Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формирование грамматического строя речи
Развитие словоизменения осуществляется по следующей последовательности: § дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа; § закрепление форм винительного, родительного, дательного, творительного падежей, сначала беспредложных, затем конструкций с предлогами. Примерные виды работы: § «Что в магазине?» - дифференциация существительных единственного и множественного числа: у меня яблоко, а в магазине много... . § «Убираем урожай» - закрепление формы винительного падежа существительных. Как убирают морковь, картофель, капусту? (морковь - дергают, картофель - копают, горох - срывают и т. д.) § «Подбери больше слов»: Что можно сшить? (пальто, платье, сарафан, рубашку, - ...); Что можно связать? - … ; Что можно завязывать? - ...; Что можно надеть? - ... . § «Что без чего?» - закрепление формы родительного падежа имени существительных. На доске картинки с изображением предметов, которые нужно починить (стул без ножки, шуба без воротника, машина без колеса, и т. д.) § «Кому что нужно?» - закрепление формы дательного падежа существительных. Предлагается разложить картинки попарно с изображением людей различных профессий и предметов, которые необходимы людям этих профессий (указка – учителю, весы - продавцу, термометр - доктору, и т. д.); § «Кто чем управляет?» - закрепление творительного падежа существительных. (Кто управляет автобусом? Поездом? Вертолетом? Кораблем?) § «Два и пять» - закрепление формы существительных родительного падежа единственного и множественного числа. Детям раздаются карточки с изображением двух и пяти предметов: два помидора, пять вишен. Логопед называет предмет, дети определяют его количество, называют словосочетание числительного с существительным. § «Кто чем работает?» - закрепление формы творительного падежа существительных. Разложи картинки попарно: маляр - кисть, плотник - топор, дворник - метла,… . § «Что с чем?» - закрепление формы творительного падежа существительных с предлогом с. Назвать пары предметов: корова с телёнком, чашка с блюдцем, корзина с яблоками. § «Кто где живет?» - закрепление формы предложного падежа существительных (лиса живёт в норе, медведь - ..., белка - ..., лошадь - ...) . § «Что в чем?» - закрепление формы предложного падежа существительных. (В чем варят суп ? В чем носят воду? В чем хранят сахар?) § «Где мы были, что мы видели?» - закрепление окончаний существительных родительного падежа множественного числа. Используются сюжетные картинки «Огород», «Сад», «Лес», «Зоопарк», «Я был в лесу». Видел много осин, елок, и т. д. § «Сделай, не ошибись» - закрепление употребления предлогов, наречий. Используются предлоги - выше, ниже, справа, между, перед, сзади. Положи мяч справа от куклы. Посади мишку сзади куклы. Положи эту вещь выше другого предмета. Где она? § «Добавь слова» - закрепление использования предлогов – наречий: справа, слева, впереди, позади Стол стоит - …, кукла лежит - …,лампа висит - … § «Сделай правильно» - закрепление предложно - падежных конструкций. Логопед показывает схемы предметов. Дети располагают предметы по отношению друг к другу в соответствии со схемой предлога. § «Скажи наоборот» - закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: в - из; на - с; к - от. Мальчик положил мячик в ящик. Мальчик вынул мячик из ящика. Машина подъехала к дому. Машина отъехала от дома. § «Найди по цвету» - согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Логопед называет цвет, употребляя прилагательное в определённой форме - род, число. Дети находят предметы данного цвета, который подходит к данной форме прилагательных. Красное яблоко, платье. Желтая репа, тыква. § «Назови ласково» - закрепление согласования прилагательных с существительными, образование уменьшительных форм прилагательных. цветок – красный, а цветочек - ..., яблоко - сладкое, а яблочко - ..., цыпленок пушистый, а цыплёночек - … . § «Исправь ошибки»: Коза принесла корм девочке. Чашка разбила Лену. Мама несет сумку в капусте. § составь предложение по опорным словам. Например, по теме «Зима»: Дети, снеговик. Дети, санки, на, кататься. Снежки, мальчики, в, играть. Земля, покрыть снег. Снежинки, падать, тихо. ПРИЛОЖНИЕ № 7 Фрагмент планирования работы с детьми, |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 175. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |