Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Билет 5. Понятие фонемы и аллофона.
Билет 2. Артикуляторная характеристика согласных.
1.По соотношению шума и тона; Согласные, в которых присутствует только шум, - глухие согласные. Согласные, в которых присутствуют и шум и тон, но шум преобладает над тоном, называют звонкими шумнымисогласными. Сонорные согласные (согласные, в которых тон преобладает над шумом): «л», «м», «р», «н» и их мягкие варианты и «й». 2.По месту образования; Губные согласные (губно-гбуные: «б», «п», «м» и они же мягкие; зубно-зубные: «в», «ф» и они же мягкие) и язычные (заднеязычне: «к», «г», «х» и их мягкие пары; среднеязычные: «й»; с помощью кончика языка: все остальные). 3.По способу образования: смычные(взрывные: «п», «б», «м», «д», «т», «н», «г», «к» и мягкие аналоги; аффрикаты: при произношении аффрикаты преграда разрывается частично: «ц», «ч»), щелевые(«в», «ф», «з», «с», «ж», «х», «л», «й» и их мягкие пары), дрожащие («р», «рь»). 4.По наличию или отсутствию палатальной артикуляции – это приподнимание средней части спинки языка к среднему небу: мягкие звуки и твердые звуки. «ч», «щ», «й» - всегда мягкие «ж», «ш», «ц» - только твердые
Билет 3. Слог, законы слогоделения. Ударение, его особенности в русском языке.
Слог – отрезок речи, состоящий из одного и более звуков, произносимых одним толчком воздуха, в котором один звук выделяется наибольшей звучностью. УДАРЕНИЕ – выделение одного из слогов различными фонетическими средствами: 1.сила выдоха 2.долгота/краткость 3.особенности движения голоса
В русском языке ударение количественно-динамическое (без особенностей движения голоса)---артикуляторная хар-ка. С грамматической точки зрения(лингвист.) русское ударение является свободным и подвижным. Свобода ударения – возможность выделения гласного в любом месте слова. Подвижность ударения – при словоизменении место ударения может так же меняться. 3 акцентных типа слов: Тип А (ударение неподвижное, всегда на основе слова) Тип В (ударение неподвижное, всегда на окончании слова) Тип С (подвижное ударение) Акцентный тип слова определяют у существительных с учетом форм, числа и падежа; у прилагательных - рода, числа и падежа, отдельно для кратких, отдельно для полных форм; у глаголов – числа, рода, лица, отдельно для форм настоящего и/или будущего времени, отдельно – прошедшее времени. Основные теории слововыделения: 1.Экспираторная (чтобы вычислить границу слога, необходимо определить момент выдыхательного толчка) 2.Теория мускульного напряжения (один слог - один импульс мускульного напряжения) 3.Сонорная теория (граница слога определяется восходящей или нисходящей звучностью) 4. Теория открытого слога(граница слогов-после гласного с двумя исключениями: 1)абсолютный конец слова – единый слог; 2)слоги, заканчивающиеся на звук j –примыкание к гласной.
Подберезовик!!!!!
Билет 4. Интонация, интонационные конструкции.
Фраза – несколько тактов, объединенных одной интонацией. Интонация – изменение основного тона по высоте, иногда с увеличением силы ударения, убыстрением или замедлением темпа речи. Выделяют 7 основных интонационных конструкций (ИК). Каждая ИК характеризуется спецификой движения голоса и общим значением. ИК 1 – голос плавно движется вниз, наибольшее падение происходит на интонационном центре, общее значение конструкции – сообщение информации (повеств, невоскл предл) ИК 2 – голос резко падает на интонационном центре, далее - на максимально низких тонах (вопросительное предл с вопрос словом) ИК 3 – на интонационном центре голос сначала поднимается вверх, потом падает вниз (плавно – вопрос предлож без вопрос слова) ИК 4 – на интонационном центре голос сначала плавно падает вниз, а потом поднимается. Фраза завершается на максимально высоких тонах (интонация незавершенного предлож) ИК 5 – на интонационном центре голос резко поднимается вверх, резко падает и после паузы опять осуществляет падение сверху вниз (интонация оценки – чаще неодобрительно) ИК 6 – на интонационном центре голос плавно повышается, фраза продолжается на максимально высоком тоне (интонация удивления, недоумения) ИК 7 – на интонационном центре голос повышается, потом пауза и достаточно резкое падение сверху вниз (восклицательное предлож)
Билет 5. Понятие фонемы и аллофона.
Фонема - кратчайшая, линейно неделимая единица языка, потенциально связанная со смыслом, способная составлять и дифференцировать звуковые оболочки слов. Одна и та же фонема может по-разному реализовываться с точки зрения акустики и произносительного аппарата. Аллофоны – это вариант фонемы, обусловленный различием фонетических условий. Аллофоны делятся на : -позиционные (зависят от позиции фонемы в слове) -комбинаторные (зависят от соседства с другими фонемами) Позиционные аллофоны обусловлены расположением фонемы к ударному слогу, позицией в начале или в конце слова. Пример. [бараба’н] ъ-сверхкраткий звук ^-редкуция, сокращение гласного [бър^б’ан] Комбинаторные аллофоны связаны с произношением тех или иных соседних звуков. Пример. мама /ма/ [а] мял /м’а/ [‘а] маленький /ма/ [‘а] мяч /м’а/ [ ‘а’ ] Фонемы отличаются друг от друга по дифференциальным признакам, которые зависят от артикуляторной характеристики. Собственно-лингвистическая характеристика зависит от языковой особенности. Вода /в^да/ Дифференциальные признаки зависят от языковой системы. Сильная позиция фонемы – это позиция, в которой фонема обладает максимальной различительной способностью. Слабая позиция фонемы - эта позиция, в которой фонема обладает минимальной различительной способностью. Фонема в слабой позиции определяется по дефер. признакам. (Московская Фонемотическая Школа)МФШ - определяет фонему в слабой позиции по принадлежности к определенной морфеме. (Ленинградская)ЛФШ – как слышим, так и пишем транскрипцию (Пражская)ПФШ - фонема в слабой позиции артофонема Суперсигментные единицы – добавочные к звукам. К ним относят слог, такт и фразу. Они не существуют отдельно от линейных единиц (фонем) и произносятся вместе с ними. Билет 6. Основной принцип русской графики.
Графика – совокупность правил отображения фонем данного языка средствами алфавита. Орфография – совокупность правил отображения морфем или слов.
Графика. Графика – совокупность правил отображения фонем данного языка средствами алфавита. Основной принцип русской графики – слоговой – основной единицей языка является слог, а не буква. Основные правила русской графики:
1. Отображения твердости/мягкости согласных. Твердость согласных отображается на письме сочетанием согласной буквы с буквами «а, о, у, ы, э» или отсутствием буквы после согласной. Мягкость обозначается сочетанием с буквами «я, ё, е, ю, и, ь».
2. Отображения звука |j| (й). Может быть отображена 2 способами: -гласными (е, ё, ю, я)- указывают на звук в начале слова/после гласных/после разделительных ь и ъ (+и); - буквой й – во всех остальных случаях. Указ. На /j/
1. В начале слова
2. После гласных
3. После разделительных ъ,ь +й
Отступления от слогового принципа русской графики.
1. Использование гласный букв после шипящих и ц.
ж, ш, ц – а, о, у, ы, э (жюри, брошюра, парашют)
ч, щ – я, ё, ю, и, е
2. Обозначение твердости/мягкости согласных перед буквой е в заимствованных словах.
Компьютер, театр (…+е : пена, теме)
3. Отображение звука й
Й + о йорк ь + о медальон
Й + е йемен
Й + а майа
Й + я гойя
|