и некоторый общий ракурс в анализе и решении проблем родителей всех названных групп. Он связан с развитием внимания и терпимости по отношению к людям, имеющим определенные жизненные сложности. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 308. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |