Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социально-бытовая и пространственная ориентировка
Слабовидящие обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) смогут освоить значимые для адаптации элементарные умения и навыки социально-бытовой и пространственной ориентировки к школьной жизни, самостоятельности и независимости от помощи окружающих людей. Обучающиеся овладеют навыками личной гигиены, самообслуживания, у них будет формироваться потребность в аккуратности. У воспитанников будут сформированы первоначальные, но адекватные представления о бытовой и социальной сферах жизни, которые позволят сделать достаточно комфортным пребывание в школе, повысить статус в семье, обогатить знаниями и умения, которые позволят обучающимся расширить круг общения и перечень доступных видов предметно-практической деятельности. У обучающихся будут формировать конкретные представления об окружающих их предметах и действиях с ними. Они получат возможность для развития умений и навыков по социально-бытовой и пространственной ориентировке. Слабовидящий обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает определенной системой умений и навыков. Личная гигиена: умением выполнять практические действия, направленные на формирование навыков самообслуживания, личной гигиены; умением выполнять гигиенические правила поведения в местах общего пользования; умением использовать разнообразные туалетные принадлежности по уходу за руками, лицом, волосами, зубами; навыком использования и хранения туалетных принадлежностей. Одежда и обувь: умением называть предметы одежды; части одежды; определять лицевую и изнаночную стороны одежды; умением использовать одежду и обувь по назначению; умением определять способы хранения одежды и обуви; умением ухаживать за одеждой и обувью; навыком соблюдения аккуратности при играх на улице, при приеме пищи. Жилище и ориентировка в нем: умением называть функциональное назначение, предметное наполнение школьных и домашних помещений; умением соблюдать гигиенические требования, предъявляемые к жилым помещениям; знаниями способов поддержания чистоты и уборки помещений; использования необходимого инвентаря для уборки помещений, знаниями способов его хранения; умениями ухаживать за комнатными растениями; умением использовать сохранные анализаторы в социально-бытовой и пространственной ориентировке; умением пользоваться бытовыми приборами, соблюдая технику безопасности. Питание: умением определять основные продукты питания по их названию, отличать по внешнему виду, вкусу, запаху; умением мыть овощи, фрукты, ягоды; извлекать продукты из упаковки; знанием правил техники безопасности при работе с режущими инструментами и приспособлениями при приготовлении пищи; умением готовить простейшие блюда, наливать кипяток в заварочный чайник и в чашку, выполнять сервировку стола; умением соблюдать правила поведения за столом. Транспорт: умением узнавать транспортные средства; представлениями о наземном пассажирском транспорте, о близлежащих остановках, проездных билетах и документах; правилами поведения в общественном транспорте; умением использовать в речи формулы речевого этикета. Культура поведения: правилами поведения в повседневной жизни и в общественных местах; при общении со сверстниками; правилами поведения при встрече и расставании со сверстниками и взрослыми; умениями обращаться с просьбой к сверстнику и взрослому; правилами поведения в магазине и умением обращаться за помощью; правилами поведения в парке и др.; правилами поведения в гостях и умением выбирать подарки. Предприятия торговли: навыками ориентировки в отделах магазинов; в отдельных видах магазинов; умением находить указатели видов магазинов; умением ориентироваться в ассортименте товаров различных видов магазинов; умением совершать покупки в предприятиях торговли, пользоваться денежными купюрами; правилами поведения при покупке товаров, правилами речевого этикета покупателя. Развитие навыков ориентировки в микропространстве: умением свободно ориентироваться «на себе»; умением ориентироваться в микропространстве – в книге, на столе, на парте, на доске; Обучение ориентировке в макропространстве: умением самостоятельно ориентироваться на основе непосредственного чувственного восприятия в небольшом замкнутом знакомом пространстве; умением самостоятельно ориентироваться в школе и пришкольном участке. 4.1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения обучающимися АООП НОО целесообразно опираться на следующие принципы: 1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся; 2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся; 3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки. Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования обучающихся, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов их образования. Основным направлением и целью оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО слабовидящих является оценка образовательных достижений обучающихся. Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО призвана решать следующие задачи: закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки; ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие, воспитание обучающихся, на достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и формирование базовых учебных действий; обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП НОО, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов; предусматривать оценку достижений обучающихся, освоивших АООП НОО; осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся. В соответствии с ФГОС НОО слабовидящих результаты достижений обучающихся в овладении АООП НОО являются значимыми как для оценки качества образования, так и для оценки педагогических кадров, деятельности образовательной организации, состояния и тенденций развития системы образования в целом. Система оценки достижения слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП НОО предполагает комплексный подход к оценке двух групп результатов образования: личностных и предметных. Основное содержание оценки личностных результатов включает: овладение социальной ролью обучающегося, сформированность мотивов обучения, навыков взаимодействия с учителем и одноклассниками; развитие любви к своей стране, городу (краю); развитие способности к пониманию и сопереживанию чувствам других людей; владение навыками коммуникации и нормами социального взаимодействия; развитие эстетических чувств; сформированность знаний о правилах безопасного здорового образа жизни, формирование интереса к предметно-практической деятельности и трудовым действиям. Оценка личностных достижений может осуществляться в процессе проведения мониторинговых процедур, содержание которых разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, их индивидуальных особых образовательных потребностей. Мониторинг, обладая такими характеристиками, как непрерывность, диагностичность, научность, информативность, наличие обратной связи, позволяет осуществить не только оценку достижений планируемых личностных результатов, но и корректировать (в случае необходимости) организационно-содержательные характеристики АООП НОО. В целях обеспечения своевременности и объективности оценки личностных результатов целесообразно использовать все три формы мониторинга: стартовую, текущую и финишную диагностику. Для полноты оценки личностных результатов следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку важным параметром оценки служит формирование у обучающихся готовности и способности к проявлению личностных результатов в повседневной жизни в различных социальных (школьной, семейной) средах. Личностные результаты в соответствии с требованиями ФГОС НОО слабовидящих обучающихся не подлежат итоговой оценке. Оценка предметных результатов овладения обучающимися АООП НОО представляет собой оценку возможных достижений слабовидящих с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по отдельным предметам, курсам коррекционно-развивающей области и включает: достижения обучающихся в усвоении знаний и умений по каждому учебному предмету; овладение содержанием курсов коррекционно-развивающей области. В связи с неоднородностью данной группы оценка достижений обучающихся, базируясь на принципах индивидуального и дифференцированного подходов, предполагает, что объектом оценки предметных результатов, связанных с достижениями обучающихся в усвоении знаний и умений по каждому учебному предмету выступает способность применять их в практической деятельности. В процессе оценки результатов необходимо иметь в виду, что даже незначительные по объему и элементарные по содержанию знания, несложные умения, незначительно выраженная способность использовать их в практической деятельности играют определенную роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом. Оценку этой группы результатов целесообразно начинать со второго класса и сочетать ее с поощрением и стимулированием деятельности обучающихся, используя только качественную оценку. При этом принципиально важным является оценка не только того, насколько обучающейся продвигается в освоении того или иного учебного предмета, но и появление у него значимых предпосылок учебной деятельности (способность осуществлять действия не только под непосредственным и прямым руководством учителя, но и с определенной долей самостоятельности; готовности слушать и вступать в диалог и др.). Предметные результаты данной группы в соответствии с требованиями ФГОС НОО слабовидящих обучающихся подлежат итоговой оценке. Основным объектом оценки предметных результатов, связанных с овладением обучающимися содержанием курсов коррекционно-развивающей области, выступают практические достижения обучающихся в решении задач, связанных с учебно-познавательной деятельностью и повседневной жизнью. Оценка результатов данной группы должна быть направлена на поощрение и стимулирование деятельности обучающихся на курсах коррекционно-развивающей области. В процессе оценки результатов данной группы необходимо иметь в виду, что центральным результатом является не только повышение уровня тех или иных показателей, но и те усилия и старания, которые прилагает обучающейся для достижения определенного результата, уровень его заинтересованности в участии в той или иной деятельности, уровень его самостоятельности. Оценка этих результатов осуществляется на основе интегративных показателей, свидетельствующих о положительной динамике («было» - «стало») в практических достижениях обучающихся. В сложных случаях в качестве критерия оценки результатов может выступать сохранение психоэмоционального статуса обучающегося. Содержание оценки, критерии, организационные процедуры, используемый инструментарий оценивания, формы представления результатов разрабатывается образовательной организацией. Результаты освоения коррекционно-развивающей области в соответствии с требованиями ФГОС НОО слабовидящих обучающихся не подлежат итоговой оценке. Обобщенная оценка результатов освоения коррекционно-развивающей области может осуществляться в ходе мониторинговых процедур или посредством использования метода экспертных оценок. В случае использования метода экспертных оценок в образовательной организации создается экспертная группа, в состав которой входят: педагогические работники; педагог-психолог, социальный педагог и медицинские работники. Основной формой работы участников экспертной группы является психолого-медико-педагогический консилиум. Для полноты оценки результатов, связанных с овладением обучающимися содержанием курсов коррекционно-развивающей области, следует учитывать мнение родителей (законных представителей), поскольку важным параметром оценки служит формирование у обучающихся готовности и способности к их проявлению в повседневной жизни в различных социальных средах (школьной, семейной). При оценке педагогических кадров (в рамках аттестации), деятельности образовательной организации (в ходе аккредитации), системы образования в целом учитывается оценка достижений слабовидящими обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП НОО. Оценка достижения планируемых результатов освоения АООП НОО осуществляется с учетом: результатов мониторинговых исследований федерального, регионального, муниципального уровней, где объектом оценки выступает интегративный показатель, свидетельствующий о положительной динамике обучающихся. Содержательный раздел |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-31; просмотров: 188. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |