Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СЕМИНАР 3. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО МИРА
Предпосылки возникновения древнейших цивилизаций. Шумеро-Вавилонская и древнеегипетская культуры: особенности и характерные черты. Античная культура и ее доминанты. Выдающиеся достижения классической древнегреческой и римской культур. Общее и особенное в этих культурах. Наследие античной культуры. Темы докладов и рефератов 15. Культурные достижения Древнего Египта и их культурологический анализ. 16. Основные черты и достижения культуры Месопотамии. 17. Системы письменности и книжная культура Древнего Востока. 18. Система ценностей индо-буддийской культуры. 19. Культура Древней Индии: искусство, архитектура, литература как отражение восточного типа ментальности. 20. Основные черты и система ценностей индо-буддийской культуры. 21. Конфуций - личность и учение. 22. Ритуал, этика и церемонии в Древнем Китае. 23. Особенности китайского искусства: триединство каллиграфии, поэзии, живописи. 24. Античная культура как классика. Ее культурно-историческая миссия. 25. Выдающиеся деятели античности. 26. Идеал человека в древнегреческой культуре. 27. Общее и особенное в мифологии и религии Древней Греции и Древнего Рима. 28. Театр в античной культуре. 29. Роль античной культуры в развитии европейской цивилизации. Тесты для самоконтроля 10. Какая культура отличается тем, что важное место в ней занимает: заупокойный культ: а) античная; б) древнеегипетская; в) китайская; г) древнеиндийская. 11. Какой из перечисленных стилей древнегреческого искусства относится к вазописи: а) чернофигурный; б) коринфский; в) ионический; г) дорический. 12. Что соответствует понятию «античность»: а) древняя история и культура Средиземноморья; б) древняя история и культура; в) культура Древних Греции и Рима; г) древняя история и культура современных Греции и Рима. 13. Что сближает древние шумерские и египетские культуры: а) территориальная близость; б) общий язык; в) речной характер; г) монументализм архитектуры. 14. Каким понятием обозначалась соревновательность как один из принципов античности: а) пайдейя; б) калокагатия; в) агон; г) айдос. 15. Какой персонаж древнегреческой мифологии подарил людям то, что мы сегодня называем материальной культурой: а) Прометей; б) Геракл; в) Зевс; г) Апполон. 16. Как называется самая ранняя система письма, в которой информация передавалась с помощью рисунков и других условных знаков: а) пиктографией; б) клинописью; в) каллиграфией; г) криптографией. 17. Какие сюжеты занимали главное место в греческой мифологии: а) антропологические; б) тотемистические; в) о культурных героях; г) космогонические. 18. Что было отличительной чертой культуры римских городов эпохи империи: а) храмы; б) театры; в) общественные здания; г) наличие коммуникаций. 19. Буддизм в Древней Индии основал: а) Ашока; б) Гаутама; в) Шанкара; г) Дигнаги. 20. Какой вид художественного творчества наиболее отражает сущность индо-буддийской культурной традиции: а) живопись; б) скульптура; в) архитектура; г) широкое развитие литературы, особенно поэзии. 21. Буддизм не сохранил своих позиций в Индии, т. к.: а) не устраивал правителей; б) не отвечал интересам ни одной касты; в) имел мало последователей; г) был плохо организован. Литература: Основная Багасарьян Н.Г., Литвинцева А.В., Чучайкина И.Е. Культурология. Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2007. Бачинин В.А. Культурология. Энциклопедический словарь. – М.: 2005. Горелов А.А. Культурология. – М.: ЮРАЙТ-М, 2002. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – М.:Гардарики, 2007. Драч Г.В. Культурология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2004. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. – М.: АСТ; Вече, 2003. Кравченко А.И. Хрестоматия по культурологи: учебное пособие. – М., 2007. Культура и культурология: Словарь. /Сост.-ред. Кравченко А.И. – М.: Акдемический проект, 2003. Дополнительная Античность как тип культуры. – М., 1988. Боннар А. Греческая цивилизация: В 2-х ТТ. – М., 1992. Борзова Е.П. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов. – СПб., 2001. Буслович Д.С. Люди. Герои. Боги. – СПб., - 1992. Васильев Л.С. История религий Востока. – М., 1983. Вейс Г. История цивилизаций: в 3-х ТТ. – М.,1998. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1999. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке // Очерки общей истории. – М., 1990. Ильина Т.В. история искусств. Западноевропейское искусство. – М., 1983. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура: Учебное пособие. – Минск 1997. Мифология: энциклопедический справочник. – М., 2002. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2-х ТТ. / Глав. Ред. С.А. Токарев – М., 1991. Немировский А.И. Мифы Древней Эллады. – М., 1992. Немировский А.И. Мифы и легенды Древненго Востока. – М., 1994. Цивилизация и культуры. Научный альманах. Вып. 1 – 2. – М., 1994 – 1995. СЕМИНАР 4. СРЕДНЕВЕКОВАЯ КУЛЬТУРА Факторы формирования средневековых культур и их характерные черты. Византийская культура – главные достопримечательности и особенности. Средневековая европейская культура и ее характерные черты. Арабо-мусульманская культура: формы и способы ее реализации и особенности в средние века. Темы докладов и рефератов 7. Христианские основы средневековой европейской культуры. 8. Ислам как религия и образ жизни. 9. Сравнительная характеристика католицизма и православия. 10. Типологические особенности средневековых культур. 11. Выдающиеся достижения византийской культуры. 12. Система европейского средневекового образования. 13. Выдающиеся достижения арабо-мусульманской средневековой культуры. Тесты для самоконтроля 10. Найдите правильный ответ: А: все средневековые культуры носили религиозный характер; Б: научность и рационализм – главные черты средневековой культуры: а) верно только А; б) верно только Б; в) верны А и Б; г) оба ответа не верны 11. Что является духовной основой европейского средневековья: а) языческая культура германских племен; б) античное культурное наследство; в) антропоцентризм; г) христианство. 12. Просветительскими центрами в Средневековье были: а) школы; б) университеты; в) монастыри; г) замки феодалов. 13. Главной средневековой наукой была: а) схоластика; б) алхимия; в) астрология; г) риторика. 14. В начале XIII в. романский стиль в архитектуре сменил: а) барокко; б) готика; в) рококо; г) классицизм. 15. Какой жанр живописи получил в средние века широкое распространение в Китае: а) бытовой жанр; б) портрет; в) пейзаж; г) исторический жанр. 16. Трубадуры – это: а) те, кто подавал сигналы во время сражений; б) слуги богатых господ; в) поэты – певцы в средневековой Европе; г) вестники при дворах королей. 17. Какая из перечисленных религий является наиболее ранней: а) буддизм; б) христианство; в) конфуцианство; г) ислам. 18. Какой жанр литературы не характерен для культуры европейского Средневековья: а) жития святых; б) публицистика; в) рыцарский роман; г) поэзия вагантов. Литература: Основная Багасарьян Н.Г., Литвинцева А.В., Чучайкина И.Е. Культурология. Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2007. Бачинин В.А. Культурология. Энциклопедический словарь. – М.: 2005. Горелов А.А. Культурология. – М.: ЮРАЙТ-М, 2002. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – М.:Гардарики, 2007. Драч Г.В. Культурология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2004. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. – М.: АСТ; Вече, 2003. Кравченко А.И. Хрестоматия по культурологи: учебное пособие. – М., 2007. Допонительная Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века. = М., 1991. Вейс Г. История цивилизаций: В 3-х ТТ. – М., 1998. Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М., 1998. Гуревич П.С. Категории средневековой культуры. – М., 1974. Емохонова Л.Г Мировая художественная культура. – М., 1999. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 1983. Кардини Ф. истоки средневекового рыцарства. М., 1982. Ле Грофф Ж. Цивилизация Средневекового Запада. М., 1992. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. – М.: АСТ; Вече, 2003. Культура и культурология: Словарь. /Сост.-ред. Кравченко А.И. – М.: Академический проект, 2003. Хейзинга И. Осень средневековья. – М., 1988. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. – М., 1985.
СЕМИНАР 5. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ Социально-экономические и духовные предпосылки Возрождения. Проблема периодизации и национального характера Возрождения. Роль Италии в становлении культуры Возрождения. Характерные черты культуры Возрождения. Культурурообразующие концепции эпохи Просвещения. Выдающиеся достижения, их особенности и характерные черты. Роль искусства к культуре Просвещения. Культура Просвещения и Восток. Темы докладов и рефератов 8. Реформация как предпосылка культуры Нового времени. 9. Протестантская этика: генезис и основные черты. 10. Воздействие науки и философии на эстетическую теорию и практику культуры Возрождения. 11. Основные направления и стили искусства Просвещения. 12. Культура XIX в.: переоценка ценностей гуманизма и новая культурная доминанта в западно-европейской культуре. 13. Романтизм как духовное течение первой половины XIX в. и формы его проявления в различных сферах культуры. 14. Позитивизм и художественная система критического реализма. Тесты для самоконтроля 11. Укажите одно из важнейших явлений европейской культуры XY - XYI вв.: а) каролингское возрождение; б) гуманизм; в) готика; г) влияние восточных цивилизаций. 12. Кто из перечисленных западноевропейских мыслителей XYI в. являлся автором книги «Утопия»: а) Николай Коперник; б) Джордано Бруно; в) Эразм Роттердамский; г) Томас Мор. 13. Для романтизма характерно: а) неудовлетворенность современным для него порядком вещей; б) проявляется только в архитектуре; в) отражение действительности такой, какова она есть; г) интерес к античности. 14. Каким термином обозначается признание решающей роли разума в познании действительности, рассудочное отношение к жизни: а) секуляризация; б) рационализм; в) прагматизм; г) пантеизм. 15. Европейская страна – Родина Возрождения – это: а) Германия; б) Италия; в) Нидерланды; г) Франция. 16. Для новоевропейской культуры характерно: а) ослабление влияния религии и церкви на образование и культуру (светскость); б) стирание различий между элитарной и народной культурами; в) распространение марксизма; г) широкое распространение рыцарской литературы. 17. Что из перечисленного относится к эпохе Возрождения: а) идеалы Просвещения; б) рационализм; в) барокко; в) научно-техническая революция; г) гуманизм. 18. В какой стране идеи Просвещения получили наибольшее развитие: а) Италия; б) Франция; в) Германия; г) Испания. 19. Кто из просветителей пропагандировал идею воспитания «естественного человека»: а) Ж. Ж. Руссо; б) Ш. Монтескье; Д. Дидро; г) К. Гельвеций. 20. Какому литературному направлению соответствовал «роман в письмах»: а) романтизм; б) классицизм; в) символизм; г) сентиментализм. Литература: Основная Багасарьян Н.Г., Литвинцева А.В., Чучайкина И.Е. Культурология. Учебник для вузов. – М.: Высшая школа, 2007. Бачинин В.А. Культурология. Энциклопедический словарь. – М.: 2005. Горелов А.А. Культурология. – М.: ЮРАЙТ-М, 2002. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – М.:Гардарики, 2007. Драч Г.В. Культурология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. Кармин А.С. Культурология. – СПб., 2004.
дополнительная Арган Дж. К. история итальянского искусства: В 2-х ТТ. – М., 1990. Бенеш О. искусство северного Возрождения. – М., 1973. Бицилли П.М. место Ренессанса в истории культуры. – СПб., 1996. Бокгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. – СПб., 1904. Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения. – СПб., 1992. Вейс Г. История цивилизаций: В 3-х ТТ. – М., 1998. Зайчик Р. Люди и искусство итальянского Возрождения. – СПб., 1989. Зарубежная поэзия эпохи классицизма и Просвещения. – М., 1994. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. – М.: АСТ; Вече, 2003. Кравченко А.И. Хрестоматия по культурологи: учебное пособие. – М., 2007. Культура и культурология: Словарь. /Сост.-ред. Кравченко А.И. – М.: Академический проект, 2003. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1978. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей в западноевропейском искусстве XY- XYI вв. – М., 1966. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры. – М., 1993.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 334. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |