Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Исторические изменения в морфемном составе слова (опрощение, переразложении, аналогия, усложнения).
Материальная структура слова с течением времени изменяется. Эти изменения затрагивают и морфемный состав как основы, так и всего слова. Наука различает три главных типа исторических изменений в морфемной структуре слова: а) опрощение, б) переразложение, в) осложнение. · Опрощение (термин В. А. Богородицкого, известного русского лингвиста) — это переход слова от более сложного состава морфем к более простому в результате объединения двух морфем в одну. Так, в слове рубаха древний корень руб- теперь не осознается отдельно от древнего суффикса -ах-, корень и суффикс слились в одну новую корневую морфему рубах-; в слове красный теперь не осознается древний корень крас- и шедший за ним суффикс -ьн-, эти две морфемы слились в одну – красн-. · Переразложение (термин В. А. Богородицкого) — это перемещение границы между морфемами, в результате чего изменяется вид морфемы, а иногда и ее функция. Так, в древности падежные формы множественного числа рекам, реками, реках имели границу между основой и окончанием после звука [а], теперь же граница проходит после звука [к]. В слове внятно граница между приставкой и корнем проходила перед звуком [а] (я), теперь она проходит перед звуком [н ] (сравним слова внятно, понятно, занятно и т. д.). Переразложение может привести к появлению новых, ранее не существовавших морфем, например суффиксов -ение, -инк-, -тельн- и др. · Осложнение— это появление границы между морфемами на месте, где ее не было, это членение одной морфемы на две. Заимствованное из голландского языка слово Zonnedek — зонтик было разделено сознанием русского человека на зонт и ик под влиянием русских слов типа домик, листик и подобных. В словах академик, химик заметно выделяется суффикс -ик (ср. академия, химия). По аналогии тот же суфикс мы склонны выделять и в словах ботаник, логик, комик, медик, трагик, физик и под. Но этимология как будто не дает для этого оснований. Заимствованные цельные основы уже на почве русского языка «осложняются». · Аналогия (греч. analogia - соответствие, сходство) - уподобление элементов языка другим элементам того же уровня, более распространённым и продуктивным, или сближение таких элементов. А.- одна из причин нефонетических изменений звукового облика слов и форм, она приводит к выравниванию при словоизменении и словообразовании тех фактов языка, к-рые были разобщены в истории или разошлись в силу действия различных звуковых законов (см.). А. ярче проявляется в словоизменении, чем в словообразовании, это объясняется тем, что в словоизменении существует ббльшая регулярность при образовании форм. Действие А. на фонетическом уровне обусловливает появление иного, чем это ожидалось бы исторически, звука на месте другого; напр., развитие о после мягкого согласного перед твёрдым на месте "Ь (см. Ять): по А. с весна - вёсны возникло звезда - звёзды (из звезда - звезды), по А. с привести привёл развилось приобрести - приобрёл (из приобрести - приобргЪлъ). С другой стороны, действие А. приводит иногда к полной или частичной утрате исторических чередований; напр., чередование е/о исторически обусловлено качеством соседних согласных: под ударением перед твёрдым согласным произносится о, перед мягким - е (сёла - сельский, весёлый - веселье, плётка — плеть, пёк - печь), однако произносятся одинаково слова пёс - пёсик, весёлый - весёленький, тётка - тётя, горшок - горшочек и др., где гласный о перед мягким возник по А. с произношением этого гласного перед твёрдым согласным. В области морфологии действием А. вызван переход глаголов из одного класса в другой; напр., у глаголов икать, полоскать, брызгать, махать формы 1-го лица ед. ч. первоначально образовывались только с чередованием согласных: ичу, полощу, брызжу, машу, но по А. с глаголами продуктивного класса типа читать - читаю, кидать -кидаю, делать - делаю появились формы икаю, полоскаю, брызгаю, махаю, причём форма икаю стала единственно возможной в лит. языке, а остальные сосуществуют с более ранними. Совр. форма предл. п. ед. ч. существительных жен. рода с основой на к, г, х (на руке, ноге, сохе) возникла на месте др.-рус. формы с согласными ц, з, с перед окончанием (на руцЪ, нозЪ, cock) в результате А. с другими формами, сохранившими к, г, х (рука, руку, рукам и т.д.), и с формами существительных, имеющими чередование твёрдых и мягких согласных (типа кора - на коре).
46. Основные способы словообразования в русском языке. Рассмотрим основные способы словообразования русского языка. 1. Приставочный (префиксальный) способ (префиксация) – способ образования слова путём присоединения приставки к целому слову. Например: · информировать → дезинформировать, · внук → правнук, · общественный → антиобщественный, · всегда → навсегда, · брать → отобрать, · звук → ультразвук, · чемпион → экс-чемпион, · важный → архиважный, · симметрия → асимметрия, · организация → реорганизация, 2. Суффиксальныйспособ (суффиксация) – способ образования слова путём присоединения суффикса к основе слова. Например: · читать → читатель, · синий → синеть, · экзамен → экзаменатор, · два → двое, · два → дважды, · мяу → мяукать, · болото → болотистый, · музыка → музыкант, · дождь → дождливый, Особым видом суффиксального способа является нулевая суффиксация (образование деривата посредством нулевого суффикса). Например: синий → синь, тихий → тишь, входить → вход, бегать → бег. Некоторые лингвисты считают, что подобные дериваты образуются флексийным способом, то есть флексия в структуре данных слов выполняет синкретичную функцию. В школьной практике в подобных случаях обычно используют термин бессуффиксный (или безаффиксный) способ словообразования. 3. Постфиксальный способ (постфиксация) – способ образования слова путём присоединения постфикса к целому слову. Например: · какой → какой-либо, · где → где-то, · кто → кто-нибудь. 4. Приставочно-суффиксальный (префиксально-суффиксальный) способ (префиксация в сочета´нии с суффиксацией) – способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса) и суффикса к основе слова. Например: · город → пригородный, · звук → озвучить, · Москва → Подмосковье, · река → междуречье, · берег → побережье, · боль → обезболить. 5. Приставочно-постфиксальный (префиксально-постфиксальный) способ (префиксация в сочетании с постфиксацией) – способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса) и постфикса к целому слову. Например: · есть → наесться, · читать → вчитаться, · плакать → расплакаться, · мечтать → размечтаться, · терпеть → притерпеться. 6. Суффиксально-постфиксальныйспособ (суффиксация в сочетании с постфиксацией) – способ образования слова путём одновременного присоединения суффикса и постфикса к основе слова. Например: · гордый → гордиться, · куст → куститься, · невеста → невеститься, · ветвь → ветвиться, · нужда → нуждаться. 7. Приставочно-суффиксально-постфиксальный (префиксально-суффиксально-постфиксальный) способ (префиксация в сочетании с суффиксацией и постфиксацией) – способ образования слова путём одновременного присоединения приставки (префикса), суффикса и постфикса к основе слова. Например: · смех → насмехаться, · банкрот → обанкротиться. 8. Сложение (чистое сложение) – способ образования слов на базе сочинительного или подчинительного сочетания, при котором последний компонент является целым словом, а первый компонент (компоненты) – основой. Например: · светлый и розовый → светло-розовый, · оборачиваемость товара → товарооборачиваемость, · овощ и хранилище → овощехранилище, · защита рыб → рыбозащита, · официальный и деловой → официально-деловой, · научный и популярный → научно-популярный, · русский и английский → русско-английский. 9. Сложно-суффиксальный (суффиксально-сложный, сложение в сочетании с суффиксацией) – способ образования сложных слов при помощи словообразовательных средств, использующихся при суффиксации, и словообразовательных средств, использующихся при сложении. Например: · железная дорога → железнодорожный, · орден и носить → орденоносец, · два метра → двухметровый, · голова и ломать → головоломка. Особым случаем здесь является сложение в сочетании с нулевой суффиксацией, например: рыба + ловить → рыболов (согласно другой точке зрения – сложно-флексийный). 10. Сращение (слияние) – «…способ словообразования, при котором производное слово во всех своих формах полностью тождественно по морфемному составу синонимичному словосочетанию; синтаксическая связь этого сочетания (управление или примыкание) остаётся живой в структуре производного слова: вечнозелёный, тяжелобольной, умалишённый…». Например: · высоко оплачиваемый → высокооплачиваемый, · мало исследованный → малоисследованный, · быстро растворимый → быстрорастворимый. 11. Аббревиация (сложносокращённый способ) – способ образования производных слов (существительных) путём сложения усечённых отрезков или усечённых отрезков и целых слов исходного словосочетания (реже – слова). Например: · запись актов гражданского состояния → загс, · государственный аппарат → госаппарат, · заведующий учебной частью → завуч, · заведующий складом → завскладом, · военный комиссариат → военкомат, · банковский автомат → банкомат. Производное существительное, образованное данным способом, называется аббревиатурой. 12. Усечение – способ образования производных слов (существительных) путём усечения производящей основы (производящее – существительное) по аббревиатурному принципу, то есть вне границ морфем. Например: · специалист → спец, · фестиваль → фест, · абитуриент → абитура, · заместитель → зам. Лексическое значение производного и производящего тождественны. Производные, образованные усечением, относятся к разговорной лексике.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 363. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |