Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Краткая характеристика структуры программыСтр 1 из 13Следующая ⇒
ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ
А. В. Бородина
ИСТОРИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ, ЛИЦЕЕВ И ГИМНАЗИЙ
Издание седьмое, исправленное
МОСКВА
Издательство ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ 2009
Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» по программе А. В. Бородиной «История религиозной культуры» разрабатывается По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
ЭКСПЕРТИЗА: Институт развития личности (ныне – Институт семьи и воспитания) РАО, руководитель религиоведческой группы — к. филос. Н. И. А. ГАЛИЦКАЯ РЕЦЕНЗЕНТЫ: АЛЕКСАНДР ШАРГУНОВ, протоиерей, преподаватель МДА, глава Комитета «За нравственное возрождение Отечества»; Н. Д. НИКАНДРОВ, президент РАО, д. пед. н., академик РАО; С. К. КОМКОВ, президент Всероссийского фонда образования, д. пед. н., д. филос. н., проф., акад. РАЕН; М. Н. КУЗНЕЦОВ, д. ю. н., проф. РАГС при Президенте РФ; И. В. МЕТЛИК, д. пед. н., ст. науч. сотр. Института семьи и воспитания РАО; И. Г. МИНЕРАЛОВА, д. филол. н., проф. МПГУ; С. В. ПЕРЕВЕЗЕНЦЕВ, д. ист. н., проф. МГУ им. М. В. Ломоносова, сопредседатель Правления Союза писателей России; Т. В. ЧЕЛЫШЕВА, д. пед. н., проф., зав. каф. художественного образования АПКиПРО РФ; В. И. ШАМШУРИН, д. соц. н., проф., зав. каф. политологии философского ф-та МГУ им. М. В. Ломоносова; И. В. БУГАЁВА, к. филол. н., декан филол. ф-та ПСТГУ; Г. Н. МЕЛЕХОВА, к. ист. н.; С. Б. РОМАНОВ, зам. начальника Центра качества образования Департамента образования г. Москвы, проректор МИОО Департамента образования г. Москвы; Л. Я. НОСКОВА, директор школы № 979 г. Москвы.
Б 83 А. В. БОРОДИНА История религиозной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Изд. 7-е, испр. – М., 2009. – 64 с.
Программа учебного историко-культурологического курса «История религиозной культуры» разработана для 1–11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Программа апробирована в школах различного типа с 1996 г. Курс используется как средство повышения качества базового образования по русскому языку, литературе, истории, обществоведению, граждановедению, мировой художественной культуре, по региональным краеведческим курсам, а также для систематического духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях различного типа.
© А. В. БОРОДИНА,1997, 2000, 2004, 2005, 2006, 2007 © А. В. БОРОДИНА,2009, с изменениями © Изд-во «Основы православной культуры», 2005, 2006, 2007
СОДЕРЖАНИЕ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА............................................................... 4 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА................................................................................ 13 Часть I (начальная школа) «Роль религиозной культуры в жизни человека» Класс Раздел 1 «МЫ И НАША КУЛЬТУРА»…………………………..13 Класс Раздел 2 «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС»............................ 16 Класс Раздел 3 «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ»................... 19 Класс Раздел 4 «ПРАВОСЛАВИЕ — КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩАЯ РЕЛИГИЯ РОССИИ» 21
Часть II (основная школа) «Православная культура и история христианства» Класс Раздел 5 «ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК».................... 28 Класс Раздел 6 «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»... 30 Класс Раздел 7 «РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО».................................... 37 Класс Раздел 8 «ХРИСТИАНСТВО В V–XV вв.»............................... 41 Класс Раздел 9 «ХРИСТИАНСТВО В XVI–XX вв.».......................... 46
Часть III (средняя школа) «Религии мира» Класс Раздел 10 «ДРЕВНИЕ РЕЛИГИИ»............................................... 40 Класс Раздел 11 «СОВРЕМЕННАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА»…43
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Огромный интерес педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования. К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты. Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и художественно-изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символических образов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы. С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени ими вызвана третья причина – снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования в том числе путём включения и систематизации знаний об истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры. Следующая причина – это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории – определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами. Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающиеся с 90-х гг. в России на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов. Особое значение область истории религиозной культуры приобретает для творчески одарённых школьников, для верующих детей. Реализация авторского проекта «Религиоведческое образование в государственной школе» позволило убедиться в особой востребованности разделов программы «История религиозной культуры», посвящённых основам православной культуры. И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину и желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре. Курс «История религиозной культуры» построен с учётом обозначенных выше проблем современной российской действительности и призван способствовать их решению, используя возможности государственных (светских) школ обычного типа и учреждений повышенного уровня образования. Предлагаемый курс предназначен для преподавания в государственных и муниципальных школах, лицеях и гимназиях с 1 по 11 класс, но с успехом используется и в конфессионально ориентированных учреждениях (православных гимназиях, воскресных школах). В связи с проблемой кадров и обеспечения школы (класса) учебно-методической литературой возможно преподавание отдельных частей и разделов курса, например разделов начальной школы или 6 раздела. Полный курс рассчитан на 11 лет обучения по 1 часу в неделю. На такой объём рассчитаны все учебные и методические пособия по годам обучения. Однако ввиду различных условий организации школьного обучения возможно увеличение часов, дополнение и углубление курса за счёт факультативов и кружковой работы. Концептуальные стратегические (образовательные и общекультурные) и психолого-адаптационные задачи курса: — изучение православной религиозной традиции; — изучение истории христианства; — изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета; — изучение православной этики; — ознакомление с православным календарём; — знакомство с агиографией; — ознакомление с особенностями церковного искусства; — изучение устроения православного храма; — ознакомление с особенностями православного богослужения; — изучение церковнославянского языка; — ознакомление с мировыми религиями и сектами; — ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию; — ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий; — ознакомление с основными видами православного богослужения; — формирование целостного восприятия мира; — воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека; — формирование культуры общения; — предупреждение возможных тупиков личностного развития; — воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств; — выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества; — предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве; — воспитание патриотизма; — формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства; — духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры; — приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям; — расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения; — оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественной культуре; — возрождение православных основ семьи; — пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории; — творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории; — формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.
Краткая характеристика структуры программы Программа построена по принципу постепенного усложнения учебного материала с учётом возрастных особенностей учащихся. Весь курс разбит на 3 части (по ступеням школьного образования) и 11 разделов по годам обучения: |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-30; просмотров: 201. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |