Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
II. ХАРИБХАДРА. ШАД-ДАРШАНА-САМУЧЧАЯ 11 страница
10 Антология, т. 1 ч. 1 289 [он называет] космосом, лежащую же под ними подлунную часть [пространства], что вокруг земли, где [находится] область изменчивого рождения, [он называет] Ураном. —- Аэций III 13,1.2. Другие [учили, что] земля пребывает неподвижно. Пифагореец же Филолай [говорил, что] она вращается вокруг [центрального] огня по наклонному кругу одинаково с солнцем и луной. Филолай. (γ Климента Strom. Ill 7). Свидетельствуют также древние теологи и прорицатели, что в наказание за некоторые [преступления] душа соединена с телом и, как бы в могиле, погребена в нем. ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА Наряду с пифагорейской существовала другая философская школа, получившая название элейской (по имени города Элей в Южной Италии). Предтечей школы элеатов был Ксенофан, происходивший из города Колофона в Ионии, завоеванной персами в начале V в. до н. э. Ксенофан вел скитальческую жизнь странствующего рапсода (сказителя, певца). Он написал ряд произведений, облеченных в поэтическую форму. Обладая остро критическим умом, Ксенофан впервые в истории философии высказал замечательную мысль, что все боги — плод людской фантазии, что люди измыслили богов по своему образу, приписав им все свои физические черты и нравственные недостатки. Антропоморфическому политеизму (человекообразному многобожию) традиционной античной мифологии Ксенофан противопоставлял философское понятие единого бога, неотделимого от природы. Достигнув глубокой старости, Ксенофан переселился из Сицилии в новый город Элею, основание которого он воспел в стихах. Философские идеи Ксенофана были развиты его учеником Парменидом, акмэ которого приходится на 69-ю олимпиаду (504—501 до н. э.). Таким образом, Парменид был современником Гераклита. Подрбно последнему он происходил из знатного и богатого рода, однако в отличие от Гераклита, чуждавшегося политической жизни, Парменид принимал живейшее участие в политической жизни Элей. Парменид — автор поэмы «О природе», состоящей из переполненного мифологическими образами пролога и двух частей. В первой из них излагаются философские понятия Парменида, а во второй — натурфилософские представления, характерные для той эпохи. Первая часть противопоставляется второй как «путь истины» «пути мнения». От первой части сохранилось примерно °/ю текста, от вто- 290 рой — '/ίο- Именно в первой части поэмы Парменид излагает свое учение об абстрактном, неизменном бытии, постигаемом умом вопреки свидетельству органов чувств. Приемный сын Парменида Зенон (его акмэ приходится на середину V в. до н. э.) много потрудился над обоснованием парадоксов своего учителя. Зенон доказывал немыслимость множества. Кроме того, на ряде примеров он доказывал и немыслимость движения. На самом деле Зенон натолкнулся на проблему внутренней противоречивости движения, времени и пространства. Поднятые Зеноном вопросы (апории Зенона) актуальны и для современной науки. Последний представитель школы элеатов Мелисс (акмэ — 444—440 до н. э.) жил в Ионии на о. Самос. Он истолковал единое бытие Парменида как беспредельное первоначало (у Парменида бытие имеет предел). Приводимые ниже фрагменты заимствованы из «Метафизики» и «Физики» Аристотеля и из поэмы Парменида в переводе М. Дынника; остальные фрагменты даны по названному выше переводу «Досократиков» А. О. Маковельского. ЭЛЕАТЫ В ЦЕЛОМ Аристотель Metaph. 15. Парменид, по-видимому, занимается единым, которое соответствует понятию, Мелисс — единым, которое соответствует материи. Поэтому один объявляет его ограниченным, другой — неограниченным; а Ксенофан, который раньше их всех принял единство (говорят, что Парменид был его учеником), ничего не различил ясно и не коснулся ни той ни другой природы, [указанной этими мыслителями], но, воззревши на небо в его целости, он заявляет, что единое — вот что такое бог. Этих мыслителей, как мы сказали, с точки зрения теперешнего исследования надлежит оставить в стороне, двоих притом, именно Ксенофана и Мелисса, даже совсем, так как они немного грубоваты; что же касается Парменида, то в его словах, по-видимому, больше проницательности. Признавая, что небытие отдельно от сущего есть ничто, он считает, что по необходимости существует [только] одно, а именно сущее, и больше ничего (об этом мы яснее сказали в книгах о природе). Однако же, вынуждаемый сообразоваться с явлениями и признавая, что единое существует соответственно понятию, а множественность — соответственно чувственному восприятию, он затем устанавливает две причины и два начала — теплое и 291 холодное, а именно говорит об огне и земле; причем из этих двух он к бытию относит теплое, а другое начало — к небытию. КСЕНОФАН Стобей Eel. I 8, 2. [Ксенофан]: не от начала все открыли боги смертным, но постепенно, ища, [люди] находят лучшее. Климент Strom. V 109. [Ксенофан]: но смертные думают, будто боги рождаются, имеют одежду, голос и телесный образ, как и они. Климент Strom. VII 22 [Ксенофан]: эфиопы говорят, что их боги курносы и черны; фракияне же [представляют своих богов] голубоглазыми и рыжеватыми. Климент Strom. V HO. [Ксенофан]: но если бы быки, лошади и львы имели руки и могли бы ими рисовать и создавать произведения [искусства] подобно людям, то лошади изображали бы богов похожими на лошадей, быки же — похожими на быков и придавали бы [им] тела такого рода, каков телесный образ у них самих, [каждые по-своему]. .— Секст adv. math. IX 193. [Ксенофан]: все, что есть у людей бесчестного и позорного, приписали богам Гомер и Гесиод: воровство, прелюбодеяние и взаимный обман. Климент Strom. V 109. [Ксенофан]: единый бог, величайший между богами и людьми, не подобный смертным ни внешним видом, ни мыслью. Секст adv. math. IX 144. [Ксенофан]: всем своим существом он видит, мыслит и слышит. Симплиций Phys. 23,19. [Ксенофан]: но без усилия силой ума он все потрясает. Симплиций Phys. 22,9. [Ксенофан]: всегда он пребывает на одном и том же месте, никуда не двигаясь; переходить с места на место ему не подобает. Диоген IX 19. Он учит, что... существо-божье шарообразно и нисколько не подобно человеку. Божество всем своим существом видит и все оно слышит, однако не дышит. Также все оно есть ум, мышление и вечность. Цицерон Acad. II 118. Все едино и неизменяемо, и 292 это есть бог, никогда не рожденный, вечный, шаровидной формы. Цицерон de nat. deor. I 11, 28. Затем Ксенофан, приписав разум Вселенной, которую он, сверх того, считал бесконечной, признал ее богом. Аристотель de Melisso, Xenophane, Gorgia 4. Он сам говорит, что бог есть тело, говоря это или о нем целом или о его сущности. Ведь, будучи бестелесным, каким образом он мог бы быть шаровидным? Аэций IV 5. [Ксенофан]: из земли все [возникло] и в землю все обратится в конце концов. Ахилл Isag. 4 р. 11. [Ксенофан]: этот верхний конец земли, соприкасающийся с воздухом, мы видим [у себя] под ногами, нижняя же часть [земли] простирается в бесконечность. Ипполит Refut. 114. Солнце же возникает ежедневно из скопления мелких искорок, а земля беспредельна и не окружена ни воздухом, ни небом... Земля бывает смешана с морем и со временем освобождается от влаги... В странах, удаленных от моря, и на горах находят раковины... Все люди гибнут всякий раз, когда, погрузившись в море, земля становится грязью, затем снова она полагает начало рождению, и такое чередование бывает во всех мирах. Филопон Phys. 125, 27. Ксенофан считал началами сухое и влажное, то есть землю и воду. Секст adv. math. Χ 314. [Ксенофан]: ибо все мы родились из земли и воды. ПАРМЕНИД Диоген Лаэртский IX 22. Он сказал, что философий две: одна — сообразно истине, другая — сообразно мнению... Критерием же [истины] он признал разум. И ощущения не точны, [по его мнению]. Тимон (у Диогена Лаэртского 1X23). И не следующий мнению толпы, могучий, надменный Парменид, который поистине освободил мышление от обмана воображения. Александр Афродисийский in Metaph. 13. Он доказывает вечность Вселенной и [в то же время] старает- 293 ся объяснить возникновение сущего, причем суждения его о том и другом [предмете] не одинакового порядка, но он полагает, что поистине Вселенная едина, безначальна и шаровидна; согласно же мнению толпы, для объяснения возникновения он принимает два начала кажущегося [мира]: огонь и землю, одно — в качестве материи, другое же — в качестве действующей причины. Симплиций Phys. 146, 29. Не удивляйся, если он говорит, что единое сущее «подобно массе совершенно правильного шара». Дело в том, что вследствие поэтического способа выражения он также прибегает к некоторому мифическому образу. Какая, в самом деле, разница — сказать это или так, как сказал Орфей: «Серебристое яйцо»? Псевдо-Плутарх Strom. 5. Он объявляет, что, согласно истинному положению вещей, Вселенная вечна и неподвижна... Возникновение же относится к области кажущегося, согласно ложному мнению, бытия. И ощущения он изгоняет из области истины. Он говорит, что, если что-нибудь существует сверх бытия, то оно не есть бытие. Небытия же во Вселенной нет. Вот таким-то образом он оставляет бытие без возникновения. Аэций I 7, 26. Парменид: бог — неподвижен, конечен и имеет форму шара. Аэций I 25,3. Парменид и Демокрит: все существует согласно необходимости. Судьба же, правда, провидение и творец мира тождественны. О ПРИРОДЕ I 28 ...Все должен знать ты: Истины круглой моей неустрашимое сердце И не присущи ей туманные мнения смертных. . 34. Пусть не принудит тебя накопленный опыт привычки Зренье свое утруждать, язык и нечуткие уши. Разумом ты разреши труднейшую эту задачу, Данную мною тебе. 294 IV 5. Путь же: есть небытие, и небытие неизбежно. Путь этот знанья не даст. VII 1. Не доказать никогда, что небытие существует. Не допускай свою мысль к такому пути изысканья. IV 7. Небытия ни познать... не сможешь, Ни в слове выразить. VI 3. Ты избежишь дурного пути изысканья, — Что измышляют невежды, Люди о двух головах. Беспомощно ум их блуждает. Бродят они наугад, глухие и вместе слепые. Вздорный народ! Бытие и небытие тем же самым И не тем же самым зовут. И путь во всем видят обратный. VIII 15. Быть или вовсе не быть — вот здесь разрешенье вопроса. IV 3. Есть бытие, а небытия вовсе нету; Здесь достоверности путь, и к истине он приближает. V 1. Одно и то же есть мысль и бытие. VI 1. Слово и мысль бытием должны быть. VIII 34. Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует. Ибо ведь без бытия, в котором ее выраженье, Мысли тебе не найти. VIII 3. Не возникает оно, [бытие], и не подчиняется смерти. Цельное все, без конца, не движется и однородно. Не было в прошлом оно, не будет, но все — в настоящем. Без перерыва, одно. Ему ли разыщешь начало? Как и откуда расти? VIII 21. Гаснет рождение так и смерть пропадает без вести. 295 И неделимо оно, ведь все оно сплошь однородно. VIII 26. Так неподвижно лежит в пределах оков величайших, И без начала, конца, .затем что рожденье и гибель Истинным тем далеко отброшены вдаль убежденьем. VIII 30. ...Могучая необходимость Держит в оковах его, пределом вокруг ограничив. Так бытие должно быть, необходимо, конечным: Нет ему нужды ни в чем, иначе во всем бы нуждалось. VIII 42. Есть же последний предел, и все бытие отовсюду Замкнуто, массе равно вполне совершенного шара С правильным центром внутри. VIII 50. Этим кончаю я речь правдивую и обсужденье Истины. Ты же теперь прислушайся к мнениям смертных, Звукам обманчивых слов дальнейших прилежно внимая. ЗЕНОН υ} ί -) , >/ .А-*-.->'-·( ' ' Симплиций Phys. 139,5. В своем сочинении... он доказывает, что тому, кто утверждает множественность [сущего], приходится впадать в противоречия... [В частности], он доказывает, что «если сущее множественно, то оно и велико, и мало; столь велико, что бесконечно по величине, и столь мало, что вовсе не имеет величины». Вот в этом [доказательстве] он старается доказать, что то, что не имеет ни величины, ни толщины, ни объема, существовать не может. «Ибо, — говорит он, — если прибавить [это] к другому сущему, то нисколько не увеличишь его. Ведь так как у него нет вовсе величины, то, будучи присоединено, оно не может нисколько увеличить. И таким образом, [как] уже [очевидно], 2У6 ничего не было бы прибавлено. Если же другая [вещь] нисколько не уменьшится от отнятия [у ней этого] и, с другой стороны, нисколько не увеличится от прибавления [этого], то очевидно, что то, что было прибавлено и отнято, есть ничто». И это Зенон говорит не с целью отрицать единое, но исходя из того [соображения], что каждая из многих бесконечных [по числу вещей] имеет величину по той причине, что перед любой [вещью] всегда должно находиться что-нибудь вследствие бесконечной делимости. Это он доказывает, после того как раньше показал, что ничто не имеет величины, так как каждая из многих [вещей] тождественна с собой и едина. Симплиций Phys. 140,27. Доказывая, что если существует многое, то одно и то же будет ограниченным и беспредельным, Зенон пишет буквально следующее: «Если существует много [вещей], то их должно быть [ровно] столько, сколько их [действительно] есть, отнюдь не больше и не меньше, чем сколько их есть. Если же их столько, сколько есть, то число их ограниченно. Если существует много [вещей], то сущее [по числу] беспредельно. Ибо между [отдельными] существующими [вещами] всегда находятся другие [вещи], а между ними опять другие. И таким образом, сущее беспредельно [по числу]». Симплиций Phys. 140,34. Показав сначала, что, «если бы сущее не имело величины, оно не существовало бы», он продолжает: «Если же оно существует, то каждая [вещь] обязательно должна иметь какую-либо величину, толщину и расстояние от любой другой вещи. И к лежащей перед ней [вещи] применимо [опять] то же самое рассуждение. А именно и она будет обладать величиной и перед ней будет лежать какая-либо другая [вещь]. Итак, то самое, что было сказано однажды, можно повторять до бесконечности. Ибо ни одна такая [вещь] его (сущего) не будет последней и никогда не будет вещи, у которой не было бы [вышеуказанного] отношения к другой вещи. Таким образом, если сущее множественно, то оно должно быть и малым, и большим: настолько малым, чтобы [вовсе] не иметь величины, и настолько большим, чтобы быть бесконечным». 298 Диоген Лаэртский IX 72. Зенон же отрицает движение, говоря: «Движущийся [предмет] не движется ни в том месте, где он находится, ни в том, где его нет». Аристотель Phys. VI9. Есть четыре рассуждения Зенона о движении, доставляющие большие затруднения тем, которые хотят их разрешить. Первое — о несуществовании движения на том основании, что перемещающееся тело должно прежде дойти до половины, чем до конца... Второе — так называемый Ахиллес. Оно заключается в том, что существо более медленное в беге никогда не будет настигнуто самым быстрым, ибо преследующему необходимо раньше прийти в место, откуда уже двинулось убегающее, так что более медленное всегда имеет некоторое преимущество. Третье... заключается в том, что летящая стрела стоит неподвижно; оно вытекает из предположения, что время слагается из отдельных «теперь»... Четвертое рассуждение относится к двум равным массам, движущимся по ристалищу с противоположных сторон с равной скоростью: одни с конца ристалища, другие от середины, в результате чего, по его мнению, получается, что половина времени равна ее двойному количеству. ЭМПЕДОКЛ Эмпедокл жил в сицилийском городе Агригенте. Несмотря на свое аристократическое происхождение, он был на стороне демократии. Его акмэ приходится на середину V в. до н. э. В числе его учителей называют Пифагора и пифагорейцев, Ксенофана и Парменида. Эмпедокл — крупный мыслитель-материалист, пытавшийся создать систему, которая должна была синтезировать воззрения более ранних греческих натурфилософов. Как бы примиряя Фалеса, Анаксимена, Гераклита и Ксенофана, Эмпедокл объявил началом и основой всего сущего все четыре стихии — землю, воду, воздух и огонь, которые он считал «корнями всех вещей», несводимыми друг к другу и неизменными. Вещи же окружающего мира он признавал по-гераклитовски изменчивыми и текучими, преходящими сочетаниями этих стихий (в различной пропорции). Изменчиво, по Эмпедоклу, и все мироздание в целом. Эту изменчивость он объяснял борьбой двух противоположных сил. Философ-поэт назвал их Любовью (Дружбой) и Раздором (Ненавистью, Враждой). Заслуга Эмпедокла в истории античной философии состояла также в попытке естественного объяснения целесо- 299 образности организмов. Эмпедокл — автор двух поэм: «О природе» и «Очищения», сохранившихся только в отрывках. Некоторые из них печатаются по изданию: Лукреций Кар. О природе вещей, т. II. М., 1947, стр. 663—676 (перевод Г. И. Якубаниса). Другие фрагменты даны в переводе А. О. Маковельского (кроме «Метафизики» Аристотеля). Аристотель Metaph. 13. Количество и форму для такого начала не указывают все одинаково, но Фалес... считает его водою... С другой стороны, Анаксимен и Диоген ставят воздух раньше, нежели воду, и из простых тел его главным образом принимают за начало; Гиппас из Метапонта и Гераклит из Эфеса [выдвигают] огонь, Эмпедокл — [известные] четыре элемента, к тем, которые были названы, на четвертом месте присоединяя землю; элементы эти всегда пребывают, и возникновение для них обозначает только [появление их] в большом и в малом числе в то время, когда они собираются [каждый] в одно и рассеиваются из одного. Симплиций Phys. 25, 21. Он принимает четыре телесные стихии (материальных элемента): огонь, воздух, воду и землю, которые вечны, изменяются же в больших и малых размерах в зависимости от [образуемого ими взаимного] соединения и разделения; началами же в собственном смысле слова, приводящими в движение вышеупомянутые [элементы], являются Любовь и Вражда. Дело в том, что стихии (элементы) всегда должны совершать движение попеременно в противоположном направлении, то соединяясь Любовью, то разделяясь Враждою. Таким образом, по Эмпедоклу, начал [всего] шесть. Плутарх de animae procreat. 27,2. Необходимость, которую большинство зовет судьбой, Эмпедокл называет одновременно Любовью и Враждой. Аэций 15,2. Эмпедокл: космоо (т. е. мир как упорядоченное целое) один, однако космос не составляет [всей] Вселенной, но [образует] лишь некоторую, небольшую часть Вселенной, остальная же [часть ее] представляет собой необработанную материю. Симплиций de caelo 293,18. Другие же говорят, что один и тот же [мир] попеременно возникает и уничтожается и, вновь возникши, опять разрушается, и 300 такая смена вечна. Так, Эмпедокл говорит, что поочередно одерживает верх то Любовь, то Вражда, причем первая сводит все в единство, разрушает мир Вражды и делает из него шар, Вражда же снова разделяет элементы. Аристотель Metaph. 14. А Эмпедокл обращается к причинам больше, нежели Анаксагор, но и он обращается недостаточно и, имея с ними дело, не получает последовательных результатов. По крайней мере у него во многих случаях дружба разделяет, а вражда соединяет. В самом деле, когда целое под действием вражды распадается на элементы, тогда огонь собирается вместе и также — каждый из остальных элементов. Когда же элементы снова под действием дружбы сходятся в единое целое, то из каждого элемента части [его] должны опять рассеяться [в разные стороны]. Эмпедокл, таким образом, в отличие от прежних философов первый ввел разделение [движущей] причины — установил не одно начало движения, а два разных, и притом противоположных. Кроме того, элементы, относимые к разряду материи, он первый указал в числе четырех. Аэций V19,5. Первые животные и первые растения совсем не родились целыми, но отдельными частями, не могущими быть прилаженными; во-вторых, произошли собрания частей, как в картинах фантазии; в-третьих, появились цельные тела; в-четвертых, вместо того чтобы происходить из элементов, каковы земля и вода, они родились друг от друга, с одной стороны, потому, что пища была в избытке, с другой стороны, потому, что красота самок возбуждала желание полового сближения (перевод Э. Радлова). Аэций V 24,2. Смерть происходит от разделения огненного, [воздушного, водяного и земного], соединение которых представляет собой человек. Таким образом, смерть тела и души по указанной причине происходит одновременно. Сон же возникает вследствие отделения огненного (перевод Э. Радлова). Аэций 1124,7. [Солнечное затмение происходит] вследствие того, что 'луна заходит под солнце. 301 О ПРИРОДЕ 2. Скудные средства познания нашим дарованы членам, Множество скверн и напастей смущает пытливые думы. Малый узрев лишь удел человеческой жизни злосчастной, Гибнут, как дыма струя, скоротечных людей поколенья, Сердцем постигнув лишь то, что каждому путь преградило В суетной жизни стезе; а всякий мнит целое ведать: Оку людскому незримо оно, ни уху невнятно, Даже умом необъемлемо. Ты же, столь жадный к Познанью, Сведать готовься лишь то, что смертная мысль прозревает. 6. Выслушай прежде всего, что четыре есть корня Вселенной: Зевс лучезарный, и животворящая Гера, и Гадес, Также, слезами текущая в смертных источниках, Нестис'. 8. Но и другое тебе я поведаю: в мире сем тленном Нет никакого рожденья, как нет и губительной смерти: Есть лишь смешенье одно с размещеньем того, что смешалось, Что и зовут неразумно рождением темные люди. 11. Глупые! Как близорука их мысль, коль они полагают, Будто действительно раньше не бывшее может возникнуть, Иль умереть и разрушиться может совсем то, что было. 12. Ибо из вовсе не бывшего сущее стать неспособно; Также и сущее чтобы прешло — ни на деле, ни в мысли Вещь невозможная: ибо оно устоит против силы. 302 14. Нет во Вселенной нигде пустоты: и откуда ей взяться? 17. Речь моя будет двоякая: ибо — то в множества недрах Крепнет единство, то множество вновь прорастает в единстве. Тленного также двояко рожденье, двояка и гибель: Эту рождает и губит всеобщий порыв к единенью, То же, разладом питаясь, в нем вскоре конец свой находит. Сей беспрерывный обмен никак прекратиться не в силах: То, Любовью влекомое, сходится все воедино, То ненавистным Раздором вновь гонится врозь друг от друга. 20. Ясно то можно узреть в совокупности членов телесных: То, Любовью влекомые, сходятся все воедино Органы бренного тела, в расцвете жизненной силы; То, напротив, Враждой разъятые злой, каждый порознь В шумном прибое житейского моря у брега блуждают. Так у растений бывает, у рыб, населяющих воду, Так и у горных зверей, и у птиц, сих ладей окрыленных. 21. Но на свидетельства прежних речей обрати свои взоры, Не было ль там уклонений от мысли, положенной нами. Вот пред тобою горячее и лучезарное солнце, Вот и бессмертная высь, сиянием дня залитая, Вот и дождем нисходящая, темная, хладная влага, Вот и в земле сокровенное твердое мира начало. Все во Гневе они разновидны и врозь существуют, Но в Любви сочетаются, страстью пылая взаимной. 303 Ибо из них все, что было, что есть и все то, что будет: В них прозябают деревья, из них стали мужи и жены, Дикие звери, и птицы, и в море живущие рыбы, Также и боги из них, многочтимые, долгие днями. Ибо всё те же они, проницая, однако, друг ДРУга, В видах различных являются: столько их смесь изменяет. 22. Все они — солнце, земля, необъятное небо и море, — Все стремятся равно к единению всеми частями, Сколько бы их ни отпрянуло в тленных вещей зарожденьи. Так равно и все те, что более склонны к смешенью, Страстью взаимной пылают, по воле самой Афродиты. Те же, что сильно враждебны, взаимно с собой разногласят Свойствами, способом смеси и формы своей отпечатком: Купно сойтись неспособны они, и властвует ими Беспрекословно Раздор, такую им давший природу. 26. Властвуют поочередно они во вращении круга, Слабнут и вновь возрастают, черед роковой соблюдая. Ибо всё те же они, проницая, однако, друг друга, Образ людей и животных различных пород принимают. То, Любовью влекомые, сходятся в стройный порядок, То ненавистным Раздором вновь гонятся врозь друг от друга, Чтобы в единое целое снова затем погрузиться. Так, поскольку единство рождается без перерыва В множества недрах, а множество вновь прорастает в единстве, — Вечно они возникают, и нет у них стойкого века. Но поскольку обмен сей никак прекратиться не в силах, — Вечно постольку они существуют в недвижимом круге. 27. Там ни быстрых лучей Гелиоса2 узреть невозможно, Ни косматой груди земли не увидишь, ни моря: Так, под плотным покровом Гармонии, там утвердился Шару подобный, окружным покоем гордящийся Сферос. 29. Нет ни рук у него, что как ветви из плеч вырастают, Нет ни быстрых колен, ни ступней, ни частей детородных: Равный себе самому отовсюду был шар, или Сферос. 30. Но как скоро Раздор возрос и окреп среди членов, К почестям вспрянув высоким, когда совершилося время, Клятвой великою им предреченное порознь обоим... 31. Дрогнули члены у бога один за другим по порядку. 35. ...Из смешенья стихий бесконечные сонмы созданий В образах многоразличных и дивных на вид происходят. 36. К крайним пределам Раздор отступал при их единеньи. 37. Тело земли из земли, из эфира эфир вырастает. 38. Скажем о первых и равных по древности мира основах, В коих возникло все то, что ныне мы зрим во Вселенной: Бурное море, земля, бременеющий влагою воздух, 305 Также эфирный Титан, облекающий вкруг мирозданье. 55. ...Море — пот земли... 57. Выросло много голов, затылка лишенных и шеи, Голые руки блуждали, не знавшие плеч, одиноко Очи скитались по свету без лбов, им ныне присущих. 58. ...Блуждали одночленные органы... 59. Но как скоро тесней божество с божеством сочеталось, Купно тогда одинокие члены сошлись, как попало, Множество также других прирождалося к ним беспрерывно. 61. Множество стало рождаться двуликих существ и двугрудых, Твари бычачьей породы с лицом человека являлись, Люди с бычачьими лбами, создания смешанных полов: Женской природы мужчины, с бесплодными членами твари. 71. Если вера твоя ненадежна в мои поученья, Как из смешенья воды, и земли, и эфира, и солнца Образы все и цвета преходящих возникли созданий,— Все, сколько б ныне на свет их ни вышло из рук Афродиты... 72. Как деревья огромные вышли, как рыбы морские... 73. Землю Киприда3, дождем оросив и согревши дыханьем Теплым, огню предала закалить ее пламенем быстрым. 74. Рыб обильно семянных ведя неразумное племя... 81. В кору проникнув извне, вином бродит в дереве влага. 82. Волосы, листья и перья густые у птиц и на рыбах 306 Плотный покров чешуи — из одной происходят основы. 89. Знай: из всего, что родилось, тончайшие токи исходят. 90. Сладкое к сладкому, горькое к горькому стало стремиться, Кислое с кислым сошлось, теплота с теплотой сочеталась. 91. Смесь охотно с вином образует вода, но не с маслом. 102. Так у всего, что живет, обоняние есть и дыханье. 103. Воля Судьбы такова, что присуща всем тварям разумность. 105. В бурных волнах обегающей крови питается сердце; В нем же находится то, что зовем мы так часто мышленьем: Мысль человека есть кровь та, что сердце вокруг омывает. 106. Разум растет у людей в соответствии с мира |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 193. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |