Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Сущность, принципы и средства коррекционно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях для детей с интеллектуальной недостаточностью.
Организация коррекционно-воспитательной работы является основным направлением в деятельности образовательных учреждений, где воспитываются и обучаются, в частности, дети с проблемами интеллектуального развития, в том числе и дошкольного возраста. У истоков ее теории и практики лежат работы таких видных дефектологов как Л.С.Выготский, А.Н.Граборов, В.П.Кащенко и др. Коррекционно-воспитательная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских мероприятий (средств), направленных на преодоление или ослабление недостатков в психическом и (или) физическом развитии детей. Именно она самым существенным образом отличает деятельность общеобразовательных дошкольных учреждений и учреждений компенсирующего или комбинированного вида. Коррекционно-воспитательную работу характеризуют такие принципы как: - целостность, т.к. все проводимые мероприятия адресуются ко всей личности ребенка в целом, а не к отдельным психическим процессам и функциям; - системность, т.к. все мероприятия проводятся в системе, согласованно, планомерно, во взаимосвязи друг с другом и рассчитаны на длительное время; - комплексность, т.к. все используемые средства обеспечивают возможность оказывать коррекционные воздействия, как на физическое развитие ребенка, так и на развитие психических процессов и функций, эмоционально-волевой сферы, личности ребенка в целом; - связь с социальной средой, предполагает расширение границ проведения коррекционно-воспитательной работы за пределы дошкольного учреждения и включение в нее той социальной среды, в которой воспитывается ребенок. Это обусловлено тем, что результативность коррекционно-воспитательной работы зависит в большой мере от того каково положение ребенка в семье, насколько широк круг его общения вне пределов семьи с взрослыми и сверстниками, как ребенок ориентируется в окружающей предметной, природной и социальной среде. В основе построения коррекционно-воспитательной работы с детьми с проблемами интеллектуального развития должны быть положены следующие принципы. Принцип принятия ребенка. Реализация принципа предполагает формирование правильной атмосферы в среде, где воспитывается ребенок, т.е. в детском саду и в семье. Для успешности коррекционно-воспитательной работы важное значение имеет отношение к ребенку, прежде всего, членов семьи и сотрудников дошкольного учреждения. Уважение к ребенку, наряду с разумной требовательностью, вера в его возможности развития (пусть даже часто весьма ограниченные) и стремление в наибольшей мере развивать его потенциальные возможности – это те условия, которые обеспечивают создание наиболее благоприятной для развития ребенка атмосферы. Принцип помощи. Существующая система дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного вида свидетельствует о том, что общество признает право ребенка с проблемами в развитии, в том числе, с интеллектуальной недостаточностью, на особые условия воспитания и обучения с первых лет его жизни. Эти учреждения обеспечивают благоприятные условия воспитания ребенка, к которым можно отнести, в частности, наличие квалифицированных специалистов, соответствующую материальную базу, относительно небольшую наполняемость групп и др. Принцип индивидуального подхода. Принцип индивидуального подхода в коррекционно-воспитательной работе предполагает необходимость определения индивидуальной цели воспитания каждого ребенка. Это особо важно, т.к. глубина, характер нарушения определяют наличие достаточно выраженных различий в возможностях развития ребенка. Следовательно, нельзя схематически формулировать цель воспитания детей, а необходимо учитывать индивидуальные возможности и условия воспитания каждого ребенка. Принцип показывает, что ребенок имеет право развиваться в соответствии со своеобразными психофизическими особенностями. Его реализация обеспечивает возможность достижения ребенком потенциального уровня развития через приведение содержания, методов, средств и организации процесса воспитания и обучения ребенка в соответствие с его индивидуальными возможностями. Практическим выражением реализации этого принципа в деятельности дошкольных учреждений является преобладание индивидуальных и групповых форм обучения, в процессе использования которых реализуются индивидуальные коррекционно-образовательные программы. Принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий. Принцип сотрудничества с семьей. В такой ситуации семья нуждается в поддержке и помощи со стороны образовательного учреждения, как в плане оказания квалифицированной помощи ребёнку, так и в плане психологической поддержки родителям и другим её членам. Создание комфортной атмосферы в семье, наличие правильного отношения к ребёнку со стороны всех членов семьи, единство требований, предъявляемых ребёнку со стороны дошкольного учреждения и семьи, безусловно, будут способствовать более успешному его физическому и психическому развитию. Построение коррекционно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста с проблемами интеллектуального развития в соответствии с названными принципами обеспечит наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей развития каждого ребенка.
Средства КВР Психолого-педагогические 1)педагогический режим -небольшая наполняемость группы 10-15 чел, в умеренной до 8 чел. -большое количество специалистов -наличие разнообразных помещений 2)игра и другие виды деятельности, способствующие активизации психического развития и коррекции недостатков (рисование, аппликация, уроки труда, самообслуживание, музыкальная деятельность) 3)коррекционная направленность процесса обучения 4)психологическое сопровождение: -работа с ребенком -работа с родителями -работа с педагогом 5)логопедическое сопровождение
Лечебно-оздоровительная работа а) профилактические мероприятия (тщательное обследование ребенка, динамическое наблюдение за состоянием его здоровья и нервной системы, соблюдение санитарно-гигиенических требований по уходу за детьми и содержанию помещений, в которых они находятся и пр.); б) лечение (медикаментозное лечение, фитотерапия, физиотерапия); в) оздоровительные мероприятия (массаж, занятия лечебной физкультурой, закаливание и др.). Вся лечебно-оздоровительная работа способствует правильному физическому развитию ребенка и укреплению его здоровья. Планомерное, систематическое проведение всех мероприятий в комплексе осуществляется медицинским персоналом дошкольного учреждения (врач, медсестры, массажист, физиотерапевт, инструктор ЛФК). Медицинские мероприятия создают благоприятные условия для успешного проведения психолого-педагогических (охранительный педагогический режим, игра и другие виды деятельности, особая организация процесса обучения). Только в сочетании с последними медицинские воздействия могут обеспечить высокую эффективность всей коррекционно-воспитательной работы с каждым ребенком. В практике ее организации важное значение имеет согласованное взаимодействие всех специалистов - врача, учителя-дефектолога, психолога, логопеда.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 322. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |