Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Нравственные ценности и мораль.
Этими вопросами занимается этика- учение о морали, и аксиология- учение о ценностях. Слова «нравственность», «мораль», «этика» близки по смыслу. Но возникли они в трех разных языках. Слово «этика» происходит от греч. ethos — нрав, характер, обычай. Его ввел в обиход 2300 лет назад Аристотель, который назвал «этическими» добродетели или достоинства человека, проявляющиеся в его поведений, — такие качества, как мужество, благоразумие, честность, а «этикой» — науку об этих качествах. Слово «мораль» — латинского происхождения. Оно образовано от лат. mos (множ. число mores), что означало примерно то же, что ethos в греческом — нрав. обычай. Цицерон, следуя примеру Аристотеля, образовал от него слова moralis — моральный и moralitas — мораль, которые стали латинским эквивалентом греческих слов этический и этика. А «нравственность» —русское слово, происходящее откорня «нрав».Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Так в русскомязыке появились три слова с примерно одним и тем же значением. Со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга. Но в практике словоупотребления эти слова практически взаимозаменяемы Понятие ценностей отражает значимость тех или иных объективных явлений для жизни человека. Ценностное отношение формируется в процессе человеческой деятельности, где выделяют 3 вида производства: производство людей( социализация), вещей и идей. Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы. Сегодня первой(основной) ценностью является сам человек во всем самоценным Понятие ценности человека несводимо к понятию полезности для общества. Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — способ регуляции отношений людей в обществе. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т.д Мораль реализует потребность людей в человечности. Она поддерживает и санкционирует определенные общественные устои.Она существует на трех уровнях: 1) индивидуальный 2) уровень соц групп 3) общечеловеческий(субъект-человечество). В зависимости от степени сложности регулятивного воздействия на человека в морали выделяют компоненты: 1) нравственные идеалы и ценности 2) нравственные принципы и нормы 3) нравственные качества личности. Наиболее опосредованное и сложное влияние оказывает ценностный (духовный) компонент морали. И влияние его основано на определении смысла и цели жизни человека. Нормативный(социальный)компонент морали явл вторым по степени сложности регулятивного воздействия. Нравственные нормы направлены на приведение в соответствии сущного должному ,конкретных поступков и поведения человека избранному идеалу. Психологический компонент морали,его воздействие осуществляется автоматически. Под его воздействием человек поступает под влиянием нравственного чувства.
Философия истории о смысле и направленности исторического процесса. Главные вопросы в философии: - Куда «ведет» мир история; - В чем смысл истории; - В чем состоит направленность исторического процесса;
Историко- культурные предпосылки древнеиндийской философии и её основные категории. Важнейшим культурным памятником Др.Индии явл веды (с санскрита – знание),в них находит отражение политеизм( многобожие). Они начали создаваться в сер. 2 тысячел до н.э. Вообще они насчитывали более 2 тыс богов. 4 Книги- веды-веда гимнов( главная);Веда мелодий; заключений; жертвоприношений; В ведах мы сталкиваемся с явлением генотеизма. Он проявляется в отсутствии четкой иерархии пантеона(совокупности богов). И в разных гимнах люди обращаются к разн богам. В процессе развития ведийского мировоззрения в этом пантеоне выделяется 3 божества: Брахман-создатель вселенной; Вишну-бог хранитель вселенной; Шива- бог разрушитель. Эта троица рассматривалась как основа мироздания. В VIII-VII вв. до н.э. возникли комментарии к Ведам- Упанишады. В упанишадах образ бога Брахмана преобразуется в абстрактное понятие – брахман/брахмо и обозн уже не личность бога ,а абстрактное первоначало бытия, единую духовно-телесную субстанцию мира, в которой все возникает, существует и прекращает свое существование. В этот период произошел переход от мифа к философии. Категории: -Атман- категория, обозначающая любое индивидуальное существование( в том числе человека), проявление единой универсальной божественной сущности. Атман- проявление Брахмана. Круг Сансары(круговорот бытия)- путь развития всех живых существ. - Карма- универсальный закон, в соотв с которым осуществляется круговорот бытия(т.е живые существа вращаются в круге сансары Йога- учение о том, как достичь слияния с абсолютным бытием, прекратив круговорот бытия и достигнув освобождения сознания.Главным способом постижения истины явл. - Видение- непосредственное восприятие истины, которое достигается путем слияния человеческого сознания с абсолютным бытием. Философия буддизма. Буддизм появился в VIв. До н.э. Основатель: Сидхардха ГаутамаОднажды он ушел из дворца чтобы понять смысл жизни, и во время медитирования к нему снизошло озарение =>стал Буддой. Он понял что прошел 2 пути-удовольствия и аскетизма и открыл срединный путь-4благородные истины. Т.е он говорит о 2 крайностях в поведении людей, которые мешают им встать на путь освобождения от страданий. Одна крайность предполагает жизнь, погружённую в желания, связанную с мирскими наслаждениями; это жизнь низкая, тёмная, заурядная, неблагая, бесполезная. Другая крайность предполагает жизнь в самоистязании; это жизнь, исполненная страдания, неблагая, бесполезная. Избегая этих двух крайностей, Татхагата во время Просветления постиг срединный путь, — путь, способствующий постижению, пониманию, ведущий к умиротворению, к высшему знанию, к Просветлению, к нирване». Четыре благородные истины 1.жизнь есть страдание, 2у этого страдания есть причина, 3эта причина может быть устранена, 4 есть путь, который ведет к освобождению от причины страданий — это восьмеричный золотой путь Будды. «Этот человеческий мир полон страданий. Жизнь — страдание, старость — страдание, болезнь — страдание, смерть — страдание. Встреча с неприятным человеком — страдание, разлука с любимым — страдание. Недостижение желаемого — тоже страдание. Всякая привязанность к чему бы то ни было — страдание. Это и есть истина страдания. Освобождению от круговорота бытия способствует –практика нравственности(вкл отказ от 10 не добродетелей (физ, недобр речи, недоб ума(пороки)))Преодоление этих не добродетелей-наработка благой кармы => уход в нирвану.
32. Философские школы Древнего Китая: сравнительный анализ даосизма и конфуцианства. Школа Даосизма. Основатель даосизма- Лао Цзы(старый учитель)( начало VI в. до н.э.) Главный трактат даосов «О пути и добродетели» Основное понятие- дао- абсолютное потустороннее начало, божественное первоначало бытия, являющаяся истинной всякого бытия. Можно сказать еще – бытие, в котором все растворяется. Человек в философии даосизма-все существующее являющееся силой.Т.е чел-это и есть Дао. Основополагающий признак др культур «Все существует во всем» Дао неисчерпаемо и безгранично оно не рождается и не умирает => я также безграничен, не рождаюсь, и не умираю. Даосы утв что Дао присутствует всей своей полнотой во всем. Главные принципы даосизма: 1.) принцип недеяния-(Дао совершенно мудрого это деяние без борьбы) отказ от действий, противоречащих природе вещей. Вмешательство человека в законы природы- ошибочно и не может привести к успеху. Я не делаю, через меня бог делает. 2.) Принцип молчания- постижение истины возможно только через слияние человека с природой, а не через разум и чувства. Истинное знание не выразимо в словах. «Именно сердце отличает истину от лжи» т.е. познать истину можно не размышляя о ней, но растворяясь в ней. Главная цель человеческой жизни- достижение гармонии с природой. Школа конфуцианства. Основатель- Конфуций( VI век до н.э) Конфуцианство принимает небо как символ высшего порядка, как высшая инстанция, некое божественное начало. Конфуцианство поддерживало и активно пропагандировало культ почитания предков и культ Земли. Вершиной стремления человеческого развития в конфуцианстве, так же как и в даосизме было достижение Дао. Дао – высшая субстанция, центр всего. Дао занимало в конфуцианстве понятие бога, но, в отличие от даосизма, в конфуцианстве основной упор делался на духовно – социальное совершенствование человека, в частности на образование, интеллектуальное развитие, очень строгое соблюдение определенных традиций и общественных правил, регулирующих все стороны общественной жизни человека. Лишь строгое соблюдение правил, по Конфуцию, дает человеку возможность приобщиться к Дао, познать божественную природу бытия. Для конфуцианства характерны некоторые специфические отличия этого учения от других религий. Одним из отличий является соотношение религии и морали. Если в других мировых религиях бесспорно преобладание религиозного начала, в частности, чудесное происхождение человека, то в данном учении это все играет настолько второстепенную роль, что упоминания об этом нет ни в одном источнике. Иными словами, в Китае с древности мораль и этика читались первичным, а религия – вторичным. Другой особенностью конфуцианства является ее рационализм, т.е. решение проблемы социальной политики и этики, задачи организации жизни в этом мире и стремление преобразовать порядки в стране в соответствии с представлениями об идеальном устройстве общества. Таким образом, анализируя конфуцианство, надо отметить, что, основатель этого учения создавал свой идеал человека и ничего не говорил о том, откуда человек произошел. Конфуций учил, каким человек должен быть с точки зрения этики и морали. Главные принципы: 1.) принцип взаимности ( гл трактат «Беседы и суждения», Неделай другим того чего не желаешь себе-золотое правило нравственности.поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой, т.е любовь к людям); 2.) принцип соблюдения ритуала( необходимо соблюдать культурные традиции для возврата к «Золотому веку» ,т.е надо вспомнить правила и нормы жизни кот были в Золотом веке.)Он говорил о соблюдении и возрождении традиций и ритуала(под ним понимался этикет – это форма поведения кот существует в обществе ,кот служит знаковой системой выражающей сущность отношения чела к себе и людям)Ритуал важен тк. создает гармонию; 3.) принцип сыновьей почтительности- Принцип регулирует семейные отношения.сын должнен почитать отца, младший( в общественной иерархии) должен почитать старшего, но при этом старшие должны заботиться о младших;Этот принцип единственная гарантия развития общества. 4.) принцип исправления имен- В резул-те утраты смысла слов ,люди пользуются ими не правильно.Т.е чел называет себя отцом ,при этом ведет себя по иному => общество разрушается. необходимо вернуть словам их истинный смысл, который был утерян; нужно внимательно следить за собственной речью. Главная цель в жизни(конфуцианство)- социальная гармония. Достигнуть ее можно только соблюдая нормы морали(поэтому значительная часть конфуцианства- этика). Конфуций описывает идеал нравственной личности(благородный муж)- следует долгу и закону, требователен к себе, о нем не судят по мелочам(можно доверить большие дела), живет в согласии с др ,но не гонится за ними, ему легко услужить, но трудно доставить радость тк радуется только должному, ко всем относится одинаково – беспристрастен.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 208. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |