Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Понятие «звуковая культура речи». Задачи и сод-ие работы по воспит-ю ЗКР .
ЗКР - понятие широкое, вкл. в себя след. компоненты: 1) фонематический - умение четко и правильно произносить все звуки 2) орфоэпические - вкл. все виды ударений и лит - ые нормы языка 3) выразительность речи - интонационная выраз - ть ЗКР – это умение пользоваться лингвистическими и просадическими ( удар. в словах, интонация, темп, ритм) единиц. языка в зависимости от ситуации и условий общения.
Закономерности освоения фонематической системы родного языка представлены в работах Максакова, Кварцева, Гвоздева, Эльконина, Левиной. Способность к восприятию зв.речи проявляется у детей черезвычайно рано. восприятие звуков выделяют два вида звука: - Фонетический(различие звуков окружающей действительности) - фонематический(различение звуков речи) Для освоения речевой деят-ти работа ведется по развитию фонетического и фонематического звука, который выделяется как речевой звук. Левина выделила 5 этапов в освоении фонематической системы родного языка: 1. до фонемный. Восприятие речи осуществляется на основе мелодико - ритмической структыры. ребенок не дифференцируют фонемы родного языка. 2. фонемный. выступает тогда, когда ребенок использует звуки как средство общения. хар-ся дифференциацией далеких фонем.(глас. и согл) 3. ребенок осваивает и дифференцирует согл.звук внутри групп шипящие, свистящие, соноры-афикаты. (к,х) восприятие недостаточно дифференцированно, а речь ребенка соот-т восприятию. Ребенок способен различать ошибки в звукопроизношении речи, но только тех звуков, которые сам произносит правильно. 4. завершается процесс овладения фонматической системы род.языка, ребенок правильно воспринимает и произносит все звуки. Дифференц. согл.зв. между группами. 5.происходит формирование навыков фонемного анализа и синтеза. ребенок осваивает только дифференсацию согласных, фонем, т.е определяет тв.или мягк.звуков, определ.звонкого или глухого. Порядок освоения фонем, примерных программ, определен в соответствии с иследов-ем Эльконина Порядок освоения фонем для логопед.работы определен Гвоздевым. В соответствии закономерностями определяется основное содержание работы: В раннем возрасте- это развитие фонематического восприятия, развитие речевого дыхания; развитие мелкой моторики; развитие артикуляции; дифференциация гл.и согл. звуков. Мл.дошк.- все теже самые виды работ + постановка и автоматизация свистящих и шипящих звуков, подготовка произношения сонорных звуков. В этом возрасте ведется работа по преодалению общей смягчённости речи. Средний дошк.воз.- все тоже самое, отработка и автоматизация сонорных звуков; дифференциация согласн.фонем внутри и между группами. Стар.Подг.группа- все тоже самое. + развитие интонационной выразительности речи, формирование навыков фонемного анализа и синтеза. В процессе освоения фонематической системы выделяют типичные ошибки звукопроизношения: - общее смягченности речи
- пропуск или замена звуков
- перестановка слогов в слове,
- замена шипящих, свистящих и наоборот.
- замена, пропуск и взаимозамена сонорных звук. (р,л,й)
|